Дело № 2-617/2011 г. 29 декабря 2011 года пос. Вурнары ЧР Вурнарский районный суд Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Константиновой Е.В., при секретаре Димитриевой А.Г., с участием старшего помощника прокурора Вурнарского района ЧР Спиридоновой Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Вурнарского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к администрации Вурманкасинского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики о признании незаконным бездействия ответчика, выразившегося в отсутствии организации на территории поселения сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и информирования юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора, обязании ответчика в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства об организации сбора отработанных ртутьсодержащих осветительных устройств: принять муниципальный правовой акт, устанавливающий порядок сбора отходов на территории поселения, предусматривающий их разделение на виды; организовать на своей территории сбор отработанных ртутьсодержащих осветительных приборов и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора в соответствии требованиями законодательства, УСТАНОВИЛ: Прокурор Вурнарского района ЧР в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился с иском к администрации Вурманкасинского сельского поселения Вурнарского района ЧР о признании незаконным бездействия ответчика, выразившегося в отсутствии организации на территории поселения сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и информирования юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора, обязании ответчика в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства об организации сбора отработанных ртутьсодержащих осветительных устройств: принять муниципальный правовой акт, устанавливающий порядок сбора отходов на территории поселения, предусматривающий их разделение на виды; организовать на своей территории сбор отработанных ртутьсодержащих осветительных приборов и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора в соответствии требованиями законодательства. Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Вурнарского района проведена проверка исполнения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ртутьсодержащих ламп, в ходе которой выявлены нарушения в деятельности администрации Вурманкасинского сельского поселения при реализации полномочий, возложенных на органы местного самоуправления федеральным законодательством. В частности, на территории муниципального образования не приняты правовые акты, устанавливающие порядок организации сбора ртутьсодержащих осветительных приборов на территории поселения; места по сбору отработанных ртутьсодержащих осветительных приборов отсутствуют; юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица о порядке осуществления сбора не информируются в силу отсутствия правового акта, устанавливающего порядок организации такого сбора. Своим бездействием ответчик нарушает права лиц, постоянно и временно пребывающих на территории данного поселения на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 42 Конституции РФ и гарантированные государством. В судебном заседании ст. помощник прокурора Спиридонова Л.В. поддержала требования прокурора по изложенным в иске основаниям. Представитель ответчика администрации Вурманкасинского сельского поселения Ефимова В.П. признала исковые требования и пояснила суду, что принятие муниципального правового акта у них находится в стадии разработки, в целях организации работы по сбору ртутьсодержащих осветительных приборов администрация поселения заключила договор с ООО «НПК Меркурий» ДД.ММ.ГГГГ. Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст. 42 Конституции РФ, ст. 8 ФЗ № 52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Из п. 1 ст. 7 ФЗ № 7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды», п. 18 ч. 1 ст. 14 ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В соответствии с ч. 2, ч. 3 ст. 13 Федерального закона № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления» организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека. Как следует из справки, представленной помощником прокурора Казаковым Ю.А., в ходе проведения проверки по исполнению законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ртутьсодержащих ламп были выявлены нарушения в деятельности администрации Вурманкасинского сельского поселения при реализации полномочий, возложенных на органы местного самоуправления федеральным законодательством. В частности, на территории администрации не приняты правовые акты, устанавливающие порядок организации сбора ртутьсодержащих осветительных приборов на территории поселения; места по сбору отработанных ртутьсодержащих осветительных приборов отсутствуют; юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица о порядке осуществления сбора не информируются в силу отсутствия вышеуказанного правового акта. Согласно ч. 1 ст. 22 ФЗ от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ. Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Министерства природных ресурсов РФ от 02.12.2002г. № 786, отработанные ртутьсодержащие лампы относятся к I классу опасности. В соответствии с п.п. 8, 9 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.09.2010г. № 681, организация сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора возложены на органы местного самоуправления. Сбор отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей осуществляют специализированные организации. В соответствии с п. 12 вышеуказанных Правил в местах сбора, размещения и транспортирования отработанных ртутьсодержащих ламп (включая погрузочно-разгрузочные пункты и грузовые площадки транспортных средств), в которых может создаваться концентрация ртути, превышающая гигиенические нормативы, предусматривается установка автоматических газосигнализаторов на пары ртути. Зоны возможного заражения необходимо снабдить средствами индивидуальной защиты органов дыхания, доступными для свободного использования в аварийных ситуациях. Неисполнение администрацией требований, установленных законодательством, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду. В соответствии со ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. Поскольку представитель ответчика Ефимова В.П. иск признала добровольно, действия эти не противоречат закону, не нарушают права и законные интересы других лиц, суд принимает признание ответчиком иска, поэтому заявленные истцом требования подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.173, 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать незаконным бездействие администрации Вурманкасинского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики, выразившееся в отсутствии организации на территории поселения сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и информирования юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора. Обязать администрацию Вурманкасинского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства об организации сбора отработанных ртутьсодержащих осветительных устройств: принять муниципальный правовой акт, устанавливающий порядок сбора отходов на территории поселения, предусматривающий их разделение на виды; организовать на своей территории сбор отработанных ртутьсодержащих осветительных приборов и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора в соответствии требованиями законодательства. Решение может быть обжаловано в Верховный суд ЧР в течение 10-и дней со дня его оглашения. Председательствующая: Е.В. Константинова