Решение по делу о признании бездействия незаконным



Дело 2-423/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Вяземский 14 июня 2011 года

Вяземский районный суд Хабаровского края в составе:

председательствующего: судьи Поливода Т.А.,

при секретаре: Бухаровой Е.С.

с участием помощника Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора Зверевой А.И., действующей на основании доверенности,

представителя ответчика Черненко Ю.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к администрации городского поселения «Рабочий поселок Дормидонтовка» Вяземского муниципального района Хабаровского края о признании бездействия незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Хабаровский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского поселения «Рабочий поселок Дормидонтовка» Вяземского муниципального района Хабаровского края о признании бездействия незаконным, просил признать бездействия администрации городского поселения «Рабочий поселок Дормидонтовка» как собственника ГТС по обеспечению безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений–защитных дамб незаконным, обязать администрацию городского поселения «Рабочий посёлок Домидонтовка» организовать мониторинг за состоянием гидротехнических сооружений, создать службу эксплуатации гидротехнических сооружений, обязать администрацию городского поселения «Рабочий поселок Дормидонтовка» разработать план ликвидации возможных аварий гидротехнических сооружений; разработать декларацию безопасности гидротехнических сооружений; принять меры по внесению гидротехнических сооружений в отраслевой раздел Российского регистра гидротехнических сооружений; получить разрешение на эксплуатацию гидротехнических сооружений в Дальневосточном управлении Ростехнадзора в срок до 01.06.2011 года, мотивируя свои требования тем, что Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства в сфере обеспечения безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений, входе которой выявлены нарушения действующего законодательства.

Проведенной проверкой установлено, что в муниципальной собственности городского поселения «Рабочий поселок Дормидонтовка» находятся гидротехнические сооружения защитные дамбы, общей протяженностью 7,5 км, являющиеся частями комплекса гидротехнических сооружений, защищают периодически затапливаемую территорию поселка Дормидонтовка (на которой проживает 1400 человек) и Сельскохозяйственные земли тремя обособленными польдерами.

На указанных объектах гидротехнического сооружения выявлены следующие нарушения:

-        служба эксплуатации гидротехнических сооружений, предусмотренная Проектом, отсутствует;

-        план ликвидации возможных аварий гидротехнических сооружений отсутствует;

- декларация безопасности гидротехнических сооружений не разработана;

- гидротехнические сооружения не внесены в отраслевой раздел Российского регистра гидротехнических сооружений;

- разрешение на эксплуатацию гидротехнических сооружений в Дальневосточном управлении Ростехнадзора не получено;

- мониторинг за состоянием гидротехнических сооружений не ведется.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны:

обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации;

обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения;

обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения;

развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения;

систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения;

обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения;

создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения;

организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации;

поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях;

финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения.

Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения.

Статьей 7 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» установлено, что гидротехнические сооружения вносятся в Российский регистр гидротехнических сооружений (далее - Регистр).

Регистр формируется и ведется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 23.05.1998 № 490 «О порядке формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений» (далее Постановления) формирование и ведение Российского регистра гидротехнических сооружений возложено на Федеральное агентство водных ресурсов.

Согласно пункту 3 указанного Постановления гидротехническое сооружение вносится в Регистр после утверждения органом надзора за безопасностью гидротехнических сооружений декларации безопасности гидротехнического сооружения.

Вместе с тем, указанные гидротехнические сооружения не внесены в отраслевой раздел Российского регистра гидротехнических сооружений, что является нарушением вышеуказанного законодательства.

Статьей 10 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» закреплено, что на стадиях проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, вывода из эксплуатации гидротехнического сооружения, а также после его реконструкции, капитального ремонта, восстановления либо консервации собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация составляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения.

Декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности.

Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация представляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения в орган надзора за безопасностью гидротехнических сооружений. Поступление в указанный орган декларации безопасности гидротехнического сооружения, разрабатываемой в составе проектной документации, прошедшей государственную экспертизу в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности либо утверждение таким органом декларации безопасности гидротехнического сооружения, составляемой на стадии эксплуатации, вывода из эксплуатации гидротехнического сооружения, а также после его реконструкции, капитального ремонта, восстановления или консервации, является основанием для внесения гидротехнического сооружения в Регистр и получения разрешения на эксплуатацию или вывод из эксплуатации гидротехнического сооружения либо на его восстановление или консервацию.

Однако проверкой установлено, что ответчиком, как собственником гидротехнических сооружений декларации безопасности гидротехнических сооружений не разработана, что является нарушением вышеуказанного законодательства.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов (часть 1 статьи 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что планы ликвидации аварий и правила эксплуатации ГТС не разработаны, мероприятия в сфере обеспечения охраны окружающей среды не проводятся.

Согласно ст. 19 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» нарушениями законодательства о ГТС являются, в том числе, нарушение норм и правил безопасности ГТС при их проектировании, строительстве, приемке и вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации и выводе из эксплуатации, а также непринятие мер по обеспечению безопасности ГТС при возросшем уровне вредных природных или техногенных воздействий, ухудшении показателей прочности и водонепроницаемости материалов, из которых возведены ГТС, и пород основания, неудовлетворительных условиях эксплуатации, технического оснащения ГТС и организации контроля (мониторинга) за их безопасностью.

