Мера социальной поддержки вдов участников ВОВ. В законную силу не вступило.



Дело № 2-357/2010 РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ п.Вурнары

Чувашской Республики

Вурнарский районный суд Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Филиппова О.А.,

при секретаре Рыбкиной В.С.,

с участием:

помощника прокурора Вурнарского района Чувашской Республики Кокорева П.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда гражданское дело

по иску и.о. прокурора Вурнарского района Чувашской Республики в интересах Кондратюк <данные изъяты> к Отделу социальной защиты населения Вурнарского района Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, Министерству здравоохранения и социального развития Чувашской Республики о признании решения начальника Отдела социальной защиты населения Вурнарского района Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики об отказе Кондратюк М.И. в выдаче свидетельства о праве на получение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения незаконным, признании за Кондратюк М.И. права на получение меры социальной поддержки в виде предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения согласно ст.21 Федерального закона «О ветеранах» и возложении на Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики выдать Кондратюк М.И. свидетельство о праве на получение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

И.о. прокурора Вурнарского района Чувашской Республики в интересах Кондратюк М.И. обратился в суд с иском к Отделу социальной защиты населения Вурнарского района Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, Министерству здравоохранения и социального развития Чувашской Республики и просит признать решение начальника Отдела социальной защиты населения Вурнарского района Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Кондратюк М.И. в выдаче свидетельства о праве на получение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения незаконным, признать за Кондратюк М.И. право на получение меры социальной поддержки в виде предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения согласно ст.21 Федерального закона «О ветеранах» как супруге умершего участника Великой Отечественной войны, и обязать Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики выдать Кондратюк М.И. свидетельство о праве на получение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Требования и.о. прокурора мотивированы тем, что проверкой, проведенной прокуратурой Вурнарского района Чувашской Республики, по обращению Кондратюк М.И. о нарушении ее жилищных прав установлено, что постановлением главы администрации Буртасинского сельского поселения Вурнарского района № от ДД.ММ.ГГГГ Кондратюк М.И. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении согласно Указа Президента РФ №714 от 07 мая 2008 года и Федерального закона №5-ФЗ от 12 января 1995 года «О ветеранах». Решением начальника Отдела социальной защиты населения Вурнарского района Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ Кондратюк М.И. отказано в выдаче свидетельства о праве на получение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в связи с тем, что ее умерший муж ФИО3 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился на военной службе в воинских частях, не входивших в состав действующей армии. Вместе с тем, данное решение принято без учета норм закона и является необоснованным. Согласно подп. «з» п.1 ч.1 ст.2 Федерального закона «О ветеранах» к участникам Великой Отечественной войны относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии в период с 22 июня 1941 года по 03 сентября 1945 года не менее шести месяцев. Согласно справке отдела Военного комиссариата Чувашской Республики по Ибресинскому и Вурнарскому районам от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу в составе <данные изъяты>, не входившего в состав действующей армии. ФИО3 являлся участником Великой Отечественной войны, согласно свидетельству о смерти умер ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с п.4 ч.1, п.3 ч.2 ст.21 Федерального закона «О ветеранах» супруга умершего участника Великой Отечественной войны, не вступившая в повторный брак, нуждающаяся в улучшении жилищных условий, имеет право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем один раз. В решении начальника Отдела социальной защиты населения Вурнарского района указано, что ФИО3 в период Великой отечественной войны не воевал в составе действующей армии и ветераны войны по ст.17 Федерального закона «О ветеранах» подлежат обеспечению жильем лишь только в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений. Вместе с тем, заявление о выдаче сертификата о праве на получение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения подано Кондратюк М.И., которая относится к категории граждан, указанных в ст.21 Федерального закона «О ветеранах», и ограничений на предоставление ей меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем не имеется. Таким образом, решение начальника Отдела социальной защиты населения Вурнарского района Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным. Согласно постановлению Кабинета Министров Чувашской Республики №267 от 10 ноября 2005 года «О системе органов социальной защиты населения Чувашской Республики» Отдел социальной защиты населения Вурнарского района входит в перечень территориальных органов Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики. В соответствии со ст.1 Закона Чувашской Республики №67 от 24 ноября 2009 года «О форме предоставления в Чувашской Республике в 2010 году меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями граждан в соответствии с федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в Чувашской Республике на 2010 год форма предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями граждан, указанных в ст.ст.14, 15, 17, 18, 19, 21 Федерального закона «О ветеранах», нуждающихся в улучшении жилищных условий, определена в виде предоставления единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилых помещений. В силу п.1.3 Порядка предоставления единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилых помещений гражданам, имеющим право на улучшение жилищных условий в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 16 ноября 2007 года №289, право гражданина на получение единовременной денежной выплаты удостоверяется именным документом - свидетельством. Согласно п.1.2 данного Порядка, финансирование расходов, связанных с предоставлением единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилых помещений гражданам, осуществляется за счет субвенций, поступающих из федерального бюджета в республиканский бюджет Чувашской Республики на указанные цели. Указанное свидетельство выдается Министерством здравоохранения и социального развития Чувашской Республики. Согласно ст.12 ГК РФ одним из способов защиты гражданским прав является признание права.

