Решение по иску прокурора об оспаривании бездействия органа местного самоуправления-администрации городского поселения ` Город Вяземский`



Дело № 2-207/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Г.Вяземский 05 апреля 2011 г.

Вяземский районный суд Хабаровского края в составе:

председательствующего судьи Толызенковой Л.В.

при секретаре Кузюк Е.А.

с участием помощника прокурора Вяземского района Хабаровского края Потарской С.В.

представителя администрации городского поселения «Город Вяземский» ФИО5., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Вяземского района, в интересах неопределенного круга лиц, в интересах муниципального образования городского поселения «Город Вяземский» об оспаривании бездействия органа местного самоуправления – администрации городского поселения «Город Вяземский» Вяземского муниципального района Хабаровского края,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Вяземского района обратился в Вяземский районный суд с заявлениями в интересах неопределенного круга лиц, в интересах муниципального образования городского поселения «Город Вяземский» об оспаривании бездействия органа местного самоуправления – администрации городского поселения «Город Вяземский» Вяземского муниципального района Хабаровского края, просил признать незаконным бездействие администрации городского поселения «Город Вяземский», выразившееся в не проведении оценки технического состояния автомобильных дорог, по которым проходят улицы: Коммунистическая, Уссурийская, Коваля, Пограничная, Комсомольская, Вяземская, Пушкина, Заслонова, Владивостокская, Полетова, Верхотурова в г.Вяземский Хабаровского края за период с 25.02.2010 г. до 25.02.2011 г., обязать администрацию городского поселения «Город Вяземский» провести в 2011 г. оценку технического состояния автомобильных дорог, по которым проходят вышеуказанные улицы. Свои требования мотивирует тем, что проведенной прокуратурой Вяземского района проверкой установлено, что в соответствии с п.5 ч.1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществления иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ. Федеральным законом от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» в п.8 ст. 6 предусмотрено, что к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Ч.3 ст.15 ФЗ от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления, в соответствии со ст. 3 указанного закона владельцы автомобильных дорог – исполнительные органы государственной власти, местная администрация, (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством РФ. В силу ч.1 ст. 17 ФЗ № 257-ФЗ, содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги – это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Ч.4 ст. 17 ФЗ № 257-ФЗ предусмотрено, что в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог, порядок проведения которой утвержден приказом Минтранса РФ от 27.08.2009 г. № 150. В соответствии с п.2 указанного порядка оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении всех автомобильных дорог в РФ независимо от их форм собственности и значения. Оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо уполномоченной им организацией (п.3 Порядка). Согласно п.4 Порядка оценка технического состояния автомобильных дорог проводится не реже 1 раза в год. Приказ Минтранса РФ от 27.08.2009 г. № 150 зарегистрирован в Минюсте РФ 25.12.2009 г. и вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования. Текст приказа опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 15.02.2010 г. № 7. Согласно информации, представленной администрацией городского поселения «Город Вяземский» в собственности поселения с 05.10. 2006 г. находятся автомобильные дороги, по которым проходят улицы Коммунистическая, Уссурийская, Коваля, Пограничная, Комсомольская, Вяземская, Пушкина, Заслонова, Владивостокская, Полетова, Верхотурова в г.Вяземский Хабаровского края. Оценка технического состояния указанных дорог не производилась. Что позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на закрепленную с 25.02.2010 г. обязанность по проведению оценки технического состояния автомобильных дорог, администрация городского поселения «Город Вяземский» с 25.02.2010 г. по 25.02.2011 г. бездействует, не проводя ее. В соответствии с ч.2 ст. 46 ФЗ № 257-ФЗ бездействие органов государственной власти или органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо должностных лиц этих органов могут быть обжалованы гражданами и юридическими лицами в судебном порядке и в предусмотренных федеральным законом случаях в административном порядке. Определение соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов, непосредственно связано с обеспечением сохранности и развития автомобильных дорог, улучшение их технического состояния, а следовательно с обеспечением безопасности дорожного движения, поскольку без проведения оценки технического состояния дороги нельзя судить о ее безопасности для участников дорожного движения. Согласно ст. 3 ФЗ от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения. Определить круг лиц, участников дорожного движения не представляется возможным, поскольку ими могут выступать водители транспортных средств, пешеходы, пассажиры транспортных средств. Не проведение оценки технического состояния дороги также нарушает права собственника – муниципального образования на сохранность и развитие дороги.

В судебном заседании помощник прокурора Вяземского района Потарская С.В. заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в заявлении, уточнила требование – просила признать незаконным вышеуказанное бездействие администрации городского поселения «Город Вяземский» в период с 26.02.2010 г. до 26.02.2011 г., обязать администрацию городского поселения «Город Вяземский» провести в 2011 г. оценку технического состояния указанных автомобильных дорог.

