2-148/2011 Решение о взыскании целевой безвозвратной ссуды на приобретение жилого помещения



№ 2-148/2011

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

с.Верхневилюйск 27 мая 2011 года

Верхневилюйский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Мухиной Е.А., с участием помощника прокурора Верхневилюйского района Малинкина А.Л., третьего лица начальника отдела опеки и попечительства Верхневилюйского района Колесовой А.П., при секретаре Павловой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании

заявление прокурора Верхневилюйского района в интересах гр.Петровой Степаниды Андреевны к ответчикам Казне Республики Саха (Якутия), в лице Министерства финансов РС(Я), администрации Муниципального района «Верхневилюйский улус (район)» о взыскании в пользу Петровой С.А. целевой безвозвратной ссуды на приобретение жилого помещения жилой площадью не менее <данные изъяты> кв.м в сумме <данные изъяты> рублей, суд

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Верхневилюйского района обратился в суд с исковым заявлением в интересах гр.Петровой С.А. к ответчикам Казне Республики Саха (Якутия), в лице Министерства финансов РС(Я), администрации Муниципального района «Верхневилюйский улус (район)» о взыскании в пользу Петровой С.А. целевой безвозвратной ссуды на приобретение жилого помещения жилой площадью не менее <данные изъяты> кв.м в сумме <данные изъяты> рублей.

Представитель ответчика Министерства финансов РС(Я), Герасимова А.З., (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ) направил в суд отзыв вх.№ от ДД.ММ.ГГГГ, в котором ходатайствовал о рассмотрении дела без участия представителя Министерства финансов РС(Я), также просил суд отказать в удовлетворении исковых требований прокурора.

Заинтересованное лицо Петрова С.А. направила в суд ходатайство вх.№<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ о рассмотрении дела без ее участия в связи с занятостью и проживанием за пределами Верхневилюйского района.

Ответчик, администрация Муниципального района «Верхневилюйский улус (район)» надлежаще уведомлен о времени и месте судебного заседания, не явился, не уведомил суд об уважительности неявки.

Суд на основании ст.166, ст.167 ч.4,5 ГПК РФ удовлетворил ходатайства заинтересованного лица, Петровой С.А., представителя ответчика Герасимова А.З. и приступил к рассмотрению дела по существу.

Помощник прокурора Малинкин А.Л. на судебном заседании исковые требования поддержал полностью и пояснил, что прокуратурой района проведена проверка за исполнением законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа. По результатам проверки установлено, что гр.Петрова С.А., <данные изъяты>, состоящая на учете нуждающихся в жилье с ДД.ММ.ГГГГ, не обеспечена жильем.

Представитель органа опеки и попечительства Колесова А.П. пояснила, что сведения по детям ими предоставляются в орган опеки и попечительства при Министерстве образования РС(Я), планируется финансирование, подается сводная заявка в Министерство финансов РС(Я), откуда поступают средства на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По Распоряжению от ДД.ММ.ГГГГ муниципальным районом проводится открытый конкурс на право приобретения муниципального жилья по четырем лотам для передачи по договору социального найма целевого назначения. В течение ДД.ММ.ГГГГ четверым <данные изъяты>, в их числе и гр.Петрова С.А, <данные изъяты>, которая внесена в льготный список, будет приобретено жилье.

Суд, выслушав мнения сторон, исследовав и проанализировав материалы дела, полагает исковое заявление подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям:

Свидетельством о рождении серии 1, выданным <адрес> ДД.ММ.ГГГГ установлено, что гр.Петрова С.А. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> о чем в книге регистрации актов о рождении произведена ДД.ММ.ГГГГ запись за . В графе мать записана ФИО1, отец- ФИО2.

Свидетельством серии , выданным <адрес> ДД.ММ.ГГГГ зафиксировано, что гр.ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ, о чем в книге регистрации актов смерти ДД.ММ.ГГГГ произведена запись за .

Свидетельством серии , выданным Магасским сельским советом <адрес> ДД.ММ.ГГГГ зафиксировано, что гр.ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ, о чем в книге регистрации актов смерти ДД.ММ.ГГГГ произведена запись за .

