Дело № 1-93/2011 ПРИГОВОР Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ п. Вурнары Чувашской Республики Вурнарский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Филиппова О.А., при секретаре Васильевой Н.Н., с участием: государственного обвинителя- помощника прокурора Вурнарского района Кокорева П.В., потерпевших: <данные изъяты>., <данные изъяты>., <данные изъяты> законного представителя потерпевшей <данные изъяты>.- <данные изъяты> законного представителя потерпевшей <данные изъяты>.- <данные изъяты> подсудимого Трифонова Е.Н., защитника- адвоката Ильина А.В., представившего удостоверение № от ДД.ММ.ГГГГ и ордер № от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении районного суда уголовное дело в отношении: Трифонова <данные изъяты> обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ст.264 ч. 3 УК РФ. Выслушав показания подсудимого, потерпевших, свидетелей, доводы государственного обвинителя и защитника, изучив материалы дела, суд УСТАНОВИЛ: Трифонов Е.Н. совершил преступление при следующих обстоятельствах. ДД.ММ.ГГГГ около 23 часов Трифонов Е.Н., управляя автомобилем марки «ВАЗ-21099» с регистрационным знаком <данные изъяты> с неисправной тормозной системой и установленными на одну ось шинами с различными рисунками протекторов, при которых согласно требованиям Правил дорожного движения РФ запрещена эксплуатация транспортных средств, двигаясь с тремя пассажирами в салоне со скоростью не менее 80 км/ч по автодороге <данные изъяты>» в сторону <адрес> Чувашской Республики, около <адрес> Чувашской Республики, в нарушение п.п.1.3, 1.5, 2.3.1, 9.10, 10.1, 11.1 Правил дорожного движения РФ, не соблюдая относящиеся к нему требования правил дорожного движения, не учитывая дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения, не убедившись, что полоса движения, на которую он намерен выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и этим маневром он не создаст помех встречным транспортным средствам, выехал на полосу встречного движения для совершения обгона колесного экскаватора марки «<данные изъяты>» с регистрационным знаком <данные изъяты>» под управлением ФИО16, следующего в попутном направлении по правой полосе движения. Заметив впереди себя свет фар встречного автомобиля, из-за неисправности тормозной системы Трифонов Е.Н. не смог принять меры для снижения скорости и возвращения на свою полосу движения, совершил столкновение с колесным экскаватором «<данные изъяты>», после чего потеряв управление, опрокинул автомобиль на проезжей части дороги и совершил столкновение с автомобилем марки «<данные изъяты>)» с регистрационным знаком <данные изъяты>» под управлением ФИО15, следующего во встречном направлении. В результате дорожно- транспортного происшествия пассажир автомобиля «ВАЗ-21099» <данные изъяты> получил сочетанную травму головы, грудной клетки, конечностей: открытую черепно-мозговую травму в форме перелома костей свода, основания черепа и лицевого скелета, кровоизлияний под мягкие мозговые оболочки и в вещество головного мозга, ран, ссадин, кровоподтеков головы, ссадины грудной клетки, конечностей, расценивающуюся как тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни в момент причинения, от которой скончался на месте происшествия, пассажиры <данные изъяты>. и <данные изъяты>. получили телесные повреждения, расценивающиеся по признаку кратковременного расстройства здоровья (до 21 дня) как легкий вред здоровью. Подсудимый Трифонов Е.Н.вину в совершении преступления признал полностью и на основании ст.51 Конституции РФ от дачи показаний отказался. Из показаний подсудимого Трифонова Е.Н. в ходе предварительного следствия, оглашенных в судебном заседании в связи с его отказом от дачи показаний, следует, что ДД.ММ.ГГГГ около 22 часов 20 минут со своими знакомыми <данные изъяты> <данные изъяты> и <данные изъяты> на автомашине «ВАЗ-21099» с регистрационным знаком «<данные изъяты> он выехал из <адрес>. Он был за рулем. На переднем пассажирском сиденье сидела <данные изъяты>., <данные изъяты> и <данные изъяты>. сидели на заднем сиденье. Автомашина была в технически исправном состоянии. По трассе он ехал со скоростью 80-90 км/час, а около <адрес> со скоростью 70-90 км/час при ближнем свете фар. Когда встречная автомашина проехала мимо, впереди на своей полосе движения на расстоянии 30-40 метров он увидел экскаватор, который со скоростью 30 км/час ехал в попутном направлении с поднятыми лапами установки. Не доезжая до экскаватора 10-20 метров, он начал совершать обгон с выездом на встречную полосу движения. В то же время по встречной полосе на расстоянии 150- 200 метров двигалась автомашина при ближнем свете фар. Когда расстояние между передней частью его автомашины и задней частью экскаватора осталось 3-5 метров, у экскаватора резко опустилась левая лапа установки, экскаватор поменял траекторию движения и принял влево на расстояние 0,5 -1 метр. Он не успел среагировать на изменение движения экскаватора, затормозить, и произошло сцепление автомашины в районе капота и лапы установки экскаватора. Как переворачивалась автомашина не помнит, пришел в себя на дороге (л.