Дело № 2- 364/2010
РЕШЕНИЕИменем Российской ФедерацииДД.ММ.ГГГГ п. Вурнары
Чувашской Республики
Вурнарский районный суд Чувашской Республики в составе
председательствующего судьи Филиппова О.А.,
при секретаре Рыбкиной В.С.,
с участием:
истца Михайлова В.М.,
представителя истца -Кольцова В.И., представившего ордер № от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя ответчика- Спиридоновой Л.Г., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда гражданское дело по иску
Михайлова <данные изъяты> к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Вурнарском районе Чувашской Республики-Чувашии о признании решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Вурнарском районе Чувашской Республики-Чувашии незаконным, возложении на ответчика обязанности по включению периода военной службы в Вооруженных Силах СССР в специальный стажработы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, независимо от их возраста, и назначению досрочной трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственным учреждением) в Вурнарском районе Чувашской Республики-Чувашии решением № от ДД.ММ.ГГГГ Михайлову В.М. отказано в назначении с ДД.ММ.ГГГГ досрочной трудовой пенсии в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ, как не имеющему необходимый педагогический стаж в 25 лет в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Из указанного решения и расчета стажа работы Михайлова В.М. видно, что в специальный стаж работы Михайлова В.М. включены периоды его работы в должностях учителя <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ, что специальный стаж его педагогической деятельности по 05 июля 2010 года составляет 23 года 6 месяцев 16 дней. В его специальный стаж не включен период военной службы в Вооруженных Силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Михайлов В.М. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в Вурнарском районе Чувашской Республики- Чувашии о признании решения № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, возложении на ответчика обязанности по включению в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, периода военной службы в Вооруженных Силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и назначению ему с 05 июля 2010 года досрочной трудовой пенсии по старости.
Свои исковые требования Михайлов В.М. мотивировал тем, что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время он работает учителем в учреждениях образования. Период военной службы в Вооруженных Силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, который ответчик отказывается включать в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, действовало Положение о порядке исчисления стажа работы для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР №1397 от 17 декабря 1959 года. Согласно п.п. «г» п.1 данного Положения, учителям и другим работника просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывалась служба в составе Вооруженных Сил СССР.
В судебном заседании Михайлов В.М. исковые требования поддержал по изложенным в заявлении основаниям и дополнительно пояснил, что сразу же после окончания в ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> и получения удостоверения офицера запаса, ДД.ММ.ГГГГ его призвали на военную службу. После окончания службы в первый же учебный год он устроился работать в <данные изъяты> преподавателем истории и обществоведения.
Представитель истца Кольцов В.И. просил удовлетворить исковые требования.
Представитель ответчика Спиридонова Л.Г. исковые требования не признала и пояснила, что в полном объеме поддерживает письменное возражение Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в Вурнарском районе Чувашской Республики- Чувашии.
В возражении Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в Вурнарском районе Чувашской Республики-Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ указывалось, что в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» досрочные трудовые пенсии в связи с педагогической деятельностью устанавливаются лицам, проработавшим не менее 25 лет в государственных и муниципальных учреждениях для детей. В стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, работникам образования засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях и должностях, предусмотренных Списками профессий и должностей работников образования. Начиная с 12 ноября 2002 года, применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, и Правила исчисления этих периодов работы, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781. При этом право на досрочное назначение трудовой пенсии у педагогических работников возникает при соблюдении одновременно двух условий: работы в определенных должностях и определенных образовательных учреждениях для детей, поименованных в названных Списках, которые являются исчерпывающими и расширительному толкованию не подлежат. Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 в п.1.1 (школы всех наименований) засчитывается в стаж работы преподавателя до 01 сентября 2000 года независимо от ведения преподавательской работы, а с 01 сентября 2000 года при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (учебной или педагогической нагрузки). При исчислении стажа работы в части, не урегулированной вышеуказанными Правилами, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденные постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года №516. Согласно п.4 Правил от 11 июля 2002 года в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемые постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено данными Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Таким образом, при исчислении стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, действующим законодательством предусматривается включение в указанный стаж периодов выполнения соответствующей работы. Воинская часть не предусмотрена ни Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров №463 от 06 сентября 1991 года, ни Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства РФ №1067 от 22 сентября 1999 года, ни Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781. Служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в стаж работы по специальности учителей и других работников просвещения в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», которое утратило силу с 01 октября 1993 года, при условии если до 01 октября 1993 года не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работы в которых дает право на эту пенсию, то есть 16 лет 8 месяцев. Учитывая изложенное, оснований для включения периода прохождения военной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», не имеется. На основании представленных документов педагогический стаж Михайлова В.М. составляет <данные изъяты> года <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней. Согласно ст.19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Учитывая, что на день обращения Михайлова В.М. с заявлением о назначении ему пенсии у него отсутствовало право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, исковые требования об обязании назначения досрочной трудовой пенсии по старости с 05 июля 2010 года удовлетворению подлежать не могут.
