Дело № 2-297/10г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 24 сентября 2010 года г.Вяземский Вяземский районный суд Хабаровского края в составе: председательствующего судьи А.А. Якина при секретаре Прилюбенко Г.А., с участием помощника прокурора Вяземского района Ожогиной Н.А., представителя ответчика – МУП ЖКХ «Феникс» Чечиной Р.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и защиту прав неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства «Феникс» о понуждении к соблюдению требований санитарно-эпидемиологической безопасности, УСТАНОВИЛ: Хабаровский межрайонный природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации и защите прав неопределенного круга лиц обратился в суд к Муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства «Феникс» о понуждении к соблюдению требований санитарно-эпидемиологической безопасности, указывая на то, что Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения муниципальным унитарным предприятием «ЖКХ Феникс» водного и санитарно-эпидемиологического законодательства, в ходе которой, установлено, что МУП «ЖКХ Феникс» осуществляет пользование водными объектами в целях питьевого и хозяйственно – бытового водоснабжения на водозаборных скважинах расположенных на территории Вяземского района Хабаровского края. Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осушествляемой ими деятельностью обязаны: -выполнять требования санитарного законодательства, а так же постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; -разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; -осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а так же при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции. Частью 1 ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (ч. 2 ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации). В силу п. 4 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ « О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты. Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. В части 2 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ « О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплена обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а так же иных систем, обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 года № 10 « О введении в действие санитарных правил и норм» установлены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02». Согласно п. 1.4 Санитарных правил 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в зоне санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а так же территорий, на которых они расположены. Пункт 1.6 Санитарных правил 2.1.4.1110-02 предусматривает, что организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны сани тарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зоны сани тарной охраны. В соответствии с пунктом 1.12 Санитарных правил 2.1.4.1110-02 в состав проекта зон санитарной охраны должны входить текстовая часть, картографический материал, перечень предусмотренных мероприятий, согласованный с землепользователями, сроками их исполнения и исполнителями. Пунктом 1.13 Санитарных правил 2.1.4.1110-02 установлено, что проект зон сани тарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке. Отсутствие утвержденного проекта зоны санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах зоны санитарной охраны, организаций, индивидуальных предпринимателей, а так же граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН (п. 1.17 Санитарных правил 2.1.4.11102). Вместе с тем, согласно информации Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю от 31.03.2010 года № 02.1-4046 у МУП «ЖКХ Феникс» вопреки указанным требованиям закона отсутствует проект зон санитарной охраны и санитарно-эпидемиологическое заключение. Таким образом, проверкой установлено, что МУП «ЖКХ Феникс» до настоящего времени не разработан и не утвержден уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации проект зон санитарной охраны, что является нарушением требований вышеуказанного законодательства. В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Аналогичные права закреплены в ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» Следовательно, право человека на благоприятную окружающую среду включает в себя права на благоприятные условия труда, проживания, быта, отдыха, воспитания и обучения, на высокое качество и безопасность продуктов питания, изделий народного хозяйства, а так же на природную среду. Более того, право на благоприятную окружающую среду представляется одним из фундаментальных и всеобъемлющих прав человека и гражданина, затрагивающих основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических и эстетических условий его жизни. Право на благоприятную окружающую среду, это возможность существовать при таком состоянии биосферы, которое обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов. Статья 41 Конституции Российской Федерации гарантирует право человека и гражданина на охрану здоровья и медицинскую помощь. Право человека и гражданина на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а так же предоставлением населению доступной медико-социальной помощи. Реализация этого права осуществляется через обеспечение экологического благополучия, а так же организацию и обеспечение государственной санитарно-эпидемиологической безопасности. МУП «ЖКХ Феникс», в силу своей деятельности, обеспечивая население питьевой водой, обязано создать и обеспечить режим в зоне санитарной охраны, во избежание загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. Таким образом, МУП «ЖКХ Феникс» обязано разработать и утвердить в установленном порядке проект зон санитарной охраны, тем самым обеспечить гарантированные Конституцией Российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду, а так же на охрану здоровья. В соответствии со ст. 4 Конституции РФ, Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено право прокурора на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц Российской Федерации. Аналогичное положение закреплено в ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», в соответствии с которой в случае нарушения прав и свобод граждан, защищаемых в порядке гражданского производства, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших. С учетом изложенного, просил суд обязать МУП «ЖКХ Феникс» разработать и утвердить проект зон санитарной охраны на водозаборные скважины, расположенные на территории Вяземского района Хабаровского края, а также получить в установленном законом порядке санитарно-эпидемиологическое заключение. В судебном заседании помощник прокурора Вяземского района Ожогина Н.