Дело № 2-485 / 2010 г.
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации24 декабря 2010 года пос. Вурнары ЧР
Вурнарский районный суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Константиновой Е.В.,
при секретаре Димитриевой А.Г.,
с участием истца Николаева С.В.,
представителя ответчика Спиридоновой Л.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Николаева ФИО7 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственному учреждению) в Вурнарском районе Чувашской Республики - Чувашии о признании решения территориального органа ПФР Управления Пенсионного Фонда РФ в Вурнарском районе ЧР - Чувашия от ДД.ММ.ГГГГ за № об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости незаконным и обязании включить периода нахождения на военной службы в Вооруженных силах СССР в специальный стаж, дающий право на назначение трудовой песни по старости в связи с педагогической деятельностью,
УСТАНОВИЛ:
Истец Николаев С.В. обратился в суд с иском по тем основаниям, что решением территориального органа ПФР Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Вурнарском районе Чувашской Республики - Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ за № ему в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» отказано по мотивам отсутствия требуемого специального педагогического 25 летнего стажа, необходимого для назначения досрочной трудовой пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Николаев С.В. просит признать указанное решение незаконным, обязать ответчика включить в специальный стаж работы, дающий ему право для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности периоды прохождения службы в Вооруженных Силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Свои исковые требования истец мотивировал тем, что на момент обращения с заявлением о назначении пенсии, т. е. на ДД.ММ.ГГГГ, он имел необходимый 25-и летний стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости. 18.10. 2010 года истец представил заявление со всеми необходимыми документами в УПФ РФ в Вурнарском районе для назначения ему указанной пенсии. Но Управление Пенсионного фонда отказало включить в специальный стаж период прохождения им службы в составе Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ года, что он считает незаконным. В стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, работникам образования засчитывается все виды педагогической деятельности в учреждениях и должностях, предусмотренных Списками профессий и должностей и учреждений, осуществляющих свою работу в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781. Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. №2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений ст.30 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» исчисление стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях может осуществляться по ранее действующим правилам и нормам. В период его службы действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии по выслуге лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР за №1397 от 17 декабря 1959 года. В соответствии с п.п. «г» п.1 указанного Положения работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности засчитывалась служба в составе Вооруженных Сил СССР. По мнению истца, этот период поэтому подлежит включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В судебном заседании истец Николаев С.В. исковые требования полностью поддержал по изложенным в заявлении основаниям, и пояснил, что с ДД.ММ.ГГГГ он работает учителем в учреждениях образования, и заслужил назначения ему досрочной трудовой пенсии по старости. При включении периода службы в Вооруженных Силах СССР в стаж работы, у него будет полный 25-летний специальный педагогический стаж, необходимый для назначения пенсии.
На основании изложенного, он просит удовлетворить его исковые требования, а также просит обязать Управление Пенсионного фонда назначить ему досрочную трудовую пенсии в соответствии с п.п. 19 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с даты обращения с ДД.ММ.ГГГГ. Он же просит взыскать с ответчика возврат госпошлины в сумме <данные изъяты> руб. и представительские расходы за оказанные ему услуги адвокатом в сумме <данные изъяты> руб.
Представитель истца адвокат Кольцов В.И. поддержал исковые требования Николаева С.В. по тем же основаниям и просит их удовлетворить.
Представитель ответчика Спиридонова Л.Г. иск не признала, считая, что решение УПФ РФ в Вурнарском районе об отказе Николаеву С.В. во включении периода прохождения военной службы является законным, поскольку действующим законодательством не предусмотрено включение этой службы в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Постановление Совмина СССР от 17 декабря 1959 года за №1397, согласно которого засчитывалась в стаж работы по специальности служба в составе Вооруженных сил СССР, действовало лишь до 1 октября 1993 года. Но в нем было предусмотрено, что военная служба засчитывалась в стаж при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходится на работу в учреждениях, работа в которых дает право на эту пенсию. Истец к 1 октябрю 1993 года не имел такого стажа работы, поэтому его иск не может быть удовлетворен. К моменту обращения за назначением пенсии он имел специальный стаж всего 24 года 1 месяц и 4 дня.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Решением территориального органа ПФР Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Вурнарском районе от ДД.ММ.ГГГГ за № Николаеву С.В. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ отказано в виду отсутствия требуемого специального 25-летнего педагогического стажа работы, предусмотренного подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона № 173 -ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В специальный стаж не включен период прохождения истцом службы в составе Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В соответствии со статьей 55 Федерального закона «Об образовании» следует, что педагогические работники образовательных учреждений пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст.ст. 80, 83 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» № 340-1 от 20 ноября 1990 года, действовавшего до 01 января 2002 года, пенсия в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей устанавливалась при выслуге не менее 25 лет, Списки соответствующих работ (профессий и должностей) с учетом которых, назначается пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и Правила исчисления выслуги и назначения пенсий, утверждаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Пенсионным Фондом Российской Федерации.