Паспортом серии , выданным ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> ОВД РС(Я) установлено, что гр.Петрова С.А., родившаяся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована в <адрес>.

Справкой <данные изъяты> МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Верхневилюйский детским дом» исх от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что юридическое лицо зарегистрировано по адресу: <адрес>. Гр.Петрова С.А. воспитывалась в данном учреждении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В гражданском деле имеются два списка «Льготный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на жилье в ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>».

Согласно первому списку, гр.Петрова С.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, значится за номером 5. При этом суд отмечает, что первыми записаны четыре лица, включенные в данный список по решению суда, всего по списку – 13 человек.

Во второй список входят 13 человек. Гр.Петрова С.А. значится за номером 1. Суд отмечает, что перед ее фамилией записаны еще трое детей-сирот, которые вошли в список по решению суда. Перечень лиц из второго списка отличает от перечня лиц, перечисленных по первому списку.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации гарантировано право каждого гражданина на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно части 1 ст.49 Жилищного Кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Частью 3 ст.49 Жилищного Кодекса РФ определено, что гражданам, которые признаны нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации жилые помещения предоставляются за счет жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

Согласно ч.4 ст.6 Закона РС (Я) от 31.03.2005 г. «О порядке предоставления жилья детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в Республике Саха (Якутия)» орган исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в срок не позднее 1 ноября заключительного года обучения после рассмотрения материалов, указанных в части 2 настоящей статьи, управление муниципального жилья органа местного самоуправления решает вопрос о предоставлении жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и включает их в план обеспечения жилыми помещениями, на основании которого орган исполнительной власти в срок до 1 декабря заключительного года обучения принимает решение о выделении жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей (в ред. Закона РС(Я) от 15.12.2009 778-З №437-IV).

Частью 5 ст.6 Закона PC (Я) «О порядке предоставления жилья детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в Республике Саха (Якутия)» установлено, что в соответствии с решением органа исполнительной власти дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются жилыми помещениями в срок до 1 июня текущего года (в ред. Закона РС(Я) от 15.12.2009 778-З №437-IV).

В соответствии с ч.2 ст.7 Закона РС (Я) «О порядке предоставления жилья детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в Республике Саха (Якутия)» при отсутствии жилого фонда лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в лице их законных представителей предоставляется целевая безвозвратная ссуда на приобретение жилых помещений жилой площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств, выделяемых из государственного бюджета РС (Я).

Аналогичные положения предусмотрены п.п.1.2, 1.3, 1.4 Постановления Правительства PC (Я) от 26.08.2010 г. «О порядке предоставления субвенций органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) на обеспечение жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа».

Исходя из изложенного следует, что обязанность по обеспечению детей-сирот жилой площадью вне очереди на условиях социального найма из государственного жилого фонда возложена на исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Частью 4 ст.49 Жилищного Кодекса РФ установлено, что детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилые помещения муниципального жилищного фонда могут предоставляться органами местного самоуправления только в случае их наделения в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.

Частью 5 ст.19 Федерального закона от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. В силу части 3 ст.20 данного закона органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенным муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

В соответствии с частью 6 ст.1 Закона PC (Я) от 30.05.2006 г. «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к отдельным государственным полномочиям, передаваемым органам местного самоуправления, относится обеспечение детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждении, исполняющих наказание в виде лишение свободы, без очереди жилой площадью не ниже установленных законодательством РС (Я) социальных норм.

Далее, из нормы п.5.4. Постановления Правительства PC (Я) от 26.08.2010 г. «О порядке предоставления субвенций органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) на обеспечение жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа» установлено, что главам муниципальных районов и городских округов PC (Я) рекомендовано предусмотреть средства из бюджета муниципального образования на финансирование приобретения жилых помещений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

Средняя стоимость одного квадратного метра жилой площади по Верхневилюйскому району подтверждается пунктом 1 Распоряжения главы Муниципального района «Верхневилюйский улус (район)» от 15 марта 2011 г. за №68-р «Об утверждении средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей стоимости площади жилого помещения в Верхневилюйском улусе (районе)», составляет <данные изъяты>) рублей.

