Решение о признании решения УПФ об отказе во включении периодов работы незаконным и обязании во включении периодов работы в спецстаж, дающий право на досрочное назначение пении



Дело № 2-374/ 2012 г.

РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации

07 июня 2012 года       пос. Вурнары ЧР

Вурнарский районный суд Чувашской Республики в составе:

председательствующего председателя суда Константиновой Е.В.,

при секретаре Димитриевой А.Г.,

с участием истицы Аполоновой Е.П., ее представителя Кольцова В.И.,

представителя ответчика Петровой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Территориальному органу ПФР УПФ РФ (Государственному учреждению) в Вурнарском районе Чувашской Республики о признании решения ТО ПФО УПФ РФ (ГУ) в Вурнарском районе от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и обязании ответчика включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости периоды работы в качестве заведующей ФП, нахождения в дородовом и послеродовом отпуске по беременности и родам, нахождения её на курсах повышения квалификации,

УСТАНОВИЛ:

Решением территориального органа ПФР Управления Пенсионного фонда РФ (УПФ РФ) в Вурнарском районе от ДД.ММ.ГГГГ за Аполоновой Е.П. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.1 п.п. 11 ст. 28 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» (в старой редакции закона) отказано по мотивам отсутствия требуемого специального 25 летнего стажа, необходимого для назначения досрочной трудовой пенсии лицам, осуществляющим лечебную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

Аполонова Е.П. обратилась в суд с иском и просила признать указанное решение незаконным, обязать ответчика включить периоды работы:

в должности заведующей <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

в качестве заведующей <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

в качестве заведующей <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

в качестве заведующей <данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

в качестве заведующей <данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также периоды:

нахождения в дородовом отпуске и в послеродовом отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную деятельность в учреждениях здравоохранения, назначить ей пенсию с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с момента обращения в Управление Пенсионного фонда с заявлением о назначении пенсии.

Кроме того, истица в своем заявлении просит взыскать с ответчика в её пользу расходы по оплате услуг представителя в размере 5000 рублей и возврат госпошлины в размере 200 руб.

Свои исковые требования истица мотивировала тем, что на момент обращения с заявлением о назначении пенсии она имела необходимый стаж работы более 25 лет и представила заявление со всеми необходимыми документами в УПФ РФ в Вурнарском районе для назначения ей указанной пенсии. Но Управление Пенсионного фонда отказало включить в специальный стаж периоды работы её на должности заведующей <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; заведующей <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; заведующей <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; заведующей <данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; заведующей <данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периоды нахождения её в дородовом отпуске и в послеродовом отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также периоды нахождения её на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Ответчик отказ свой мотивирует тем, что согласно Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года №1066, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы в качестве заведующей фельдшерским пунктом (ФП) не включается, так как должности «заведующий ФП» и «заведующий ФАП» не являются должностями среднего медицинского персонала.

Истица указывает, что фактически учреждения «фельдшерский пункт» и «фельдшерско-акушерский пункт» однозначны, так как в обоих случаях должностные обязанности и Положения об этих учреждениях одинаковы. Фельдшерский пункт предусматривается без штатной единицы акушера. Введение должности заведующего фельдшерским пунктом в системе охраны здоровья населения предусмотрено в уставе Byрнарского TM0, утвержденного распоряжением главы администрации Вурнарского района ЧР от ДД.ММ.ГГГГ, где отражены общие положения, структура и должностные инструкции на все категории персонала. С ДД.ММ.ГГГГ Вурнарское ТМО перерегистрировано в МУЗ «Вурнарская ЦРБ» постановлением главы администрации Вурнарского района от ДД.ММ.ГГГГ за , где уже в структуре ЦРБ отсутствует фельдшерский пункт, а вместо него начали действовать только фельдшерско-акушерские пункты.

