Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ п.Вурнары
Чувашской Республики
Вурнарский районный суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Филиппова О.А.,
при секретаре Сотниченко Д.В.,
с участием:
представителей истца:
Иванова В.Ф., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
адвоката Кольцова В.И., действующего на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя ответчика- главы администрации <данные изъяты> сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики Иванова Л.Е.,
третьего лица Ивановой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда гражданское дело
по иску Алексеевой <данные изъяты> к администрации <данные изъяты> сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики о признании постановления главы администрации <данные изъяты> сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики незаконным и возложении на администрацию <данные изъяты> сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики обязанности поставить ее, как вдову участника Великой Отечественной войны, на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении,
УСТАНОВИЛ:
Алексеева А.А. обратилась в суд с исковым заявлением о признании постановления главы администрации <данные изъяты> сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и возложении на администрацию <данные изъяты> сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики обязанности поставить ее, как вдову участника Великой Отечественной войны, на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Исковые требования Алексеева А.А. мотивировала тем, что на основании справки отдела военного комиссариата Чувашской Республики по Ибресинскому и Вурнарскому району № от ДД.ММ.ГГГГ и удостоверения №, выданного ДД.ММ.ГГГГ отделом социальной политики администрации Вурнарского района Чувашской Республики, она является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны. В соответствии с законом Чувашской Республики от 17.10.2005 года №42 «О регулировании жилищных отношений», Федерального закона №5 «О ветеранах» от 12.01.1995 года, ст.51 Жилищного кодекса РФ, в связи с отсутствием собственного жилья ДД.ММ.ГГГГ она подала заявление в администрацию <данные изъяты> сельского поселения Вурнарского района о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Согласно постановлению главы администрации <данные изъяты> сельского поселения Вурнарского района № от ДД.ММ.ГГГГ она была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как вдова участника Великой Отечественной войны, проживающая составом семьи из 3 человек в жилом помещении общей площадью 47,49 кв.м. в д.<адрес> <адрес> Чувашской Республики по <адрес>. Однако ДД.ММ.ГГГГ она получила другое постановление главы администрации <данные изъяты> сельского поселения Вурнарского района № об отказе в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Отказ мотивирован тем, что жилищная норма на территории <данные изъяты> сельского поселения Вурнарского района составляет 12 кв.м., а в жилом доме, где она проживает, на каждого человека превышение жилищной нормы, установленной муниципалитетом, составляет 3,83 кв.м. Данное постановление является незаконным и ущемляющим ее конституционные права на жилье и права вдовы участника Великой Отечественной войны 1941-1945 годов на государственную поддержку в получении жилья. Последнее постановление фактически не отменяет первое, так как в нем говорится только об отказе в постановке на учет, а не об отмене самого постановления. В администрации <данные изъяты> сельского поселения Вурнарского района не могут определить (назвать) норму жилой площади для постановки на учет, в одних документах она 12 кв.м., а в других- 14 кв.м. Исходя из нормы 12 кв.м., констатированного в постановлении, она имеет площадь жилья, которая превышает норму на 3,83 кв.м., что нисколько не улучшает ее жилищные условия. Она живет в сельской местности, в доме нет никаких удобств, в собственности не имеет никакого жилья, живет у дочери как в гостях, ей 97 лет, не может ходить и все физиологические процессы осуществляет в доме. Ответчик при решении данного вопроса о постановке на учет не вникал в должном порядке на эти обстоятельства и тщательно не обследовал эти вопросы, а подошел чисто формально, ущемляя ее жилищные права, и поэтому вынес незаконное постановление. Площадь превышает на 3,83 кв.м., «значит тебе вдова, ничего не положено». Администрация имела ввиду общую площадь дома, а не жилую площадь. Исходя из сегодняшнего ее положения ей необходимо предоставить отдельную комнату, так как ее совместное проживание с дочерью и зятем создает для них неблагоприятные условия жизни, а для нее- невыносимые муки и унижения. Согласно ч. 4 ст.50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В данной норме говорится чисто о жилой площади, а не о площади жилого дома. Она живет в жилом доме с жилой площадью 31,54 кв.м., а общая площадь дома 47,49 кв.м. Ответчик, взяв норму для постановки на учет для предоставления жилья из общей площади дома, что составляет 47,49 кв.м., вводит в заблуждение и, тем самым издает незаконное постановление об отказе в постановке на учет для получения жилья.
Истец Алексеева А.А., надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседании не явилась, просила рассмотреть дело без ее участия.
Учитывая мнение участников процесса, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие истца Алексеевой А.А.
