о признании бездействия ораган местного самоуправления



Дело 2-225/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Вяземский

01 апреля 2011 года

Вяземский районный суд Хабаровского края в составе:

председательствующего: судьи Поливода Т.А.,

при секретаре: Прилюбенко Г.А.,

с участием заместителя прокурора Вяземского района Таболина В.Ю., представителя администрации Вяземского муниципального района Хабаровского края Гордеева В.Н., действующего на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Вяземского района в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия органа местного самоуправления - администрации Вяземского муниципального района,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Вяземского района обратился с заявлением в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия органа местного самоуправления - администрации Вяземского муниципального района, просил признать незаконными бездействия администрации Вяземского муниципального района, выразившиеся в не исполнении требований ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", распоряжение Минтранса РФ от 16 июня 2003 г. № ОС-548-р "Об утверждении ОДМ "Руководство по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах", ОДМ "Методика испытания противогололедных материалов" и ОДН "Требования к противогололедным материалам", по содержанию автомобильной дороги «Вяземский-Шумный-Таежный» Вяземского муниципального района с 10.02.2011 года до вынесения судом решения по делу; обязать администрацию Вяземского муниципального района привести автомобильную дорогу «Вяземский-Шумный-Таежный» Вяземского муниципального района в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", распоряжение Минтранса РФ от 16 июня 2003 г. № ОС-548-р "Об утверждении ОДМ "Руководство по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах", ОДМ "Методика испытания противогололедных материалов" и ОДН "Требования к противогололедным материалам" в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу; признать незаконным бездействие администрации Вяземского муниципального района, выразившееся в не проведении оценки технического состояния автомобильной дороги «Вяземский-Шумный-Таежный» Вяземского муниципального района за период с 25.02.2010 по 25.02.2011 г.; обязать администрацию Вяземского муниципального района, провести в 2011 году оценку технического состояния автомобильной дороги «Вяземский-Шумный-Таежный» Вяземского муниципального района, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Вяземского района 10 февраля 2011 года проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения, по результатам которой, установлено следующее:

В силу ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. При этом обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющие содержание автомобильных дорог. В соответствии с п. 5 ч. 1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" устанавливаются нормы связанные с владением и использованием дорог. В соответствии с п. 10 ст. 6 указанного закона к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения поселений, частных автомобильных дорог.

Частью 3 ст. 15 Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

В соответствии с ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а так же улицы и дороги городов и других населенных пунктов.

На дорогах и улицах городов и других населенных пунктов снег с проезжей части следует убирать в лотки или на разделительную полосу и формировать в виде снежных валов с разрывами на ширину 2,0-2,5 м (п. 3.1.7 ГОСТ Р 50597-93).

Пунктом 3.1.6 и прилагаемой к нему таблицей № 4 ГОСТ Р 50597-93 определено, что сроки ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки для автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населенных пунктов с учетом их транспортно-эксплуатационных характеристик не может превышать 6 часов. Нормативный срок ликвидации зимней скользкости принимается с момента ее обнаружения до полной ликвидации, а окончание снегоочистки - с момента окончания снегопада или метели до момента завершения работ.

В соответствии с п. 4.5.1. распоряжения Минтранса РФ от 16 июня 2003 г. №ОС-548-р "Об утверждении ОДМ "Руководство по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах", ОДМ "Методика испытания противогололедных материалов" и ОДН "Требования к противогололедным материалам" искусственные сооружения (мосты) на автомобильных дорогах являются одним из наиболее гололедоопасных участков. Поэтому работы по профилактической обработке, ликвидации зимней скользкости и снегоудалению на них должны проводиться в первую очередь, особенно на средних и больших мостах.

В соответствии с п. 4.5.6. распоряжения Минтранса РФ от 16 июня 2003 г. №ОС-548-р "Об утверждении ОДМ "Руководство по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах", ОДМ "Методика испытания противогололедных материалов" и ОДН "Требования к противогололедным материалам" на конструктивных выступах мостов, эстакад, путепроводов (ригеля, насадки, консоли тротуаров и т.п.) необходимо производить удаление снега, если толщина превышает 10 см. В первую очередь нужно очищать южную сторону сооружения.

В соответствии с п. 3.2.10. распоряжения Минтранса РФ от 16 июня 2003 г. №ОС-548-р "Об утверждении ОДМ "Руководство по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах", ОДМ "Методика испытания противогололедных материалов" и ОДН "Требования к противогололедным материалам" борьбу с зимней скользкостью дорожно-эксплуатационные организации обязаны проводить при каждом случае ее появления. В первую очередь работы проводятся на участках, где больше всего возможно возникновение аварийных ситуаций: на подъемах и спусках с большими уклонами, в пределах населенных пунктов, на кривых малого радиуса, участках с ограниченной видимостью, где особенно часто может требоваться экстренное торможение.

В соответствии с п.5.4.8. ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", знак 3.11 "Ограничение массы" применяют для запрещения движения транспортных средств, в том числе составов транспортных средств, общая фактическая масса которых больше указанной на знаке.

В соответствии с п.8.1.2. ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", удерживающие ограждения устанавливают с обеих сторон проезжей части мостового сооружения.

