Дело № 2-476 / 2010 г.
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации23 декабря 2010 года пос. Вурнары ЧР
Вурнарский районный суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Константиновой Е.В.,
при секретаре Димитриевой А.Г.,
с участием истицы Михайловой Л.И.,
представителя ответчика Спиридоновой Л.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Михайловой ФИО7 к Управлению Пенсионного фонда (Государственному учреждению) Российской Федерации в Вурнарском районе Чувашской Республики - Чувашии о признании решения территориального органа ПФР Управления Пенсионного Фонда РФ в Вурнарском районе ЧР - Чувашия от ДД.ММ.ГГГГ за № об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным и обязании включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периодов нахождения в учебных отпусках и на курсах повышения квалификации,
УСТАНОВИЛ:
Истица Михайлова Л.И. обратилась в суд с иском по тем основаниям, что решением территориального органа ПФР Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Вурнарском районе Чувашской Республики - Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ за № ей в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст. 27 Федерального Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» отказано по мотивам отсутствия требуемого специального педагогического 25 летнего стажа, необходимого для назначения досрочной трудовой пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Михайлова Л.И. просит признать указанное решение незаконным, обязать ответчика включить в специальный стаж работы, дающий ей право для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности периоды нахождения в учебных отпусках, связанных с обучением во время работы <данные изъяты> района:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ -27 дней, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 24 дня;
периоды нахождения на курсах по подготовке и квалификации кадров:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- 6 дней, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 29 дней, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ -13 дней, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 13 дней,
а также истица просит признать ее право на досрочное назначение пенсии по старости с момента обращения в УПФ РФ, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.
Свои исковые требования истица мотивировала тем, что на момент обращения с заявлением о назначении пенсии она имела необходимый 25-и летний стаж работы, дающий право на назначение досрочной пенсии. ДД.ММ.ГГГГ истица представила заявление со всеми необходимыми документами в УПФ РФ в Вурнарском районе для назначения ей указанной пенсии. Но Управление Пенсионного фонда отказало включить в специальный стаж периоды нахождения ее в дополнительных отпусках, связанных с обучением, т.е. время нахождения её в оплачиваемых учебных отпусках, и нахождения на курсах повышения квалификации за вышеуказанные периоды, что она считает незаконным. В соответствии со ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от производства за ним сохраняется место работы и средняя заработная плата по основному месту работы, оплачиваются также командировочные расходы. Поэтому периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней зарплаты, с которой работодатель производит отчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ. По мнению истицы, эти периоды поэтому подлежат включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В судебном заседании истица Михайлова Л.И. исковые требования полностью поддержала по изложенным в заявлении основаниям, и пояснила, что основная часть ее трудовой деятельности прошла в <данные изъяты> Вурнарского района и проработала она там мастером производственного обучения, должность которого входит в список должностей, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью. На учебные оплачиваемые отпуска в связи с обучением в среднем специальном учебном заведении, а также на курсах повышения квалификации она выезжала именно в период работы в данном учреждении на основании приказов директора училища, за время нахождения на учебе и курсах сохранялась среднемесячная зарплата, с которой производились отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд. Она, работая на должности мастера производственного обучения, должна была регулярно выезжать на курсы повышения квалификации на основании приказов руководства, так как постоянно меняется программа учебных занятий, и участие на курсах повышения квалификации за это время является обязательным для нее.
На основании изложенного, она просит удовлетворить ее исковые требования, а также просит обязать Управление Пенсионного фонда назначить ей досрочную трудовую пенсии в соответствии с п.п. 19 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с даты обращения с ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика Спиридонова Л.Г. иск не признала, считая, что решение УПФ РФ в Вурнарском районе об отказе в назначении пенсии законно, поскольку истица не имеет требуемого стажа, необходимого для назначения досрочной трудовой пенсии. Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости от 11 июля 2002 года за №516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемые постоянно в течение полного рабочего дня. Кроме того, согласно п. 5 указанных Правил в стаж работы, дающей право на такую пенсию, включаются периоды работы получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. Периоды нахождения на дополнительных учебных отпусках и курсах повышения квалификации в указанных Правилах не предусмотрены, поэтому они не включаются в стаж, дающий право на назначение вышеуказанной пенсии. На день обращения истицы за оформлением трудовой пенсии её педагогический стаж составил всего 24 года 8 месяцев 20 дней. По вышеуказанным основаниям представитель ответчика просит иск Михайловой оставить без удовлетворения.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается указанный вид пенсии, при необходимости утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29 октября 2002 года утвержден список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей и Правила исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с п.п. 19 п.1 ст.27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно вышеуказанных Списка должностей и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должность истицы, деятельность которой связана с образовательным (воспитательным) процессом, включается в список должностей, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Как видно из записей в трудовой книжке истицы, она занимается педагогической деятельностью с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время, непрерывно осуществляла педагогическую деятельность в учреждении для детей (л.д.10-13).
Решением территориального органа ПФР Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Вурнарском районе от ДД.ММ.ГГГГ за № Михайловой Л.И. включены в педагогический стаж периоды работы в <данные изъяты> <данные изъяты> мастером производственного обучения, которое переименовывалось в <данные изъяты> №», <данные изъяты>», <данные изъяты>, всего 24 года 8 месяцев 20 дней. Этим же решением истице отказано во включении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды нахождения ею на учебных отпусках и курсах повышения квалификации с 1985 года по 2004 годы, всего в общей сложности 115дней, тем самым отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого стажа для назначения такой пенсии.
