Дело № 2-278/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Вяземский 17 мая 2011 года
Вяземский районный суд Хабаровского края в составе:председательствующего судьи Якина А.А., при секретаре Антоновой О.Ю.,с участием помощника прокурора Вяземского района Потарской С.В.,
истца Романовой С.В.,
представителя ответчика: Губенко В.Г.,рассмотрев в предварительном судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Вяземского района Хабаровского края в интересах Романовой С.В. к Государственному учреждению здравоохранения «Вяземский центр организации специализированных видов медицинской помощи» о взыскании материальной помощи к отпуску,УСТАНОВИЛ:Прокурор Вяземского района в интересах Романовой С.В. обратился в суд к Государственному учреждению здравоохранения «Вяземский центр организации специализированных видов медицинской помощи» о взыскании материальной помощи к отпуску за 2010 год, ссылаясь на то, что 25 февраля 2011 года в прокуратуру Вяземского района поступило коллективное обращение работников ГУЗ ВЦОСВМП, в том числе от Романовой С.В., которая работает в ГУЗ ВЦОСВМП в должности акушерки, о невыплате материальной помощи к отпуску. Статьей 41 ТК РФ предусмотрено, что в коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями.Пунктом 4.11 Коллективного договора ГУЗ ВЦОСВМП, заключенного 16.06.2008 года и зарегистрированного Министерством социальной защиты населения Хабаровского края 24.06.2008 года, всем работникам учреждения выплачивается материальной помощь при предоставлении очередного отпуска один раз в год согласно положению о материальной помощи.
Согласно Положению о фонде материальной помощи сотрудников ГУЗ ВЦОСВМП материальная помощь оказывается штатным постоянным сотрудникам учреждения при предоставлении очередного отпуска либо выплате компенсации за неиспользованной отпуск в размере должностного оклада с учетом районного коэффициента и Дальневосточной выслуги.
Согласно пункту 8.3 Примерного Положения об оплате труда работников государственной учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения Хабаровского края», утвержденного приказом Министерства здравоохранения Хабаровского края от 19.01.2009 года №15, за счет средств экономии фонда оплаты труда работникам учреждений здравоохранения края может быть оказана материальная помощь.
В соответствии со ст.57 ТК РФ условия оплаты труда (в том числе доплаты, надбавки и поощрительные выплаты) являются существенными условиями труда.
Статьей 72 ТК РФ предусмотрена возможность изменения определенных сторонами условий трудового договора только по соглашению сторон.
В соответствии со ст.74 ТК РФ о предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца. При этом изменения определенных сторонами условий трудового договора, вводимые в соответствии с настоящей статьей, не должны ухудшать положение работника по сравнению с установленным коллективным договором, соглашениями.
Пунктом 4.4 Коллективного договора ГУЗ ВЦОСВМП также предусмотрено извещение работников учреждения обо всех изменениях размеров и условиях оплаты труда не позднее, чем за два месяца.
30.03.2009 года между истцом и руководителем ГУЗ ВЦОСВМП заключено дополнение к трудовому договору в связи с введением новой оплаты труда, в тексте которого отсутствует извещение о прекращении выплаты материальной помощи к отпуску.
04.05.2009 года руководителем ГУЗ ВЦОСВМП по согласованию с профсоюзным комитетом, утверждено дополнительное соглашение к коллективному договору ГУЗ ВЦОСВМП Министерства здравоохранения Хабаровского края, согласно которому в коллективный договор от 16.06.2008 года внесены изменения: п. 4.11, исключены п. 2, п. 3, п. 4 Положения о фонде материальной помощи сотрудников ГУЗ ВЦОСВМП, согласно указанному соглашению выплата материальной помощи при предоставлении очередного отпуска либо выплата компенсации за неиспользованный отпуск отменяется.
Однако, уведомление о прекращении выплаты материальной помощи к отпуску истцу не вручалось, что является нарушением ст. 74 ТК РФ и п. 4.4 коллективного договора ГУЗ ВЦОСВМП.
Приказом ГУЗ ВЦОСВМП № 58 от 15 июня 2010 года истцу предоставлялся очередной отпуск с 01 июля по 30 июля 2010 года.
Вместе с тем, материальная помощь в размере должностного оклада с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в южных районах Дальнего Востока истцу не выплачена.
Должностной оклад истца составляет <данные изъяты>, районный коэффициент 30%, процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в южных районах Дальнего Востока - 30%.
Следовательно, Романова С.В. имеет право на выплату материальной помощи к отпуску в размере <данные изъяты> (оклад X 30% X 30%).
На основании изложенного, просил суд взыскать с Государственного учреждения здравоохранения «Вяземский центр организации специализированных видов медицинской помощи» в пользу Романовой С.В. материальную помощь к отпуску за 2010 год в сумме <данные изъяты>.