Представитель истца Иванов В.Ф. исковые требования по изложенным в исковом заявлении основаниям поддержал полностью и суду пояснил, что его жена Иванова М.М. переехала в <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ, так как нужно было заботиться о родителях, работала в колхозе <данные изъяты> В ДД.ММ.ГГГГ он начал строить новый кирпичный дом в <адрес> по <адрес>, ему помогали жена и родственники. В ДД.ММ.ГГГГ получили технический паспорт на дом. Дом был завещан на двоих: по 1/2 доли на него и на его жену Иванову М.М. В доме имеется газовое отопление, других удобств: туалета, водопровода, канализации нет. Новый дом состоит из двух жилых комнат: зала и спальни. Вход в спальню проходит через зал. Алексеева А.А. в доме проживает в спальной комнате площадью 9 кв.м. Они на семейном совете устно решили, что ей в этой комнате будет лучше. Они не запрещают ей пользоваться другими помещениями дома, но не могут дать ей для проживания комнату зала. Если она будет жить в зале и им нехорошо. Летом к ним приезжают дети, внуки и они все вместе ночуют в зале, все вместе не могут уместиться в спальне. В зале у них стоит телевизор и он будет мешать Алексеевой А.А., ей покой нужен. Сейчас ей девяносто семь лет и она плохо передвигается, по дому ходит, за ней уход нужен. Естественные нужды она справляет под себя и в комнате, тем самым создает неудобства для них и для себя. В <адрес> централизованного водоснабжения и канализации нет. Сам он переехал из <адрес> в деревню лет пять назад.
Представитель истца Кольцов В.И. исковые требования по изложенным в исковом заявлении основаниям поддержал полностью и суду пояснил, что Алексеевой А.А. 97 лет, она не может нормально ходить, в доме отсутствуют необходимые условия для проживания, она проживает у дочери в комнате площадью 9 кв.м., без удобств. Постановлением главы администрации <данные изъяты> сельского поселения истец принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как вдова участника Великой Отечественной войны. ДД.ММ.ГГГГ постановлением <данные изъяты> сельского поселения истцу отказано встать на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Второе постановление фактически не отменяет первое, так как в нем говорится только об отказе во взятии на учет, а не об отмене первого постановления. Первое постановление от ДД.ММ.ГГГГ действует, оно не отменено. Второе постановление незаконное и необоснованное. Истец второй раз заявление не писала.
Представитель ответчика- глава администрации <данные изъяты> сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики Иванов Л.Е. исковые требования не признал и суду пояснил, что постановлением от ДД.ММ.ГГГГ он неправильно поставил Алексееву А.А. на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях как вдову участника Великой Отечественной войны. Тогда у него и опыта не было, не знал законов, никто не подсказывал. После этого документы: учетные дела на лиц, которые были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, таких 5- 6 человек было, в том числе учетное дело на Алексееву А.А., в конце мая 2010 года они отправили на проверку в прокуратуру Вурнарского района. В прокуратуре района сказали, что Алексееву А.А. на учет он принял незаконно, что надо ее снять с учета. Второе постановление № от ДД.ММ.ГГГГ было вынесено только в отношении Алексеевой А.А. Принимая постановление от ДД.ММ.ГГГГ, он хотел отменить первое постановление от ДД.ММ.ГГГГ и снять Алексееву А.А. с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, однако текст постановления был составлен неправильно. Через какое время после проверки документов в прокуратуре Вурнарского района он вынес постановление от ДД.ММ.ГГГГ, не помнит. На территории сельского поселения и в <адрес> централизованного водоснабжения и канализации не было и нет. Учетная норма общей площади жилого помещения на территории сельского поселения составляет 12 кв.м. Другие постановления об утверждении учетной нормы общей площади жилого помещения после ДД.ММ.ГГГГ в администрации сельского поселения не принимались.
Третье лицо Иванова М.М. поддержала исковые требования и суду пояснила, что родилась и выросла в старом доме родителей по <адрес>. До замужества ее фамилия была ФИО10 В ДД.ММ.ГГГГ по этому адресу был построен новый кирпичный жилой дом, который числился на ее отце ФИО5, умершем в ДД.ММ.ГГГГ. Отец инвалидом войны не был. По завещанию отца они с мужем Ивановым В.Ф. получили по1/2 доли дома и земельного участка. Собственником дома и всего хозяйства является она. Алексеева А.А. является ее родной матерью. Мать проживает с ними в новом доме. У матери в доме имеется своя комната площадью 9 кв.м. Они устно решили, что мать будет проживать в этой комнате. Сами они с мужем живут в зале площадью 21 кв.м. Они с мужем заботятся и ухаживают за ней, не запрещают пользоваться другими помещениями в доме. Ее муж в доме зарегистрировался в декабре ДД.ММ.ГГГГ. Кроме нее, ее мужа и матери, в <адрес> <адрес> никто не проживает и не зарегистрирован.
Выслушав доводы истца, представителей истца и ответчика, третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости отказать в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Из паспорта Алексеевой А.А. серии «97 02» №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Вурнарским РОВД Чувашской Республики следует, что с ДД.ММ.ГГГГ она состоит на регистрационном учете по адресу: Чувашская Республика, <адрес> (л.д. 4).
