Дело № 2- 599/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Вяземский 06 октября 2011 года Судья Вяземского районного суда Хабаровского края Якин А.А., при секретаре Антоновой О.Ю. с участием помощника прокурора Вяземского района Минина М.А., представителя ответчика – администрации городского поселения «Рабочий поселок Дормидонтовка» Черненко С.Ю., представителя соответчика – Администрации Вяземского муниципального района Логуновой Ж.Н., представителей третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, – ОМВД РФ по Вяземскому району Глюза Т.А. и Корпусова Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Вяземского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского поселения «Рабочий поселок Дормидонтовка» Вяземского муниципального района и администрации Вяземского муниципального района о возложении обязанности разработать и утвердить дислокацию дорожных знаков на территории муниципального образования – городского поселения «Рабочий поселок Дормидонтовка», и согласовать указанную дислокацию дорожных знаков с отделением ГИБДД ОМВД РФ по Вяземскому району в срок до 31 декабря 2011 года, УСТАНОВИЛ: Прокурор Вяземского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации городского поселения «Рабочий поселок Дормидонтовка» Вяземского муниципального района о возложении обязанности разработать и утвердить дислокацию дорожных знаков на территории муниципального образования – городского поселения «Рабочий поселок Дормидонтовка», и согласовать указанную дислокацию дорожных знаков с отделением ГИБДД ОМВД РФ по Вяземскому району в срок до 31 декабря 2011 года, мотивировав свое требование тем, что прокуратурой Вяземского района по результатам проверки исполнения законодательства за соблюдением норм и стандартов допустимого обеспечения безопасности дорожного движения со стороны сельского поселения «Село Забайкальское» Вяземского района выявлены нарушения федерального законодательства, выразившиеся в следующем. Расстановка дорожных знаков в границах городского поселения «Рабочий поселок Дормидонтовка» осуществляется без их дислокации. Администрацией названного муниципального образования не разработана и не утверждена дислокация дорожных знаков. При этом, согласно п.5 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Частью 8 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено, что к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Статьями 13, 34 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели. Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, являющиеся расходными обязательствами муниципальных образований (п.4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»). Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ). Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (п.2 ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»). Статьей 21 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» определено, что мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог, в том числе органами местного самоуправления, в ведении которых находятся автомобильные дороги. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке. На основании изложенного следует, что функции по контролю за содержанием автомобильных дорог на территории городского поселения «Рабочий поселок Дормидонтовка» законодательством Российской Федерации возложены на администрацию городского поселения «Рабочий поселок Дормидонтовка». В соответствии с п. 7 Правил государственного учета показателей состояния безопасности дорожного движения по протяженности, техническому состоянию автомобильных дорог Российской Федерации и наличию на них объектов сервиса, по количеству трамваев и троллейбусов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.1998 №1441, органы местного самоуправления, в ведении которых находятся автодороги, осуществляют учет количества дорожных знаков и указателей в соответствии с утвержденной дислокацией. Согласно п. 4.1.1 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (далее - ГОСТ Р 50597-93) автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, размещенными в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией. Подпунктом 1 п. 15 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, утвержденной приказом Минтранса России от 12.1.2007 №160, установлено, что разработка схем дислокации дорожных знаков входит в прочие работы по содержанию автомобильных дорог. Таким образом, администрацией городского поселения «Рабочий поселок Дормидонтовка» не принимаются меры по надлежащему содержанию автомобильных дорог, что выражено в не разработке и не утверждении дислокации дорожных знаков в границах муниципального образования. Невыполнение требований действующего законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения влечет нарушение прав неопределенного круга лиц и может явиться следствием дорожно-транспортных происшествий, в том числе с тяжкими последствиями. Определением судья Вяземского районного суда к участию в деле в качестве соответчика была привлечена администрация Вяземского муниципального района. В судебном заседании помощник прокурора Вяземского района Минин М.А. исковое требование к администрации городского поселения «Рабочий поселок Дормидонтовка» поддержал, в обоснование привел доводы, указанные в исковом заявлении. Представитель ответчика – глава администрации городского поселения «Рабочий поселок Дормидонтовка» Черненко Ю.С. иск прокурора Вяземского района не признал, и пояснил, что дороги, расположенные на территории городского поселения в собственность городского поселения до настоящего времени не передавались. Кроме того, эти объекты не попадают под категорию «Дороги», с точки зрения их технического исполнения. По его мнению, Правила дорожного движения достаточно детально регламентируют порядок движения по территории городского поселения и необходимости в разработке дислокации дорожных знаков нет. За несколько последних лет, при остутствии дислокации дорожных знаков, в городском поселении не случилось ни одного дорожно-транспортного происшествия. Не отрицал того, что в силу положений п.5 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с данными положениями администрация городского поселения обратилась в Бюро технической инвентаризации с заявкой на определение протяженности и стоимости дорог, с целью обращения данных объектов в муниципальную собственность. Представитель соответчика – администрации Вяземского муниципального района Логунова Ж.Н. иск прокурора Вяземского района не признала, пояснив, что администрация Вяземского муниципального района не является надлежащим ответчиком по данному делу, так как к её полномочиям относится дорожная деятельность в отношении дорог местного значения вне границ населенных пунктов, то есть автомобильные дороги, соединяющие населенные пункты в границах муниципального района. Представители третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, – ОМВД РФ по Вяземскому району Глюза Т.