Дело № 2-614/2011 г. 28 декабря 2011 года пос. Вурнары ЧР Вурнарский районный суд Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Константиновой Е.В., при секретаре Димитриевой А.Г., с участием помощника прокурора Вурнарского района Чувашской Республики Казакова Ю.А., представителя ответчика Григорьева О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Вурнарского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к администрации Большеторханского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики о признании незаконным бездействия ответчика, выразившегося в отсутствии организации на территории поселения сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и информирования юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора, обязании ответчика в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства об организации сбора отработанных ртутьсодержащих осветительных устройств: принять муниципальный правовой акт, устанавливающий порядок сбора отходов на территории поселения, предусматривающий их разделение на виды; организовать на своей территории сбор отработанных ртутьсодержащих осветительных приборов и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора в соответствии требованиями законодательства, УСТАНОВИЛ: Прокурор Вурнарского района ЧР в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился с иском к администрации Большеторханского сельского поселения Вурнарского района ЧР о признании незаконным бездействия ответчика, выразившегося в отсутствии организации на территории поселения сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и информирования юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора, обязании ответчика в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства об организации сбора отработанных ртутьсодержащих осветительных устройств: принять муниципальный правовой акт, устанавливающий порядок сбора отходов на территории поселения, предусматривающий их разделение на виды; организовать на своей территории сбор отработанных ртутьсодержащих осветительных приборов и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора в соответствии требованиями законодательства. Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Вурнарского района проведена проверка исполнения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ртутьсодержащих ламп, в ходе которой выявлены нарушения в деятельности администрации Большеторханского сельского поселения при реализации полномочий, возложенных на органы местного самоуправления федеральным законодательством. В частности, на территории муниципального образования не приняты правовые акты, устанавливающие порядок организации сбора ртутьсодержащих осветительных приборов на территории поселения; места по сбору отработанных ртутьсодержащих осветительных приборов отсутствуют; юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица о порядке осуществления сбора не информируются в силу отсутствия правового акта, устанавливающего порядок организации такого сбора. Своим бездействием ответчик нарушает права лиц, постоянно и временно пребывающих на территории данного поселения на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 42 Конституции РФ и гарантированные государством. В судебном заседании помощник прокурора Казаков Ю.А. поддержал требования прокурора по изложенным в иске основаниям. Представитель ответчика администрации Большеторханского сельского поселения Григорьев О.В. признал исковые требования и пояснил суду, что в связи с финансовыми трудностями какая-либо работа по сбору ртутьсодержащих осветительных приборов администрацией поселения не проведена, но в следующем году меры по организации сбора отработанных ртутьсодержащих осветительных приборов будут приняты. Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст. 42 Конституции РФ, ст. 8 ФЗ № 52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Из п. 1 ст. 7 ФЗ № 7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды», п. 18 ч. 1 ст. 14 ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В соответствии с ч. 2, ч. 3 ст. 13 ФЗ № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления» организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека. Как следует из справки, представленной помощником прокурора Казаковым Ю.А., в ходе проведения проверки по исполнению законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ртутьсодержащих ламп были выявлены нарушения в деятельности администрации Большеторханского сельского поселения при реализации полномочий, возложенных на органы местного самоуправления федеральным законодательством. В частности, на территории администрации не приняты правовые акты, устанавливающие порядок организации сбора ртутьсодержащих осветительных приборов на территории поселения; места по сбору отработанных ртутьсодержащих осветительных приборов отсутствуют; юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица о порядке осуществления сбора не информируются в силу отсутствия вышеуказанного правового акта. Согласно ч. 1 ст. 22 ФЗ от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ. Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Министерства природных ресурсов РФ от 02.12.2002г. № 786, отработанные ртутьсодержащие лампы относятся к I классу опасности. В соответствии с п.п. 8, 9 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.09.2010г. № 681, организация сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора возложены на органы местного самоуправления. Сбор отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей осуществляют специализированные организации. В соответствии с п. 12 вышеуказанных Правил в местах сбора, размещения и транспортирования отработанных ртутьсодержащих ламп (включая погрузочно-разгрузочные пункты и грузовые площадки транспортных средств), в которых может создаваться концентрация ртути, превышающая гигиенические нормативы, предусматривается установка автоматических газосигнализаторов на пары ртути. Зоны возможного заражения необходимо снабдить средствами индивидуальной защиты органов дыхания, доступными для свободного использования в аварийных ситуациях. Неисполнение администрацией требований, установленных законодательством, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду. В соответствии со ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. Поскольку представитель ответчика Григорьев О.В. иск признал добровольно, действия эти не противоречат закону, не нарушают права и законные интересы других лиц, суд принимает признание ответчиком иска, поэтому заявленные истцом требования подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.173, 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать незаконным бездействие администрации Большеторханского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики, выразившееся в отсутствии организации на территории поселения сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и информирования юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора. Обязать администрацию Большеторханского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства об организации сбора отработанных ртутьсодержащих осветительных устройств: принять муниципальный правовой акт, устанавливающий порядок сбора отходов на территории поселения, предусматривающий их разделение на виды; организовать на своей территории сбор отработанных ртутьсодержащих осветительных приборов и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора в соответствии требованиями законодательства. Решение может быть обжаловано в Верховный суд ЧР в течение 10-и дней со дня его оглашения. Председательствующая: Е.В. Константинова