Решение по делу о дислокации дорожных знаков



Дело № 2-462/2011г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06.09.2011г.

Вяземский районный суд Хабаровского края в составе председательствующего судьи Волошиной Е.В., при секретаре Фомичевой В.В., с участием помощника прокурора Вяземского района Минина М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вяземском гражданское дело по иску прокурора Вяземского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского поселения «Город Вяземский» о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Вяземского района обратился в суд с исковым заявлением к администрации городского поселения «Город Вяземский» о понуждении к совершению действий, в котором просил обязать ответчика разработать и утвердить дислокацию дорожных знаков на территории муниципального образования - городского поселения «Город Вяземский», а также согласовать указанную дислокацию дорожных знаков с Отделением ГИБДД ОВД по Вяземскому району в срок к 31.12.2011 с момента вступления решения суда в законную силу, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Вяземского района по результатам проверки исполнения законодательства за соблюдением норм и стандартов допустимого обеспечения безопасности дорожного движения со стороны городского поселения «Город Вяземский» Вяземского района в мае 2011 года выявлены нарушения федерального законодательства, выразившиеся в следующем, расстановка дорожных знаков в границах городского поселения «Город Вяземский» осуществляется без их дислокации, администрацией названного муниципального образования не разработана и не утверждена дислокация дорожных знаков, при этом, согласно п.5 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, частью 8 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено, что к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог, статьями 13, 34 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся в том числе: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, являющиеся расходными обязательствами муниципальных образований (п.4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»), осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ), обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (п.2 ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»), статьей 21 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» определено, что мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог, в том числе органами местного самоуправления, в ведении которых находятся автомобильные дороги, разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов РФ на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке, на основании изложенного следует, что функции по контролю за содержанием автомобильных дорог на территории городского поселения «Город Вяземский» законодательством Российской Федерации возложены на администрацию городского поселения «Город Вяземский», в соответствии с п. 7 Правил государственного учета показателей состояния безопасности дорожного движения по протяженности, техническому состоянию автомобильных дорог Российской Федерации и наличию на них объектов сервиса, по количеству трамваев и троллейбусов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.1998 №1441, органы местного самоуправления, в ведении которых находятся автодороги, осуществляют учет количества дорожных знаков и указателей в соответствии с утвержденной дислокацией, согласно п. 4.1.1 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, размещенными в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией, подпунктом 1 п. 15 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, утвержденной приказом Минтранса России от 12.1.2007 №160, установлено, что разработка схем дислокации дорожных знаков входит в прочие работы по содержанию автомобильных дорог, таким образом, администрацией городского поселения «Город Вяземский» не принимаются меры по надлежащему содержанию автомобильных дорог, что выражено в не разработке и не утверждении дислокации дорожных знаков в границах муниципального образования, невыполнение требований действующего законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения влечет нарушение прав неопределенного круга лиц и может явиться следствием дорожно-транспортных происшествий, в том числе с тяжкими последствиями.

В ходе рассмотрения дела прокурор уточнил исковые требования, просил обязать ответчика разработать и утвердить дислокацию дорожных знаков на территории муниципального образования - городского поселения «Город Вяземский», а также согласовать указанную дислокацию дорожных знаков с Отделением ГИБДД ОМВД по Вяземскому району в срок к 31.12.2011 с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании прокурор на заявленных требованиях настаивал, приведя в обоснование доводы, изложенные в исковом заявлении, дополнительно пояснил, что пока не утверждена дислокация дорожных знаков на территории муниципального образования - городского поселения «Город Вяземский», невозможно проверить, правильно ли установлены дорожные знаки.