д.47- 49). Кроме признания подсудимым, его вина в совершении вышеуказанного преступления полностью доказана показаниями потерпевших, свидетелей и другими исследованными судом материалами дела. Потерпевший <данные изъяты>. суду показал, что ДД.ММ.ГГГГ около 08 часов его сын <данные изъяты>. вместе с Трифоновым Е.Н. на автомашине «ВАЗ-21099» уехал в <адрес>. Со слов сына ему было известно, что с ними также поехали <данные изъяты>. и <данные изъяты>. В последний раз с сыном по телефону он разговаривал после 20 часов. На следующий день около 03 часов ему позвонила сестра и сообщила, что произошла авария, узнал, что его сын погиб. Потерпевшая <данные изъяты>. суду показала, что ДД.ММ.ГГГГ по приезду в <адрес> они с Трифоновым Е.Н. на автомашине «ВАЗ- 21099» поехали по своим делам, а <данные изъяты>. с <данные изъяты> остался в квартире своей тети. Потом они вернулись в квартиру, она сидела на кухне с тетей <данные изъяты>. и <данные изъяты> Из <адрес> они выехали около 23 часов, автомашиной Трифонов Е.Н. управлял в очках. Она сидела на переднем пассажирском сидение, была пристегнута ремнем безопасности, а <данные изъяты> и <данные изъяты>. сидели сзади. Они ехали примерно со скоростью 80 км/ч. Помех на дороге не было. Где они ехали не знает, потом впереди она заметила что-то большое. Когда подъехали ближе, она разглядела, что это какой- то трактор. Ей казалось, что он стоял либо ехал по их полосе движения навстречу. Ехали ли они за трактором, были ли у трактора подняты лапы, не помнит. Она не видела, чтобы у трактора горели фары или было какое-то освещение. Трифонов Е.Н. посмотрел, на встречной полосе автомашин не было и, когда они начали объезжать трактор, она услышала шум сверху на крыше. Дальше она не помнит что происходило, так как у нее перед глазами все мелькало, их машина крутилась в воздухе, и она ударилась головой. Когда очнулась, ее вытаскивали из машины. Потом приехала скорая помощь и их увезли в больницу. У нее претензий к Трифонову Е.Н. нет. В части существенных противоречий в судебном заседании оглашены показания потерпевшей <данные изъяты>., данные в ходе предварительного следствия. В ходе допроса ДД.ММ.ГГГГ потерпевшая <данные изъяты>. показывала, что не доезжая до <адрес> на расстоянии не менее 100 метров она увидела силуэт экскаватора, который ехал в попутном направлении по их полосе движения. Трифонов Е.Н. спросил как его проехать. Она предложила объехать экскаватор, так как встречных автомашин не было. Тогда Трифонов притормозил и стал совершать обгон, при обгоне скорость их автомашины была не более 70 км/час. Лапы экскаватора были в поднятом положении. Вдали был виден свет фар встречной автомашины. Трифонов Е.Н. ей крикнул: «Ложись!». Она убрала голову в сторону Трифонова Е.Н. и после этого услышала стук по крыше автомашины (л.д.117- 119). В судебном заседании потерпевшая <данные изъяты>. подтвердила правдивость показаний, данных в ходе предварительного следствия, противоречия объясняя тем, что из- за сотрясения мозга не помнит все детали происшествия. Потерпевшая <данные изъяты>. суду показала, что ДД.ММ.ГГГГ около 13 часов по приезду в <адрес> с <данные изъяты> они остались в квартире его тети, а Трифонов Е.Н. и <данные изъяты> уехали по делам. <данные изъяты> сходил в магазин. Она не видела, чтобы он употреблял спиртные напитки. Когда <данные изъяты>. и Трифонов Е.Н. вернулись, они сидели на кухне с тетей, а Трифонов Е.Н. и <данные изъяты> сидели в другой комнате. Она не может сказать как <данные изъяты> оказался выпившим. Обратно из <адрес> они выехали после 22 часов, по пути не останавливались. Трифонов Е.Н. за рулем сидел в очках. Они с <данные изъяты>. сидели на заднем сидении, ремнями безопасности не были пристегнуты, так как их сзади не было, <данные изъяты> сидела на переднем пассажирском сиденье. Трифонов Е.