Решение по иску прокурора.



Дело №2-40/2012                                                                                                                                 

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                                                             п.Вурнары Чувашской Республики

Вурнарский районный суд Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Филиппова О.А.,

при секретаре Васильевой Н.Н.,

с участием:

помощника прокурора Вурнарского района Казакова Ю.А.,

представителя ответчика- главы администрации <данные изъяты> сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики Петрова Г.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда гражданское дело по иску прокурора Вурнарского района Чувашской Республики в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации <данные изъяты> сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики незаконным, возложении на администрацию <данные изъяты> сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики обязанности устранить нарушения законодательства об организации сбора ртутьсодержащих осветительных устройств в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Вурнарского района Чувашской Республики в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился с иском к администрации <данные изъяты> сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики и просил признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в отсутствии организации на территории сельского поселения сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и информирования юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора, обязать ответчика устранить нарушения законодательства об организации сбора ртутьсодержащих осветительных устройств: принять муниципальный правовой акт, устанавливающий порядок сбора отходов на территории поселения, предусматривающий их разделение на виды, организовать на своей территории сбор отработанных ртутьсодержащих осветительных приборов и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора в соответствии с требованиями законодательства в течение 3 месяцев со дня вступления в силу решения суда.

Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Вурнарского района проведена проверка исполнения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ртутьсодержащих ламп, в ходе которой выявлены нарушения в деятельности администрации <данные изъяты> сельского поселения Вурнарского района при реализации полномочий, возложенных на органы местного самоуправления федеральным законодательством. В силу ст.42 Конституции РФ каждому гарантированно право на благоприятную окружающую среду. Данное право обеспечивается исполнением федеральных законов, регулирующих правоотношения в области охраны окружающей среды. Согласно п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора возложена на органы местного самоуправления поселения. Статьями 4, 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с п.2 ст.13 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» на территориях муниципальных образований организацию деятельности в области обращения с отходами (деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов) осуществляют органы местного самоуправления. Частью 3 указанной статьи предусмотрено, что порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды, определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека. Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Министерства природных ресурсов России от 02 декабря 2002 года №786, отработанные ртутьсодержащие лампы относятся к I классу опасности. Во исполнение требований п.9 ст.10 Федерального закона от 23 ноября 2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» постановлением Правительства РФ от 03 сентября 2010 года №681 утверждены Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде. В соответствии с п.12 указанных Правил в местах сбора, размещения и транспортирования отработанных ртутьсодержащих ламп (включая погрузочно-разгрузочные пункты и грузовые площадки транспортных средств), в которых может создаваться концентрация ртути, превышающая гигиенические нормативы, предусматривается установка автоматических газосигнализаторов на пары ртути. Зоны возможного заражения необходимо снабдить средствами индивидуальной защиты органов дыхания, доступными для свободного использования в аварийных ситуациях. Пунктом 8 названных Правил организация сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора возложены на органы местного самоуправления. Согласно п.9 Правил сбор отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей осуществляют специализированные организации. Вместе с тем, перечисленные требования федерального законодательства на территории <данные изъяты> сельского поселения Вурнарского района не исполнены. В частности, на территории муниципального образования не приняты правовые акты, устанавливающие порядок организации сбора ртутьсодержащих осветительных приборов на территории поселения; места по сбору отработанных ртутьсодержащих осветительных приборов отсутствуют; юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица о порядке осуществления сбора не информируются в силу отсутствия правового акта, устанавливающего порядок организации такого сбора. В соответствии со ст.3 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами является охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия. Бездействием администрации <данные изъяты> сельского поселения Вурнарского района нарушаются права лиц, постоянно и временно пребывающих на территории <данные изъяты> сельского поселения Вурнарского района, в связи с чем невозможно определенно установить данный круг лиц, поскольку каждому гарантировано право свободно передвигаться, на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст.42 Конституции РФ и гарантированные государством. В соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством. В соответствии со ст.ст.1, 2, 11 ГК РФ неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Способы защиты гражданских прав изложены в ст.12 ГК РФ. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре. Обязание администрацию <данные изъяты> сельского поселения Вурнарского района исполнить в интересах неопределенного круга лиц нормы федерального законодательства в области обращения с отходами производства и потребления может быть обеспечено судебным решением. Требования прокурора не ущемляют самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, а направлены на понуждение их в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности и направлены на защиту прав граждан.

В судебном заседании помощник прокурора Казаков Ю.А. поддержал исковые требования по изложенным в заявлении основаниям.

         Представитель ответчика- глава администрации <данные изъяты> сельского поселения Вурнарского района Петров Г.Д. исковые требования признал полностью, представил суду письменное заявление, в котором указал, что иск признает полностью, последствия признания иска, предусмотренные ст.ст.173 ч.3, 198 ч.4 ГПК РФ ему разъяснены и понятны.

         Согласно ст.173 ч.3 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

         В соответствии со ст.198 ч.4 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

         Суд принимает признание иска представителем ответчика, поскольку это не противоречит закону, не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, и считает необходимым удовлетворить исковые требования. Представителю ответчика значение и последствия признания иска понятны.

             В силу ст.333.36 Налогового кодекса РФ прокурор и ответчик- администрация <данные изъяты> сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики освобождены от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.39, 173 ч.3, 198 ч.4 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Вурнарского района Чувашской Республики удовлетворить.

Признать бездействие администрации <данные изъяты> сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики, выразившееся в отсутствии организации на территории сельского поселения сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и информирования юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора, незаконным.

Обязать администрацию <данные изъяты> сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики устранить нарушения законодательства об организации сбора ртутьсодержащих осветительных устройств: принять муниципальный правовой акт, устанавливающий порядок сбора отходов на территории поселения, предусматривающий их разделение на виды; организовать на своей территории сбор отработанных ртутьсодержащих осветительных приборов и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора в соответствии требованиями законодательства, в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда.

             Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики с подачей апелляционной жалобы в Вурнарский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня его принятия.

Судья Вурнарского районного суда О.А. Филиппов