Решение о признании бездействие ответчика незаконным



Дело № 2-373/2012

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 июня 2012 года пос. Вурнары ЧР

Вурнарский районный суд Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Константиновой Е.В.,

при секретаре Димитриевой А.Г.,

с участием помощника прокурора Вурнарского района Чувашской Республики Казакова Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Вурнарского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к администрации Большеторханского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики о признании бездействие ответчика, выразившееся в не размещении информации, установленной Федеральным законом от 09.02.2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», незаконным и об обязании устранить вышеуказанные нарушения в течение 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Вурнарского района ЧР в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился с иском к администрации Большеторханского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики о признании бездействие ответчика, выразившееся в не размещении информации, установленной Федеральным законом от 09.02.2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», незаконным и об обязании устранить вышеуказанные нарушения путём размещения на официальном сайте администрации сведений о полномочиях органа местного самоуправления, задачах и функциях структурных подразделений, а также перечня законов и иных нормативных правовых актов, определяющих эти полномочия, задачи и функции, текстов проектов муниципальных правовых актов, внесённых в представительный орган муниципального образования (Собрание депутатов поселения), информации о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приёмах и способах защиты населения от них, а также иной информации, подлежащей доведению органом местного самоуправления до сведения граждан и организаций в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ, информации о результатах проверок, проведённых в органе местного самоуправления, подведомственных организациях, сведений об использовании органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств, информации о результатах конкурсов на замещение вакантных должностей муниципальной службы, фамилии, имени и отчества руководителя подразделения или иного должностного лица, к полномочиям которых отнесены организация приёма лиц, в течение 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Вурнарского района проведена контрольная проверка исполнения законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления Большеяушского сельского поселения Вурнарского района, в ходе которой выявлены грубые нарушения действующего законодательства. В нарушение п.п. «б» п.1 ч.1 ст.13 Закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» на официальном сайте администрации Большеторханского сельского поселения отсутствуют сведения о полномочиях органа местного самоуправления, задачах и функциях структурных подразделений, а также перечень законов и иных нормативных правовых актов, определяющих эти полномочия, задачи и функции. На сайте отсутствуют сведения, предусмотренные п.п. «б» п.2, п.4, п.5, п.п. «б» п.7, п.п. «г», п.8, п.п. «б» п.9 ч.1 ст.13 указанного закона: тексты проектов муниципальных правовых актов, внесённых в представительный орган муниципального образования (Собрание депутатов поселения), информация о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приёмах и способах защиты населения от них, а также иную информацию, подлежащую доведению органом местного самоуправления до сведения граждан и организаций в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ, информация о результатах проверок, проведённых в органе местного самоуправления, подведомственных организациях, сведения об использовании органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств, информация о результатах конкурсов на замещение вакантных должностей муниципальной службы, фамилию, имя и отчество руководителя подразделения или иного должностного лица, к полномочиям которых отнесены организация приёма лиц. ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района в адрес ответчика вносилось представление об устранении указанных нарушений законодательства, однако, до настоящего времени эти нарушения не устранены ответчиком. Своим бездействием администрация Большеторханского сельского поселения Вурнарского района нарушает права неопределенного круга лиц, предусмотренные ст. 29 Конституции РФ и гарантированные государством.

В судебном заседании помощник прокурора Казаков Ю.А. поддержал требования прокурора по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика администрации Большеторханского сельского поселения Вурнарского района в судебное заседание не явился, от главы администрации Большеторханского сельского поселения Григорьева О.В. поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации, также в заявлении указал, что исковые требования прокурора не признает по основаниям, изложенным в отзыве на иск.

