Дело № 2-397/2012 г. 20 июня 2012 года пос. Вурнары ЧР Вурнарский районный суд Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Константиновой Е.В., при секретаре Димитриевой А.Г., с участием заместителя прокурора Вурнарского района Чувашской Республики Дмитриевой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Вурнарского района Чувашской Республики в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Янгорчинского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики о признании бездействие ответчика, выразившееся в не размещении информации, установленной Федеральным законом от 09.02.2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», незаконным и об обязании устранить вышеуказанные нарушения в течение 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу, УСТАНОВИЛ: Прокурор Вурнарского района ЧР в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился с иском к администрации Янгорчинского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики о признании бездействие ответчика, выразившееся в не размещении информации, установленной Федеральным законом от 09.02.2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», незаконным и об обязании устранить вышеуказанные нарушения путём размещения на официальном сайте администрации сведений о полномочиях органа местного самоуправления, задачах и функциях структурных подразделений, а также перечня законов и иных нормативных правовых актов, определяющих эти полномочия, задачи и функции, информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд, порядка обжалования муниципальных правовых актов, информации о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них, а также иной информации, подлежащей доведению органом местного самоуправления до сведения граждан и организаций в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ, статистических данных и показателей, характеризирующих состояние и динамику развития экономической, социальной и иных сфер жизнедеятельности, регулирование которых отнесено к полномочиям органа местного самоуправления, сведений об использовании органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств, сведений о вакантных должностях муниципальной службы, имеющихся в органе местного самоуправления, условий и результатов конкурсов на замещение вакантных должностей муниципальной службы, порядка и времени приема граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, порядка рассмотрения их обращений с указанием актов, регулирующих эту деятельность, фамилии, имени и отчества руководителя подразделения или иного должностного лица, к полномочиям которых отнесены организация приема лиц, в течение 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу. Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Вурнарского района проведена контрольная проверка исполнения законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления Янгорчинского сельского поселения Вурнарского района, в ходе которой выявлены грубые нарушения действующего законодательства. В нарушение п.п. «б» п.1 ч.1 ст.13 Закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» на официальном сайте администрации Янгорчинского сельского поселения отсутствуют сведения о полномочиях органа местного самоуправления, задачах и функциях структурных подразделений, а также перечень законов и иных нормативных правовых актов, определяющих эти полномочия, задачи и функции. На сайте отсутствуют сведения, предусмотренные п.п. «в, е» п. 2, п. 4, п.п. «а, б» п.7, п.п. «б, г» п. 8, п.п. «а, б» п.9 ч.1 ст.13 указанного закона: информация о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд, порядок обжалования муниципальных правовых актов, информация о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них, а также иной информации, подлежащей доведению органом местного самоуправления до сведения граждан и организаций в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ, статистические данные и показатели, характеризирующие состояние и динамику развития экономической, социальной и иных сфер жизнедеятельности, регулирование которых отнесено к полномочиям органа местного самоуправления, сведения об использовании органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств, сведения о вакантных должностях муниципальной службы, имеющихся в органе местного самоуправления, условия и результаты конкурсов на замещение вакантных должностей муниципальной службы, порядок и время приема граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, порядок рассмотрения их обращений с указанием актов, регулирующих эту деятельность, фамилия, имя и отчество руководителя подразделения или иного должностного лица, к полномочиям которых отнесены организация приема лиц. ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района в адрес ответчика вносилось представление об устранении указанных нарушений законодательства, однако, до настоящего времени эти нарушения не устранены ответчиком. Своим бездействием администрация Янгорчинского сельского поселения Вурнарского района нарушает права неопределенного круга лиц, предусмотренные ст. 29 Конституции РФ и гарантированные государством. В связи с этим, прокурор просит признать бездействие ответчика незаконным и обязать его устранить нарушения законодательства об обеспечения доступа к вышеуказанной информации в течение 15 дней со дня вступления в силу решения суда. В судебном заседании заместитель прокурора Дмитриева Е.