Согласно правилам классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.09.2009г № 767 автомобильная дорога «Вяземский-Медвежий-Шумный» относится к 4 категории автомобильной дороги, общее число полос движения – 2 штуки, ширина полосы движения - 3-3,25 м., соответственно общая ширина проезжей части должна составлять 6 – 6,50 м.

10 февраля 2011 года ходе выездной проверки установлено, в результате обследования автомобильной дороги местного значения «Вяземский-Медвежий-Шумный» выявлены нарушения требований нормативных документов:

На участке автомобильной дороги с координатами: 47 градусов 21.340 минут северной широты и 135 градусов 12.242 минуты восточной долготы ширина проезжей части составляет 4 м 10 см, на указанном участке слева и справа сформированы снежные валы без разрывов на ширину 2,0-2,5 м (правила классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.09.2009г № 767, п. 3.1.7 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»).

На участке автомобильной дороги с координатами: 47 градусов 20.853 минут северной широты и 135 градусов 10.819 минуты восточной долготы расположен подъем с большим уклоном с образованием снежного наката, однако, профилактическая обработка покрытия противогололедными материалами, либо ликвидация снежно-ледяных отложений с помощью химических или комбинированных ПГМ, либо обработка снежно-ледяных отложений фрикционными материалами не осуществлялась, ширина проезжей части составляет 3 м 30 см, слева и справа сформированы снежные валы без разрывов на ширину 2,0-2,5 м (п. 3.2.10 распоряжения Минтранса РФ от 16 июня 2003 г. № ОС-548-р "Об утверждении ОДМ "Руководство по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах", ОДМ "Методика испытания противогололедных материалов" и ОДН "Требования к противогололедным материалам", правила классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.09.2009г № 767, п. 3.1.7 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»).

На участке автомобильной дороги с координатами: 47 градусов 20.752 минуты северной широты и 135 градусов 10.126 минут восточной долготы расположен спуск с большим уклоном с образованием снежного наката, ширина проезжей части составляет 3 м 40 см, слева и справа сформированы снежные валы без разрывов на ширину 2,0-2,5 м (п. 3.2.10 распоряжения Минтранса РФ от 16 июня 2003 г. № ОС-548-р "Об утверждении ОДМ "Руководство по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах", ОДМ "Методика испытания противогололедных материалов" и ОДН "Требования к противогололедным материалам", правила классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.09.2009г № 767, п. 3.1.7 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»).

На участке автомобильной дороги с координатами: 47 градусов 20.706 минут северной широты и 135 градусов 09.375 минут восточной долготы расположен спуск с большим уклоном с образованием снежного наката, ширина проезжей части составляет 3 м 90 см, слева и справа сформированы снежные валы без разрывов на ширину 2,0-2,5 м (п. 3.2.10 распоряжения Минтранса РФ от 16 июня 2003 г. № ОС-548-р "Об утверждении ОДМ "Руководство по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах", ОДМ "Методика испытания противогололедных материалов" и ОДН "Требования к противогололедным материалам", правила классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.09.2009г № 767, п. 3.1.7 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»).

На участке автомобильной дороги с координатами: 47 градусов 20.606 минут северной широты и 135 градусов 07.873 минуты восточной долготы расположен затяжной спуск с большим уклоном с образованием снежного наката, ширина проезжей части составляет 4 м 20 см, слева и справа сформированы снежные валы без разрывов на ширину 2,0-2,5 м. (п. 3.2.10 распоряжения Минтранса РФ от 16 июня 2003 г. № ОС-548-р "Об утверждении ОДМ "Руководство по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах", ОДМ "Методика испытания противогололедных материалов" и ОДН "Требования к противогололедным материалам", правила классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.09.2009г № 767, п. 3.1.7 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»).

На участке автомобильной дороги с координатами: 47 градусов 20.252 минуты северной широты и 135 градусов 07.126 минут восточной долготы между спуском и подъемом с большими уклонами образован снежный накат, ширина проезжей части составляет 3 м 67 см, слева и справа сформированы снежные валы без разрывов на ширину 2,0-2,5 м ( п. 3.2.10 распоряжения Минтранса РФ от 16 июня 2003 г. № ОС-548-р "Об утверждении ОДМ "Руководство по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах", ОДМ "Методика испытания противогололедных материалов" и ОДН "Требования к противогололедным материалам", правила классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.09.2009г № 767, п. 3.1.7 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»).

На участке автомобильной дороги с координатами: 47 градусов 18.922 минуты северной широты и 135 градусов 59.656 минут восточной долготы расположен спуск с большим уклоном с образованием снежного наката, ширина проезжей части составляет 4 м 19 см, слева и справа сформированы снежные валы без разрывов на ширину 2,0 -2,5 м (п. 3.2.10 распоряжения Минтранса РФ от 16 июня 2003 г. № ОС-548-р "Об утверждении ОДМ "Руководство по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах", ОДМ "Методика испытания противогололедных материалов" и ОДН "Требования к противогололедным материалам", правила классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.09.2009г № 767, п. 3.1.7 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»).

