2-91/2010 Решение о признании бездействия администраций.



РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Верхневилюйский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Кардашевской В.А., секретаря Николаевой Л.М., с участием старшего помощника прокурора Верхневилюйского района Тарасова И.И., представителей ответчиков администраций МО «Туобуйинский наслег» в лице специалиста МО Поротовой В.П., МО «Намский наслег» в лице главы Павлова С.С.., представителя МО «Магасский наслег» Семеновой МД., представителя МО «Онхойский наслег» Николаева В.В. рассмотрев в открытом судебном заседании

с. Верхневилюйск «28» мая 2010 года

исковые заявления прокурора Верхневилюйского района к МО «Туобуйинский наслег», МО «Намский наслег», МО «Магасский наслег», МО «Онхойский наслег», МО «Сургулукский наслег», МО «Кырыкыйский наслег» Верхневилюйского района к администрациям МО «Туобуйинский наслег», МО «Намский наслег», МО «Магасский наслег», МО «Онхойский наслег», МО «Сургулукский наслег», МО «Кырыкыйский наслег» Верхневилюйского района о признании бездействий по созданию резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций незаконным и об обязательстве администраций предусмотреть в расходной части бюджета средства для ликвидаций чрезвычайных ситуаций,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Верхневилюйского района внес в Верхневилюйский районный суд исковые заявления к МО «Туобуйинский наслег», МО «Намский наслег», МО «Магасский наслег», МО «Онхойский наслег», МО «Сургулукский наслег», МО «Кырыкыйский наслег» Верхневилюйского района к администрациям МО «Туобуйинский наслег», МО «Намский наслег», МО «Магасский наслег», МО «Онхойский наслег», МО «Сургулукский наслег», МО «Кырыкыйский наслег» Верхневилюйского района о признании бездействий по созданию резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций незаконными и об обязательстве администраций предусмотреть в расходной части бюджета средства для ликвидаций чрезвычайных ситуаций.

На судебном заседании старший помощник прокурора Верхневилюйского района Тарасов И.И. внесенные исковые заявления поддержал полностью и объяснил, что прокуратурой района в рамках проверки за исполнением законодательства в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера проведена проверка готовности сил и средств к весеннему паводку. Проверкой установлено, что наслежными Советами Муниципальных образований приняты решения об утверждении бюджета наслегов за 2010 год: МО «Сургулукский наслег» 23.12.2009 г. №19-02 «О бюджете МО «Сургулукский наслег» на 2010 год», МО «Кырыкыйский наслег» 25.12.2009 г. №09 «Об утверждении бюджета МО «Кырыкыйский наслег» на 2010 год», МО «Онхойский наслег» 25.12.2009 г. №21-01 «О бюджете МО «Онхойский наслег» на 2010 год», МО «Магасский наслег» 29.12.2009 г. №10-01 «О бюджете МО «Магасский наслег» на 2010 год», МО «Намский наслег» 29.12.2009 г. №20-02 «О бюджете МО «Намский наслег» на 2010 год», МО «Туобуйинский наслег» 18.12.2009 г. №10-04 «О бюджете МО «Туобуйинский наслег» на 2010 год». Вместе с тем, в бюджетах муниципальных образований не предусмотрены расходные обязательства по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В п. 1 ст.81 Бюджетного кодекса РФ закреплено, что в расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ предусматривается создание резервных фондов органов исполнительной власти и резервных фондов органов местного самоуправления. Средства резервных фондов направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций. Общий объем расходов бюджетов, утвержденные рассматриваемыми решениями наслежных советов составляет в МО «Сургулукский наслег» - 4 828 300 рублей, МО «Кырыкыйский наслег» - 5 313 300 рублей, МО «Онхойский наслег» - 5 276 900 рублей, МО «Магасский наслег» - 5 274 900 рублей, МО «Намский наслег» - 8 210 200 рублей, МО «Туобуйинский наслег» - 5 121 400 рублей. Однако, расходная часть местных бюджетов не предусматривает средства резервного фонда. Так, п.1 ст.3 Решений наслежных советов утверждены распределения бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьями видам расходов квалификации расходов бюджетов согласно приложениям №5 к Решениям. Приложения №5 к Решениям наслежных советов содержат перечень видов расходов местного бюджета, в котором не предусмотрены денежные средства на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций. Требования федерального законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, также предусматривают обязанность органов местного самоуправления по созданию резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. 28.02.2010 г. прокуратурой района принесены протесты на вышеуказанные Решения, по результатам которых требования прокуратуры МО «Сургулукский наслег» отклонен, МО «Онхойский наслег» удовлетворены, но сведения о создании ресурсов не предоставлены, МО «Туобуйинский наслег», МО «Намский наслег», МО Кырыкыйский наслег» и МО «Магасский наслег» не удовлетворены. В условиях весеннего паводка отсутствие средств по ликвидации чрезвычайных ситуаций ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, проживающих в данных Муниципальных образованиях, нарушает права граждан на благоприятную среду, на безопасность. На основании вышеуказанного прокурор просит признать бездействие администраций данных Муниципальных образований по созданию резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций незаконными и обязать администрации муниципальных образований предусмотреть в расходной части бюджета средства для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Ответчик глава МО «Сургулукский наслег» Филиппов Ю.Ю. не явился в судебное заседание в связи с закрытием автозимника и ледоходом на р. Вилюй, поэтому с согласия участников судебного заседания прочтено его объяснение. Так, 2010 году в их бюджет не предусмотрено резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций по следующим основаниям: 2010 году в бюджет было внесено только зарплата работников и оплата теплоснабжения. Недостающую часть было решено рассмотреть тогда, когда будет предусмотрено дополнительная сбалансированность. В связи с малым размером годового бюджета, также не внесли денежные средства на приобретение ЧС, ГСМ, оплату услуг Энергосбыт, Сахателеком. Поэтому в данное время телефоны бухгалтерии администрации и СДК, электроэнергия Администрации и СДК отключены.24 февраля 2010 года исх. №16 на имя министра финансов РС(Я) было направлено письмо с совместным расчетом 2010 года других поселений и роспись бюджета 2009 года, в котором указывалось малый размер бюджета. Дополнительное сбалансированность должно рассматриваться Улусным собранием депутатов в конце мая или в июне месяце.

