РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Верхневилюйский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Лазарева П.В., при секретаре Тумусове А.А., с участием старшего помощника прокурора Верхневилюйского района Тарасова И.И., представителя МО «с. Верхневилюйск» юриста Андреевой А.В. рассмотрев в открытом судебном заседании в
с. Верхневилюйск 26 января 2011 года
гражданское дело № 2-28 по исковому заявлению заместителя прокурора Верхневилюйского района Яковлева А.А. о признании незаконным бездействие органа местного самоуправления – администрации Муниципального образования «с. Верхневилюйск» по непринятию нормативного правового акта, устанавливающего порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушении, перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, организацию проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений и о возложении обязанности на администрацию МО «с. Верхневилюйск» устранить допущенные нарушения федерального законодательства, суд
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Верхневилюйского района Яковлев Андрей Александрович обратился в суд с исковым заявлением о признании незаконным бездействие органа местного самоуправления – администрации Муниципального образования «с. Верхневилюйск» по непринятию нормативного правового акта, устанавливающего порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушении, перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, организацию проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений и о возложении обязанности на администрацию МО «с. Верхневилюйск» устранить допущенные нарушения федерального законодательства указывая, что прокуратурой Верхневилюйского района была проведена проверка исполнения федерального законодательства и противодействии коррупции, по результатам которой установлено, что со стороны администрации МО «с. Верхневилюйск» допускаются нарушения ФЗ от 25.12.2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Так, указанным законом устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимализации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Согласно ст. 2 Закона правовую основу противодействия коррупции составляют в числе других и муниципальные правовые акты. Органы местного самоуправления в соответствии со ст. 5 Закона осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.
Статьей 9 установлено, что муниципальный служащий обязан уведомлять представителя работодателя (нанимателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений. Уведомление об указанных фактах является должностной (служебной) обязанностью государственного или муниципального служащего.
Невыполнение государственным или муниципальным служащим должностной (служебной) обязанности, предусмотренной частью 1 ст. 9 Закона, является правонарушением, влекущим его увольнение с государственной или муниципальной службы либо его привлечение к иным видам ответственности в соответствии с законодательством РФ.
При этом в ч. 5 ст. 9 Закона установлено, что порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушении, перечень сведении, содержащихся в уведомлениях, организация проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений определяются представителем нанимателя (работодателем).
Данная норма Закона носит императивный характер и подлежит безусловному исполнению всеми муниципальными образованиями РФ.
С момента вступления Федерального закона от 25.12.2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в силу прошло 2 года, однако до настоящего времени МО «с. Верхневилюйск» в нарушение федерального законодательства, не принят нормативный правовой акт, устанавливающий порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушении, перечень сведений содержащихся в уведомлениях, организация проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений.
По выявленному факту неисполнения требований Закона в адрес главы МО «с. Верхневилюйск» прокуратурой Верхневилюйского района за исх. № 7-9-09 от 28.09.2009г. было направлено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства, которое не было исполнено в установленный срок.
На судебном заседании старший помощник прокурора Верхневилюйского района Тарасов И.И. исковое заявление заместителя прокурора поддержал в полном объеме, просит признать незаконным бездействие органа местного самоуправления – администрации Муниципального образования «с. Верхневилюйск» по непринятию нормативного правового акта, устанавливающего порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений, перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, организацию проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений и о возложении обязанности на администрацию МО «с. Верхневилюйск» устранить допущенные нарушения федерального законодательства. Кроме того Тарасов пояснил, что несмотря на то, что 19.01.2011 года администрация МО «с. Верхневилюйск» вынесла постановление по исполнению указанного Закона 25.12.2008г. № 273-ФЗ, на момент проверки и подачи искового заявления этот Закон не был ими исполнен, а вынесенное Постановление администрации МО «с. Верхневилюйск» вступает в силу после должного опубликования.
Представитель ответчика – администрации МО «с. Верхневилюйск» Андреева А.В исковое заявление прокуратуры признала в полном объеме и пояснила, что действительно ими в течении более 2 лет не было исполнено требование настоящего Закона 25.12.2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», только после проверки прокуратуры 19.01.2011г. администрацией МО «с. Верхневилюйск» вынесла постановление по исполнению указанного Закона 25.12.2008г. № 273-ФЗ, и положение, которое они в настоящее время еще не опубликовали. Администрация обязуется устранить указанные нарушения.
Суд, выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, находит исковое заявление заместителя прокурора Верхневилюйского района подлежащим удовлетворению.
Так, в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.12.2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» правовую основу противодействия коррупции составляют в числе других и муниципальные правовые акты. В соответствии со ст. 5 Закона органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.
Статьей 9 Закона установлено, что муниципальный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.
Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной (служебной) обязанностью государственного или муниципального служащего.
При этом, частью 5 статьи 9 Закона установлено, что порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений, перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, организация проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений определяются представителем нанимателя (работодателя).
Указанная норма подлежит безусловному исполнению всеми муниципальными образованиями РФ.
Установление обязанности муниципальных служащих уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений согласуется с положением п. 4 ст. 8 «Кодекса поведения публичных должностных лиц» Конвенции ООН против коррупции, предусматривающим, что каждое государство – участник также рассматривает, в соответствии с основополагающими принципами своего внутреннего законодательства, возможность установления мер и систем, способствующих тому, чтобы публичные должностные лица сообщали соответствующим органам о коррупционных деяниях, о которых им стало известно при выполнении ими своих функций.
Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к полномочиям федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления относятся определение общих принципов организации местного самоуправления в РФ, правовое регулирование по предметам ведения РФ.
Учитывая, что в течении 2 лет со дня вступления в силе ФЗ от 25.12.2008г. № 276-ФЗ «О противодействии коррупции» МО «с. Верхневилюйск» не принял нормативный правовой акт, устанавливающий порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений, перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, организация проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений, принимая во внимание, что коррупция является опасным социально-негативным явлением, представляющим угрозу институтам государства и стабильности общественной жизни, угрожает безопасности государства и напрямую посягает на права и свободы человека. Вместе с тем суд принимает во внимание, что только после проверки прокуратуры в декабре 2010 года, администрация МО «с. Верхневилюйск» 19.01.2011г вынесла постановление по исполнению указанного Закона 25.12.2008г. № 273-ФЗ, и подготовила положение, которое они в настоящее время еще не опубликовали и то что, администрация МО «с. Верхневилюйск» обязуется устранить указанные нарушения и впредь не допускать нарушение законодательства. Суд считает рассматриваемое исковое заявление заместителя прокурора Яковлева обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление заместителя прокурора Верхневилюйского района Яковлева Андрея Александровича считать обоснованным и удовлетворить полностью.
Признать незаконным бездействия органа местного самоуправления – администрации Муниципального образования «с. Верхневилюйск» по своевременному непринятию нормативного правового акта, устанавливающего порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушении, перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, организацию проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений.
Возложить обязанность на администрацию МО «с. Верхневилюйск» устранить допущенные нарушения федерального законодательства
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Верховный суд РС(Я).
Судья: Лазарев П.В.