На участке автомобильной дороги с координатами: 47 градусов 18.890 минут северной широты и 135 градусов 04.495 минут восточной долготы расположен спуск с большим уклоном с образованием снежного наката, слева и справа сформированы снежные валы без разрывов на ширину 2,0-2,5 м (п. 3.2.10 распоряжения Минтранса РФ от 16 июня 2003 г. № ОС-548-р "Об утверждении ОДМ "Руководство по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах", ОДМ "Методика испытания противогололедных материалов" и ОДН "Требования к противогололедным материалам", п. 3.1.7 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»).

На участке автомобильной дороги с координатами: 47 градусов 18.286 минут северной широты и 135 градусов 03.998 минут восточной долготы расположен затяжной спуск с большим уклоном с образованием снежного наката, ширина проезжей части составляет 3 м 64 см, слева и справа сформированы снежные валы без разрывов на ширину 2,0-2,5 м (п.3.2.10 распоряжения Минтранса РФ от 16 июня 2003 г. № ОС-548-р "Об утверждении ОДМ "Руководство по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах", ОДМ "Методика испытания противогололедных материалов" и ОДН "Требования к противогололедным материалам", правила классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.09.2009г№ 767, п. 3.1.7 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»).

На участке автомобильной дороги с координатами: 47 градусов 16.807 минут северной широты и 134 градуса 59.496 минут восточной долготы расположено мостовое сооружение без знака «Ограничение массы», без удерживающих ограждений, с образованием снежного наката, ширина мостового сооружения составляет 4 м 90 см, ширина проезжей части составляет 3 м, слева и справа сформированы снежные валы без разрывов на ширину 2,0-2,5 м (п.5.4.8., п.8.1.2 ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", п. 3.2.10, п. 4.5.1., п.4.5.3. распоряжения Минтранса РФ от 16 июня 2003 г. № ОС-548-р "Об утверждении ОДМ "Руководство по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах", ОДМ "Методика испытания противогололедных материалов" и ОДН "Требования к противогололедным материалам", правила классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.09.2009г № 767, п. 3.1.7 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»).

На участке автомобильной дороги с координатами: 47 градусов 18.102 минуты северной широты и 134 градуса 58.606 минут восточной долготы между спуском и подъемом с большими уклонами образован снежный накат, ширина проезжей части составляет 4 м 17 см, слева и справа сформированы снежные валы без разрывов на ширину 2,0-2,5 м (п. 3.2.10 распоряжения Минтранса РФ от 16 июня 2003 г. № ОС-548-р "Об утверждении ОДМ "Руководство по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах", ОДМ "Методика испытания противогололедных материалов" и ОДН "Требования к противогололедным материалам", правила классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.09.2009г № 767, п. 3.1.7 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»).

На участке автомобильной дороги с координатами: 47 градусов 28.120 минут северной широты и 134 градуса 54.084 минуты восточной долготы расположено мостовое сооружение без знака «Ограничение массы», удерживающие ограждение имеется только с одной стороны, с образованием снежного наката, ширина проезжей части до мостового сооружения составляет 7 м 60 см, ширина мостового сооружения составляет 5 м 25 см, ширина проезжей части мостового сооружения составляет 3 м 20 см, толщина снежного вала составляет 85 см, слева и справа сформированы снежные валы без разрывов на ширину 2,0-2,5 м (п.5.4.8., п. 8.1.2 ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", п. 3.2.10 п. 4.5.1., п.4.5.3., п. 4.5.6. распоряжения Минтранса РФ от 16 июня 2003 г. № ОС-548-р "Об утверждении ОДМ "Руководство по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах", ОДМ "Методика испытания противогололедных материалов" и ОДН "Требования к противогололедным материалам", правила классификаций автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.09.2009г № 767, п. 3.1.7 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»).

В силу ст. 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:

приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;

приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;

соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения;

программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

На основании свидетельства о государственной регистрации права от 22.09.2010г. автомобильная дорога «Вяземский-Шумный-Медвежий» является собственностью Вяземского муниципального района Хабаровского края.

В соответствии со ст. 36 Устава Вяземского муниципального района (далее Устав) Администрация муниципального района является исполнительно распорядительным органом муниципального района. Согласно ст. 37 Устава к полномочиям администрации Вяземского муниципального района относятся управление и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

До настоящего времени указанные нарушения законодательства администрацией Вяземского муниципального района не устранены.

Данные обстоятельства позволяют прийти к выводу о том, что администрацией Вяземского муниципального района нарушаются установленные требования, что связано с нарушением нормативов обеспечения безопасности дорожного движения и как следствие затрагивают вопросы сохранения жизни, здоровья и имущества населения.

В силу ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения;

Частью 4 ст. 17 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ предусмотрено, что в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог.

Порядок проведения оценки технического состояния автомобильных дорог утвержден приказом Минтранса РФ от 27 августа 2009 г. N 150 (далее - Порядок). В соответствии с п. 2 указанного порядка оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении всех автомобильных дорог в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения.

Оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения - органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо уполномоченной им организацией (п. 3 Порядка)

Согласно п. 4 Порядка Оценка технического состояния автомобильных дорог проводится не реже одного раза в год.