В отзыве на иск администрации Большеторханского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ указывалось, что указанные в исковом заявлении прокурора нарушения ответчиком выставлены на официальном сайте и регулярно обновляются: полномочия органов местного самоуправления, задачи и функции структурных подразделений отражены в Уставе Болшеторханского сельского поселения и размещены на странице сайта по адресу: http://gov.cap.ru/home/313/ustav.htm, информация о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приеме и способах защиты населения от них отражена на баннере по адресу: http://gov.cap.ru/hierarhy.asp?page=./148813/160797/1163688, сведения об использовании органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств отражены по адресу: http://gov.cap.ru/hierarhy.asp?page =. /l48813/160797/1162574/1191667, информация о замещении вакантных должностей муниципальной службы отражена по адресу: http://gov.cap.ru/hierarhy.asp?page =. /l48813/160797/1162826, http:// gov.cap.ru/list2/view/02SV_V ACANCIES_OV/main.asp?gov_id = 313&link = 31 З&ргеurl =. &FKey = F_JURL_ID, информация о приеме граждан отражена по адресу: http://gov.cap.ru/hierarhy.asp?page =. /l 48813/160797/1162819, решения Собрания депутатов Большеторханского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики отражены по адресу: http: // gov.cap.ru/hierarhy.asp?page =. /148813/154885/160793. В связи с чем, просит отказать в удовлетворении исковых требований прокурора.

Выслушав доводы заместителя прокурора, изучив материалы дела, суд находит иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Частью 1 ст.9 Федерального закона от 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» предусмотрено, что доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления обеспечивается в пределах своих полномочий государственными органами, органами местного самоуправления.

Согласно п.п. «б» п.1, п.п. «б» п.2, п.4, п.5, п.п. «б» п.7, п.п. «г» п.8, п.п. «б» п.9 ч.1 ст. 13 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемая указанными органами в сети "Интернет", в зависимости от сферы деятельности государственного органа, органа местного самоуправления должна содержать сведения о полномочиях государственного органа, органа местного самоуправления, задачах и функциях структурных подразделений указанных органов, а также перечень законов и иных нормативных правовых актов, определяющих эти полномочия, задачи и функции; информацию о нормотворческой деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе тексты проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, внесенных в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований; информацию о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них, а также иную информацию, подлежащую доведению государственным органом, органом местного самоуправления до сведения граждан и организаций в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации; информацию о результатах проверок, проведенных государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления, подведомственными организациями в пределах их полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в государственном органе, его территориальных органах, органе местного самоуправления, подведомственных организациях; статистическую информацию о деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе сведения об использовании государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств; информацию о кадровом обеспечении государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе условия и результаты конкурсов на замещение вакантных должностей государственной службы, вакантных должностей муниципальной службы; информацию о работе государственного органа, органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, в том числе фамилию, имя и отчество руководителя подразделения или иного должностного лица, к полномочиям которых отнесены организация приема лиц, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, обеспечение рассмотрения их обращений, а также номер телефона, по которому можно получить информацию справочного характера.

Согласно п.п.1 и 3 ст.4 указанного Федерального закона основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления являются открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом; свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления любым законным способом.

В соответствии с п.3 ст. 3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273 -ФЗ «О противодействии коррупции» одним из основных принципов противодействия коррупции в РФ является публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика прокуратурой Вурнарского района направлено представление об устранении грубых нарушений законодательства о противодействии коррупции, в котором было указано о допущенных администрацией Большеторханского сельского поселения нарушениях требований Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» и необходимости устранить нарушения.

Как следует из справки, составленного заместителем прокурора Вурнарского района Дмитриевой Е.Н. ДД.ММ.ГГГГ, в ходе проведения контрольной проверки по соблюдению законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления Большеторханского сельского поселения Вурнарского района были выявлены грубые нарушения нормы законодательства, предусмотренные ч.1 ст.13 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». В частности, на официальном сайте администрации Большеторханского сельского поселения Вурнарского района отсутствует информация о полномочиях органа местного самоуправления, задачах и функциях структурных подразделений, а также перечень законов и иных нормативных правовых актов, определяющих эти полномочия, задачи и функции, тексты проектов муниципальных правовых актов, внесённых в представительный орган муниципального образования (Собрание депутатов поселения), информация о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приёмах и способах защиты населения от них, а также иную информацию, подлежащую доведению органом местного самоуправления до сведения граждан и организаций в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ, информация о результатах проверок, проведённых в органе местного самоуправления, подведомственных организациях, сведения об использовании органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств, информация о результатах конкурсов на замещение вакантных должностей муниципальной службы, фамилию, имя и отчество руководителя подразделения или иного должностного лица, к полномочиям которых отнесены организация приёма лиц.