В судебном заседании помощник прокурора Вурнарского района Кокорев П.В. поддержал исковые требования по изложенным в заявлении основаниям.

Истец Кондратюк М.И. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело без ее участия. В своем заявлении она указала, что исковые требования поддерживает и просит их удовлетворить.

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ истец Кондратюк М.И. поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в заявлении, и суду пояснила, что с ДД.ММ.ГГГГ она работала на железной дороге и с ДД.ММ.ГГГГ начала жить в <адрес>, предоставленной ей железнодорожной организацией. В ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 вернулся из армии и тоже начал работать на железной дороге, начал жить в этой квартире, в ДД.ММ.ГГГГ они зарегистрировали брак. Ордер и другие документы на данную квартиру им не выдавали. Потом похозяйственная книга по квартире была оформлена на имя ее мужа. После смерти мужа ДД.ММ.ГГГГ она больше замуж не выходила, проживает одна, другого жилья у нее нет. Ее мой умер от бронхиальной астмы, заболел после войны и из-за этой болезни был признан инвалидом второй группы. Согласно похозяйственной книге ее сын Кондратюк А.Г. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в данной квартире, но с ДД.ММ.ГГГГ уже не живет в ней.

Представители ответчиков: Отдела социальной защиты населения Вурнарского района Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, представили заявления о рассмотрении дела без их участия и отзывы на исковое заявление.

В своем отзыве от ДД.ММ.ГГГГ начальник Отдела социальной защиты населения Вурнарского района Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики указал, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с Указом Президента РФ №714 от 07 мая 2008 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой отечественной войны 1941-1945 годов» в настоящее время отдельные категории граждан обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета. Перечень категорий граждан определен Федеральным законом «О ветеранах». Законом Чувашской Республики №67 от 24 ноября 2009 года в Чувашской Республике на 2010 год данная мера социальной поддержки определена в форме предоставления единовременных денежных выплат на приобретение или строительство жилых помещений. Порядок предоставления выплат регламентирован постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики №289 от 16 ноября 2007 года, согласно которому на Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики возложены функции по выдаче гражданам свидетельств о праве на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения. Конституция РФ, провозгласившая Российскую Федерацию социальным государством, возлагает на нее обязанность обеспечить государственную поддержку семьи, инвалидов, пожилых граждан и устанавливать иные гарантии социальной защиты, но не определяет конкретные способы и объемы социальной поддержки, предоставляемой тем или иным категориям граждан. Из этого следует, что федеральный законодатель располагает определенной свободой усмотрения мер такой поддержки. Реализуя свои полномочия, законодатель выделил несколько категорий военнослужащих и иных лиц, имеющих статус участника Великой Отечественной войны (подп.1 п.1 ст.2 Закона), меры социальной защиты которых предусмотрены ст.ст.15, 17 данного Закона, подп. «а», «б» п. 1 Указа Президента РФ №363 от 30 марта 2005 года «О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», другими нормативными правовыми актами, и различаются по объему. Установление законодателем различных мер социальной защиты участников Великой Отечественной войны свидетельствует об особой государственной поддержке фронтовиков, принимавших участие в боевых действия, а также лиц, награжденных медалью «За оборону Ленинграда», и инвалидов с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, и основано на объективных критериях. Данная правовая позиция указана в определениях Конституционного суда РФ №40-О от 11 апреля 1997 года, № 435-О от 20 ноября 2003 года, № 603 от 21 декабря 2006 года. Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной отделом Военного комиссариата Чувашской Республике по Ибресинскому и Вурнарскому районам, ФИО3 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службы в составе <данные изъяты>, который в указанный период в состав действующей армии не входил. Документы, подтверждающие участие ФИО3 в боевых действиях в период Великой Отечественной войны, в Отдел социальной защиты населения Вурнарского района не представлены.