Приказ Минтранса РФ от 27 августа 2009 г. N 150 "О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог" зарегистрирован в Минюсте РФ 25 декабря 2009 г. и вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования. Текст приказа опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 15 февраля 2010 г. N7.

Оценка технического состояния на автомобильной дороги «Вяземский-Шумный-Медвежий» не проводилась, что позволяет сделать вывод о том, что, не смотря на закрепленную с 25.02.2010 года обязанность по проведению оценки технического состояния автомобильных дорог, администрация Вяземского муниципального района с 25.02.2010 по 25.02.2011 бездействует, не проводя ее.

В соответствии с ч. 2 ст. 46 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ действия (бездействие) органов государственной власти или органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо должностных лиц этих органов могут быть обжалованы гражданами и юридическими лицами в судебном порядке и в предусмотренных федеральным законом случаях в административном порядке.

Определение соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов, непосредственно связано с обеспечением сохранности и развития автомобильных дорог, улучшение их технического состояния, а, следовательно, с обеспечением безопасности дорожного движения, поскольку без проведения оценки технического состояния дороги нельзя судить о ее безопасности для участников дорожного движения.

В свою очередь согласно ст. 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

Определить круг лиц, участников дорожного движения не представляется возможным, поскольку ими могут выступать водители транспортных средств, пешеходы, пассажиры транспортных средств.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В данном случае прокурор обращается в суд в интересах неопределенного круга лиц для обеспечения безопасности дорожного движения в границах Вяземского муниципального района.

В судебном заседании заместитель прокурора Вяземского района Таболин В.Ю. на заявленных требованиях настаивал, приведя в обоснование доводы, изложенные в заявлении. В связи с частичным устранением нарушений администрацией Вяземского района после 10.02.2011 г., а также в период рассмотрения дела судом, уточнил требования, а именно просил признать незаконными бездействия администрации Вяземского муниципального района, выразившиеся в неисполнении требований п.3 и п.3.1.7 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» на участках автомобильной дороги «Вяземский-Шумный-Медвежий» с координатами 47 градусов 21.340 минут северной широты и 135 градусов 12.242 минут восточной долготы; 47 градусов 20.853 минут северной широты и 135 градусов 10.819 минут восточной долготы; 47 градусов 20.752 минуты северной широты и 135 градусов 10.126 минут восточной долготы; 47 градусов 20.706 минут северной широты и 135 градусов 09.375 минут восточной долготы; 47 градусов 20.606 минут северной широты и 135 градусов 07.873 минут восточной долготы; 47 градусов 20.252 минут северной широты и 135 градусов 07.126 минут восточной долготы, при содержании автомобильной дороги «Вяземский-Шумный-Медвежий» Вяземского муниципального района с 10.02.2011 года до 15.03.2011 года; признать незаконными бездействия администрации Вяземского муниципального района, выразившиеся в не исполнении требований п.3 и п.3.1.7 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» на участках автомобильной дороги «Вяземский –Шумный-Медвежий» с координатами 47 градусов 18.922 минут северной широты и 135 градусов 59.656 минут восточной долготы (30-34 км автодороги «Вяземский –Шумный-Медвежий») при содержании автомобильной дороги «Вяземский-Шумный-Медвежий» Вяземского муниципального района с 10.02.2011 года до 24.03.2011 года; признать незаконными бездействия администрации Вяземского муниципального района, выразившиеся в не исполнении требований п.3 и п.3.1.7 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» на участках автомобильной дороги «Вяземский-Шумный-Медвежий» с координатами 47 градусов 16.807 минут северной широты и 134 градуса 59.496 минут восточной долготы и 47 градусов 28.120 минут северной широты и 134 градуса 54.084 минуты восточной долготы с 10.02.2011 года до 30.03.2011 года; признать незаконными бездействия администрации Вяземского муниципального района, выразившиеся в неисполнении требований п.8.1.2 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» на участках автомобильной дороги «Вяземский-Шумный-Медвежий», на которых находятся мостовые сооружения, с координатами 47 градусов 16.807 минут северной широты и 134 градуса 59.496 минут восточной долготы и 47 градусов 28.120 минут северной широты и 134 градуса 54.084 минуты восточной долготы с 10.02.2011 года до принятия решения по делу; обязать администрацию Вяземского муниципального района участки дороги, на которых находятся мостовые сооружения с координатами 47 градусов 16.807 минут северной широты и 134 градуса 59.496 минут восточной долготы и 47 градусов 28.120 минут северной широты и 134 градуса 54.084 минуты восточной долготы привести в соответствие с требованиями п.8.1.2 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу; признать незаконным бездействие администрации Вяземского муниципального района, выразившиеся в не проведении оценки технического состояния автомобильной дороги «Вяземский-Шумный-Медвежий» Вяземского муниципального района за период с 26.02.2010 по 26.02.2011 г.; обязать администрацию Вяземского муниципального района провести до 31.12.2011 года оценку технического состояния автомобильной дороги «Вяземский-Шумный-Медвежий» Вяземского муниципального района.