В период подготовки дела к судебному разбирательству, представителем ответчика было заявлено ходатайство о назначении предварительного судебного заседания для рассмотрения вопроса, связанного с пропуском истцом срока для обращения в суд за защитой своего права.
В обоснование ходатайства представитель ответчика указал, что в соответствии со ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течении 3-х месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
Работник ГУЗ «ВЦОСВМП» Романова С.В., как следует из исковых требований, рассчитывала на выплату материальной помощи к отпуску за 2010 г., однако материальной помощи не получила.
В соответствии со ст. 136 Трудового Кодекса Российской Федерации оплата отпуска производится не позднее чем за 3 дня до его начала.
По смыслу указанных правовых норм, материальная помощь как форма социальной поддержки работника Учреждения, должна выплачиваться до ухода работника в очередной отпуск, т.е. уже даже на момент ухода в отпуск работник Романова С.В. знала, что ей не выплачена материальная помощь.
Более того, работник Романова С.В., не получив материальной помощи уходила в отпуск, возвращалась из отпуска на работу так и не получив материальной помощи и только в 2011 г. по прошествии 3-х месяцев, предусмотренных ст. 392 ТК РФ, обратились в прокуратуру, а прокурор в интересах этого работника обратился с исковым заявлением в суд о взыскании материальной помощи 28 марта 2011г..
К указанному времени прошло более 3-х месяцев предусмотренных ст.392 ТК РФ, когда работник имел право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
Ссылаясь на ст. 152 ГПК РФ представитель ответчика указал, что истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в рассмотрении иска.
В судебном заседании представитель ответчика – Губенко В.Г. на требовании, изложенном в ходатайстве, настаивал и просил вынести решение об отказе в удовлетворении иска в связи с пропуском истцом срока, предусмотренного законом для обращения в суд за защитой своего права. При этом представитель ответчика сослался на то, что истцу после получения отпускных 11 декабря 2010 года, уже было достоверно известно о том, что материальная помощь ей не начислена и невыплачена, и она знала, что её право нарушено и не отрицала это в судебном заседании. Уважительных причин, не позволивших истцу обратиться в суд за защитой своего права в период с 11 декабря 2010 года по 28 марта 2011 года, истцом не приведено.
Истец Романова С.В. в судебном заседании иск, заявленный прокурором Вяземского района в её интересах, поддержала, возражала против ходатайства представителя ответчика, и пояснила суду, что фактически в отпуск она пошла 2 ноября 2010 года на 50 дней. За несколько дней до отпуска, она написала заявление о выплате ей материальной помощи и отдала заявление работнику отдела кадров. 10 декабря 2010 года, на её банковский счет в Далькомбанке были перечислены отпускные и 11 декабря 2010 года она получила указанную сумму в банкомате. Просьбу о выплате материальной помощи она мотивировала тяжелым материальным положением, что соответствует действительности. Она проживает в частном доме, на зиму нужен запас угля, кроме того нужны были деньги на приобретение лекарств. Заявление о выплате материальной помощи к отпуску она не подавала. Утверждает, что ждала материальную помощь к концу года, но о нарушении своего права на материальную помощь узнала 11 декабря 2010 года, когда получила отпускные. В 2007 и 2008 годах материальную помощь в Учреждении выплачивали в конце года.
Помощник прокурора Потарская С.В. возражала против ходатайства представителя ответчика и полагала, что истец не пропустил срок для защиты своего права, установленный законом, поскольку ожидал выплаты материальной помощи к отпуску в конце 2010 года. Со слов истца материальная помощь к отпуску выплачивалась в 2007 и 2008 годах в конце года. Полагала, что индивидуальный спор в случае с Романовой С.В. возник по итогам 2010 года.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы гражданского дела, судья пришел к следующему.
Согласно части 6 ст. 152 ГПК РФ в предварительном судебном заседании может рассматриваться возражение ответчика относительно пропуска истцом без уважительных причин срока исковой давности для защиты права и установленного федеральным законом срока обращения в суд.
Наличие трудовых отношений между истцом Романовой С.В. и ответчиком в период 2010 года подтверждается сведениями, зафиксированными в копиях трудового договора между ГУЗ ВЦОСВМП и Романовой С.В., дополнительном соглашении к трудовому договору, и приказе о предоставлении отпуска за 2010 год, и представителем ответчика в судебном заседании не оспаривалось.