Ответчик глава МО «Кырыкыйский наслег» Семенов В.Н. на судебное заседание в связи с бездорожьем не явился, зачитано высланное телефаксом объяснение Главы МО о том, что на момент принятия бюджета средств на выделение резерва по ликвидации чрезвычайных ситуаций не было. Средства выделялись исключительно на коммунальные услуги, электроэнергию и на заработную плату работников МО «Кырыкыйский наслег». На другие статьи расходов бюджета катастрофически не хватало. По состоянию на 13.05.2010 г. стало известно, что Минифин РС(Я) выделил средства на дотацию дефицита бюджета свыше одного миллиона рублей. При поступлении дотации собираются провести сессию депутатов наслежного Совета, где планируют выделить средства на ликвидацию чрезвычайных ситуаций согласно Бюджетного Кодекса РФ.

Ответчик глава МО «Намский наслег» Павлов С.С. на судебном заседании пояснил, что бюджет на 2010 год был принят с дефицитом на расходную часть около 700 тыс. рублей. Эту часть обещано было со стороны ФКУ по Верхневилюйскому району финансировать в конце февраля 2010 года. Расходные обязательства на резервный фонд по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера было решено рассматривать по поступлении рефинансирования дефицита бюджета, которое поступил в конце апреля 2010 г. На внеочередной 26 сессии наслежного Совета от 06 мая 2010 года решением №26-04 выделено 70000 рублей.

Ответчик представитель МО «Магасский наслег»,Семенова М.Н подтвердила пояснение председателя наслежного Совета Поскачиной М.Н., что в бюджете МО «Магасский наслег» на 2010 год действительно не смогли предусмотреть расходные обязательства по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера из-за дефицита средств. По исковому заявлению прокуратуры Верхневилюского района приняты соответствующие изменения по Решению наслежного Совета от 29.12.2009 г. №10-01, внесены изменения и предусмотрены дополнительно средства в сумме 50 тысяч рублей по разделу 0309, которое утверждено сессией наслежного Совета от 08.04.2010 г. за №03-02.