В соответствии с п. 76 Положения о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей, утвержденного постановлением СМ СССР от 17 февраля 1981 г. № 193, время нахождения граждан на действительной военной службе в рядах Вооруженных Сил СССР засчитывается в их общий трудовой стаж, а также в непрерывный трудовой стаж и стаж работы по специальности в соответствии с действующим законодательством.
В силу п. «г» ч. 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», действовавшего в спорный период, учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Как видно из записей в трудовой книжке истца, копии военного билета НП №, Николаев С.В. проходил службу в составе Вооруженных сил по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; приказом №К-27 от ДД.ММ.ГГГГ назначен учителем физвоспитания и военруком <данные изъяты> средней школы <адрес> Чувашской АССР, приказом № от ДД.ММ.ГГГГ принят учителем физической культуры в <данные изъяты> среднюю школу Вурнарского района, которая впоследствии переименована в муниципальное сельское образовательное учреждение «<данные изъяты> средняя общеобразовательная школа», в муниципальное образовательное учреждение «<данные изъяты> средняя общеобразовательная школа», с ДД.ММ.ГГГГ принят на должность учителя физической культуры в <данные изъяты> школа- интернат», где работает по настоящее время (л.д.8-11,12-13,14-16).
В деле имеется ксерокопия диплома, из которой видно, что истец в 1984 году поступил в <данные изъяты> педагогическое училище и в 1986 году окончил полный курс названного училища с получением диплома по специальности «физическая культура», и решением Государственной экзаменационной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ему присвоена квалификация «учителя физического воспитания» (л.д. 17).
Конституционный Суд Российской Федерации постановлением от 29.01.04 № 2-П установил, что нормы Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которое рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично). В силу правовой позиции Конституционного суда, изложенной в данном постановлении, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правого регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права, сохраняется за указанной категорией лиц.
Период службы Николаева С.В. в составе Вооруженных Сил СССР относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий работникам образования, и подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости на основании вышеуказанного Положения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Доводы представителя ответчика о том, что к 1 октября 1993 года, когда постановление Совмина СССР от 17 декабря 1959 года утратило силу, истец имел менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с данным постановлением, суд находит несостоятельными, поскольку из смысла данного постановления следует, что не менее 2/3 стажа работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию, работник должен иметь к моменту обращения за назначением пенсии, а таковой стаж у истца имелся.
При таких обстоятельствах требование истца о включении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, периода прохождения им военной службы в составе Вооруженных Сил СССР, суд находит подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 19 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Как видно из объяснений сторон, и пенсионного дела, истец обратился с заявлением о назначении пенсии и представил документы, необходимые для назначения пенсии ДД.ММ.ГГГГ, с этого времени и ему следует назначить пенсию, поскольку к этому моменту его стаж, необходимый для назначения досрочной пенсии, составил более 25 лет.
Истец также просил взыскать с ответчика в его пользу судебные расходы - возврат госпошлины <данные изъяты> руб. и расходы по оплате услуг представителя в размере <данные изъяты> руб.
Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, поэтому в пользу истца подлежит взысканию с ответчика возврат госпошлины в размере 200 руб.
На основании ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по её письменному ходатайству, суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. В деле есть данные о том, что истцом по квитанции № серия ФМуплачено представителю Кольцову В.И. <данные изъяты> за сбор документов, составление искового заявления и ведение дела в суде. При определении суммы расходов, подлежащих взысканию в ответчика в пользу истца за произведенные расходы на оплату услуг представителя, суд учитывает степень сложности и объем дела, а также время, израсходованное на подготовку и рассмотрение дела, и определяет сумму, подлежащую присуждения истцу, в размере <данные изъяты> рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать решение территориального органа ПФР Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Вурнарском районе Чувашской Республики - Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ за № об отказе Николаеву ФИО8 в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вурнарском районе Чувашской Республики - Чувашии включить в стаж работы Николаева ФИО9, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периоды прохождения им военной службы в составе Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вурнарском районе Чувашской Республики - Чувашии назначить Николаеву ФИО10 досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Вурнарском районе Чувашской Республики - Чувашии в пользу Николаева ФИО11 <данные изъяты>) рублей в счет возмещения расходов на оплату услуг представителя, <данные изъяты> рублей в счет возмещения расходов на оплату государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики с подачей жалобы в Вурнарский районный суд ЧР в течение десяти дней со дня его оглашения.
Председательствующая Е.В. Константинова