В должности заведующей фельдшерским пунктом и фельдшерско-акушерским пунктом истица работала одна, выполняя обязанности фельдшера, акушера и медицинской сестры. Данная лечебная работа в сельском населенном пункте, сосредоточена на одном человеке, т.е. на заведующем ФП и ФАП. Работала она полный рабочий день, получала зарплату, работодатель за неё уплачивал страховые взносы. По образованию истица является медицинской сестрой, что подтверждается дипломом. На должности заведующей ФАП, ФП (Фельдшер, медицинская сестра, акушер) могут работать только специалисты, имеющие средне - медицинское образование по специальности: «фельдшер», «акушер», «медицинская сестра». Указанная работа является работой в должности среднего медицинского персонала, что подтверждается приказом Министерства здравоохранения СССР от 27.07.1973 года N566, совместным Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и секретариата ВЦСПС от 29.11.1989 года N 379/24-11. Поэтому исключение периодов работы в качестве заведующей фельдшерским пунктом, заведующей фельдшерско-акушерским пунктом является не законным и подлежат включению в её специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии. Исключение периодов нахождения на курсах повышения квалификации истица также считает незаконным, так как на курсах она проходила обучение по специальности, с сохранением заработной платы и должности. Работодатель выплачивал за эти периоды страховые взносы, что подтверждается приказами о направлении на учёбу и свидетельствами о её прохождении. По ранее действовавшему законодательству период нахождения в отпуске по уходу за ребёнком до достижении им возраста полутора лет до 06 октября 1992 года, т.е. до вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 года № 3543 «О внесении изменений и дополнений в КЗОТ РФ», включался в стаж, с учётом которого досрочно назначалась пенсия по старости. Следовательно, при определении права на досрочно назначаемую пенсию с учетом постановления Конституционного Суда РФ 2-П, периоды отпуска по уходу за ребёнком должны быть включены в стаж на соответствующих видах работ в календарном порядке. Периоды дородового и послеродового отпуска по беременности и родам также должны включаться в специальный стаж в календарном порядке.

В судебном заседании истица Аполонова Е.П. исковые требования полностью поддержала по изложенным в заявлении основаниям, и дополнительно пояснила, что она просит обязать ответчика назначить ей пенсию с момента обращения к нему с заявлением, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ, взыскать с ответчика расходы за услуги представителя 5000 рублей и возврат госпошлины 200 рублей.

Представитель истицы Кольцов В.И. полностью поддержал исковые требования Аполновой Е.П. по тем же основаниям.

Представитель ответчика Петрова Н.А. иск не признала, считая, что решение УПФ РФ в Вурнарском районе об отказе в назначении пенсии законно, поскольку истица не имеет требуемого стажа, необходимого для назначения досрочной трудовой пенсии. Право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения определяется в соответствии п.п. 20 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173 -ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Досрочная пенсия согласно указанной статье Закона устанавливается независимо от возраста при наличии у гражданина, обратившегося за пенсией, не менее 25 лет специального стажа, выработанного в сельской местности (поселках городского типа), и не менее 30 лет в городах и в сельской местности (поселках городского типа), либо только в городах. При исчислении стажа лечебной деятельности применяются Список должностей и учреждений и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781.

В соответствии с п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды работы в должностях и учреждениях, предусмотренных в Списке, засчитываются в стаж в календарном порядке, за исключением отдельных случаев применения льготного порядка. Положение подпункта «а» п.5 указанных Правил предусматривают льготное исчисление стажа (один год работы за 1 год 3 месяца) медицинским работникам, осуществляющим работу, как в городе, так и в сельской местности или в поселках городского типа, то есть имеющим «смешанный стаж» в разных территориальных условиях (город и село). При этом требуемый стаж составляет 30 лет. Если же работа осуществлялась только в сельской местности или в поселке городского типа, то специальный стаж исчисляется в календарном порядке и для досрочного назначения трудовой пенсии требуется 25 лет медицинской работы.

Вышеназванным Списком предусмотрены должности среднего медицинского персонала, в том числе заведующий: фельдшерско - акушерским пунктом - акушерка (фельдшер, медицинская сестра), фельдшерским здравпунктом - фельдшер (медицинская сестра), и учреждения: больницы всех наименований, фельдшерско - акушерский пункт. Должность заведующий фельдшерским пунктом и заведующий фельдшерско - акушерским пунктом не предусмотрены Списком должностей и учреждений, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. В связи с этим, периоды работы истицы в качестве заведующего фельдшерским пунктом и заведующей фельдшерско-акушерским пунктом не могут быть включены в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

При исчислении специального стажа применяются правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 года № 516. Согласно п. 4 Правил в специальный стаж засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодно оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. Периоды обучения на курсах повышения квалификации с отрывом от основной работы не предусмотрены нормами Постановления от 11.07.2002 года № 516, в связи с чем они не могут быть включены в подсчет стажа.

Периоды нахождения в дородовом и послеродовом отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не включены ответчиком в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с тем, что истица в то время работала в должности заведующей фельдшерским пунктом, а указанная должность не предусмотрена Списком должностей и учреждений и Правил исчисления периодов работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года №781.

На день обращения истицы за оформлением трудовой пенсии, т.е. на ДД.ММ.ГГГГ её специальный стаж составил всего 8 лет 7 месяцев 17 дней. По вышеуказанным основаниям представитель ответчика просит иск Аполоновой оставить без удовлетворения.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.п. 20 п.1 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", трудовая пенсия назначается ранее достижения возраста лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается указанный вид пенсии, при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», вступившими в законную силу с 01.11.1999 года и утратившими силу постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года, установлено, что в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 01 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения…, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными п. 1 настоящего постановления.

