Решение по делу о возложении обязанности разработать и утвердить проект зон санитарной охраны



Дело 2-578/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

гор. Вяземский 09 августа 2011 года

Вяземский районный суд Хабаровского края в составе:

председательствующего: судьи Поливода Т.А.,

при секретаре: Бухаровой Е.С.,

с участием Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора Губанова Д.В.

представителя ответчика общества с ограниченной ответственностью «Прогресс» Кулибабчук Е.В., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Прогресс» о возложении обязанности устранить нарушения природоохранного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Хабаровский межрайонный природоохранный прокурор обратился с исковым заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации к обществу с ограниченной ответственностью «Феникс» о возложении обязанности устранить нарушения природоохранного законодательства, мотивируя свои требования тем, что Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения ООО «Прогресс» природоохранного законодательства, в ходе которой в деятельности данного общества выявлены нарушения закона.

В ходе проведения проверки установлено, что ООО «Прогресс» осуществляет хозяйственную деятельность с октября 2010 года. Основными видами деятельности общества является оказание услуг населению <адрес> муниципального райна по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению.

В целях водоснабжения общество осуществляет пользование четырьмя подземными водозаборными скважинами, расположенными по адресу: <адрес> переданными обществу в соответствии с заключенными договорами аренды муниципального имущества.

Согласно ст.11 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:

- выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;

- разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;

- осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

Частью 1 ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.

Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (ч.2 ст.43 Водного кодекса Российской Федерации).

В силу п.4 ст.18 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.

Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

В части 2 ст.19 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплена обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 №10 «О введении в действие санитарных правил и норм» установлены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02 (далее - Санитарные правила 2.1.4.1110-02).

Согласно п.1.4 Санитарных правил 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.

Основной целью создания и обеспечения режима в зоне санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

Пункт 1.6 Санитарных правил 2.1.4.1110-02 предусматривает, что организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зоны санитарной охраны.

В соответствии с пунктом 1.12 Санитарных правил 2.1.4.1110-02 в состав проекта зон санитарной охраны должны входить текстовая часть, картографический материал, перечень предусмотренных мероприятий, согласованный с землепользователями, сроками их исполнения и исполнителями.

Пунктом 1.13 Санитарных правил 2.1.4.1110-02 установлено, что проект зон санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

Отсутствие утвержденного проекта зоны санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах зоны санитарной охраны, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН (п.1.17 Санитарных правил 2.1.4.1110-02).

Вместе с тем, 17 июня 2011 года в 15 часов 00 минут в ходе проведения проверки установлено, что в нарушение требований вышеуказанного законодательства проекты зон санитарной охраны на используемые ООО «Прогресс» водозаборные скважины, расположенные по адресу: <адрес> «а», не разработаны, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации не утверждены, санитарно-эпидемиологическое заключение не выдавалось.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Аналогичные права закреплены в ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды».

Следовательно, право человека на благоприятную окружающую среду включает в себя права на благоприятные условия труда, проживания, быта, отдыха, воспитания и обучения, на высокое качество и безопасность продуктов питания, изделий народного хозяйства, а также на природную среду.

Более того, право на благоприятную окружающую среду представляется одним из фундаментальных и всеобъемлющих прав человека и гражданина, затрагивающих основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических и эстетических условий его жизни. Право на благоприятную окружающую среду - это возможность существовать при таком состоянии биосферы, которое обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов - ст.1 Федерального закона "Об охране окружающей среды".

Статья 41 Конституции Российской Федерации гарантирует право человека и гражданина на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Право человека и гражданина на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи. Реализация этого права осуществляется через обеспечение экологического благополучия, а также организацию и обеспечение государственной санитарно-эпидемиологической безопасности.

Невыполнение ООО «Прогресс» требований указанного законодательства нарушает права граждан на благоприятную среду, гарантированные ст.42 Конституции Российской Федерации, поскольку ООО «Прогресс» обеспечивая, в силу своей деятельности население питьевой водой обязано, создать и обеспечить режим в зоне санитарной охраны, во избежание загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

Таким образом, ООО «Прогресс» обязано разработать и утвердить в установленном порядке проект зон санитарной охраны, тем самым обеспечить гарантированные Конституцией Российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду, а также на охрану здоровья.

В судебном заседании Хабаровский межрайонный природоохранный прокурор Губанов Д.В. на заявленных требованиях настаивал, приведя в обоснование доводы, изложенные в исковом заявлении. В судебное заседание представил заявление об уточнении исковых требований, в котором просил обязать общество с ограниченной ответственностью «Прогресс» разработать и утвердить проект зон санитарной охраны на используемые обществом водозаборные скважины, расположенные по адресу: <адрес> в срок до 01.07.2012 года.

Представитель ответчика ООО «Прогресс» Кулибабчук Е.В., действующая на основании доверенности, исковые требования прокурора признала в полном объёме.

Выслушав пояснения Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора, представителя ответчика ООО «Прогресс» и, изучив материалы гражданского дела, суд пришел к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.

В силу ч. 2 ст. 39 и ч.3 ст. 173 ГПК РФ суд может принять признание иска ответчиком, если это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

Учитывая характер настоящего гражданско-правового спора, суд находит, что признание иска представителем ответчика ООО «Прогресс» не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

Следовательно, есть основания для принятия судом признания иска ответчиком.

Таким образом, требование Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора к ООО «Прогресс» о возложении обязанности устранить выявленные нарушения природоохранного законодательства подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Прогресс» разработать и утвердить проект зон санитарной охраны на используемые обществом водозаборные скважины, расположенные по адресу: <адрес> в срок до 01.07.2012 года.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Вяземский районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий: судья Т.А. Поливода