Представитель ответчика Сальников П.В., действующий на основании доверенности, иск не признал, суду пояснил, что администрация городского поселения «Город Вяземский» издает распоряжения об ограничении скорости движения транспортных средств на дорогах городского поселения, затем заключается договор с ООО «УПП «городской коммунальщик» на выполнение работ по установке дорожных знаков, места установки дорожных знаков согласовываются с начальником ОГИБДД ОВД Вяземского района, согласно ст.21 ФЗ «О безопасности дорожного движения» разработка и проведение мероприятий по организации дорожного движения осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке, в настоящее время не приняты такие нормативные правовые акты на уровне субъектов, в Вяземском районе нет специалистов по установке дорожных знаков, сотрудники ГИБДД более компетентны в установке дорожных знаков, чем администрация городского поселения «Город Вяземский», согласно разделу 4 «Совершенствование организации дорожного движения» Наставления на службу ДИиОД ГИБДД МВД РФ возложена обязанность по изучению условий дорожного движения и разработке мероприятий по совершенствованию организации дорожного движения, в силу п.20.4 Наставления в ходе разработки мероприятий по совершенствованию условий движения ведется подготовка технического задания на выполнение работ по установке дорожных знаков и изменению режимов работы светофорной сигнализации; предложений по внесению изменений в действующие дислокации дорожных знаков, администрация городского поселения в настоящее время не ведет учет мест установки дорожных знаков.

Выслушав прокурора, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что в ходе проверки исполнения законодательства за соблюдением норм и стандартов допустимого обеспечения безопасности дорожного движения со стороны городского поселения «Город Вяземский» Вяземского района в мае 2011 года выявлены нарушения федерального законодательства.

Согласно п.5 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 8 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Согласно ст.ст. 13,34 указанного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся в том числе: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.

В соответствии с п.4 ст.6 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, являющиеся расходными обязательствами муниципальных образований.

Согласно ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (п.2 ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»).

Статьей 21 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» определено, что мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог, в том числе органами местного самоуправления, в ведении которых находятся автомобильные дороги. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.

В соответствии с п. 7 Правил государственного учета показателей состояния безопасности дорожного движения по протяженности, техническому состоянию автомобильных дорог Российской Федерации и наличию на них объектов сервиса, по количеству трамваев и троллейбусов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.1998 №1441, органы местного самоуправления, в ведении которых находятся автодороги, осуществляют учет количества дорожных знаков и указателей в соответствии с утвержденной дислокацией.

Согласно п. 4.1.1 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, размещенными в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией.

Подпунктом 1 п. 15 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, утвержденной приказом Минтранса России от 12.1.2007 №160, установлено, что разработка схем дислокации дорожных знаков входит в прочие работы по содержанию автомобильных дорог.

Следовательно, функции по контролю за содержанием автомобильных дорог на территории городского поселения «Город Вяземский» законодательством Российской Федерации возложены на администрацию городского поселения «Город Вяземский».

Согласно п.5 ч.1 ст.5 Устава городского поселения «Город Вяземский» Вяземского муниципального района к вопросам местного значения городского поселения относится содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения.

На момент рассмотрения дела в суде установлено, что в нарушение указанных нормативных актов расстановка дорожных знаков в границах городского поселения «Город Вяземский» осуществляется без их дислокации. Администрацией городского поселения «Город Вяземский» не разработана и не утверждена дислокация дорожных знаков.

Выявленные нарушения подтверждаются сообщением главы администрации городского поселения «Город Вяземский» А.Ю. Усенко от 000, сообщением начальника ОГИБДД ОВД по Вяземскому муниципальному району Ф.П.Н. от 000

Доводы представителя ответчика о том, что разработка и проведение мероприятий по организации дорожного движения не осуществляются в связи с тем, что в настоящее время не приняты соответствующие нормативные правовые акты на уровне субъектов, не освобождают ответчика от исполнения возложенной на него законодательством обязанности по содержанию автомобильных дорог местного значения, в том числе по разработке и утверждению дислокации дорожных знаков в границах муниципального образования.

Срок для устранения выявленных нарушений, указанный прокурором в исковом заявлении – до 31 декабря 2011года - является достаточным для устранения нарушений.

Таким образом, суд считает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Обязать администрацию городского поселения «Город Вяземский» Вяземского муниципального района Хабаровского края в срок до 31.12.2011г. разработать и утвердить дислокацию дорожных знаков на территории муниципального образования - городского поселения «Город Вяземский», согласовать дислокацию дорожных знаков с Отделением ГИБДД ОМВД России по Вяземскому району.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение 10 дней через Вяземский районный суд с момента вынесения мотивированного решения.

Председательствующий

судья: Е.В.Волошина

Мотивированное решение вынесено 09.09.2011года.