Н. и <данные изъяты> были пристегнуты ремнями безопасности. Погоды была ясная, дорога была сухой, было уже достаточно темно. По дороге она уснула. Когда проснулась, впереди она заметила большой силуэт трактора. Она его не разглядывала, поэтому описать его не может, у нее еще зрение плохое. Потом они стали обгонять его и она услышала шум и грохот, <данные изъяты> крикнул: «Ложись!». Встречные машины и свет фар встречных машин она не видела. Она потеряла сознание и очнулась только в больнице. У нее претензий к Трифонову Е.Н. нет. В части существенных противоречий в судебном заседании оглашены показания потерпевшей <данные изъяты> данные в ходе предварительного следствия. В ходе допроса ДД.ММ.ГГГГ потерпевшая <данные изъяты> показывала, что не доезжая до <адрес> на расстоянии 6-7 метров она увидела силуэт трактора. Трифонов Е.Н. начал обгонять этот трактор, при этом вдали был виден свет фар встречной автомашины (л.д.125- 126). В судебном заседании потерпевшая <данные изъяты>. подтвердила правдивость показаний, данных в ходе предварительного следствия, противоречия объяснив тем, что забыла некоторые детали происшествия. Свидетель ФИО16 суду показал, что ДД.ММ.ГГГГ около 21 часа на своем тракторе- колесном экскаваторе марки «<данные изъяты>» он выехал из <адрес>. По дороге он ехал со скоростью 20- 25 км/час, по своей правой полосе движения, даже иногда уходил на обочину, чтобы пропустить машины, движущиеся сзади в попутном направлении. Экскаватор был в исправном состоянии, все световые приборы работали. Он двигался с включенным ближним светом фар, поскольку во встречном направлении также двигались автомашины, габаритные огни были включены, опорные лапы находились в крайне поднятом положении. Зрение у него нормальное, погода была ясная, дорожное покрытие сухое, было темно, так как время было уже около 23 часов, когда он ехал возле <адрес>. В зеркало заднего вида он увидел быстро приближающуюся сзади автомашину и взял правее, правыми колесами на обочину, чтобы не создавать помех для движения, так как сам водитель и знает, что никому не хочется ехать за трактором. Но не похоже было, что автомашина собирается его обгонять. В это же время в 50 метрах ехала встречная автомашина. Затем он почувствовал резкий удар сзади, который пришелся в заднюю левую часть экскаватора рядом с ковшом. Он увидел как эта автомашина вылетела влево, несколько раз перевернулась на дороге вперед и на дороге упала на крышу. Он взял экскаватор правее, чтобы машина не залетела под колеса трактора. Он отъехал немного, остановился, ему стало плохо. После того как выпил таблетку нитроглицерина, он подошел к машине, но из-за того, что сам был в шоковом состоянии, отошел и сел недалеко от экскаватора. Когда скорая помощь отъехала, приехали пожарники и сотрудники ГИБДД. Они осмотрели его экскаватор, который продолжал работать с включенными световыми приборами. На экскаваторе были следы краски красного цвета на левой лапе и на основании экскаватора. Это была краска от перевернувшейся автомашины «ВАЗ- 21099». В конструкцию своего экскаватора он никаких изменений не вносил. В момент движения опорная лапа на его экскаваторе не могла опуститься сама, не могла опуститься на крышу автомашины «ВАЗ- 21099», так как лапа удерживается гидравлической системой. По ходу движения сам он не мог нажать на рычаги управления лапами, которые находятся за спинкой сиденья сзади справа и случайно опустить лапу, так как рычаги находятся в фиксированном положении, для управления рычагами надо повернуть сиденье назад и пересесть на сиденье лицом назад, чтобы поднимать или опускать лапы на рычаги надо нажимать с усилием. Свидетель ФИО15 суду показал, что ДД.ММ.ГГГГ около 22 часов вместе с ФИО10, ФИО19 и ФИО11 на автомашине «<данные изъяты>» он ехал из <адрес> в <адрес>. Автомашиной управлял он, остальные сидели на заднем сиденье автомашины. Погода была ясная, дорога была сухой, видимость хорошая. После выезда из <адрес>, после подъема есть поворот на <адрес>. После этого поворота, когда он ехал по своей правой полосе движения со скоростью примерно 80 км/час с включенными ближним свет фар и противотуманными фарами, он увидел как в 50 метрах с включенными всеми световыми приборами по своей правой полосе, левыми колесами по асфальту, а правыми по обочине, навстречу движется трактор- экскаватор. Лапы экскаватора были в поднятом состоянии. Экскаватор догнала автомашина «ВАЗ- 21099» и резко выехала из- за экскаватора налево, правой передней стойкой