Представитель администрации городского поселения «Город Вяземский» Вяземского муниципального района Хабаровского края ФИО6., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на их необоснованность, пояснил, что администрация городского поселения ежегодно проводит конкурсы, результатом которых является заключение муниципальных контрактов на осуществление дорожной деятельности в г.Вяземский, следовательно утверждение прокурора Вяземского района о бездействии главы города Вяземский не обоснованно. В настоящее время главой администрации городского поселения «Город Вяземский» постановлением № 232 от 20.07.2010 г. утверждена программа «Реконструкция, благоустройство, строительство и ремонт автомобильных дорог городского поселения «Город Вяземский» на период с 2011-2013 г. Одной из целей данной программы является приведение муниципальных автомобильных дорог и дорожных инженерных сооружений в состояние, отвечающее требованиям технических норм и правил. К данным требованиям относятся и проведение оценки технического состояния автомобильных дорог. В бюджете городского поселения «Город Вяземский» на проведение указанных мероприятий предусмотрены расходы. Ст. 10 Конституции РФ предусмотрено, что государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной, судебной власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга. В связи с чем, суд и прокуратура не могут обязать принять, изменить или дополнить нормативный правовой акт на включение данной оценки автомобильных дорог в 2011 г. Данная оценка будет проводиться поэтапно в рамках целевой программы исходя из возможностей местного бюджета.

Выслушав мнение участников процесса, изучив материалы дела, суд считает требования заявленные прокурором подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно выписок из реестра муниципального имущества городского поселения, представленных главой администрации городского поселения «Город Вяземский», объекты недвижимости – дороги, расположенные по адресу г.Вяземский, ул. Коммунистическая, Уссурийская, Коваля, Пограничная, Комсомольская, Вяземская, Пушкина, Заслонова, Владивостокская, Полетова, Верхотурова значатся в реестре муниципального имущества городского поселения «Город Вяземский», что также подтверждается сведениями о предоставлении информации № 1-15-290 от 14.02.2011 г. Согласно п.5 ч.1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществления иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ. Согласно п.8 ст.6 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог, согласно ст. 15 ч.3 указанного Закона, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления, согласно ст. 3 данного Закона владельцы автомобильных дорог – исполнительные органы государственной власти, местная администрация, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством РФ. Согласно ст. 17 ФЗ от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ, содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. В целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Порядок проведения оценки технического состояния автомобильных дорог утвержден приказом Минтранса РФ от 27.08.2009 г. № 150. В соответствии с п.2 указанного порядка оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении всех автомобильных дорог в РФ независимо от их форм собственности и значения. Согласно п.3 Порядка, оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо уполномоченной им организацией. Согласно п.4 Порядка оценка технического состояния автомобильных дорог проводится не реже 1 раза в год. Приказ Минтранса РФ от 27.08.2009 г. № 150 зарегистрирован в Минюсте РФ 25.12.2009 г. и вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования. Текст приказа опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 15.02. 2010 г. № 7.

В связи с изложенным, администрация городского поселения «Город Вяземский» была обязана в период с 26.02.2010 г. до 26.02.2011 г. провести оценку технического состояния автомобильных дорог, по которым проходят улицы Коммунистическая, Уссурийская, Коваля, Пограничная, Комсомольская, Вяземская, Пушкина, Заслонова, Владивостокская, Полетова Верхотурова в г.Вяземский Хабаровского края, однако этого сделано не было. Ссылка представителя администрации городского поселения «Город Вяземский» на проведение администрацией городского поселения конкурсов, результатом которых является заключение муниципальных контрактов на осуществление дорожной деятельности в г.Вяземский, утверждение программы «Реконструкция, благоустройство, строительство и ремонт автомобильных дорог городского поселения «Город Вяземский» на период 2011-2013 г., одной из целей которой является приведение муниципальных автомобильных дорог и дорожных инженерных сооружений в состояние, отвечающее требованиям технических норм и правил, в данном случае, не влияет на выводы суда, поскольку требования вышеуказанных нормативных актов администрацией не выполнены, а именно не проведена оценка технического состояния автомобильных дорог в указанный период, чем нарушены права граждан на безопасность дорожного движения, права собственника дорог – муниципального образования на сохранность и развитие дороги. Ссылка представителя администрации городского поселения «Город Вяземский» на то, что, исходя из конституционного принципа разделения властей, суд, прокуратура не вправе обязать принять, изменить или дополнить нормативно-правовой акт на включение данной оценки автомобильных дорог в 2011 г., необоснованна, поскольку обязанность органа местного самоуправления по проведению оценки технического состояния автомобильных дорог, предусмотрена федеральным законодательством. И в данном случае не требуется принятия какого-либо нормативного акта на уровне городского поселения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 254-258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие администрации городского поселения «Город Вяземский» Вяземского муниципального района Хабаровского края, выразившееся в не проведении оценки технического состояния автомобильных дорог, по которым проходят улицы Коммунистическая, Уссурийская, Коваля, Пограничная, Комсомольская, Вяземская, Пушкина, Заслонова, Владивостокская, Полетова, Верхотурова в г.Вяземский Хабаровского края за период с 26.02.2010 г. по 26.02.2011 г. Обязать администрацию городского поселения «Город Вяземский» Вяземского муниципального района Хабаровского края, в срок до 31.12.2011 г., провести оценку технического состояния автомобильных дорог, по которым проходят улицы Коммунистическая, Уссурийская, Коваля, Пограничная, Комсомольская, Вяземская, Пушкина, Заслонова, Владивостокская, Полетова, Верхотурова в г.Вяземский Хабаровского края.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд, через Вяземский районный суд, в течение 10 дней со дня его вынесения.

Судья: Толызенкова Л.В.