В указанных Списках от 22 сентября 1999 года в перечне должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения указана должность заведующего: фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (или фельдшер, или медицинская сестра), фельдшерским здравпунктом - фельдшер, медицинским пунктом - медицинская сестра (или фельдшер), в наименовании учреждений «больницы». Согласно должностной Инструкции должность заведующего фельдшерско-акушерским пунктом вводится не только для общего руководства, но и для оказания доврачебной помощи прикрепленному для обслуживания населению и совмещала в себе должность фельдшера.

Как видно из показаний самой истицы Аполоновой Е.П. и из записей в трудовой книжке истицы, она была принята на работу в качестве медсестры, а затем переведена медсестрой <данные изъяты> и назначена заведующей приказом -к от ДД.ММ.ГГГГ, затем ДД.ММ.ГГГГ переведена заведующей <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ Троицкий фельдшерский пункт переименован в <данные изъяты> пункт, с ДД.ММ.ГГГГ истица переведена медицинской сестрой в детскую поликлинику. За все это время работы в должности заведующей фельдшерским пунктом и фельдшерско-акушерским пунктом она занималась лечебной деятельностью.

Из Устава Вурнарского ТМО, зарегистрированного распоряжением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за -р, видно, что <данные изъяты> и <данные изъяты> включены в состав Вурнарского ТМО как структурные подразделения (л.д.24-26).

Из архивной справки отДД.ММ.ГГГГ, выданной БУ ЧР «Вурнарская ЦРБ», видно, что на основе Вурнарской ЦРБ с ДД.ММ.ГГГГ создано Вурнарское ТМО, в состав которого входят <данные изъяты> и <данные изъяты>. С ДД.ММ.ГГГГ Вурнарское ТМО перерегистрировано в МУЗ «Вурнарская ЦРБ», в состав которого входят <данные изъяты>, <данные изъяты>.

Из должностных инструкций заведующего фельдшерско-акушерским пунктом, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ главным врачом МУЗ «Вурнарская ЦРБ», и должностных инструкций заведующего фельдшерским пунктом, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ главным врачом Вурнарского ТМО, следует, что на должность заведующего ФП назначается специалист, окончивший среднее медицинское учебное заведение, должность заведующего ФАП совмещает в себе должности акушерки, фельдшера и патронажной сестры. Эти должности вводятся для осуществления общего руководства и оказания доврачебной медицинской помощи прикрепленному для обслуживания сельского населения; в должностные обязанности заведующего входят ведение амбулаторного приема больных и обслуживание их на дому, оказание неотложной медицинской помощи, выполнение назначений врача при лечении пациентов по месту жительства, участие в профилактических и диспансерных осмотрах, ведение диспансерного учета больных, проведение мероприятий по выявлению больных, патронаж беременных и детей, проведение профилактических прививок, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, а также и другие обязанности по осуществлению лечебной деятельности (л.д. 36-38).

Конституционный Суд Российской Федерации постановлением от 29.01.2004 года № 2-П установил, что нормы Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которое рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично). В силу правовой позиции Конституционного суда, изложенной в данном постановлении, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правого регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

В соответствии с п.2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года №464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» работникам здравоохранения - врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно-профилактических учреждений всех форм собственности, указанных в Списке профессий и должностей, утвержденном данным постановлением, 1 год работы в сельской местности засчитывался за 1 год 3 месяца.

Исчисление стажа работы истицы возможно также применив нормы Постановления Правительства РФ №781 от 29 октября 2002 года, которым были утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии.

В перечне должностей этого Списка также предусмотрена должность заведующего фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (фельдшер, медицинская сестра); фельшерским здравпунктом - фельдшер (медицинская сестра); медицинским пунктом - медицинская сестра (фельдшер), и в нем же указывается, что эти должности относятся к среднему медицинскому персоналу.

Согласно п. 5 п.п. «а» Правил (утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781) исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.

Из пояснений истицы, материалов дела, исследованных судом, следует, что Аполонова Е.П. непосредственно выполняла функции среднего медицинского персонала по приему больных, организации мероприятий по профилактике заболеваний, прививок, т.е. осуществляла в течение полного рабочего дня лечебную деятельность, работая в качестве медсестры, выполняла обязанности заведующего <данные изъяты> и <данные изъяты>.

Таким образом, установлено, что истица Аполонова Е.П. с момента начала своей трудовой деятельности, с 1988 года работала сначала заведующей фельдшерским пунктом, затем заведующей фельдшерско-акушерским пунктом и выполняла все время одновременно работу медсестры, фельдшера и заведующей. Кроме объяснений самой истицы, это подтверждается трудовой книжкой и справкой, уточняющей периоды работы, занятость в которой дает право на досрочное назначение пенсии, выданной БУ «Вурнарская центральная районная больница» ДД.ММ.ГГГГ за на имя Аполоновой (Трофимовой) Е.П.

