Решение о признании решения ТО ПФР об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным и обязании включить в спецстаж периодов нахождения на военной службе и курсов



Дело № 2-582 / 2011 г.

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

13 декабря 2011 года           пос. Вурнары ЧР

Вурнарский районный суд Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Константиновой Е.В.,

при секретаре Димитриевой А.Г.,

с участием истца Федорова В.А.,

представителя ответчика Петровой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственному учреждению) в Вурнарском районе Чувашской Республики - Чувашии о признании решения территориального органа ПФР Управления Пенсионного Фонда РФ в Вурнарском районе ЧР - Чувашия от ДД.ММ.ГГГГ за об отказе в досрочном назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным и обязании включить в специальный стаж для назначения пенсии периодов нахождения на военной службе и периодов нахождения на курсах повышения квалификации,

УСТАНОВИЛ:

Истец Федоров В.А. обратился в суд с иском по тем основаниям, что решением территориального органа ПФР Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Вурнарском районе Чувашской Республики - Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ за ему в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» отказано по мотивам отсутствия требуемого специального педагогического 25 летнего стажа, необходимого для назначения досрочной трудовой пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

Федоров В.А. просит признать указанное решение незаконным, обязать ответчика включить в специальный стаж работы, дающий ему право для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности следующие периоды:

  • с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ периоды прохождения службы в Вооруженных Силах СССР;
  • периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж работы, дающей право для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью,
  • назначить досрочную трудовую пенсию со дня обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, истец в своем заявлении просит взыскать с ответчика в его пользу расходы по оплате госпошлины в размере 200 руб.

Свои исковые требования истец мотивировал тем, что на момент обращения с заявлением о назначении пенсии, т. е. на ДД.ММ.ГГГГ года, он имел необходимый 25-и летний стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости. ДД.ММ.ГГГГ года истец представил заявление со всеми необходимыми документами в УПФ РФ в Вурнарском районе для назначения ему указанной пенсии. Но Управление Пенсионного фонда отказало включить в специальный стаж следующие периоды: периоды прохождения им службы в составе Вооруженных Сил СССР ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что он считает незаконным. Ответчик свой отказ мотивирует тем, что воинская часть не предусмотрена ни списком профессий и должностей народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров №463 от 06.09.1991г., ни списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденным Постановлением РФ №1067 от 22.09.1999 г, ни списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781. С вступлением в силу Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. №2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений ст.30 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» исчисление стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях может осуществляться по ранее действующим правилам и нормам. В период его службы в Армии действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии по выслуге лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР за №1397 от 17 декабря 1959 года. Поэтому истец, основываясь на Постановление Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. №2-П и на Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года, считает, что периоды нахождения его на военной службе подлежат включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Кроме того, истец считает также подлежащим включению в специальный стаж периоды нахождения его на курсах повышения квалификации, так как курсы повышения квалификации он проходил по специальности и с сохранением заработной платы и должности, работодатель в эти периоды выплачивал страховые взносы, учеба на курсах по повышению квалификации социально гарантированы в Трудовом кодексе РФ.

В судебном заседании истец Федоров В.А. исковые требования полностью поддержал по изложенным в заявлении основаниям, и пояснил, что с ДД.ММ.ГГГГ он работает учителем в учреждениях образования, и заслужил назначения ему досрочной трудовой пенсии по старости. При включении периода службы в Вооруженных Силах СССР и курсов повышения квалификации в стаж работы, у него будет более 25-лет специального педагогического стажа, необходимого для назначения пенсии. На основании изложенного, он просит удовлетворить его исковые требования, а также просит обязать ответчика назначить ему досрочную трудовую пенсии в соответствии с п.п. 19 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с даты обращения с ДД.ММ.ГГГГ. Он же просит взыскать с ответчика возврат госпошлины в сумме 200 руб.