Представитель администрации Вяземского муниципального района Гордеев В.Н., действующий на основании доверенности требования прокурора не признал и суду пояснил, что автомобильная дорога «Вяземский-Шумный-Медвежий» была запроектирована в 1986 году как лесовозная дорога круглогодичного действия и построена хозспособом ПМК СН-19 Управления Дальлестрой. В 1991 году она была сдана в эксплуатацию. Когда дорога проектировалась, никто не учитывал ее социальную нагрузку. Получив в собственность автомобильную дорогу «Вяземский-Шумный-Медвежий» администрация Вяземского муниципального района обратилось с письмом в Управление лесами Хабаровского края с просьбой разрешить вырубку растительности, которой заросли обочины дороги. Не получив ответа, будьдозером расчистили обочины дороги от растительности. Снег с дороги убирается. В бюджете на 2011 год из 740 тысяч рублей, запланированных на дороги, на содержание автомобильной дороги «Вяземский-Шумный-Медвежий» запланировано 500 тысяч рублей. С октября по декабрь 2010 года на содержание этой дороги было затрачено 262,025 тысяч рублей.

Представитель администрации Вяземского муниципального района Пономарева Г.Г., действующая на основании доверенности, требования прокурора Вяземского района не признала и суду пояснила, что автомобильная дорога «Вяземский-Шумный-Медвежий» зарегистрирована в собственности Вяземского муниципального района с 22.09.2010 года, поэтому требования о признании незаконным бездействия администрации района в части не проведения оценки технического состояния автомобильной дороги и обязании устранить данное нарушение заявлены преждевременно, так как администрация Вяземского муниципального района вправе провести оценку технического состояния дороги до 22.09.2011 года. Администрация Вяземского муниципального района не бездействовала. С момента регистрации права собственности на содержание дороги стали выделяться средства, оформляются все необходимые документы. Пункт 3.1.7 ГОСТ Р 50597-93 невыполним, поскольку автомобильная дорога «Вяземский-Шумный-Медвежий» не имеет ни разделительной полосы, ни лотков, куда согласно вышеуказанного пункта следует убирать снег. Эта дорога является грунтовой, в связи с чем наличие на ней снежного наката допустимо. После выпадения снега администрацией Вяземского муниципального района принимались меры к расчистке дороги. В настоящее время дорога от снега расчищена.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что требования прокурора Вяземского района подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям:

В силу ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. При этом обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" устанавливаются нормы связанные с владением и использованием дорог. В соответствии с п. 10 ст. 6 указанного закона к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения поселений, частных автомобильных дорог.

Частью 3 ст. 15 Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Согласно правилам классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.09.2009г № 767 автомобильная дорога «Вяземский-Медвежий-Шумный» относится к 4 категории автомобильной дороги, общее число полос движения – 2 штуки, ширина полосы движения - 3-3.25 м., соответственно общая ширина проезжей части должна составлять 6 - 6.50 м.

В соответствии с ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а так же улицы и дороги городов и других населенных пунктов.

Согласно п.3 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» проезжая часть дорог и улиц, покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок, остановочных пунктов, а также поверхность распределительных полос, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству.

В соответствии с п.8.1.2. ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", удерживающие ограждения устанавливают с обеих сторон проезжей части мостового сооружения.

Из акта проверки от 10.02.2011 года следует, что на участке автомобильной дороги с координатами: 47 градусов 21.340 минут северной широты и 135 градусов 12.242 минуты восточной долготы ширина проезжей части составляет 4 м 10 см, на указанном участке слева и справа сформированы снежные валы. На участке автомобильной дороги с координатами: 47 градусов 20.853 минут северной широты и 135 градусов 10.819 минуты восточной долготы расположен подъем с большим уклоном с образованием снежного наката, однако, профилактическая обработка покрытия противогололедными материалами, либо ликвидация снежно-ледяных отложений с помощью химических или комбинированных ПГМ, либо обработка снежно-ледяных отложений фрикционными материалами не осуществлялась, ширина проезжей части составляет 3 м 30 см, слева и справа сформированы снежные валы. На участке автомобильной дороги с координатами: 47 градусов 20.752 минуты северной широты и 135 градусов 10.126 минут восточной долготы расположен спуск с большим уклоном с образованием снежного наката, ширина проезжей части составляет 3 м 40 см, слева и справа сформированы снежные валы. На участке автомобильной дороги с координатами: 47 градусов 20.706 минут северной широты и 135 градусов 09.375 минут восточной долготы расположен спуск с большим уклоном с образованием снежного наката, ширина проезжей части составляет 3 м 90 см, слева и справа сформированы снежные валы. На участке автомобильной дороги с координатами: 47 градусов 20.606 минут северной широты и 135 градусов 07.873 минуты восточной долготы расположен затяжной спуск с большим уклоном с образованием снежного наката, ширина проезжей части составляет 4 м 20 см, слева и справа сформированы снежные вал На участке автомобильной дороги с координатами: 47 градусов 20.252 минуты северной широты и 135 градусов 07.126 минут восточной долготы между спуском и подъемом с большими уклонами образован снежный накат, ширина проезжей части составляет 3 м 67 см, слева и справа сформированы снежные валы. На участке автомобильной дороги с координатами: 47 градусов 18.922 минуты северной широты и 135 градусов 59.656 минут восточной долготы расположен спуск с большим уклоном с образованием снежного наката, ширина проезжей части составляет 4 м 19 см, слева и справа сформированы снежные валы. На участке автомобильной дороги с координатами: 47 градусов 18.890 минут северной широты и 135 градусов 04.495 минут восточной долготы расположен спуск с большим уклоном с образованием снежного наката, слева и справа сформированы снежные валы. На участке автомобильной дороги с координатами: 47 градусов 18.286 минут северной широты и 135 градусов 03.998 минут восточной долготы расположен затяжной спуск с большим уклоном с образованием снежного наката, ширина проезжей части составляет 3 м 64 см, слева и справа сформированы снежные валы. На участке автомобильной дороги с координатами 47 градусов 16.807 минут северной широты и 134 градуса 59.496 минут восточной долготы расположено мостовое сооружение без удерживающих ограждений, с образованием снежного наката, слева и справа сформированы снежные валы. На участке автомобильной дороги с координатами: 47 градусов 18.102 минуты северной широты и 134 градуса 58.606 минут восточной долготы между спуском и подъемом с большими уклонами образован снежный накат, ширина проезжей части составляет 4 м 17 см, слева и справа сформированы снежные валы. На участке автомобильной дороги с координатами: 47 градусов 28.120 минут северной широты и 134 градуса 54.084 минуты восточной долготы расположено мостовое сооружение, удерживающие ограждение имеется только с одной стороны, с образованием снежного наката, ширина проезжей части до мостового сооружения составляет 7 м 60 см, ширина мостового сооружения составляет 5 м 25 см, ширина проезжей части мостового сооружения составляет 3 м 20 см, толщина снежного вала составляет 85 см, слева и справа сформированы снежные валы.