В отзыве от ДД.ММ.ГГГГ представитель Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики указал, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Указом Президента РФ №714 от 07 мая 2008 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой отечественной войны 1941-1945 годов» предусмотрено завершение обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». В соответствии с подп. «з» ч.1 ст.2 данного Закона ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечение воинских частей действующей армии в районных боевых действий, лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны. На основании указанной статьи ФИО3 был признан ветераном Великой Отечественной войны и ему выдано соответствующее удостоверение. Конституция РФ, провозгласившая Российскую Федерацию социальным государством, возлагает на нее обязанность обеспечить государственную поддержку семьи, инвалидов, пожилых граждан и устанавливать иные гарантии социальной защиты, но не определяет конкретные способы и объемы социальной поддержки, предоставляемой тем или иным категориям граждан. Из этого следует, что федеральный законодатель располагает определенной свободой усмотрения при определении мер такой поддержки. Реализуя свои полномочия, законодатель выделил несколько категорий военнослужащих и иных лиц, имеющих единый статус участника Великой Отечественной войны (подп.1 п.1 ст.2 Закона «О ветеранах»), меры социальной защиты которых предусмотрены ст.ст.15, 17 данного Закона, подп. «а», «б», п.1 Указа Президента РФ №363 от 30 марта 2005 года «О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», другими нормативными правовыми актами и различаются по объему. Установление законодателем различных мер социальной защиты участников Великой Отечественной войны свидетельствует об особой государственной поддержке фронтовиков, принимавших участие в боевых действиях, а также лиц, награжденных медалью «За оборону Ленинграда», инвалидов с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны 1941-19465 годов, и основано на объективных критериях. Данная правовая позиция указана в определениях Конституционного суда РФ №40-О от 11 апреля 1997 года, №435-О от 20 ноября 2003 года, №603 от 21 декабря 2006 года. Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Военным комиссариатом Чувашской Республике по Ибресинскому и Вурнарскому районам, ФИО3 проходил военную службу в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в состав действующей армии не входил. Согласно свидетельства о смерти ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ. В этой связи ФИО3 при жизни имел право только на льготы, установленные ст.17 Федерального закона «О ветеранах», а именно на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем исключительно в случае выселения из занимаемых служебных жилых помещений, которое осуществляется в соответствии с положениями ст.23.2 Закона «О ветеранах». Согласно п.4 ч.1 ст.21 данного Закона члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий имеют право на меру социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета. Однако указанная мера социальной поддержки является данью заслугам перед Отечеством погибших (умерших) супругов - ветеранов Великой Отечественной войны и призвана восполнить социальную несправедливость, когда родственники погибших (умерших) ветеранов не могли бы воспользоваться льготами по причине гибели (смерти) их близких. В данном случае законодателем принято во внимание то обстоятельство, что оказываемые ветеранам меры социальной поддержки в ряде случае имеют существенное значение и в отношении проживающих с ними членов семьи, потому он допускает возможность сохранения за последними части льгот, гарантий и компенсаций, предоставляемых ветеранам. В связи с этим вдове ветерана Великой Отечественной войны не может предоставляться большой объем мер социальной поддержки, чем было установлено для самого ветерана.