Таким образом, расчет стоимости целевой безвозвратной ссуды по <адрес> установлен в следующем размере: (размер жилой площади) х (на стоимость одного квадратного метра) = <данные изъяты> кв.м х 18.880 руб= <данные изъяты> руб.

Из Информации <данные изъяты> Муниципального района «Верхневилюйский улус (район)» от ДД.ММ.ГГГГ исх следует, что фактически в ДД.ММ.ГГГГ из государственного бюджета РС(Я) на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей выделено из республиканского бюджета <данные изъяты> рублей, из местного – <данные изъяты> рублей. На ДД.ММ.ГГГГ в списке очередников на жилье значатся 190 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По решению суда в этом году должны получить жилье четыре очередника, дополнительно по льготной очереди – 10 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Частью 3 ст.10 Закона РС(Я) от 13.07.2006 г. «Об условиях реализации права отдельных категорий граждан на предоставление жилых помещений» государственного жилого форда РС(Я) по договорам социального найма» установлен порядок предоставления гражданам-заявителям жилых помещений государственного жилищного фонда РС(Я) по договору социального найма, согласно которому норма предоставления площади жилого помещения на одного человека устанавливается в размере <данные изъяты> кв.м общей площади на одиноко проживающего человека.

Таким образом, на выделенный объем субвенций с учетом рыночной стоимости 1 кв.м жилой площади в <данные изъяты> и установленной общей площади жилого помещения из расчета не менее 32 кв.м возможно приобретение и предоставление жилья четырем лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Следовательно, органом государственной власти РС(Я) профинансированы переданные Муниципальному району «Верхневилюйский улус (район)» государственные полномочия по предоставлению жилья детям-сиротам, в список которых включена воспитанница детского дома, Петрова С.А., - не в полном объеме.

Суд отмечает, что часть 2 ст. 57 Жилищного Кодекса РФ не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия либо отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, обеспечения жильем других очередников, времени их включения в список, порядка очередности лиц равной категории.

За пределами выделенных муниципальному району «Верхневилюйский улус (район)» средств субвенции, органы государственной власти PC (Я) несут ответственность за предоставление жилого помещения остальным нуждающимся в жилье детям - сиротам, в числе которых состоит Петрова С.А.

Суд полагает требование прокурора о взыскании в пользу гр.Петровой С.А. целевой безвозвратной ссуды на приобретение жилой площади обоснованным и подлежащим удовлетворению в части.

Органы местного самоуправления несут ответственность за предоставление жилья детям-сиротам только в пределах полученных из государственного бюджета PC (Я) субвенций, в отношении остальных сирот - очередников за исполнение обязательств ответственны органы государственной власти Республики.

При таких обстоятельствах, суд полагает подлежащим отказу в удовлетворении в иске в части взыскания целевой безвозвратной ссуды с администрации Муниципального района «Верхневилюйский улус (район)».

Судом установлено, что Министерством финансов РС {Я) выделена не полная сумма субвенции для осуществления полномочий, переданных органам местного самоуправления.

Суд полагает требование прокурора о взыскании в пользу гр.Петровой С.А., воспитанницы детского дома, целевой безвозвратной ссуды на приобретение жилой площади с Казны Республики Саха (Якутия), в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия) обоснованным и подлежащим удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И. Л:

Исковое заявление прокурора Верхневилюйского района к ответчикам Казне Республики Саха (Якутия), в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия), администрации Муниципального района «Верхневилюйский улус (район)» о взыскании в пользу гр.Петровой Степаниды Андреевны целевой безвозвратной ссуды на приобретение жилого помещения жилого помещения жилой площадью не менее 32 кв.м в сумме 604160 (шестисот четырех тысяч ста шестидесяти) рублей удовлетворить частично.

Взыскать с ответчика Казны Республики Саха (Якутия), в лице Министерства финансов РС(Я), в пользу гр.Петровой С.А., родившейся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, целевой безвозвратной ссуды на приобретение жилого помещения в сумме <данные изъяты> рублей.

В иске к Администрации муниципального Района «Верхневилюйский улус (район)» - отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Верховный Суд РС(Я).

Судья п\п Мухина Е.А.