Кроме этого, Постановлением Госгортехнадзора РФ от 28.01.2002 № 6 утверждены Правила безопасности ГТС накопителей жидких промышленных отходов (далее - Правила). Согласно п. 2.8 Правил на ГТС должен вестись мониторинг безопасности в соответствии с Инструкцией о порядке ведения мониторинга безопасности гидротехнических сооружений предприятий, организаций, подконтрольных органам Госгортехнадзора России (РД-03-259-98), утвержденной Постановлением Госгортехнадзора России от 12.01.98 № 2.

Вместе с тем, проведенной проверкой установлено, что администрацией городского поселения «Рабочий поселок Дормидонтовка» Вяземского муниципального района Хабаровского края мониторинг за состоянием гидротехнических сооружений не ведется, что является нарушением вышеназванных норм закона.

Бездействие и ненадлежащее осуществление администрацией городского поселения полномочий по управлению и обеспечению сохранности муниципального имущества приводит к его порче, создает угрозу загрязнения и причинения ущерба окружающей среде, причинения вреда жизни и здоровью людей и животных, возникновения чрезвычайной ситуации техногенного характера, нарушает гарантированное право каждого на благоприятную окружающую среду.

В то же время, согласно пунктам 3, 8, 23, 26 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения;

- участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;

- организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья отнесены к вопросам местного значения поселения района.

Указанные факты свидетельствуют о низкой эффективности организации работы органов местного самоуправления городского поселения «Рабочий поселок Дормидонтовка» Вяземского муниципального района Хабаровского края по данному направлению, что является следствием грубого нарушения муниципальными служащими требований законодательства об управлении муниципальным имуществом, находящимся на территории района, выразившемся в ненадлежащем выполнении возложенных полномочий по распоряжению и обеспечению надлежащего режима эксплуатации и охраны гидротехнических сооружений прудов-накопителей (дамбы), что может повлечь за собой причинение ущерба имуществу граждан, организаций, окружающей природной среде.

В соответствии со ст. 4 Конституции РФ, Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

При этом частью 1 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» закреплено, что прокуратура Российской Федерации - единая федеральная и централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории РФ.

Таким образом, законодателем на прокурора возложена обязанность от имени Российской Федерации требовать исполнения Конституции РФ, федеральных законов, установленных ими гражданских прав всеми организациями, предприятиями, гражданами, применяя весь комплекс способов защиты этих прав.

Требования прокурора направлены на обеспечение реализации юридическим лицом обязанностей, возложенных на него федеральными законами, в интересах Российской Федерации как собственника недр, а также защиту прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено право прокурора на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в целях обеспечения права на благоприятную окружающую среду.

Аналогичное положение закреплено статьей 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», в соответствии с которой прокурор вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

В судебном заседании помощник прокурора Зверева А.И. от исковых требований в части признания бездействия администрации городского поселения «Рабочий поселок Дормидонтовка» как собственника ГТС по обеспечению безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений–защитных дамб незаконным, обязании администрации городского поселения «Рабочий посёлок Домидонтовка» организовать мониторинг за состоянием гидротехнических сооружений, создать службу эксплуатации гидротехнических сооружений отказалась, в связи с чем производство по делу в данной части прекращено определением от 14.06.2011 г. На остальных исковых требованиях настаивала, приведя в обоснование доводы, указанные в исковом заявлении, уточнив исковые требования, а именно просила обязать администрацию городского поселения «Рабочий поселок Дормидонтовка» в срок до 15.05.2012 года разработать план ликвидации возможных аварий гидротехнических сооружений; разработать декларацию безопасности гидротехнических сооружений; принять меры по внесению гидротехнических сооружений в отраслевой раздел Российского регистра гидротехнических сооружений; получить разрешение на эксплуатацию гидротехнических сооружений в Дальневосточном управлении Ростехнадзора. Требование прокурора об обязании администрации городского поселения «Рабочий поселок Дормидонтовка» согласовать инструкцию по ведению мониторинга гидротехнических сооружений просила считать технической ошибкой, так как данное требование устанавливается только для гидротехнических сооружений – накопителей жидких промышленных отходов и не может быть предъявлено к собственнику гидротехнических сооружений – защитных дамб.

Представитель ответчика администрации городского поселения «Рабочий поселок Дормидонтовка» Вяземского муниципального района Хабаровского края Черненко Ю.С. исковые требования Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора признал полностью.

Представитель третьего лица Дальневосточное управление Ростехнадзора, будучи надлежащим образом уведомленным о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился.

Выслушав пояснения помощника Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора Звереву А.И., представителя ответчика Черненко Ю.С., и, изучив материалы гражданского дела, суд пришел к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.

В силу ч. 2 ст. 39 и ч.3 ст. 173 ГПК РФ суд может принять признание иска ответчиком, если это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

Учитывая характер настоящего гражданско-правового спора, суд находит, что признание иска представителем ответчика Черненко Ю.С. не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

Следовательно, есть основания для принятия судом признания иска ответчиком.

Таким образом, исковые требования Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к администрации городского поселения «Рабочий поселок Дормидонтовка» Вяземского муниципального района Хабаровского края о признании бездействия незаконным, подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие со стороны администрации городского поселения «Рабочий поселок Дормидонтовка» Вяземского муниципального района Хабаровского края

Обязать администрацию городского поселения «Рабочий поселок Дормидонтовка» в срок до 15.05.2012 года разработать план ликвидации возможных аварий гидротехнических сооружений; разработать декларацию безопасности гидротехнических сооружений; принять меры по внесению гидротехнических сооружений в отраслевой раздел Российского регистра гидротехнических сооружений; получить разрешение на эксплуатацию гидротехнических сооружений в Дальневосточном управлении Ростехнадзора.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Вяземский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения.

Председательствующий: судья Т.А.Поливода