Решение о признании бездействие ответчика незаконным



Дело № 2-372/2012 г.

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 июня 2012 года                 пос. Вурнары ЧР

Вурнарский районный суд Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Константиновой Е.В.,

при секретаре Димитриевой А.Г.,

с участием помощника прокурора Вурнарского района Чувашской Республики Казакова Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Вурнарского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к администрации Большеяушского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики о признании бездействие ответчика, выразившееся в не размещении информации, установленной Федеральным законом от 09.02.2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», незаконным и об обязании устранить вышеуказанные нарушения в течение 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Вурнарского района ЧР в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился с иском к администрации Большеяушского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики о признании бездействие ответчика, выразившееся в не размещении информации, установленной Федеральным законом от 09.02.2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», незаконным и об обязании устранить вышеуказанные нарушения путём размещения на официальном сайте администрации информации о структуре органа местного самоуправления, сведений о полномочиях органа местного самоуправления, задачах и функциях структурных подразделений; а также перечня законов и иных нормативных правовых актов, определяющих эти полномочия, задачи и функции, сведений о средствах массовой информации, учреждённых органом местного самоуправления (Бюллетень поселения); текстов проектов муниципальных правовых актов, внесённых в представительный орган муниципального образования (Собрание депутатов поселения), административных регламентов, стандартов муниципальных услуг; порядка обжалования муниципальных правовых актов; информации о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приёмах и способах защиты населения от них, а также иной информации, подлежащей доведению органом местного самоуправления до сведения граждан и организаций в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ; информации о результатах проверок, проведённых в органе местного самоуправления, подведомственных организациях; статистических данных и показателей, характеризующих состояние и динамику развития экономической, социальной и иных сфер жизнедеятельности, регулирование которых отнесено к полномочиям органа местного самоуправления; сведений об использовании органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств; сведений о вакантных должностях муниципальной службы, имеющихся в органе местного самоуправления; порядка и времени приёма граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов; порядка рассмотрения их обращений с указанием актов, регулирующих эту деятельность, фамилии, имени и отчества руководителя подразделения или иного должностного лица, к полномочиям которых отнесены организация приёма лиц, в течение 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Вурнарского района проведена контрольная проверка исполнения законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления Большеяушского сельского поселения Вурнарского района, в ходе которой выявлены грубые нарушения действующего законодательства. В нарушение п.п. «б» п.1 ч.1 ст.13 Закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» на официальном сайте администрации Большеяушского сельского поселения отсутствуют сведения о полномочиях органа местного самоуправления, задачах и функциях структурных подразделений, а также перечень законов и иных нормативных правовых актов, определяющих эти полномочия, задачи и функции, сведения о средствах массовой информации, учреждённых органом местного самоуправления (Бюллетень поселения). На сайте отсутствуют сведения, предусмотренные п.п. «а», «б» п.7, п.п. «б», «г» п.8, п.п. «б» п.9 ч.1 ст.13 указанного закона: статистические данные и показатели, характеризующие состояние и динамику развития экономической, социальной и иных сфер жизнедеятельности, регулирование которых отнесено к полномочиям органа местного самоуправления; сведения об использовании органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств; сведения о вакантных должностях муниципальной службы, имеющихся в органе местного самоуправления; условия и результаты конкурсов на замещение вакантных должностей муниципальной службы, фамилию, имя и отчество руководителя подразделения или иного должностного лица, к полномочиям которых отнесены организация приёма лиц. ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района в адрес ответчика вносилось представление об устранении указанных нарушений законодательства, однако, до настоящего времени эти нарушения не устранены ответчиком. Своим бездействием администрация Большеяушского сельского поселения Вурнарского района нарушает права неопределенного круга лиц, предусмотренные ст. 29 Конституции РФ и гарантированные государством. В связи с этим прокурор просит признать бездействие ответчика незаконным и обязать его устранить нарушения законодательства об обеспечении доступа к вышеуказанной информации в течение 15 дней со дня вступления решения суда в силу.

В судебном заседании помощник прокурора Казаков Ю.А поддержал требования прокурора по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика администрации Большеяушского сельского поселения Вурнарского района на судебное заседание не явился, но от главы администрации Большеяушского сельского поселения Васильева А.А. поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации, также в заявлении он указал, что исковые требования прокурора не признает по основаниям, изложенным в отзыве на иск.