Н. поддержала требования прокурора по изложенным в иске основаниям. Представитель ответчика администрации Янгорчинского сельского поселения Вурнарского района в судебное заседание не явился, от главы администрации Янгорчинского сельского поселения Мясникова Ю.Н. поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации. Но до суда им был представлен на имя суда отзыв, где он указал, что указанные в исковом заявлении прокурора нарушения устранены, информация выставлена на официальном сайте администрации и регулярно обновляется, поэтому администрация не согласна с исковыми требованиями прокурора и просит отказать в их удовлетворении. В отзыве на иск администрации Янгорчинского сельского поселения Вурнарского района ЧР от ДД.ММ.ГГГГ также указывалось, что полномочия органов местного самоуправления, задачи и функции структурных подразделений отражены в Уставе Янгорчинского сельского поселения и размещены на странице сайта по адресу: http://gov.cap.ru/home/328/ustav.htm; информация о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приеме и способах защиты населения от них отражена на баннере по адресу: http://gov.cap.ru/hierarhy.asp?page=./148828/1251925; сведения об использовании органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств отражены по адресу: http://gov.cap.ru/hierarhy.asp?page =. /l48828/164439/1224291; информация о замещении вакантных должностей муниципальной службы отражена по адресу: http://gov.cap.ru/hierarhy.asp?page =. /l48828/1251762; информация о приеме граждан отражена по адресу: http://gov.cap.ru/hierarhy.asp?page =. /148828/1251845; решения Собрания депутатов Большеторханского сельского поселения Вурнарского района ЧР отражены по адресу: http: // gov.cap.ru/hierarhy.asp?page =. /148828/1251845. Выслушав доводы заместителя прокурора, изучив материалы дела, суд находит иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям. Частью 1 ст.9 Федерального закона от 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» предусмотрено, что доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления обеспечивается в пределах своих полномочий государственными органами, органами местного самоуправления. Согласно п.п. «в, е» п.2, п. 4, п.п. «а,б» п.7, п.п. «б, г» п.8, п.п. «а, б» п.9 ч.1 ст.13 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемая указанными органами в сети "Интернет", в зависимости от сферы деятельности государственного органа, органа местного самоуправления должна содержать сведения о полномочиях государственного органа, органа местного самоуправления, задачах и функциях структурных подразделений указанных органов, а также информация о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд, порядок обжалования муниципальных правовых актов, информация о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них, а также иной информации, подлежащей доведению органом местного самоуправления до сведения граждан и организаций в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ, статистические данные и показатели, характеризирующие состояние и динамику развития экономической, социальной и иных сфер жизнедеятельности, регулирование которых отнесено к полномочиям органа местного самоуправления, сведения об использовании органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств, сведения о вакантных должностях муниципальной службы, имеющихся в органе местного самоуправления, условия и результаты конкурсов на замещение вакантных должностей муниципальной службы, порядок и время приема граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, порядок рассмотрения их обращений с указанием актов, регулирующих эту деятельность, фамилия, имя и отчество руководителя подразделения или иного должностного лица, к полномочиям которых отнесены организация приема лиц. Согласно п.п.1 и 3 ст.4 указанного Федерального закона основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления являются открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом; свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления любым законным способом. В соответствии с п.3 ст. 3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273 -ФЗ «О противодействии коррупции» одним из основных принципов противодействия коррупции в РФ является публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика прокуратурой Вурнарского района направлено представление об устранении грубых нарушений законодательства о противодействии коррупции, в котором было указано о допущенных администрацией Янгорчинского сельского поселения нарушениях требований Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» и необходимости устранить нарушения. Как следует из справки, составленного заместителем прокурора Вурнарского района Дмитриевой Е.Н. ДД.ММ.