Представитель ответчика МО «Онхойский наслег» Николаев В.В.. на судебном заседании пояснил, что на основании протеста прокурора №7-06-10 от 28.02.2010 года выявив об упущении в Решении от 25.12.2009 г. №21-01 «О бюджете МО «Онхойский наслег» на 2010 год» о выделении средств для проведении аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последиствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций в бюджете МО по ст. 376-0309-4409900-001-340/121 в сумме 30 тысяч рублей внесли дополнительные изменения в решении от 25.12.2009г.

Ответчик представитель МО «Туобуйинский наслег Поротова В.П. на судебном заседании пояснила, что в связи с дефицитом выделяемых средств в бюджете наслега за 2010 год действительно не было выделено по разделу 0309 средств, бюджет наслега за этот год было утверждено 18.12.2009г. решением сессии депутатов наслега, за счет дотации, выделенной МФ РС (Я) в апреле месяце сего года на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов МО Верхневилюйского района МО наслежным Советом «Тобуинский наслег» 24.05.2010 г. предусмотрено по разделу 0309 50 тысяч рублей, хотя по распределению дотации Минфина РФ РС (Я) по наслегам района сессия депутатов МР «Верхневилюйский район» не проведена., ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, находит исковое требование прокурора подлежащим частичному удовлетворению.

Так, в соответствии с п.5 ст.3 Бюджетного Кодекса РФ органы местного самоуправления принимают нормативно-правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции.

В соответствии со ст. 14 ФЗ от 16.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета относиться к вопросам местного значения поселения.

В п. 1 ст.81 Бюджетного кодекса РФ закреплено, что в расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ предусматривается создание резервных фондов органов исполнительной власти и резервных фондов органов местного самоуправления. Средства резервных фондов направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с п. «д» ч.2 ст. 11 ФЗ от 21.12.1994 г. №63-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Принцип заблаговременности мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций закреплен в ст. 7 вышеуказанного закона.

Вместе с тем, МО «Онхойский наслег», МО «Намский наслег», МО «Магасский наслег», МО«Тобуинский наслег» приняли соответствующие изменения в бюджеты наслегов по расходным обязательствам по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на суммы 30 000, 70 000 и 50 000 рублей соответственно, о чем подтверждают Решения об изменении бюджетов наслегов и приложения №5, потому суд исковые требования прокурора считает удовлетвореными.

Между тем, МО «Сургулукский наслег», МО «Кырыкыйский наслег» после внесения протестов прокурора в их адрес, не предусмотрели в расходной части местных бюджетов средства резервного фонда по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, ссылаясь на отсутствие денежных средств и малоразмерности финансирования. Главой МО «Сургулуцкский наслег» Филипповым предпринимались меры для соискания дополнительных финансирований, 24.02.2010г. им выслано письмо адресованное на имя Министра финансов РС (Я) с просьбой о предусмотрении дополнительного финансирования средств в бюджет наслега, но по протесту прокурора в действительности до сегодняшнего дня по МО «Сургулукский наслег, «Кырыкыйский наслег»по созданию резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций в бюджете за 2010 год не предусмотрели средства, потому суд заявление прокурора в этой части считает обоснованным..

.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Верхневилюйского района в интересах неопределенного круга лиц, проживающих в МО «Туобуйинский наслег», МО «Намский наслег», МО «Магасский наслег», МО «Онхойский наслег», МО «Сургулукский наслег», МО «Кырыкыйский наслег» Верхневилюйского района удовлетворить частично.

Исковые заявления прокурора Верхневилюйского района в отношении МО «Намский наслег», МО «Магасский наслег», МО «Онхойский наслег», МО «Тобуинский наслег» отказать в связи с исполнением исковых требований до судебного заседания.

Признать незаконными бездействия администраций МО «Сургулукский наслег», МО «Кырыкыйский наслег» Верхневилюйского района по созданию резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Обязать администрации МО «Сургулукский наслег», МО «Кырыкыйский наслег» Верхневилюйского района предусмотреть в расходной части бюджета средства для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Решение может быть обжаловано в течении 10 дней в Верховный суд РС(Я) в кассационном порядке.

Председательствующий судья: Кардашевская В.А.