В отзыве на иск администрации Большеяушского сельского поселения Вурнарского района ЧР указывалось, что указанные в исковом заявлении прокурора нарушения ответчиком выставлены на официальном сайте и регулярно обновляются: так, полномочия органов местного самоуправления, задачи и функции структурных подразделений отражены в Уставе Большеторханского сельского поселения и размещены на странице сайта по адресу: http://gov.cap.ru/home/314/ustav.htm; http://gov.cap.ru/hierahy.asp?page=/148814/1600803/1255201)/; информация о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приеме и способах защиты населения от них отражена на баннере по адресу: http://gov.cap.ru/hierarhy.asp?page=./148814/160813/1167845/1174784; сведения об использовании органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств отражены по адресу: http://gov.cap.ru/hierarhy.asp?page =. /l48814/160813/1189510; информация о замещении вакантных должностей муниципальной службы отражена по адресу: http://gov.cap.ru/list2/view 02SV_ VCANCIES_OV main.asp?gov_id = 314&link=ргеurl. &FKey F_JURL_ID&Cmd=%CE%F7%E8%F1%F2%E8%F2%FC/; информация о приеме граждан отражена по адресу: http://gov.cap.ru/hierarhy.asp?page =. /l 48814/1173560; административные регламенты и стандарты муниципальных услуг Большеяушского сельского поселения Вурнарского района ЧР отражены по адресу: http: // gov.cap.ru/hierarhy.asp?page =. /148814/1255220; порядок обжалования граждан Большеяушского сельского поселения Вурнарского раойна ЧР отражены по адресу: http: // gov.cap.ru/hierarhy.asp?page =. /148814/1173642/1173647. В связи с этим, просит отказать в удовлетворении исковых требований прокурора.

Выслушав доводы помощника прокурора, изучив материалы дела, суд находит иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Частью 1 ст. 9 Федерального закона от 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» предусмотрено, что доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления обеспечивается в пределах своих полномочий государственными органами, органами местного самоуправления.

Согласно п.п. «б» п.1, п.п. «б» п.2, п.5, п.п. «а»,«б» п.7, п.п. «б», «г» п.8, п.п. «а»,«б» п.9 ч.1 ст. 13 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемая указанными органами в сети "Интернет", в зависимости от сферы деятельности государственного органа, органа местного самоуправления должна содержать общую информацию о государственном органе, об органе местного самоуправления, в том числе и статистические данные и показатели, характеризующие состояние и динамику развития экономической, социальной и иных сфер жизнедеятельности, регулирование которых отнесено к полномочиям государственного органа, органа местного самоуправления, сведения об использовании государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств; сведения о вакантных должностях государственной службы, имеющихся в государственном органе, его территориальных органах, о вакантных должностях муниципальной службы, имеющихся в органе местного самоуправления, условия и результаты конкурсов на замещение вакантных должностей государственной службы, вакантных должностей муниципальной службы; фамилию, имя и отчество руководителя подразделения или иного должностного лица, к полномочиям которых отнесены организация приема лиц, порядок рассмотрения их обращений, а также номер телефона, по которому можно получить информацию справочного характера.

Согласно п.п.1 и 3 ст.4 указанного Федерального закона основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления являются открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом; свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления любым законным способом.

В соответствии с п.3 ст. 3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273 -ФЗ «О противодействии коррупции» одним из основных принципов противодействия коррупции в РФ является публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика прокуратурой Вурнарского района направлено представление об устранении грубых нарушений законодательства о противодействии коррупции, в котором было указано о допущенных администрацией Большеяушского сельского поселения нарушениях требований Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» и необходимости устранить нарушения.