А., уточнила исковые требования и ссылаясь на доводы, указанные в исковом заявлении, просила суд обязать МУП «ЖКХ Феникс» разработать и утвердить проект зон санитарной охраны на водозаборные скважины, расположенные на территории Вяземского района Хабаровского края, а именно: <данные изъяты> получить в установленном законом порядке санитарно-эпидемиологическое заключение на указанный проект и направить его на утверждение в уполномоченный действующим законодательством орган в течении 4 месяцев со дня вступления решения в законную силу. Представитель ответчика МУП «ЖКХ Феникс» Чечина Р.С. иск не признала полностью и пояснила, что указанные прокурором скважины действительно находятся в аренде у МУП ЖКХ «Феникс» и эксплуатируются предприятием. МУП ЖКХ «Феникс» самостоятельно и добровольно выполняет и соблюдает требования СанПин 2.1.4.1110-02 и приняло все зависящие от него меры по разработке и утверждению зон санитарной охраны на водозаборные скважины. Пакет необходимых документов 07 мая 2010 года направлен на утверждение в ГОУ «Роспотребнадзор». До настоящего времени документы не вернулись, так как находятся в стадии санитарно-эпидемиологического заключения. Вины МУП ЖКХ «Феникс» в данном обстоятельстве нет. Полагала, что нарушений законодательства МУП ЖКХ «Феникс» не допустило, поскольку отсутствие проекта зон санитарной охраны скважин, является формальностью. Кроме того постановлением главы Вяземского муниципального района принято решение о ликвидации предприятия и назначена ликвидационная комиссия. Выслушав пояснения участвующего в рассмотрении дела прокурора, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд пришел к следующему. Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осушествляемой ими деятельностью обязаны: -выполнять требования санитарного законодательства, а так же постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; -разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; -осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а так же при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции. Частью 1 ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (ч. 2 ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации). В силу п. 4 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ « О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты. Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. В части 2 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ « О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплена обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а так же иных систем, обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам. Согласно п. 1.4 Санитарных правил 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в зоне санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а так же территорий, на которых они расположены. Пункт 1.6 Санитарных правил 2.1.4.1110-02 предусматривает, что организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны сани тарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зоны сани тарной охраны. В соответствии с пунктом 1.12 Санитарных правил 2.1.4.1110-02 в состав проекта зон санитарной охраны должны входить текстовая часть, картографический материал, перечень предусмотренных мероприятий, согласованный с землепользователями, сроками их исполнения и исполнителями. Пунктом 1.13 Санитарных правил 2.1.4.1110-02 установлено, что проект зон сани-тарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке. Факт эксплуатации ответчиком водозаборных скважин, расположенных на территории Вяземского района Хабаровского края, а именно: <данные изъяты>, подтверждается справкой МУП ЖКХ «Феникс» № 277 от 23 сентября 2010 года, справкой должностного лица Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю № 12.1-726 от 08.09.2010 года, договорами аренды муниципального имущества Вяземского муниципального района. Согласно справок Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю № 12.1-726 от 08.09.2010 года и № 02.1-4046 от 31 марта 2010 года, проекты зон санитарной охраны на вышеуказанные объекты, отсутствует. Утверждение представителя ответчика о том, что в Роспотребнадзор направлен для утверждения проекты зон санитарной охраны, суд находит необоснованным, поскольку суду была представлена копия рабочей программы производственного контроля качества питьевой воды по МУП ЖКХ «Феникс» на 2010-21011 годы, которая, согласно сопроводительного письма, действительно направлена в Роспотребнадзор 07 мая 2010 года для согласования. Отсутствие у ответчика проекта зон санитарной охраны скважин и санитарно-эпидемиологического заключения данного проекта, создает угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц – потребителей питьевой воды. Доводы представителя ответчика о том, что МУП ЖКХ «Феникс» и без проекта зон санитарной охраны соблюдает требований Санитарных правил, а также то, что в настоящее время предприятие находится в стадии ликвидации, суд находит несостоятельными, поскольку данные обстоятельства, не могут служить основание для отказа в удовлетворении иска, заявленного прокурором. Учитывая вышеизложенное, суд находит, что иск Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора к МУП «ЖКХ Феникс» о понуждении к соблюдению требований санитарно-эпидемиологической безопасности является обоснованным и подлежит удовлетворению. Согласно ст.98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, к которым также относится и госпошлина. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить. Обязать Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства «Феникс» разработать проект зон санитарной охраны на водозаборные скважины, расположенные на территории Вяземского района Хабаровского края, а именно: <данные изъяты> получить в установленном законом порядке санитарно-эпидемиологическое заключение на указанный проект и направить его на утверждение в уполномоченный действующим законодательством орган в течение 4 (четырех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Взыскать с Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства «Феникс» государственную пошлину в размере 4000 рублей. Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Вяземский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме. Решение в окончательной форме принято судом 29 сентября 2010 года. Председательствующий: судья А.А. Якин