По состоянию на 15.03.2011 года были устранены нарушения требований п.3 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» на участках автомобильной дороги «Вяземский-Шумный-Медвежий» с координатами 47 градусов 21.340 минут северной широты и 135 градусов 12.242 минут восточной долготы; 47 градусов 20.853 минут северной широты и 135 градусов 10.819 минут восточной долготы; 47 градусов 20.752 минуты северной широты и 135 градусов 10.126 минут восточной долготы; 47 градусов 20.706 минут северной широты и 135 градусов 09.375 минут восточной долготы; 47 градусов 20.606 минут северной широты и 135 градусов 07.873 минут восточной долготы; 47 градусов 20.252 минут северной широты и 135 градусов 07.126 минут восточной долготы, при содержании автомобильной дороги «Вяземский-Шумный-Медвежий» Вяземского муниципального района, в связи с чем период бездействия продолжался с 10.02.2011 г. по 15.03.2011 г.

По состоянию на 24.03.2011 года устранены нарушения требований п.3 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» на участках автомобильной дороги «Вяземский –Шумный-Медвежий» с координатами 47 градусов 18.922 минут северной широты и 135 градусов 59.656 минут восточной долготы (30-34 км автодороги «Вяземский –Шумный-Медвежий») при содержании автомобильной дороги «Вяземский-Шумный-Медвежий» Вяземского муниципального района, в связи с чем период бездействия продолжался с 10.02.2011 г. по 24.03.2011 г.

По состоянию на 30.03.2011 г. устранены нарушения требований п.3 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» на участках автомобильной дороги «Вяземский-Шумный-Медвежий» с координатами 47 градусов 16.807 минут северной широты и 134 градуса 59.496 минут восточной долготы и 47 градусов 28.120 минут северной широты и 134 градуса 54.084 минуты восточной долготы, то есть период бездействия продолжался с 10.02.2011 г. по 30.03.2011 г.

Пункт 3 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» является общей нормой, относящейся как автомобильным дорогам, так и к дорогам и улицам городов и других населенных пунктов, тротуарам, пешеходным и велосипедным дорожкам, посадочным площадкам, остановочным пунктам, поверхности разделительных полос, обочин и откосов земляного вала.

Поскольку снежные валы не относятся к предметам, относящимся к обустройству автомобильных дорог, то суд приходит к выводу, что согласно 3 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» проезжая часть автомобильных дорог, а также обочины должны быть свободны от них. Таким образом, требования прокурора Вяземского района о признании незаконным бездействия администрации Вяземского муниципального района, выразившиеся в неисполнении требований п.3 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» на участках автомобильной дороги «Вяземский-Шумный-Медвежий» с координатами 47 градусов 21.340 минут северной широты и 135 градусов 12.242 минут восточной долготы; 47 градусов 20.853 минут северной широты и 135 градусов 10.819 минут восточной долготы; 47 градусов 20.752 минуты северной широты и 135 градусов 10.126 минут восточной долготы; 47 градусов 20.706 минут северной широты и 135 градусов 09.375 минут восточной долготы; 47 градусов 20.606 минут северной широты и 135 градусов 07.873 минут восточной долготы; 47 градусов 20.252 минут северной широты и 135 градусов 07.126 минут восточной долготы, при содержании автомобильной дороги «Вяземский-Шумный-Медвежий» Вяземского муниципального района с 10.02.2011 года до 15.03.2011 года; о признании незаконными бездействия администрации Вяземского муниципального района, выразившиеся в не исполнении требований п.3 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» на участках автомобильной дороги «Вяземский-Шумный-Медвежий» с координатами 47 градусов 18.922 минут северной широты и 135 градусов 59.656 минут восточной долготы (30-34 км автодороги «Вяземский-Шумный-Медвежий») при содержании автомобильной дороги «Вяземский-Шумный-Медвежий» Вяземского муниципального района с 10.02.2011 года до 24.03.2011 года; о признании незаконными бездействия администрации Вяземского муниципального района, выразившиеся в не исполнении требований п.3 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» на участках автомобильной дороги «Вяземский-Шумный-Медвежий» с координатами 47 градусов 16.807 минут северной широты и 134 градуса 59.496 минут восточной долготы и 47 градусов 28.120 минут северной широты и 134 градуса 54.084 минуты восточной долготы с 10.02.2011 года до 30.03.2011 года подлежат удовлетворению.