Выслушав доводы сторон и, исследовав письменные доказательства, суд находит, что исковые требования подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют лица, не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В соответствии с п.2 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17.12.2001 года, Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
В соответствии со ст.ст.80, 83 закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» №340-1 от 20 ноября 1990 года, действовавшего до 01 января 2002 года, пенсия в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей устанавливалась при выслуге не менее 25 лет, Списки соответствующих работ (профессий и должностей) с учетом которых, назначается пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и Правила исчисления выслуги и назначения пенсий, утверждаются Правительством РФ по согласованию с Пенсионным Фондом РФ.
Согласно трудовой книжке, приказов, справок, уточняющих периоды работы, необходимые для назначении пенсии, Михайлов В.М.:
- на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ принят на работу в <данные изъяты> преподавателем истории и обществоведения, и на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ из указанного учебного заведения как преподаватель истории уволен с ДД.ММ.ГГГГ по собственному желанию,
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в <данные изъяты> в должности учителя истории,
- на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ принят на работу в <данные изъяты> и до ДД.ММ.ГГГГ работал в должности заместителя директора школы по учебной работе и на 1 ставку учителем истории, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в школе в должности учителя истории.
Из диплома серии <данные изъяты> № видно, что в ДД.ММ.ГГГГ Михайлов В.М. поступил в <данные изъяты> и в ДД.ММ.ГГГГ закончил его по специальности «История», с присвоением ДД.ММ.ГГГГ квалификации «Преподаватель истории и обществоведения».
Из военного билета серии <данные изъяты> № следует, что Михайлов В.М. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу в Вооруженных Силах СССР в должности командира мотострелкового взвода.
В соответствии со ст.ст.10, 11 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» военная служба включается в общий трудовой стаж, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 10 настоящего Федерального закона.
Включение военной службы в педагогический стаж не предусматривалось ни постановлением Совета Министров №463 от 06 сентября 1991 года, ни постановлением Правительства РФ №1067 от 22 сентября 1999 года, утратившими силу после принятия постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781, не предусмотрено и данным постановлением №781.
В соответствии с п.76 Положения о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей, утвержденного постановлением СМ СССР от 17 февраля 1981 г. № 193, время нахождения граждан на действительной военной службе в рядах Вооруженных Сил СССР засчитывается в их общий трудовой стаж, а также в непрерывный трудовой стаж и стаж работы по специальности в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с п.п. «а» п.1 постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», утратившего силу со вступлением 01 октября 1993 года в действие постановления Совета Министров- Правительства РФ от 22 сентября 1993 года №953, пенсия за выслугу лет учителям и другим работникам просвещения назначалась при стаже работы по специальности не менее 25 лет.
В силу п.п. «г» п.1, п.4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», действовавшего в спорный период, учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывалась служба в составе Вооруженных Сил СССР при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Положения ст.6 (ч.2), ст.15 (ч.4), ст.17 (ч.1), ст.ст.18,19 и 55 (ч.1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. В силу правовой позиции, изложенной Конституционным Судом РФ в постановлении от 29 января 2004 года №2-П, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняется за указанной категорией лиц.
Поскольку служба истца Михайлова В.М. в Вооруженных Силах СССР осуществлялись до 01 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам, данный период военной службы подлежит включению в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права истца на социальное обеспечение.
Срок военной службы Михайлова В.М. составляет 1 год 10 месяцев 17 дней, то есть менее 1/3 стажа, требуемого для досрочного назначения пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, независимо их возраста.
По вышеизложенным обстоятельствам доводы ответчика об отсутствии у Михайлова В.М. требуемого специального стажа работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, суд считает необоснованными.
Согласно ст.19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии), днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
С учетом вышеуказанных периодов работы Михайлова В.М. в <данные изъяты> и <данные изъяты>, периода его военной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, стаж его педагогической деятельности в учреждениях для детей по состоянию на 05 июля 2010 года составит более 25 лет.
Михайлов В.М. обратился с заявлением о назначении пенсии ДД.ММ.ГГГГ, имея необходимый стаж педагогической деятельности не менее 25 лет, требуемый согласно п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и с этого времени ему следует назначить пенсию.
При подаче иска истцом уплачена государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей, которые истец просит возвратить.
На основании ч. 2 ст. 96 ГПК РФ.
На основании ст. 100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает с другой стороны расходы по оплате помощи представителя в разумных пределах.
Из квитанции № следует, что ДД.ММ.ГГГГ истцом за подготовку искового заявления и участие при рассмотрении дела в суде представителю Кольцову В.И. уплачено <данные изъяты> рублей.
С учетом объема дела, продолжительности рассмотрения дела в суде и требований разумности, суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу Михайлова В.М. расходы на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты> рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Вурнарском районе Чувашской Республики- Чувашии № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Вурнарском районе Чувашской Республики- Чувашии включить период военной службы Михайлова <данные изъяты> в Вооруженных Силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением не менее 25 лет педагогической деятельности в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Вурнарском районе Чувашской Республики-Чувашии назначить Михайлову <данные изъяты> досрочную трудовую пенсию по старости с 05 июля 2010 года.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Вурнарском районе Чувашской Республики-Чувашии в пользу Михайлова <данные изъяты> <данные изъяты> рублей в счет возмещения расходов на оплату государственной пошлины и <данные изъяты> рублей в счет возмещения расходов на оплату услуг представителя.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики с подачей жалобы в Вурнарский районный суд Чувашской Республики в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Вурнарского районного суда О.А.Филиппов