Согласно ст. 35 Устава Большеторханского сельского поселения Вурнарского района, принятого решением Собрания депутатов Большеторханского сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ , Администрация Болшеторзанского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики является органом местного самоуправления, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции по решению вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных федеральным законом или законами Чувашской Республики.

Согласно ст. 29 ч. 4 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Частью 1 ст.8 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрено, что граждане и организации вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных Законом.

Неисполнение администрацией сельского поселения требований, установленных законодательством, в виде неразмещения на официальном сайте администрации информации, предусмотренной ст. 13 Федерального закона от 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», нарушает конституционные права и законные интересы неопределённого круга лиц.

Между тем, как следует из пояснений помощника прокурора Вурнарского района Казакова Ю.А., исковые требования прокурора исполнены ответчиком лишь частично, до настоящего времени на официальном сайте администрации Большеторханского сельского поселения отсутствуют сведения:

- об использовании органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств (п.п. «б» п.7 ч.1 ст.13 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»);

- о фамилии, имени и отчестве должностных лиц, ведущих приём граждан (п.п. «б» п.9 ч.1 ст.13 указанного закона);

- в баннере «Проекты нормативно-правовых актов» имеется лишь проект Устава, однако отсутствуют проекты муниципальных правовых актов, внесённых в представительный орган сельского поселения (п.п.«б» п.2 ч.1 ст.13 указанного закона);

- информация о результатах проверок, проведённых в органе местного самоуправления, подведомственных организациях (п.5 ч.1 ст.13 указанного закона);

- отсутствует перечень законов и иных нормативных правовых актов, определяющих полномочия органа местного самоуправления, задачах и функциях структурных подразделений (п.п. «б» п.1 ч.1 ст. 13 указанного закона).

Данные обстоятельства подтверждаются картой сайта администрации Большеторханского сельского поселения, представленной на бумажном носителе.

Таким образом, суд приходит к выводу о необходимости частичного удовлетворения исковых требований прокурора, поскольку ответчиком не выполнены требования, предусмотренные п.п. «б» п.9, п.п.«б» п.2, п.5, п.п. «б» п.1 ч.1 ст. 13 Федерального закона от 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

В силу ст.333.36 Налогового кодекса РФ прокурор и ответчик - администрация Большеторханского сельского поселения Вурнарского района ЧР освобождены от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 173, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Вурнарского района Чувашской Республики удовлетворить частично.

Признать бездействие администрации Большеторханского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики, выразившееся, выразившееся в неразмещении на официальном сайте администрации в сети «Интернет» информации, предусмотренной Федеральным законом от 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», незаконным.

Обязать администрацию Большеторханского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики устранить допущенные нарушения закона путем размещения на официальном сайте администрации в сети «Интернет» перечня законов и иных нормативных правовых актов, определяющих полномочия, задачи и функции органа местного самоуправления, структурных подразделений; текстов проектов муниципальных правовых актов, внесённых в представительный орган муниципального образования (Собрание депутатов поселения), информации о результатах проверок, проведённых в органе местного самоуправления, подведомственных организациях, сведений об использовании органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств, информации о фамилии, имени и отчества руководителя подразделения или иного должностного лица, к полномочиям которых отнесены организация приёма лиц, в течение 15 (пятнадцати) дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики с подачей апелляционной жалобы через Вурнарский районный суд ЧР в течение месяца со дня его принятия.

Председательствующая:      Е.В. Константинова