Из материалов дела видно, что истице за период работы мастером производственного обучения с 1985 года по 2004 год на основании приказов директора училища предоставлялись учебные отпуска, а также она неоднократно направлялась на курсы повышения квалификации в Чувашский республиканский институт образования. На основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ истице представлен учебный отпуск с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (27 дней) (л.д.15); на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ истице представлен учебный отпуск с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (24 дня) (л.д.16,17); на основании приказа №-о от ДД.ММ.ГГГГ направлялась для прохождения курсов преподавателей спецдисциплин с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (6 дней) (л.д.12,19); на основании приказа №-о от ДД.ММ.ГГГГ направлялась на курсы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (29 дней) (л.д.17, 20); на основании приказа №-о от ДД.ММ.ГГГГ направлялась на 1 этап курсов учителей технологии и пед. работников ПУ претендентов на первую и высшую категорию в г. Чебоксары ЧРИО с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (23 дней) (л.д.17, 21); на основании приказа №-о от ДД.ММ.ГГГГ направлялась на II этап курсов учителей технологии и пед. работников ПУ претендентов на первую и высшую категорию в г. Чебоксары ЧРИО с 01 по ДД.ММ.ГГГГ (13 дней) (л.д.17,22), что в итоге составляет 115 дней.
С учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно в соответствии с вышеназванными статьями, порядок исчисления периодов их работы устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11 июля 2002 г.
В силу п. 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. В соответствии Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и вышеуказанных Правил основным принципом для включения в страховой стаж работника периодов работы и (или) иной деятельности является условие, связанное с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Из материалов дела усматривается, что приказом директора <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ истица ФИО5 (девичья фамилия ФИО5) принята на работу на должность мастера производственного обучения с ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> (л.д.14).
В то же время истица заочно обучалась в <данные изъяты> (период обучения 1983 - 1986 гг.).
В соответствии с п. 2 Положения "О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения", утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, и утратившего силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 953, п. 3 приложения N 6 к Инструкции "О порядке исчисления заработной платы работников просвещения", утвержденной приказом Министерства просвещения СССР от 16 мая 1985 г. N 94, был закреплен порядок зачета в специальный педагогический стаж времени обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
Поскольку Михайлова Л.И, осуществляя в период с 1985 по настоящее время педагогическую деятельность в учреждениях, которые являются образовательными, находилась в дополнительных учебных отпусках в период действия указанных норм права - с 1985 по 1986 год, а потому с учетом положений ст. ст. 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, указанные периоды нахождения истицы в учебных отпусках подлежат включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости.
Кроме того, в соответствии со ст. 198 КЗоТ РСФСР за время отпусков, предоставляемых в связи с обучением в вечерних и заочных высших и средних специальных учебных заведениях, за работниками сохраняется средняя заработная плата. Данная гарантия сохранена и в ст. 174 Трудового кодекса РФ, из которой видно, что работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения среднего профессионального образования, независимо от их организационно-правовых форм, по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.
Согласно п. 5 ст. 68 КЗоТ РСФСР в редакции 1971 года, ежегодные дополнительные отпуска предоставляются и в других случаях, предусмотренных законодательством. В связи с этим учебные отпуска, предоставление которых предусматривалось Кодексом, следует рассматривать как разновидность дополнительных оплачиваемых отпусков.
В данном случае, учебные отпуска Михайловой Л.И. были предоставлены с сохранением заработной платы. В соответствии с действовавшим на тот период законодательством из них производилась уплата взносов на государственное социальное страхование.
Согласно ст. 187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Поэтому периоды нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.Повышение квалификации является трудовой обязанностью работника, непосредственно связанной с его педагогической деятельностью. Для этих целей был образован Республиканский институт образования, куда истица направлялась для повышения квалификации на основании приказов директора училища.
Таким образом, суд приходит к выводу, что периоды нахождения истицы в учебных отпусках и на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж работы, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, и поэтому отказ Управления Пенсионного фонда о включении этих периодов в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной пенсии, нельзя считать законным, следовательно, иск Михайловой Л.И. подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Как видно из объяснений сторон, и пенсионного дела, истица обратилась с заявлением о назначении пенсии и представила документы, необходимые для назначения пенсии ДД.ММ.ГГГГ, с этого времени и ей следует назначить пенсию, поскольку к этому моменту её стаж, необходимый для назначения досрочной пенсии, составил более 25 лет.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Михайловой ФИО8 к - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Вурнарском районе Чувашской Республики - Чувашии удовлетворить.
Признать решение территориального органа ПФР Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Вурнарском районе Чувашской Республики - Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ за № об отказе Михайловой Л.И. в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности за отсутствием требуемого педагогического стажа 25 лет в государственных и муниципальных учреждениях для детей незаконным.
Обязать - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Вурнарском районе Чувашской Республики - Чувашии включить в специальный стаж работы, дающий Михайловой ФИО9 право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, периоды нахождения в дополнительных отпусках, связанных с обучением, а именно:
- во время работы <данные изъяты> в <данные изъяты> <данные изъяты>: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
периоды нахождения на курсах повышения квалификации, а именно:
- во время работы <данные изъяты> в <данные изъяты> Вурнарского района ЧР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Вурнарском районе Чувашской Республики - Чувашии назначить Михайловой Л.И. досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ года.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики с подачей жалобы в Вурнарский районный суд ЧР в течение десяти дней со дня его оглашения.
Председательствующая Е.В. Константинова