зацепилась за левую опорную лапу экскаватора, автомашину развернуло и она начала переворачиваться по дороге вперед. Он сразу же взял свою автомашину вправо на обочину, чтобы уйти от столкновения, поскольку машина летела прямо на него. Крыша автомашины «ВАЗ- 21099» пролетела над его автомашиной, а сама она ударилась об левый бок его автомашины, отчего на его автомашине сработали подушки безопасности, и остановилась на дороге в 30 метрах за его автомашиной в положении кверху днищем. Они стали звонить в скорую помощь, милицию, пожарным, из машины достали девочек, парня, который уже оказался мертвым. Водителя в автомашине не было, тот вроде вылез из кювета, наверное, выбросило из машины. Потом он увидел, что на левой лапе экскаватора висит резина от лобового стекла, лапы находились в поднятом состоянии. Свидетель ФИО18 суду показал, что ДД.ММ.ГГГГ вечером они с ФИО19, ФИО10 возвращались из <адрес> на автомашине «<данные изъяты>», которой управлял ФИО15 Он сидел на заднем сиденье с левой стороны. После проезда <адрес> Игнатьев Н.Н. крикнул, что им конец. Он хотел выглянуть вперед и почувствовал, что автомашина резко затормозила, что-то ударило в боковую часть их автомашины, от удара сработали подушки безопасности и его отбросило к спинке сиденья. После того как их автомашина остановились, они сразу вышли из автомашины и он увидел на дороге перевернутую, искореженную автомашину «ВАЗ- 21099» красного цвета, лежавшую на противоположной полосе ближе к обочине. Они сразу стали звонить в скорую помощь и ГИБДД. В машине кричала девушка, другая была без сознания. Они вытащили обеих. Труп парня лежал на дороге около машины. Водитель автомашины подошел позже откуда-то из темноты, видимо его выкинуло из машины в кювет. Они дождались приезда скорой помощи и сотрудников ГИБДД. Трактор- колесный экскаватор с ковшом стоял на обочине метрах в 50 от их автомашины на правой стороне по направлению своего движения. Тракториста он не видел, кто-то сказал, что он в шоковом состоянии сидит где-то недалеко от экскаватора. Фары у экскаватора горели, габаритные огни были включены, лапы экскаватора были в поднятом положении, на левой лапе висела резина от лобового стекла. Из показаний свидетеля ФИО19, оглашенных в судебном заседании с согласия сторон, следует, что на автомашине «<данные изъяты>» под управлением ФИО15 он сидел на заднем сиденье справа. После проезда <адрес> на дорогу он не смотрел, почувствовал удар об их автомашину с левой стороны. Они остановились и вышли из автомашины. Недалеко находился указательный знак <данные изъяты>». На проезжей части вверх колесами лежала автомашина «ВАЗ-21099». Они подошли к машине, увидели лежащего около автомашины окровавленного парня. Пульса у этого парня не было. Из-под машины они вытащили двух девушек. Одна из девушек чувствовала себя лучше, отошла в сторону и присела на обочину. Другая девушка сначала была без сознания, но до приезда скорой помощи очнулась. Еще один парень, который подошел к машине сказал, что является водителем автомашины. Экскаватор стоял на обочине в сторону <адрес> на расстоянии 50 метров от их автомашины. Тракториста он не видел, кто- то из присутствующих сказал, что он сидит где- то рядом и находится в шоке. По приезду скорой помощи двух девушек и парня увезли в больницу (л.д.150- 151). Свидетель ФИО21 суду показал, что ДД.ММ.ГГГГ по просьбе следователя он участвовал при осмотре колесного экскаватора марки «<данные изъяты>», находившегося возле территории <адрес>. В ходе осмотра они проверили исправность осветительных приборов, то есть передние фары, указатели поворота, задние габаритные огни, задние осветительные фары для работы в темное время суток, все на экскаваторе работало. Также они проверили состояние гидравлики, целостность гидравлических шлангов, время, за которое опускаются и поднимаются лапы экскаватора в принудительном порядке. Все механизмы экскаватора были в заводском варианте, без конструктивных изменений. Левая лапа была деформирована от удара. Других повреждений на тракторе не было. Все агрегаты работали только при заведенном двигателе. Ковш стоял на стопоре и был крепко зафиксирован. Лапа при движении самопроизвольно может опускаться только в случае, если не исправна гидравлика. Но на экскаваторе в момент осмотра механизмы управления были исправны, гидрошланги подтеков и разрывов не имели, следов того, что гидрошланги были заменены, не имелось, было видно, что они эксплуатируются давно. Заводом- изготовителем предусмотрено, что у экскаваторов данной марки лапы в поднятом положении выступают за габариты самого экскаватора. Из показаний свидетеля ФИО17, оглашенных в судебном заседании с согласия сторон, следует, что ДД.