Из пояснений истца Романовой С.В., и представленных суду: распечатки движения денежных средств по счету на имя Романовой С.В. и заявления Романовой С.В. о выплате материальной помощи следует, что истец Романова С.В. фактически пошла в очередной отпуск за 2010 год со 2 ноября 2010 года, заявление о выплате материальной помощи Романова С.В. подала работодателю 29 октября 2010 года и в тот же день оно было принято, отпускные на личный счет Романовой С.В. перечислены 10 декабря 2010 года, а 11 декабря 2010 года Романова их фактически получила. Также из пояснений истца следует, что 11 декабря 2010 года она узнала о нарушении своего права на получение материальной помощи, поскольку её не было в сумме начисленных ей отпускных.
В соответствии с ч. 1 ст. 392 Трудового кодекса РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
В силу части 3 вышеуказанной статьи при пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.
Из пояснений истца Романовой С.В. следует, что никаких объективных причин, не позволявших ей обратиться в суд с иском о взыскании материальной помощи, в период с 11 декабря 2010 года по 28 марта 2011 года, не было.
Доводы помощника прокурора Потарской С.В. о том, что истец не пропустил срок для обращения за защитой своего права в суде, так как надеялся на выплату материальной помощи по итогам года, как это якобы случилось в 2007 и 2008 году, и следовательно индивидуальный спор возник по итогам 2010 года, суд считает необоснованными и несостоятельными.
В обоснование иска прокурор Вяземского района сослался на Коллективный договор и приложение № 3 к данному локальному нормативному акту, как основания для выплаты штатным работникам ГУЗ ВЦОСВМП материальной помощи к отпуску, при этом указал, что согласно пункту 4.11 Коллективного договора, заключенного между представителем Работодателя и работниками коллектива ГУЗ ВЦОСВМП от 16 июня 2008 года следует, что всем работникам ЛПУ выплачивается материальная помощь при предоставлении очередного отпуска один раз в год, согласно Положению о материальной помощи.
В указанном Положении зафиксировано, что материальная помощь оказывается штатным постоянным сотрудникам учреждения при предоставлении очередного отпуска либо выплате компенсации за неиспользованной отпуск на основании личного заявления.
Последний документ содержит и иные основания для выплаты материальной помощи, в том числе и «тяжелое материальное положение», на которое сослалась в своем заявление истец Романова.
Таким образом, в обоснование своего искового требования прокурор ссылался на положения локальных нормативно-правовых актов, которые устанавливают основания, порядок и сроки выплаты материальной помощи штатным работникам ГУЗ ВЦОСВМП, а не на обычаи и традиции.
По смыслу вышеуказанных указанных нормативных актов, для получения материальной помощи к отпуску необходимо три основания: нужно быть штатным работником учреждения, получить право на очередной отпуск и подать работодателю заявление о выплате материальной помощи к отпуску.
Романова С.В. является штатным работником ГУЗ ВЦОСВМП, имела право на получение очередного отпуска за 2010 года и воспользовалась им 2 ноября 2010 года. 11 декабря 2010 года Романова С.В. получила отпускные, и по её же утверждению, знала о нарушении её права на получение материальной помощи к отпуску.
Согласно абзацу 5 пункта 5 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» (в редакции постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 декабря 2006 года № 63) в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).
Обстоятельств, перечисленных выше, в настоящем судебном заседании не установлено, а по утверждению истца, у нее не было никаких объективных причин, не позволивших обратиться за защитой своего права в суд, в период с 11 декабря 2010 года по 28 марта 2011 года.
Утверждение помощника прокурора о том, что в ГУЗ ВЦОСВМП сложилась практика выплаты материальной помощи в конце года и по этой причине, началом течения срока исковой давности следует считать дату, следующую за окончанием предыдущего года, то есть 1 января 2011 года, суд находит необоснованным, поскольку данные обстоятельства лишь могут указывать на возможное несвоевременное исполнение работодателем в 2007 и 2008 годах своей обязанности по выплате материальной помощи в сроки, указанные в приложении к Коллективному договору, чему прокурором не представлено никакого документального подтверждения.
Кроме того, из распечатки движения по счету Романовой С.В. следует, что заработная плата за декабрь 2010 года ей выплачена 27 декабря 2010 года.
С учетом вышеизложенного суд пришел к твердому убеждению, что прокурором, подавшим иск в защиту интересов Романовой С.В., без каких-либо уважительных причин пропущен срок для обращения в суд для защиты субъективного права.
На основании изложенного, руководствуясь п. 6 ст.152, ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Прокурору Вяземского района Хабаровского края в интересах Романовой С.В. в иске к Государственному учреждению здравоохранения «Вяземский центр организации специализированных видов медицинской помощи» о взыскании материальной помощи к отпуску за 2010 год в сумме <данные изъяты> отказать, в связи с пропуском без уважительных причин срока исковой давности.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Вяземский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения.
Судья А.А. Якин