Представитель ответчика Петрова Н.А. иск не признала, считая, что решение УПФ РФ в Вурнарском районе об отказе Федорову В.А. во включении периода прохождения военной службы, нахождения на курсах повышения квалификации является законным, поскольку действующим законодательством не предусмотрено включение указанных периодов в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Постановление Совмина СССР от 17 декабря 1959 года за №1397, согласно которого засчитывалась в стаж работы по специальности служба в составе Вооруженных сил СССР, действовало лишь до 1 октября 1993 года. Но в нем было предусмотрено, что военная служба засчитывалась в стаж при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходится на работу в учреждениях, работа в которых дает право на эту пенсию. Истец к 1 октябрю 1993 года не имел такого стажа работы, поэтому его иск не может быть удовлетворен. Периоды обучения на курсах повышения квалификации с отрывом от основной работы, отпуска без сохранения заработной платы не предусмотрены нормами постановления Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516. Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости от 11 июля 2002 года за №516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемые постоянно в течение полного рабочего дня. Кроме того, согласно п. 5 указанных Правил в стаж работы, дающей право на такую пенсию, включаются периоды работы получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации в указанных Правилах не предусмотрены, поэтому они не включаются в стаж, дающий право на назначение вышеуказанной пенсии. К моменту обращения за назначением пенсии истец имел специальный стаж всего 22 года 11 месяцев и 22 дня. На основании изложенного, представитель ответчика просит иск Федорова оставить без удовлетворения.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Решением территориального органа ПФР Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Вурнарском районе от ДД.ММ.ГГГГ за Федорову В.А. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ отказано в виду отсутствия требуемого специального 25-летнего педагогического стажа работы, предусмотренного подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона № 173 -ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В специальный стаж не включены: период прохождения истцом службы в составе Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В соответствии со статьей 55 Федерального закона «Об образовании» следует, что педагогические работники образовательных учреждений пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года за №781 должности преподавателя, учителя общеобразовательных учреждений включены в перечень должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии.

Из записей в трудовой книжке истца, копии военного билета НП видно, что Федоров В.А. проходил службу в составе Вооруженных Сил по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; приказом от ДД.ММ.ГГГГ принят учителем физической культуры <данные изъяты> школы, которая переименована в МСОУ «<данные изъяты> СОШ», МОУ «<данные изъяты> СОШ», где работает по настоящее время (л.д.9-12,13-21).

В деле имеется ксерокопия диплома, из которой видно, что истец в 1986 году поступил в <данные изъяты> педагогическое училище и в 1988 году окончил названное училище с получением диплома по специальности «Физическая культура», и решением Государственной квалификационной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ему присвоена квалификация «учителя физической культуры».

Следовательно, истец работая на должности учителя, занимася педагогической деятельностью, и его должность включена в перечень должностей, работа в которых дает право на досрочное пенсионное обеспечение.

В соответствии с п. 76 Положения о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей, утвержденного постановлением СМ СССР от 17 февраля 1981 г. № 193, время нахождения граждан на действительной военной службе в рядах Вооруженных Сил СССР засчитывается в их общий трудовой стаж, а также в непрерывный трудовой стаж и стаж работы по специальности в соответствии с действующим законодательством.

В силу п. «г» ч. 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», действовавшего в спорный период, учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.

Конституционный Суд Российской Федерации постановлением от 29.01.04 № 2-П установил, что нормы Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которое рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично). В силу правовой позиции Конституционного суда, изложенной в данном постановлении, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правого регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

Период службы Федорова В.А. в составе Вооруженных Сил СССР относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий работникам образования, и подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости на основании вышеуказанного Положения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Доводы представителя ответчика о том, что к 1 октября 1993 года, когда постановление Совмина СССР от 17 декабря 1959 года утратило силу, истец имел менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с данным постановлением, суд находит несостоятельными, поскольку из смысла данного постановления следует, что не менее 2/3 стажа работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию, работник должен иметь к моменту обращения за назначением пенсии, а таковой стаж у истца имелся.