Как следует из справки, составленной заместителем прокурора Вурнарского района Дмитриевой Е.Н. ДД.ММ.ГГГГ, в ходе проведения контрольной проверки по соблюдению законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления Большеяушского сельского поселения Вурнарского района были выявлены грубые нарушения нормы законодательства, предусмотренные ч.1 ст.13 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». В частности, на официальном сайте администрации Большеяушского сельского поселения Вурнарского района отсутствуют сведения о полномочиях органа местного самоуправления, задачах и функциях структурных подразделений, а также перечень законов и иных нормативных правовых актов, определяющих эти полномочия, задачи и функции; сведений о средствах массовой информации, учреждённых органом местного самоуправления (Бюллетень поселения), о статистических данных и показателей, характеризующих состояние и динамику развития экономической, социальной и иных сфер жизнедеятельности, регулирование которых отнесено к полномочиям органа местного самоуправления, сведений об использовании органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств, сведений о вакантных должностях муниципальной службы, имеющихся в органе местного самоуправления, условия и результаты конкурсов на замещение вакантных должностей муниципальной службы, фамилию, имя и отчество руководителя подразделения или иного должностного лица, к полномочиям которых отнесены организация приёма лиц.

Согласно ст. 35 Устава Большеяушского сельского поселения Вурнарского района, принятого решением Собрания депутатов Большеяушского сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ , Администрация Большеяушского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики является органом местного самоуправления, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции по решению вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных федеральным законом или законами Чувашской Республики.

Согласно ст. 29 ч. 4 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Частью 1 ст.8 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрено, что граждане и организации вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных Законом.

Неисполнение администрацией сельского поселения требований, установленных законодательством, в виде неразмещения на официальном сайте администрации информации, предусмотренной ст. 13 Федерального закона от 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», нарушает конституционные права и законные интересы неопределённого круга лиц.

Между тем, как следует из пояснений помощника прокурора Вурнарского района Казакова Ю.А., исковые требования прокурора исполнены ответчиком лишь частично, до настоящего времени на официальном сайте администрации Большеяушского сельского поселения отсутствуют сведения:

- о перечне законов и иных нормативных правовых актов, определяющих полномочия органа местного самоуправления, задачах и функциях структурных подразделений (п.п. «б» п.1 ч.1 ст. 13 указанного закона),

- об административных регламентах, стандартах муниципальных услуг (п.п. «г» п.2 ч.1 ст.13 указанного закона),

- информация о результатах проверок, проведённых в органе местного самоуправления, подведомственных организациях (п.5 ч.1 ст.13 указанного закона);

- статистических данных и показателей, характеризующих состояние и динамику развития экономической, социальной и иных сфер жизнедеятельности, регулирование которых отнесено к полномочиям органа местного самоуправления (п.п. «а» п.7 ч.1 ст.13 указанного закона);

- об использовании органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств (п.п. «б» п.7 ч.1 ст.13 закона);

- порядок рассмотрения обращений с указанием актов, регулирующих эту деятельность (п.п. «а» п.9 ч.1 ст.13 указанного закона).

Таким образом, суд приходит к выводу о необходимости частичного удовлетворения исковых требований прокурора, поскольку ответчиком не выполнены требования, предусмотренные п.п. «б» п.1 ч.1, п.п. «г» п.2 ч.1, п.5, п.п. «а, б» п.7, п.п. «а» п.9 ч.1 ст. 13 Федерального закона от 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

В силу ст.333.36 Налогового кодекса РФ прокурор и ответчик - администрация Большеяушского сельского поселения Вурнарского района ЧР освобождены от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 173, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Вурнарского района Чувашской Республики удовлетворить.

Признать бездействие администрации Большеяушского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики, выразившееся в не размещении на официальном сайте администрации в сети «Интернет» информации, предусмотренной Федеральным законом от 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», незаконным.

Обязать администрацию Большеяушского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики устранить допущенные нарушения закона путем размещения на официальном сайте администрации в сети «Интернет» сведений о перечне законов и иных нормативных правовых актов, определяющих полномочия органа местного самоуправления, задачах и функциях структурных подразделений; об административных регламентах, стандартах муниципальных услуг; информации о результатах проверок, проведённых в органе местного самоуправления, подведомственных организациях; статистических данных и показателей, характеризующих состояние и динамику развития экономической, социальной и иных сфер жизнедеятельности, регулирование которых отнесено к полномочиям органа местного самоуправления; об использовании органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств; о порядке рассмотрения обращений с указанием актов, регулирующих эту деятельность, в течение 15 (пятнадцати) дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики с подачей апелляционной жалобы через Вурнарский районный суд ЧР в течение месяца со дня его принятия.

Председательствующая:      Е.В. Константинова