Третье лицо Кондратюк А.Г. в судебное заседание также не явился, представил суду заявление о рассмотрении дела без его участия и согласии с исковыми требованиями и.о. прокурора.

С согласия помощника прокурора, руководствуясь ст.167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся в судебное заседание других участников процесса.

Выслушав доводы помощника прокурора, представителей ответчиков, объяснения истца Кондратюк М.И. и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Из свидетельства о заключении брака серии <данные изъяты> № следует, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Кондратюк М.И. заключен брак.

Согласно свидетельства о смерти серии <данные изъяты> №, выданного отделом ЗаГС администрации Вурнарского района, ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>.

Из справки отдела Военного комиссариата Чувашской Республики по Ибресинскому и Вурнарскому районам № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ветераном Великой Отечественной войны по ст.17 Федерального закона «О ветеранах», в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу в составе <данные изъяты>, который в указанный период в состав действующей армии не входил.

Согласно подп.«з» подп.1 п.1 ст.2 Федерального закона РФ от 12 января 1995 года №5- ФЗ «О ветеранах» к ветеранам Великой Отечественной войны относятся участники Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащие, уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев.

ДД.ММ.ГГГГ Кондратюк М.И. было выдано удостоверение вдовы участника Великой Отечественной войны серии <данные изъяты> №.

Согласно паспорта Кондратюк М.И. серии <данные изъяты> №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Вурнарским РОВД Чувашской Республики, она состоит на регистрационном учете по адресу: <адрес>.

Из выписки из похозяйственной книги № Буртасинского сельского поселения Вурнарского района от ДД.ММ.ГГГГ по лицевому счету № видно, что в состав членов хозяйства, расположенного по адресу: <адрес> входят Кондратюк М.И. и ее сын Кондратюк А.Г.- пенсионер по возрасту, что умерший ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 также входил в состав членов хозяйства, общая площадь квартиры составляет <данные изъяты> кв.м.

В соответствии со ст.6 Закона Чувашской Республики от 05 октября 2006 года №48 «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами и поселениями» и Приложения 53 к Закону, жилой дом №, расположенный по <адрес>, из муниципальной собственности Вурнарского района передан в муниципальную собственность Буртасинского сельского поселения Вурнарского района.

Заключением № от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссии, назначенной постановлением главы администрации Вурнарского района № от ДД.ММ.ГГГГ, по результатам рассмотрения технического паспорта от ДД.ММ.ГГГГ и на основании акта межведомственной комиссии, составленного по результатам обследования двухквартирного одноэтажного бревенчатого жилого дома № по <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ года постройки, имеющего <данные изъяты> процентов физического износа, квартира под № в указанном доме признана непригодной для проживания и эксплуатации.

Постановлением главы Буртасинского сельского поселения Вурнарского района № от ДД.ММ.ГГГГ Кондратюк М.И. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в рамках реализации Указа Президента РФ от 07 мая 2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой отечественной войны 1941-1945 годов» и Федерального закона «О ветеранах».

Постановлением главы Буртасинского сельского поселения Вурнарского района № от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Порядком ведения органами местного самоуправления в Чувашской Республике учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилых помещений, утвержденным постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 12 января 2006 года №2, Кондратюк М.И. признана нуждающейся в жилых помещениях и имеющей право на государственную поддержку в форме субсидий на строительство (приобретение) жилых помещений в сельской местности, и принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях и имеющей право на государственную поддержку.

Согласно ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ, ч.1 ст.3 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года №42 «О регулировании жилищных отношений» гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, также признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Согласно ч.ч.1- 3 ст.52 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев; состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст.49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Из уведомления Управления Федеральной регистрационной службы по Чувашской Республике № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о правах Кондратюк М.И. на объекты недвижимого имущества, расположенные на территории Вурнарского района Чувашской Республики, отсутствуют.