Доводы представителя ответчика о том, что постановлением Конституционного суда РФ от 29.01.2004 года №2-П рассматривались жалобы граждан только в части ст.ст. 89-92, 94, 95 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ», а Закон «О государственных пенсиях» от 14 июля 1956 года, и постановление Совмина СССР от 17.12.1959 года за №1397 не являлись предметом рассмотрения в данном постановлении, поэтому ссылка на это Постановление КС РФ является не обоснованной, также суд находит несостоятельными, поскольку из смысла постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года следует, что правовая позиция, изложенная в данном постановлении Конституционного Суда РФ, распространяется на все законодательство, действовавшее до принятия ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

В соответствии с п.2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного вышеуказанным постановлением Совмина СССР от 17.12.1959 года, в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в п.1 настоящего Положения, засчитывается работа по специальности в школах, училищах и на курсах профессионального и профессионально-технического образования.

При таких обстоятельствах требование истца о включении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, периода прохождения им военной службы в составе Вооруженных Сил СССР суд находит подлежащим удовлетворению.

Из материалов дела видно, что истец за период работы учителем МОУ «<данные изъяты> СОШ» с 2005 года по 2010 год на основании приказов директора школы неоднократно направлялся на курсы повышения квалификации в Чувашский республиканский институт образования. На основании приказа -к от ДД.ММ.ГГГГ истец направлялся на курсы повышения квалификации учителей физической культуры с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (27 дней) (л.д.22), о чем имеется свидетельство о повышении квалификации; на основании приказа -к от ДД.ММ.ГГГГ. направлялся на курсы повышения квалификации учителей физической культуры с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (27 дней) (л.д.23), о чем имеются свидетельства о повышении квалификации, что в итоге составляет 1 месяц 24 дня (л.д.24,25).

С учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно в соответствии с вышеназванными статьями, порядок исчисления периодов их работы устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11 июля 2002 г.

В силу п. 4 данных Правил в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. В соответствии Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и вышеуказанных Правил основным принципом для включения в страховой стаж работника периодов работы и (или) иной деятельности является условие, связанное с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Согласно ст. 187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Поэтому периоды нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.Повышение квалификации является трудовой обязанностью работника, непосредственно связанной с его педагогической деятельностью. Для этих целей был образован Республиканский институт образования, куда истец направлялся для повышения квалификации на основании приказов директора школы.

Таким образом, суд приходит к выводу, что периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж работы, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, и поэтому отказ Управления Пенсионного фонда о включении этих периодов в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной пенсии, нельзя считать законным, следовательно, иск Федорова В.А. в этой части также подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст. 19 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Как видно из объяснений сторон, и пенсионного дела, истец обратился с заявлением о назначении пенсии и представил документы, необходимые для назначения пенсии ДД.ММ.ГГГГ, с этого времени и ему следует назначить пенсию, поскольку к этому моменту его стаж, необходимый для назначения досрочной пенсии, составил более 25 лет.

Истец также просил взыскать с ответчика в его пользу судебные расходы - возврат госпошлины 200 руб.

Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, поэтому в пользу истца подлежит взысканию с ответчика уплаченная им госпошлина в размере 200 руб.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать решение территориального органа ПФР Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Вурнарском районе Чувашской Республики - Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ за в части отказа ФИО2 во включении периода прохождения военной службы в Вооруженных силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ года и периодов нахождения на курсах повышения квалификации в 2005 и 2010 годах в специальный стаж работы, дающий ему право для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, незаконным.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Вурнарском районе Чувашской Республики - Чувашии включить в стаж работы ФИО2, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периоды прохождения им военной службы в составе Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по24 ДД.ММ.ГГГГ года, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Вурнарском районе Чувашской Республики - Чувашии назначить ФИО2 досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Вурнарском районе Чувашской Республики - Чувашии в пользу ФИО2 200 рублей в счет возмещения расходов на оплату государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики с подачей жалобы в Вурнарский районный суд ЧР в течение десяти дней со дня его оглашения.

Председательствующая       Е.В. Константинова