ММ.ГГГГ он принимал участие в проведении следственного эксперимента на своей автомашине марки «ВАЗ- 21099». Следственный эксперимент проводился на автодороге <данные изъяты>» около <адрес>. В эксперименте также участвовали двое понятых, Трифонов Е.Н. со своим адвокатом, инспектор ДПС и на своем колесном экскаваторе водитель ФИО16 Перед началом эксперимента следователь предложил Трифонову Е.Н. сесть за руль его автомашины «ВАЗ-21099», но тот отказался, сославшись на забытые очки, без которых боится садиться за руль, пояснив, что в день ДТП был в очках. По предложению следователя Трифонов Е.Н. занял переднее пассажирское сиденье, а он занял место водителя и в 22 часа 15 минут начали следственный эксперимент. Трифонов Е.Н. указал примерное место столкновения его автомашины с колесным экскаватором и на примерном месте столкновения при движении в сторону <адрес> определили видимость проезжей части при ближнем и дальнем свете фар. Затем на этот же участок дороги на правую полосу в направлении <адрес> поставили колесный экскаватор с включенными габаритными огнями под управлением ФИО16 После этого по указанию следователя он на своей автомашине отъехал назад и стал двигаться на автомашине со скоростью 10 км/час при ближнем свете фар. При приближении к экскаватору примерно на расстоянии 100 метров он отчетливо увидел габаритные огни экскаватора и сам экскаватор, а Трифонов Е.Н. утверждал, что не видит и, лишь проехав еще 30 метров, Трифонов Е.Н. сказал, что увидел экскаватор и попросил остановиться. Во втором аналогичном случае он также отчетливо увидел экскаватор с габаритными огнями примерно на расстоянии 100 метров, а Трифонов Е.Н. снова увидел экскаватор на расстоянии 70 метров. После этого по просьбе адвоката определили видимость лапы экскаватора. Для этого они снова отъехали назад и, ведя автомашину со скоростью 10 км/час, он стал приближаться к экскаватору с включенными габаритными огнями. При приближении выступающие лапы экскаватора вместе с самим экскаватором он увидел примерно на расстоянии около 90 метров, а Трифонов Е.Н. увидел лапы экскаватора на расстоянии 41 метр (л.д.94- 95). В ходе осмотра установлено, что место дорожно-транспортного происшествия находится на автодороге «<данные изъяты>» около <адрес>. В ходе осмотра в направлении в сторону <адрес>» установлено, что ширина асфальтированной проезжей части 7,15 метров, ширина правой обочины 2.7 метра, левой- 3,1 метра. В 56 метрах от указательного знака «<данные изъяты>» на правой обочине стоит колесный экскаватор «<данные изъяты>» с государственным регистрационным знаком «<данные изъяты>». На днище и опоре левой лапы экскаватора обнаружены царапины и следы краски красного цвета, а также осколки стекла на лапе и днище погрузочной установки. На левой обочине расположена автомашина марки «<данные изъяты>)» с регистрационным знаком «<данные изъяты>», на которой имеются повреждения с левой стороны, на расстоянии 1,1 метра от ее заднего левого колеса на проезжей части лежит деформированная обшивка крыши автомашины «ВАЗ- 21099», а на расстоянии 7,5 метров сзади- обшивка и лобовое стекло автомашины «ВАЗ- 21099». Автомашина «ВАЗ-21099» красного цвета с регистрационным знаком «<данные изъяты>» днищем вверх лежит на правой проезжей части дороги в 34,4 метрах сзади экскаватора. Рядом с автомашиной на расстоянии 2,5 м обнаружен труп мужчины. На расстоянии 9,5 метров в сторону <адрес> от автомашины «ВАЗ- 21099» на левой проезжей части дороги лежат мелкие осколки стекла. В ходе осмотра следов торможения автомашины «ВАЗ- 21099» не обнаружено (л.д.4-12). При медицинском освидетельствовании ДД.ММ.ГГГГ в период с 02 часов 55 минут до 03 часов 45 минут у водителей Трифонова Е.Н., ФИО16 и ФИО15 состояние опьянения не установлено (л.д.22, 24, 26). Трифонов Е.Н. имеет водительское удостоверение категории «А», «В», «С». В водительском удостоверении указано, что при управлении автомашиной обязательны очки или линзы (л.д.50). Из паспорта транспортного средства и свидетельства о регистрации транспортного средства следует, что собственником автомашины «ВАЗ- 21099» с регистрационным знаком «<данные изъяты>», 1993 года выпуска, вишневого цвета, является ФИО3 (л.