Решение об оспаривании бездействия органа местного самоуправления, связанных с инвентаризацией имущества



Дело № 2-558/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Вяземский 10 августа 2011 г.

Вяземский районный суд Хабаровского края в составе:

председательствующего судьи Толызенковой Л.В.,

с участием помощника прокурора Вяземского района Хабаровского края Потарской С.В.,

исполняющего обязанности главы администрации сельского поселения «<данные изъяты>» Вяземского муниципального района Хабаровского края У.С.П.

при секретаре Кузюк Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Вяземского района, в интересах муниципального образования сельского поселения «<данные изъяты>», об оспаривании бездействия органа местного самоуправления администрации сельского поселения «<данные изъяты>» Вяземского муниципального района Хабаровского края и понуждении к выполнению действий, связанных с инвентаризацией имущества,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Вяземского района обратился в суд с заявлением в защиту муниципального образования сельского поселения «<данные изъяты>» об оспаривании бездействия органа местного самоуправления администрации сельского поселения «<данные изъяты>» Вяземского муниципального района Хабаровского края и понуждении к выполнению действий, связанных с инвентаризацией строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам. Заявленное требование мотивировал тем, что проведенной прокуратурой Вяземского района проверкой установлено, что на основании Закона РФ от 09.12.1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (в редакции ФЗ от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ), а также принятыми в соответствии с вышеуказанным законом Распоряжением Правительства РФ № 469-р от 12.03.1992 г., приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ № 87 от 04.04.1992 г., органы местного самоуправления с целью наиболее полной мобилизации в бюджеты муниципальных образований налога на доходы физических лиц должны проводить инвентаризацию строений, помещений и сооружений в натуре не реже одного раза в 5 лет. В соответствии с п.1.2 «Порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности (утв. Приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ № 87 от 04.04.1992 г.), заказчиками работ по оценке объектов налогообложения выступают органы национально-государственных и административно- территориальных образований. В соответствии с п.1.4 Порядка инвентаризация строений, помещений и сооружений в натуре производится не реже одного раза в 5 лет. Согласно п.3 Распоряжения Правительства РФ № 469-р от 12.03.1992 г. оплата работ по оценке стоимости строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, производится за счет соответствующих местных бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований. В соответствии с ч.3 ст. 3 Закона РФ от 09.12.1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц», налоги зачисляются в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения. Согласно ответа, полученного из Вяземского районного филиала КГУП «Хабкрайинвентаризация», администрация сельского поселения «<данные изъяты>» для перерасчета инвентаризационной стоимости строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, не обращалась, следовательно работы по перерасчету не производились. С 01.01.2006 г. по 01.01.2011 г. инвентаризация строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, не производилась. Указанные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что, несмотря на закрепленную обязанность по проведению инвентаризации, администрация сельского поселения «<данные изъяты>» бездействует, не проводя инвентаризацию. В силу ч.1 ст. 3 Закона РФ от 09.12.1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц», ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения. В результате бездействия администрации сельского поселения «Село <данные изъяты> нарушаются интересы муниципального образования в целом, так как проведение инвентаризационной оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам позволит увеличить доходную часть бюджета муниципального образования сельского поселения «<данные изъяты>» поскольку в соответствии с ч.3 ст. 3 Закона РФ от 09.12.1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц», налоги зачисляются в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения. Ввиду недопоступления в бюджет денежных средств органы местного самоуправления не в полном объеме выполняют полномочия по социально-значимым вопросам, отнесенным ст. 14 Федерального закона № 131 –ФЗ »Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения и финансируемым за счет местного бюджета, а, следовательно, нарушают права и законные интересы муниципального образования – сельского поселения «<данные изъяты>». В связи с чем, прокурор, в порядке ст. 45 ч.1 ГПК РФ, ст. 35 ФЗ «О прокуратуре РФ», обратился в суд с заявлением в защиту муниципального образования.

В судебном заседании помощник прокурора Вяземского района Потарская С.В. уточнила заявленные требования, просила признать незаконным бездействие администрации сельского поселения «<данные изъяты>», выразившееся в не проведении инвентаризации строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам, за период с 01.08.2006 г. до 01.08.2011 г., обязать администрацию сельского поселения «<данные изъяты>» провести инвентаризацию строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам и находящихся на территории сельского поселения, не прошедших инвентаризацию до 01.08.2006 г. и не числящихся в реестре Вяземского районного филиала ХКГУП «Хабкрайинвентаризация» до 31.12.2011 г.

Глава сельского поселения «<данные изъяты>» Вяземского муниципального района У.С.П. с требованиями прокурора не согласился, поддержал доводы, изложенные в отзыве.