А. и Корпусов Е.А., иск прокурора Вяземского района к администрации городского поселения «Рабочий поселок Дормидонтовка» поддержали и просили удовлетворить. Выслушав пояснения помощника прокурора, представителей ответчиков и третьего лица, и, изучив материалы гражданского дела, суд пришел к следующему. В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Согласно п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации и местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения отнесены дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; Согласно ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257 - ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ), Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. Частью 9 статьи 5 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ, установлено, что автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения. В соответствии ст.17 Федерального закона от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ, содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения (ч. 1) Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства (ч. 3) В соответствии с п.п.1 п.15 «Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них», утвержденной приказом Минтранса Российской Федерации от 12.11.2007 № 160, в работы по содержанию дорог входят разработка схем дислокации дорожных знаков и разметки. Пунктом 22.7 Наставления по службе дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации утвержденного Приказом МВД РФ от 08.06.1999 N 410 «О совершенствовании нормативно-правового регулирования деятельности службы дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» (с изменениями от 07.07.2003) на должностных лиц ГИБДД возложены обязанности по организации контроля за разработкой дислокаций дорожных знаков на дороги, их утверждении, выдаче предписаний дорожным, коммунальным и другим организациям об установке (снятии) дорожных знаков. Из сообщения начальника ОГИБДД ОВД по Вяземскому муниципальному району от 03.06.2011 № 52/6699 прокурору Вяземского района, следует, что представители муниципальных образований района и городского поселения «Город Вяземский» для согласования дислокаций дорожных знаков и дорожной разметки по УДС, в ГИБДД Вяземского района не обращались. Считает необходимым наличие дислокации по каждому муниципальному образованию Вяземского муниципального района, поскольку отсутствие дорожных знаков и разметки, посредством которых осуществляется регулирование дорожного движения и обеспечение его безопасности, увеличивает вероятность совершения ДТП. Из письменного ответа исполняющего обязанности главы администрации городского поселения «Рабочий поселок Дормидонтовка» Бродюк Е.В. от 21.07.2011 № 1-22/372 на имя прокурора Вяземского района следует, что дислокация дорожных знаков в границах муниципального образования не разработана и не утверждена. Довод представителя ответчика администрации городского поселения «Рабочий поселок Дормидонтовка» Черненко Ю.С. о том, что автомобильные дороги, расположенные на территории муниципального образования администрацией Вяземского муниципального района не передавались в собственность городского поселения, не может служить основанием для отказа в удовлетворении искового требования, поскольку в соответствии со ст. 3 ФЗ от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения. Утверждение представителя ответчика Черненко Ю.С. о том, что в городском поселении «Рабочий поселок Дормидонтовка» нет объектов, относящихся в категории - «дорога», суд находит несостоятельным. Согласно п. 1.2. Правил дорожного движения Российской Федерации – «дорога» это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. В постановлении главы администрации городского поселения «Рабочий поселок Дормидонтовка» от 26.01.2011 № 7 указан перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения «Рабочий поселок Дормидонтовка», их протяженность и тип покрытия. Ссылка представителя ответчика на отсутствие дорожно-транспортных происшествий на территории городского поселения «Рабочий поселок Дормидонтовка» длительный период времени, также не может служить основанием для отказа в удовлетворении искового требования, заявленного прокурором. В связи с вышеизложенным, суд считает, что исковые требования, заявленные прокурором Вяземского района в интересах неопределенного круга лиц и обращенные к администрации городского поселения «Рабочий поселок Дормидонтовка» являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению. Согласно п.5 ч.1 ст. 15 Федерального закона РФ от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 50 вышеуказанного Федерального закона в собственности муниципального района могут находиться автомобильные дороги местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог. Учитывая содержание вышеуказанных норм права суд пришел к выводу, что требования о разработке и утверждении дислокации дорожных знаков на территории муниципального образования – городского поселения «Рабочий поселок Дормидонтовка», и согласовании указанной дислокации дорожных знаков с отделением ГИБДД ОМВД РФ по Вяземскому району в определенный срок, не имеет отношения в администрации Вяземского муниципального района ввиду отсутствия у той соответствующих полномочий на совершение вышеуказанных действий. При таких обстоятельствах, суд пришел к убеждению, что в иске к Администрации Вяземского муниципального района следует отказать и освободить Администрацию Вяземского района от участия в деле в качестве ответчика. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 94-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск прокурора Вяземского района удовлетворить. Обязать администрацию городского поселения «Рабочий поселок Дормидонтовка» Вяземского муниципального района разработать и утвердить дислокацию дорожных знаков на территории муниципального образования – городского поселения «Рабочий поселок Дормидонтовка», и согласовать указанную дислокацию дорожных знаков с отделением ГИБДД ОМВД РФ по Вяземскому району в срок до 31 декабря 2011 года. Прокурору Вяземского района в интересах неопределенного круга лиц в иске к Администрации Вяземского муниципального района о возложении обязанности разработать и утвердить дислокацию дорожных знаков на территории муниципального образования – городского поселения «Рабочий поселок Дормидонтовка», и согласовать указанную дислокацию дорожных знаков с отделением ГИБДД ОМВД РФ по Вяземскому району в срок до 31 декабря 2011 года, отказать, и освободить Администрацию Вяземского района от участия в деле в качестве ответчика. Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Вяземский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме. Решение в окончательной форме принято судом 09 октября 2011 года. Председательствующий: судья А.А. Якин