д.39, 85). ФИО16 на момент дорожно- транспортного происшествия имел удостоверение тракториста- машиниста категории «А», «В», «С», «Д», «Е», «F», действительное до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.74). Согласно свидетельству о регистрации собственником колесного экскаватора «<данные изъяты>» с государственным регистрационным знаком «<данные изъяты>», 1991 года выпуска, является ФИО16 (л.д.75). В ходе осмотра автомашины «ВАЗ- 21099» с регистрационным знаком «<данные изъяты>» обнаружено, что автомашина полностью деформирована, задняя правая дверь сорвана, стойки крыши согнуты. На переднем капоте справа имеются следы царапины по краске, переднее правое крыло, правая дверь полностью деформированы. Разбиты передняя правая фара, оба задних блока фар. Резина всех четырех колес разная. У распределителя главного тормозного цилиндра трубка, ведущая к переднему левому колесу отрезана и конец трубки заклепан, резьба штуцера покрыта грязью. Тормозной шланг переднего левого колеса отсутствует (л.д.81-84). При осмотре и проверке технического состояния экскаватора «<данные изъяты>» с государственным регистрационным знаком «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ установлено, что шины, осветительные сигнальные приборы и рулевое управление, зеркала заднего вида экскаватора ФИО16 находятся в исправном состоянии (л.д. 34). Согласно акту о техническом состоянии колесного экскаватора «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ указанное транспортное средство является исправным и пригодным для дальнейшей эксплуатации, государственный технический осмотр пройден ДД.ММ.ГГГГ (л.д.35-36). В ходе осмотра колесного экскаватора «<данные изъяты>» установлено, что все внешние осветительные сигнальные приборы работают, в приподнятом виде опорная лапы с левой стороны выступает в сторону на 55 см, на кронштейне крепления левой лапы на расстоянии 38 см от опорной лапы обнаружены пятна краски красного цвета, такие же пятна обнаружены на основании опорной лапы. При принудительном опускании лапа экскаватора опускается за 7 секунд. На экскаваторе обнаружены повреждения в виде деформации кронштейна левой опорной лапы к задней части рамы трактора в направлении от задней части вперед относительно продольной оси трактора, потертости и наслоения краски красного цвета на задней части опорной лапы, осколки стекла, потертости с наслоениями красного цвета на внешней боковине шины заднего левого колеса (л.д.76-78, 87-91). В ходе следственного эксперимента, проведенного ДД.ММ.ГГГГ с 22 часов 15 минут до 23 часов 10 минут на автодороге «<данные изъяты>» около <адрес> с участием Трифонова Е.Н., его адвоката, свидетеля ФИО16, статиста ФИО17, инспектора ДПС ФИО12, понятых в целях определения видимости проезжей части, автомобиль марки «ВАЗ- 21099» установлен в направлении <адрес>, при этом видимость с рабочего места водителя при ближнем свете фар составила 76-78 метров, при дальнем свете фар- 117-118 метров. С целью определения видимости препятствия, на примерном месте дорожно- транспортного происшествия установлен колесный экскаватор «<данные изъяты>» с включенными габаритными огнями под управлением ФИО16, автомобиль «ВАЗ- 21099» установлен на расстоянии 500 метров от экскаватора. При управлении указанным автомобилем статистом ФИО17, двигавшимся со скоростью 10 км/час, препятствие в виде экскаватора с рабочего места водителя при ближнем свете фар Трифонов Е.Н. обнаружил на расстоянии 66 метров, во втором случае - на расстоянии 70 метров. Затем, после выключения габаритных огней экскаватора, при повторном движении автомашины «ВАЗ- 21099» при ближнем свете фар Трифонов Е.Н. заметил препятствие в виде экскаватора на расстоянии 71 метра, во втором случае- 67 метров. После чего с целью определения видимости препятствия в виде лап экскаватора, включив на указанном транспортном средстве габаритные огни, вновь повторили приближение автомашины «ВАЗ- 21099» на скорости 10 км/час, при этом находящийся в автомашине Трифонов Е.Н. увидел лапы экскаватора на расстоянии 41 метра (л.д.92- 93). При осмотре автомашины марки «<данные изъяты>)» с регистрационным знаком «<данные изъяты>» обнаружены: сколы и царапины на переднем бампере слева, продольные царапины на капоте слева, царапины на лобовом стекле слева, царапины и разбитое зеркало на корпусе левого зеркала, деформация и царапины на внешней части водительской двери, на задней левой двери, деформация заднего левого крыла, сколы, царапины и трещины заднего бампера, царапины со следами красного цвета на диске заднего левого колеса (л.