Пункт 3.1.7 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» относится к уборке снега с проезжей части на дорогах и улицах городов и других населенных пунктов, поэтому он не может быть применен к автомобильной дороге «Вяземский-Шумный-Медвежий», в связи с чем требования прокурора о признании незаконным бездействия администрации Вяземского муниципального района в части нарушения ею требований п. 3.1.7 ГОСТ Р 50597-93 являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.

Отсутствие на мостовых сооружениях, расположенных на участках автомобильной дороги «Вяземский-Шумный-Медвежий» с координатами 47 градусов 16.807 минут северной широты и 134 градуса 59.496 минут восточной долготы и 47 градусов 28.120 минут северной широты и 134 градуса 54.084 минуты восточной долготы удерживающих устройств с обеих сторон проезжей части мостового сооружения является нарушением п. 8.1.2. ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", в связи с чем требования прокурора в данной части подлежат удовлетворению.

Рассмотрев требования прокурора Вяземского района о признании незаконным бездействия администрации Вяземского муниципального района, выразившееся в не проведении оценки технического состояния автомобильной дороги «Вяземский-Шумный-Медвежий» Вяземского муниципального района за период с 26.02.2010 года по 26.02.2011 года и обязании администрацию Вяземского муниципального района провести до 31.12.2011 года оценку технического состояния автомобильной дороги «Вяземский-Шумный-Медвежий» Вяземского муниципального района, суд находит их не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В силу ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения;

Частью 4 ст. 17 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ предусмотрено, что в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог.

Порядок проведения оценки технического состояния автомобильных дорог утвержден приказом Минтранса РФ от 27 августа 2009 г. N 150 (далее - Порядок). В соответствии с п. 2 указанного порядка оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении всех автомобильных дорог в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения.

Оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения - органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо уполномоченной им организацией (п. 3 Порядка)

Согласно п. 4 Порядка Оценка технического состояния автомобильных дорог проводится не реже одного раза в год.

Приказ Минтранса РФ от 27 августа 2009 г. N 150 "О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог" зарегистрирован в Минюсте РФ 25 декабря 2009 г. и вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования. Текст приказа опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 15 февраля 2010 г. N7.

На основании свидетельства о государственной регистрации права от 22.09.2010г. автомобильная дорога «Вяземский-Шумный-Медвежий» является собственностью Вяземского муниципального района Хабаровского края.

В соответствии со ст. 36 Устава Вяземского муниципального района (далее Устав) Администрация муниципального района является исполнительно-распорядительным органом муниципального района. Согласно ст.37 Устава к полномочиям администрации Вяземского муниципального района относятся управление и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Согласно ч.1 ст.164 ГК РФ сделки с землей и другим недвижимым имуществом, подлежат государственной регистрации. Несоблюдение требования о государственной регистрации сделки в соответствии с ч.1 ст.165 ГК РФ влечет ее недействительность. Такая сделка считается ничтожной.

В соответствии с ч.2 ст.223 ГК РФ в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.

Анализируя вышеуказанные нормы закона, суд приходит к выводу, что именно с момента государственной регистрации права на недвижимое имущество у приобретателя независимо от оснований приобретения, возникает право собственности на него.

Таким образом, право собственности на автомобильную дорогу «Вяземский-Шумный-Медвежий» возникло у администрации Вяземского муниципального района с момента государственной регистрации права собственности на нее, а именно с 22.09.2010 г., в связи с чем на момент подачи заявления в суд и на момент вынесения решения не истек годичный срок, в течение которого администрацией Вяземского муниципального района должна была бы провести техническую оценку состояния автомобильной дороги «Вяземский-Шумный-Медвежий». Прокурором не представлено суду доказательств того, что администрация Вяземского муниципального района до момента государственной регистрации права собственности являлась владельцем вышеуказанной автомобильной дороги на ином основании.

Суд не принимает доводы прокурора о том, что администрация Вяземского муниципального района являлась собственником автомобильной дороги как на ранее приобретенное имущество, с момента включения ее в муниципальную казну, поскольку Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения Вяземского района был утвержден 23.10.2009 г., то есть после введения в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, которой установлена обязательность регистрации права собственности на недвижимое имущество.

Руководствуясь ст. 194-198, 254-258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования прокурора Вяземского района в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия органа местного самоуправления - администрации Вяземского муниципального района удовлетворить частично.