Из справки МУП «Вурнарское БТИ» Чувашской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что жилые помещения на праве собственности за Кондратюк М.И. не зарегистрированы.

Согласно уведомления Управления Федеральной регистрационной службы по Чувашской Республике № от ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о правах Кондратюк А.Г. на объекты недвижимого имущества, расположенные на территории Вурнарского района Чувашской Республики, отсутствуют.

Из справки МУП «Вурнарское БТИ» Чувашской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что жилые помещения на праве собственности за Кондратюк А.Г. не зарегистрированы.

Согласно уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области № от ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о правах Кондратюк А.Г. на объекты недвижимого имущества отсутствуют.

Рассмотрев заявление Кондратюк М.И. по поводу обеспечения жильем, начальник Отдела социальной защиты населения Вурнарского района Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики своим решением от ДД.ММ.ГГГГ Кондратюк М.И. в выдаче свидетельства о праве на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретения жилого помещения отказал в связи с тем, что ее муж ФИО3 в период Великой отечественной войны не воевал в составе действующей армии и в соответствии со ст.17 Федерального закона «О ветеранах» имел право на обеспечение жильем лишь в случае выселения из занимаемого служебного жилого помещения.

В соответствии с Указом Президента РФ №714 от 07 мая 2008 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой отечественной войны 1941-1945 годов» предусмотрено завершение обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах».

Согласно подп.3 п.1 ст.15 Федерального закона РФ «О ветеранах» участники Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подп. «а» - «ж» и «и» подп.1 п.1 ст.2 Федерального закона, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, которое осуществляется в соответствии с положениями ст.23.2 данного Федерального закона; участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

В соответствии со ст.17 Федерального закона РФ «О ветеранах» участники Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, обеспечиваются за счет средств федерального бюджета жильем в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений, которое осуществляется в соответствии с положениями ст.23.2 Федерального закона, указанные лица имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

Из извещения отдела ЗаГС администрации Вурнарского района от ДД.ММ.ГГГГ следует, что с ДД.ММ.ГГГГ года Кондратюк М.И. брак с кем- либо не заключала.

В соответствии с подп..4 п.1, подп.3 п.2 ст.21 Федерального закона РФ «О ветеранах» независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы, супруга погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны, не вступившая в повторный брак; нуждающаяся в улучшении жилищных условий, имеет право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем один раз, которое осуществляется в соответствии с положениями ст.23.2 Федерального закона, независимо от ее имущественного положения.

Статьей 23.2 (п.п.1, 3, 3.1) Федерального закона РФ «О ветеранах» предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий; объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов РФ, по обеспечению жильем инвалидов Великой Отечественной войны; участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту РФ, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, по письменным заявлениям указанных граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту РФ, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ.

В соответствии с п.4 ч.1 ст.11, ч.ч.1, 4 ст.11.1, ч.4 ст.12 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений» мера социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями граждан, указанных в статьях 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона «О ветеранах», признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, осуществляется в форме однократного предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Чувашской Республики по договору социального найма либо единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилых помещений, определяемой ежегодно законом Чувашской Республики, исходя из времени принятия таких граждан на учет; при предоставлении жилых помещений по договору социального найма указанным гражданам общая площадь предоставляемого жилого помещения определяется исходя из 36 квадратных метров общей площади жилого помещения; при предоставлении указанным гражданам единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилых помещений размер единовременных денежных выплат определяется исходя из числа лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, установленные федеральными законами, средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Чувашской Республике, устанавливаемой в соответствии с законодательством РФ федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, и общей площади жилого помещения 36 квадратных.

Согласно ст.1 Закона Чувашской Республики №67 от 24 ноября 2009 года «О форме предоставления в Чувашской Республике в 2010 году меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями граждан в соответствии с федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в Чувашской Республике в соответствии с Законом Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений» на 2010 год форма предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями граждан, указанных в ст.ст.14, 15, 17 - 19, 21 Федерального закона «О ветеранах», нуждающихся в улучшении жилищных условий, определена в виде предоставления единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилых помещений.