Следовательно, истица Аполонова Е.П. на момент обращения в Управление ПФР, проработав на должностях, предусмотренных в вышеуказанных списках, заимела требуемый Законом специальный стаж, т.е. не менее 25 лет лечебной деятельности, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии, поэтому период её работы на должности заведующего <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности заведующего <данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; в должности заведующего <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; в должности заведующего <данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; в должности заведующего <данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии.

Как усматривается из материалов дела, истица Аполонова Е.П. находилась в дородовом отпуске и в послеродовом отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается актом документальной ревизии, проведенной специалистом УПФР В <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, приобщенными к акту копиями приказов главврача больницы.

Из свидетельства о рождении серии III-РЛ от ДД.ММ.ГГГГ видно, что истица имеет сына Сергея, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.15).

До введения в действие Закона РФ от 25.09.1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 года N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года; при этом статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

С принятием Закона Российской Федерации от 25.09.1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данным законом статья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.

Таким образом, исходя из смысла приведенных выше нормативных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 года.

В связи с этим, период нахождения истицы в дородовом отпуске и в послеродовом отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в специальный стаж работы Аполоновой Е.П., дающей ей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Кроме того, с 4 октября по ДД.ММ.ГГГГ, с 1 октября по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица находилась на курсах повышения квалификации, что подтверждается свидетельством о повышении квалификации за от ДД.ММ.ГГГГ, сертификатом серии А от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельствами о повышении квалификации от ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный номер 9155 и от ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный номер 10266, сертификатом серии А от ДД.ММ.ГГГГ, и копиями приказов за § 4 от ДД.ММ.ГГГГ, за § 2 от ДД.ММ.ГГГГ, за § 1 от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» основным принципом для включения в страховой стаж работника периодов работы и (или) иной деятельности является условие, связанное с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Согласно ст. 54 Основ законодательства об охране здоровья граждан период повышения квалификации является обязанностью медицинского работника для продолжения профессиональной деятельности. Ст. 187 ТК РФ предусмотрено, что за этот период за работником сохраняется средний заработок и место работы (должности). При этом из заработка делаются соответствующие отчисления в страховые фонды, в т.ч. и в пенсионный. Поэтому период повышения работником своей квалификации, должен включаться в стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, поэтому требования истицы в этой части также подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Как видно из объяснений сторон и пенсионного дела, истица обратилась с заявлением о назначении пенсии и представила документы, необходимые для назначения пенсии ДД.ММ.ГГГГ, с этого времени и следует назначить ей пенсию, поскольку к этому моменту она имела стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии.

Истица также просила взыскать с ответчика в ее пользу судебные расходы - возврат госпошлины 200 руб. и расходы по оплате услуг представителя в размере 5000 руб.

Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, поэтому в пользу истца подлежит взысканию с ответчика возврат госпошлины в размере 200 руб.

На основании ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по её письменному ходатайству, суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. В деле есть данные о том, что истицей по квитанции серия ФМ уплачено представителю Кольцову В.И. 5000 рублей за составление искового заявления и участие в суде. При определении суммы расходов, подлежащих взысканию в ответчика в пользу истицы за произведенные расходы на оплату услуг представителя, суд учитывает степень сложности и объем дела, а также время, израсходованное на подготовку и рассмотрение дела, и определяет сумму, подлежащую присуждению истице, в размере 2500 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать решение территориального органа ПФР Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Вурнарском районе Чувашской Республики - Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ досрочной трудовой пенсии по старости по п. 1 п.п.11 ст.28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» №173-ФЗ от 17 декабря 2001 года незаконным.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Вурнарском районе Чувашской Республики - Чувашии включить в специальный стаж работы, дающий ФИО3 право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как лицу, осуществлявшей лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, периоды работы:

в должности заведующего <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

в должности заведующего <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

в должности заведующего <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

в должности заведующего <данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

в должности заведующего <данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

периоды нахождения в дородовом отпуске и в послеродовом отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Вурнарском районе Чувашской Республики - Чувашии назначить ФИО3 досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Вурнарском районе Чувашской Республики - Чувашии в пользу ФИО3 2500 рублей в счет возмещения расходов на оплату услуг представителя, 200 рублей в счет возмещения расходов на оплату государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики с подачей апелляционной жалобы в Вурнарский районный суд ЧР в месячный срок со дня его принятия.

Председательствующая       Е.В. Константинова