д.64-69). Согласно заключению эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ место столкновения автомобиля «ВАЗ-21099» с экскаватором «<данные изъяты>» находится на полосе проезжей части дороги, предназначенной для движения автомобиля «ВАЗ-21099», определить более точно координаты расположения места столкновения и их расположение относительно границ проезжей части дороги экспертным путем не представляется возможным. Сопоставлением и совмещением контактирующих поверхностей элементов кузова автомобиля «ВАЗ-21099» и экскаватора «<данные изъяты>», с учетом расположения повреждений переднего правого крыла автомобиля «ВАЗ-21099» на высоте 0,74 метра и на задней части левой опорной лапы на высоте 0,74 метра установлено, что вероятный механизм данного дорожно- транспортного происшествия был следующий: первоначальный контакт автомобиля «ВАЗ-21099» с задней частью левой опорной лапы произошел передней частью, а именно передним правым крылом. Далее происходила деформация контактирующих панелей кузова автомобиля «ВАЗ-21099» с последующим сцеплением и перемещением автомобиля (с поворотом задней части относительно передней по направлению движения часовой стрелки при взгляде сверху) до места полной остановки, зафиксированного на схеме к протоколу осмотра места дорожно- транспортного происшествия. Рабочая тормозная система на момент осмотра находится в технически неисправном состоянии. Нарушение герметичности соединения расширительного бачка с корпусом главного тормозного цилиндра, обрыв тормозной магистрали переднего левого колеса и отсутствие второго фрагмента тормозной трубки переднего левого колеса и тормозного шланга переднего левого колеса на момент осмотра не могло явиться последствием данного дорожного происшествия. В данной дорожно-транспортной ситуации водителю автомобиля «ВАЗ-21099» следовало руководствоваться требованиями пунктов 1.3, 1.5, 2.1.2, 2.3.1,10.1 и 11.1 Правил дорожного движения РФ. Действия водителя экскаватора «<данные изъяты>» требованиями пунктов Правил дорожного движения РФ не регламентируется. Водитель автомобиля «ВАЗ-21099» при движении со скоростью 70, 80 и 90 км/час располагал технической возможностью предотвратить столкновение с экскаватором «<данные изъяты>» путем применения экстренного торможения в момент возникновения опасности для движения. Установка на одну ось транспортного средства шин различных моделей, с различными рисунками протектора, ошипованных и неошипованных, влияет как на продольную и поперечную управляемость транспортным средством, так как у различных моделей и с различными рисунками протектора обладают разными коэффициентами сцепления с проезжей часть дороги (л.д.142-147). Согласно заключению эксперта №» от ДД.ММ.ГГГГ причиной смерти <данные изъяты> является сочетанная травма головы, грудной клетки, конечностей: открытая черепно-мозговая травма в форме перелома костей свода, основания черепа и лицевого скелета, кровоизлияний под мягкие оболочки и в вещество головного мозга, ран, ссадин, кровоподтеков головы, ссадины грудной клетки, конечностей, расценивающаяся как тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни в момент причинения, которая могла образоваться незадолго до смерти в результате дорожно- транспортного происшествия. В моче от трупа обнаружен этиловый алкоголь в концентрации 2,52%, которая у живых лиц обычно соответствует сильному опьянению (л.д.133-135, 136- 139). Согласно заключению эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ у <данные изъяты> имелись телесные повреждения в виде закрытой черепно-мозговой травмы в форме сотрясения головного мозга, ран головы, шеи, правого плечевого сустава, правой кисти, коленных суставов, расценивающиеся по признаку кратковременного расстройства здоровья (до 21 дня) как легкий вред здоровью (л.д.154-155). Согласно заключению эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ у <данные изъяты> имелись телесные повреждения в виде закрытой черепно- мозговой травмы в форме сотрясения головного мозга, кровоподтеков и ссадин головы, ссадин шеи, поясничной области, живота, конечностей, расценивающеся в совокупности по признаку кратковременного расстройства здоровья (до 21 дня) как легкий вред здоровью (л.д.158-159). Оценив и исследовав собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что смерть <данные изъяты>. наступила в результате дорожно-транспортного происшествия вследствие нарушения Трифоновым Е.