Признать незаконными бездействия администрации Вяземского муниципального района, выразившиеся в неисполнении требований п.3 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» на участках автомобильной дороги «Вяземский-Шумный-Медвежий» с координатами 47 градусов 21.340 минут северной широты и 135 градусов 12.242 минут восточной долготы; 47 градусов 20.853 минут северной широты и 135 градусов 10.819 минут восточной долготы; 47 градусов 20.752 минуты северной широты и 135 градусов 10.126 минут восточной долготы; 47 градусов 20.706 минут северной широты и 135 градусов 09.375 минут восточной долготы; 47 градусов 20.606 минут северной широты и 135 градусов 07.873 минут восточной долготы; 47 градусов 20.252 минут северной широты и 135 градусов 07.126 минут восточной долготы, при содержании автомобильной дороги «Вяземский-Шумный-Медвежий» Вяземского муниципального района с 10.02.2011 года до 15.03.2011 года.

Признать незаконными бездействия администрации Вяземского муниципального района, выразившиеся в не исполнении требований п.3 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» на участках автомобильной дороги «Вяземский –Шумный-Медвежий» с координатами 47 градусов 18.922 минут северной широты и 135 градусов 59.656 минут восточной долготы (30-34 км автодороги «Вяземский –Шумный-Медвежий») при содержании автомобильной дороги «Вяземский-Шумный-Медвежий» Вяземского муниципального района с 10.02.2011 года до 24.03.2011 года.

Признать незаконными бездействия администрации Вяземского муниципального района, выразившиеся в не исполнении требований п.3 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» на участках автомобильной дороги «Вяземский-Шумный-Медвежий» с координатами 47 градусов 16.807 минут северной широты и 134 градуса 59.496 минут восточной долготы и 47 градусов 28.120 минут северной широты и 134 градуса 54.084 минуты восточной долготы с 10.02.2011 года до 30.03.2011 года.

Признать незаконными бездействия администрации Вяземского муниципального района, выразившиеся в неисполнении требований п.8.1.2 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» на участках автомобильной дороги «Вяземский-Шумный-Медвежий», на которых находятся мостовые сооружения, с координатами 47 градусов 16.807 минут северной широты и 134 градуса 59.496 минут восточной долготы и 47 градусов 28.120 минут северной широты и 134 градуса 54.084 минуты восточной долготы с 10.02.2011 года до 01.04.2011 года.

Обязать администрацию Вяземского муниципального района участки дороги, на которых находятся мостовые сооружения с координатами 47 градусов 16.807 минут северной широты и 134 градуса 59.496 минут восточной долготы и 47 градусов 28.120 минут северной широты и 134 градуса 54.084 минуты восточной долготы привести в соответствие с требованиями п.8.1.2 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении требований прокурора Вяземского района о признании незаконными бездействия администрации Вяземского муниципального района, выразившиеся в неисполнении требований п.3.1.7 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» на участках автомобильной дороги «Вяземский-Шумный-Медвежий» с координатами 47 градусов 21.340 минут северной широты и 135 градусов 12.242 минут восточной долготы; 47 градусов 20.853 минут северной широты и 135 градусов 10.819 минут восточной долготы; 47 градусов 20.752 минуты северной широты и 135 градусов 10.126 минут восточной долготы; 47 градусов 20.706 минут северной широты и 135 градусов 09.375 минут восточной долготы; 47 градусов 20.606 минут северной широты и 135 градусов 07.873 минут восточной долготы; 47 градусов 20.252 минут северной широты и 135 градусов 07.126 минут восточной долготы, при содержании автомобильной дороги «Вяземский-Шумный-Медвежий» Вяземского муниципального района с 10.02.2011 года до 15.03.2011 года; о признании незаконными бездействия администрации Вяземского муниципального района, выразившиеся в не исполнении требований п.3.1.7 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» на участках автомобильной дороги «Вяземский –Шумный-Медвежий» с координатами 47 градусов 18.922 минут северной широты и 135 градусов 59.656 минут восточной долготы (30-34 км автодороги «Вяземский –Шумный-Медвежий») при содержании автомобильной дороги «Вяземский-Шумный-Медвежий» Вяземского муниципального района с 10.02.2011 года до 24.03.2011 года; о признании незаконными бездействия администрации Вяземского муниципального района, выразившиеся в не исполнении требований п.3.1.7 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» на участках автомобильной дороги «Вяземский-Шумный-Медвежий» с координатами 47 градусов 16.807 минут северной широты и 134 градуса 59.496 минут восточной долготы и 47 градусов 28.120 минут северной широты и 134 градуса 54.084 минуты восточной долготы с 10.02.2011 года до 30.03.2011 года. о признании незаконным бездействия администрации Вяземского муниципального района, выразившееся в не проведении оценки технического состояния автомобильной дороги «Вяземский-Шумный-Медвежий» Вяземского муниципального района за период с 26.02.2010 года по 26.02.2011 года и обязании администрацию Вяземского муниципального района провести до 31.12.2011 года оценку технического состояния автомобильной дороги «Вяземский-Шумный-Медвежий» Вяземского муниципального района отказать.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Вяземский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: судья

Т.А.Поливода

Решение в окончательной форме принято 05 апреля 2011 года