ГГГГ, в ходе проведения контрольной проверки по соблюдению законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления Янгорчинского сельского поселения Вурнарского района были выявлены грубые нарушения нормы законодательства, предусмотренные ч.1 ст.13 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». В частности, на официальном сайте администрации Янгорчинского сельского поселения Вурнарского района отсутствует информация о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд, порядок обжалования муниципальных правовых актов, информация о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них, а также иной информации, подлежащей доведению органом местного самоуправления до сведения граждан и организаций в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ, статистические данные и показатели, характеризирующие состояние и динамику развития экономической, социальной и иных сфер жизнедеятельности, регулирование которых отнесено к полномочиям органа местного самоуправления, сведения об использовании органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств, сведения о вакантных должностях муниципальной службы, имеющихся в органе местного самоуправления, условия и результаты конкурсов на замещение вакантных должностей муниципальной службы, порядок и время приема граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, порядок рассмотрения их обращений с указанием актов, регулирующих эту деятельность, фамилия, имя и отчество руководителя подразделения или иного должностного лица, к полномочиям которых отнесены организация приема лиц. Согласно ст. 35 Устава Янгорчинского сельского поселения Вурнарского района, принятого решением Собрания депутатов Янгорчинского сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ №, Администрация Янгорчинского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики является органом местного самоуправления, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции по решению вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных федеральным законом или законами Чувашской Республики. Согласно ст. 29 ч. 4 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Частью 1 ст.8 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрено, что граждане и организации вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных Законом. Неисполнение администрацией сельского поселения требований, установленных законодательством, в виде не размещения на официальном сайте администрации информации, предусмотренной ст. 13 Федерального закона от 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», нарушает конституционные права и законные интересы неопределённого круга лиц. Между тем, как следует из пояснений заместителя прокурора Вурнарского района Дмитриевой Е.Н., исковые требования прокурора исполнены ответчиком лишь частично, до настоящего времени на официальном сайте администрации Янгорчинского сельского поселения отсутствуют сведения: - о перечне законов и иных нормативных правовых актов, определяющих полномочия, задачи и функции органа местного самоуправления, структурных подразделений (п.п. «б» п.1 ч.1 ст.13 указанного закона); -о порядке обжалования муниципальных правовых актов (п.п. «е» п. 2 ч.1 ст. 13 указанного закона); - сведения об использовании органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств (п.п. «б» п.7 ч.1 ст. 13 указанного закона); - о порядке рассмотрения обращений граждан с указанием актов, регулирующих эту деятельность ( п.п. «а» п. 9 ч.1 ст. 13 указанного закона). Таким образом, суд приходит к выводу о необходимости частичного удовлетворения исковых требований прокурора, поскольку ответчиком не выполнены требования, предусмотренные п.п. «б» п.1 ч.1, п.п. «е» п.2 ч.1, п.п. «б» п. 7 ч.1, п.п. «а» п.9 ч.1 ст. 13 Федерального закона от 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». В силу ст.333.36 Налогового кодекса РФ прокурор и ответчик - администрация Янгорчинского сельского поселения Вурнарского района ЧР освобождены от уплаты государственной пошлины. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 173, 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Вурнарского района Чувашской Республики удовлетворить частично. Признать бездействие администрации Янгорчинского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики, выразившееся, выразившееся в неразмещении на официальном сайте администрации в сети «Интернет» информации, предусмотренной Федеральным законом от 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», незаконным. Обязать администрацию Янгорчинского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики устранить допущенные нарушения закона путем размещения на официальном сайте администрации в сети «Интернет» информацию: о перечне законов и иных нормативных правовых актов, определяющих эти полномочия, задачи и функции; о порядке обжалования муниципальных правовых актов; о сведениях использования органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств ; о порядке рассмотрения обращений граждан с указанием актов, регулирующих эту деятельность, в течение 15 (пятнадцати) дней со дня вступления решения суда в законную силу. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики с подачей апелляционной жалобы через Вурнарский районный суд ЧР в течение месяца со дня его принятия. Председательствующая: Е.В. Константинова