Н. Правил дорожного движения РФ, в частности: п.1.3- в соответствии с которым участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, п.1.5- в соответствии с которым участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда, п.2.3.1- в соответствии с которым запрещается движение транспортных средств при неисправности рабочей тормозной системы, п.9.10- в соответствии с которым водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения, п.10.1- в соответствии с которым водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения, скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил, при возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства, п.11.1- в соответствии с которым прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения. В судебном заседании установлено, что между действиями водителя Трифонова Е.Н. и наступившим последствием имеется причинная связь. При обстоятельствах, указанных в описательной части приговора, в результате нарушения п.п.1.3, 1.5, 2.3.1, 9.10, 10.1, 11.1 Правил дорожного движения РФ, Трифонов Е.Н., управляя автомашиной «ВАЗ-21099», совершил дорожно- транспортное происшествие, в результате которого пассажир его автомашины <данные изъяты>. получил травму, повлекшую его смерть. Суд квалифицирует действия подсудимого Трифонова Е.Н. по ст.264 ч.3 УК РФ, как нарушение лицом, управляющим автомобилем, правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть человека. В соответствии со ст.60 УК РФ при назначении наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления, которое согласно ст.15 УК РФ отнесено к преступлениям средней тяжести, личность подсудимого, смягчающие его вину обстоятельства, а так же влияние назначенного наказания на его исправление. В качестве данных, характеризующих личность подсудимого Трифонова Е.Н., суд принимает во внимание, что он <данные изъяты> В соответствии с ч.2 ст.61 УК РФ качестве смягчающих наказание подсудимого обстоятельств суд учитывает полное признание им вины, принятие мер по добровольному возмещению морального вреда, связанного со смертью потерпевшего <данные изъяты> Обстоятельств, отягчающих наказание подсудимого, суд не усматривает. Каких- либо оснований для прекращения уголовного преследования в отношении Трифонова Е.Н. суд не находит. Принимая во внимание обстоятельства совершения подсудимым Трифоновым Е.Н. преступления, с учетом степени общественной опасности и последствий содеянного им, суд не находит оснований для применения к подсудимому условного осуждения и считает возможным достижение целей его исправления и перевоспитания лишь в условиях изоляции от общества. Учитывая грубые нарушения правил дорожного движения, допущенные подсудимым при управлении автомобилем и повлекшее по неосторожности смерть человека, суд применяет к нему дополнительное наказание в виде лишения права управлять транспортными средствами. В соответствии со ст.58 ч.1 п. «а» УК РФ как лицу, совершившему преступление по неосторожности, отбывание наказания Трифонову Е.Н. суд назначает в колонии- поселении. Гражданский иск по делу не заявлен. На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 296-299, 303-304, 307-313 УПК РФ, суд ПРИГОВОРИЛ: Трифонова <данные изъяты> виновным в совершении преступления, предусмотренного ст.264 ч.3 УК РФ, и назначить ему наказание в виде лишения свободы сроком на 2 (два) года с отбыванием наказания в колонии- поселении, с лишением права управлять транспортными средствами сроком 3 (три) года. Меру пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении Трифонову Е.Н. оставить без изменения. Вещественное доказательство: автомашину «ВАЗ- 21099» вернуть подсудимому Трифонову Е.Н. Трифонову Е.Н. самостоятельно следовать до места отбывания наказания в соответствии с предписанием, выданным УФСИН России по Чувашской Республике- Чувашии. Срок отбывания наказания Трифонову Е.Н. исчислять со дня его прибытия в колонию- поселение. Зачесть в срок лишения свободы Трифонову Е.Н. время следования в соответствии с предписанием УФСИН России по Чувашской Республике- Чувашии к месту отбывания наказания, из расчета один день за один день. Приговор может быть обжалован в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного суда Чувашской Республики, с подачей жалобы в Вурнарский районный суд Чувашской Республики, в течение 10 (десяти) суток со дня провозглашения. В случае подачи кассационной жалобы осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении дела судом кассационной инстанции. Председательствующий О.А.Филиппов