В отзыве глава сельского поселения «<данные изъяты>» У.С.П. не соглашаясь с требованиями прокурора, считает их необоснованными, не подлежащими удовлетворению. Ссылается на то, что согласно Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения проведение инвентаризации не относится. Приказом Минстроя РФ от 04.04.1992 г. № 87 «Об утверждении Порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности», данная оценка носит заявительный характер, в связи с чем, администрация не вправе обязать граждан, в собственности которых находится имущество, совершить действия, связанные с инвентаризацией имущества. В соответствии со ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Считает, что Распоряжение Правительства РФ от 13.03.1992 г. № 469-р «Об оценке строений, принадлежащих гражданам», Приказ Минстроя РФ от 04.04.1992 г. № 87 «Об утверждении Порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности» противоречат положениям гражданского законодательства о частной собственности. Ст. 14 ч.1 п.1 Жилищного кодекса РФ относит к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений - учет муниципального жилищного фонда. Согласно ст. 215 ч.3 ГК РФ, имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение. В соответствии со ст. 8 Постановления Правительства РФ от 13.10.1997 г. № 1301 «О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации», техническая инвентаризация жилищного фонда осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, по ставкам, утверждаемым органами исполнительной власти субъектов РФ. Распоряжением Минимущества Хабаровского края от 01.12.2010 г. № 1670 «Об утверждении предельных цен на работы по технической инвентаризации объектов недвижимости жилого назначения, выполняемые Хабаровским краевым государственным унитарным предприятием технической инвентаризации и оценки недвижимости на территории Хабаровского края», установлено, что работы по технической инвентаризации объектов недвижимости жилого назначения выполняются по заказам собственников этих объектов. П.1.2 названного Распоряжения установлено, что цены действуют на территории Хабаровского края и распространяются на работы по технической инвентаризации объектов недвижимости жилого назначения, находящихся в собственности физических лиц, с нормативным сроком исполнения. Постановлением Губернатора Хабаровского края от 25.12.2010 г. № 148 «Об утверждении укрупненных индексов на строительную продукцию, учитывающих удорожания, фактически сложившихся в условиях рынка в Хабаровском крае, для определения инвентаризационной стоимости объектов недвижимости, принадлежащих гражданам на праве собственности», утверждаются индексы на строительную продукцию для определения инвентаризационной стоимости объектов недвижимости, принадлежащих гражданам на праве собственности. На основании данного Постановления ХКГУП технической инвентаризации и оценки недвижимости издан Приказ от 13.01.2011 г. № 2 «О применении укрупненных индексов для оценки объектов недвижимости принадлежащим гражданам на праве собственности». Пунктом 2 данного Приказа филиалы ХКГУП «Хабкрайинвентаризация» производят переоценку объектов недвижимости, принадлежащих физическим лицам на праве собственности, в текущий уровень цен и результаты переоценки передаются в местные налоговые органы в срок до 01.03.2011 г. Таким образом, происходит ежегодное начисление налоговых платежей на основе новых цен и сельское поселение «<данные изъяты>» не теряет доходную часть своего бюджета. Согласно п.1.6 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 г. № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» собственники жилищного фонда или их уполномоченные должны своевременно вносить изменения в исполнительную документацию по планировке помещений, конструктивным элементам и инженерному оборудованию, возникающие в результате ремонтов, реконструкции, модернизации перепланировки и повышения благоустройства с корректировкой технического паспорта на дома, строения и земельный участок. В связи с изложенным считает, что инвентаризация строений и помещений, принадлежащих на праве собственности, проводится как физическим, так и юридическим лицом по заявлению собственника этого имущества. В связи с чем, просит отказать в удовлетворении требований прокурора.

Выслушав прокурора, главу сельского поселения «<данные изъяты>», изучив материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора.

В соответствии со ст. 5 Закона РФ от 09.12.1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц», налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 01 января каждого года.

Согласно п.1.2,1.3,1.4 «Порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности», утвержденного приказом Минстроя РФ № 87 от 04.04.1992 г., заказчиками работ по оценке объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц выступают органы национально-государственных и административно-территориальных образований. Органы местного самоуправления обязаны 1 раз в 5 лет заказывать работы в БТИ по проведению инвентаризации строений, помещений и сооружений в натуре.

Согласно п.3 Распоряжения Правительства РФ № 469-р от 12.03.1992 г., оплата работ по оценке стоимости строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, производится за счет соответствующих местных бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований.

Согласно ч.3 ст.3 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц», налоги зачисляются в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения.

Согласно сведений Вяземского районного филиала КГУП «Хабкрайинвентаризация», по состоянию на 22.06.2011 г., администрация сельского поселения «<данные изъяты>» не обращалась с заявкой для перерасчета инвентаризационной стоимости строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности. Таким образом, работы по перерасчету не производились. В судебном заседании установлено, что с 01.01.2006 г. до 01.01.2011 г. инвентаризация строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, не производилась. Данный факт главой сельского поселения «<данные изъяты>» У.С.П. не оспаривался. Таким образом, администрация сельского поселения «<данные изъяты>» бездействует, не проводя инвентаризацию, несмотря на закрепленную обязанность.

В силу ч.1 ст.3 Закона РФ от 09.12.1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц», ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения. Без проведения работ по инвентаризации невозможно установить точную суммарную инвентаризационную стоимость объектов налогообложения, находящихся в границах поселения и соответственно верно исчислить ставку налога на имущество физических лиц.

В результате бездействия администрации сельского поселения «<данные изъяты>» нарушаются интересы муниципального образования в целом, так как проведение инвентаризационной оценки строений помещений и сооружений, принадлежащих гражданам, позволит привести в соответствие, в том числе, увеличить, доходную часть бюджета муниципального образования, поскольку налоги зачисляются в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Вяземского района удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения «<данные изъяты>» Вяземского муниципального района Хабаровского края, выразившееся в не проведении инвентаризации строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам, за период с 01.08.2006 г. по 01.08.2011 г.

Обязать администрацию сельского поселения «<данные изъяты>» Вяземского муниципального района Хабаровского края провести инвентаризацию строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам и находящихся на территории сельского поселения «<данные изъяты>» Вяземского муниципального района Хабаровского края, не прошедших инвентаризацию до 01.08.2006 г. и не числящихся в реестре Вяземского районного филиала ХГУП «Хабкрайинвентаризация», до 31.12.2011 г.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд, через Вяземский районный суд, в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 12.08.2011 г.

Судья: Толызенкова Л.В.