В силу п.п.1.2, 1.3 раздела I, п.2.7 раздела II Порядка предоставления единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилых помещений гражданам, имеющим право на улучшение жилищных условий в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 16 ноября 2007 года №289, право гражданина на получение единовременной денежной выплаты удостоверяется именным документом - свидетельством; финансирование расходов, связанных с предоставлением единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилых помещений гражданам, осуществляется за счет субвенций, поступающих из федерального бюджета в республиканский бюджет Чувашской Республики на указанные цели, свидетельство оформляется Министерством здравоохранения и социального развития Чувашской Республики и выдается через свои территориальные органы.

Согласно п.1.6 раздела I данного Порядка размер единовременной денежной выплаты рассчитывается исходя из числа лиц, имеющих право на меру социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», без учета совместно проживающих с ними членов их семей, не имеющих права на вышеуказанную меру социальной поддержки, средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Чувашской Республике, установленной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, и общей площади жилого помещения 36 кв. метров для инвалидов Великой Отечественной войны; участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев; членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны.

Кондратюк М.И. проживает в квартире, находящейся в муниципальной собственности Буртасинского сельского поселения Вурнарского района и признанной непригодной для проживания и эксплуатации, иного жилья, предоставленного на основании договора социального найма, или в собственности не имеет, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо членом семьи собственника жилого помещения, не является, ранее жильем за счет федерального бюджета не обеспечивалась. Ее муж ФИО3 является инвалидом, получившим инвалидность по заболеванию после Великой Отечественной войны. На учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условия она поставлена правомерно, в соответствии с действующим законодательством, после смерти мужа повторно в брак не вступала. Если в соответствии со ст.ст.15, 17, 23.2 Федерального закона «О ветеранах» предусматривается, что участники Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, к каковым относится умерший супруг Кондратюк М.И., обеспечиваются за счет средств федерального бюджета жильем и имеют право на получение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения только в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений, то ст.21 Федерального закона «О ветеранах» ограничений на обеспечение жильем супругов умерших участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, соответственно и ограничений на получение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, не содержит. Статья 21 Федерального закона «О ветеранах» в действующей редакции предусматривает обеспечение жильем за счет федерального бюджета в соответствии с положениями ст.23.2 данного Закона супругу погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны, не вступившую в повторный брак и нуждающуюся в улучшении жилищных условий, независимо от состояния ее трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы, ее имущественного положения, независимо от времени постановки ее или ее умершего супруга на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, независимо от времени, причины и обстоятельств смерти супруга- инвалида или участника Великой Отечественной войны. При этом законодатель не разделяет погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны на категории как в ст.15 Федерального закона «О ветеранах», а приравнивает в праве на получение меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем или предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, супругов погибших (умерших) инвалидов войны и всех категорий участников Великой Отечественной войны, указанных в ст.2 Федерального закона «О ветеранах».

В связи с вышеизложенным доводы ответчиков о том, что Кондратюк М.И. не имеет право на получение меры социальной поддержки в виде предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, суд считает необоснованными, и необходимым удовлетворить исковые требования и.о. прокурора в ее интересах.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования и.о. прокурора Вурнарского района Чувашской Республики удовлетворить.

Признать решение начальника Отдела социальной защиты населения Вурнарского района Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Кондратюк <данные изъяты> в выдаче свидетельства о праве на получение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения незаконным.

Признать за Кондратюк <данные изъяты> право на получение меры социальной поддержки в виде предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения согласно ст.21 Федерального закона РФ от 12 января 1995 года №5- ФЗ «О ветеранах» как супруге умершего участника Великой Отечественной войны, и обязать Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики выдать Кондратюк <данные изъяты> свидетельство о праве на получение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики с подачей жалобы в Вурнарский районный суд Чувашской Республики в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Вурнарского районного суда О.А.Филиппов