Из повторного свидетельства о заключении брака серии «I-РЛ» №, выданного ДД.ММ.ГГГГ, следует, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО5 и Алексеевой А.А. заключен брак, после чего Алексеевой А.А. оставлена фамилия «Алексеева» (л.д.6).
Из похозяйственной книги № <данные изъяты> сельской администрации Вурнарского района Чувашской Республики по лицевому счету № видно, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в состав членов хозяйства, расположенного по <адрес> <адрес>, входили глава хозяйства ФИО5 и его жена Алексеева А.А. (л.д.58- 59).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 выдано удостоверение участника Великой Отечественной войны серии «Е» № (л.д.7).
Как видно из справки отдела военного комиссариата Чувашской Республики по Ибресинскому и Вурнарскому районам № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО5 действительно являлся участником Великой Отечественной войны, проходил военную службу в 7 стрелковом полку в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10).
Согласно свидетельству о смерти серии «I-РЛ» №, выданного ДД.ММ.ГГГГ, ФИО5 умер ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> <адрес> Чувашской Республики (л.д.41).
ДД.ММ.ГГГГ Алексеевой А.А. выдано удостоверение вдовы участника Великой Отечественной войны серии «Б» № (л.д.9).
ДД.ММ.ГГГГ Алексеевой А.А. выдано удостоверение № как лицу, имеющей право на меры социальной поддержки в соответствии со ст.20 Федерального закона «О ветеранах» (л.д.8).
Из извещения отдела ЗаГС администрации Вурнарского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ следует, что с ДД.ММ.ГГГГ Алексеева А.А. повторно брак с кем- либо не заключала (л.д.47).
Согласно технического паспорта, составленного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, общая площадь одноэтажного кирпичного жилого <адрес> <адрес> Чувашской Республики, ДД.ММ.ГГГГ постройки, находящегося в собственности ФИО5, составляет 47,49 кв.м, дом состоит из прихожей площадью 5,63 кв.м., кухни площадью 10,32 кв.м., жилой комнаты площадью 21,72 кв.м., жилой комнаты площадью 9,82 кв.м., дополнительно имеются сени общей площадью 17,43 кв.м. (л.д.28- 33).
Согласно свидетельству о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ, выданного нотариусом <адрес> Чувашской Республики ФИО6 и зарегистрированного в реестре за №, наследником на имущество ФИО5, в том числе на 1/2 долю ввиду отказа от своей доли наследственного имущества второго наследника по завещанию Иванова В.Ф., состоящего из целого одноэтажного жилого кирпичного дома общей площадью 47,49 кв.м. с надворными постройками и земельного участка размером 4828 кв.м. и расположенных по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, <адрес> <адрес>, на основании завещания, удостоверенного ДД.ММ.ГГГГ главой <данные изъяты> сельской администрации Вурнарского района Чувашской Республики, является ее дочь Иванова М.М. (л.д.21).
Из паспорта Ивановой М.М. серии «97 00» №, выданного ДД.ММ.ГГГГ <адрес> <адрес> Республики, следует, что с ДД.ММ.ГГГГ она состоит на регистрационном учете по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, <адрес>, <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировала брак с Ивановым В.Ф. (л.д.17-18).
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним № от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, <адрес>, <адрес>, находятся в собственности Ивановой М.М., записи о регистрации права собственности на жилой дом и земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделаны ДД.ММ.ГГГГ (л.д.24).
Из похозяйственных книг <данные изъяты> сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики № по лицевому счету № и № по лицевому счету № видно, что с ДД.ММ.ГГГГ членами хозяйства, расположенного по <адрес> <адрес>, являются Алексеева А.А. и Иванова М.М., с 2005 года в состав членов хозяйства входит Иванов В.Ф. (л.д.50- 61, 62- 63).
Из справки администрации <данные изъяты> сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что совместно с Алексеевой А.А. в <адрес> <адрес> зарегистрированы: дочь Иванова М.М. и зять- Иванов В.Ф. (л.д.14).
Из паспорта Иванова В.Ф. серии «97 00» №, выданного ДД.ММ.ГГГГ <адрес> <адрес> Республики, следует, что с ДД.ММ.ГГГГ он состоит на регистрационном учете по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, <адрес> (л.д.19-20).
Согласно справке администрации <данные изъяты> сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № Алексеева А.А. на территории <данные изъяты> сельского поселения Вурнарского района недвижимость не имеет (л.д. 16).
Из уведомления Управления Федеральной регистрационной службы по Чувашской Республике № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о правах Алексеевой А.А. на объекты недвижимого имущества, расположенные на территории <адрес>, отсутствуют (л.д. 22).
Из справки МУП «Вурнарское БТИ» Чувашской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что жилые помещения на праве собственности за Алексеевой А.А. не зарегистрированы (л.д. 26).
Указом Президента РФ №714 от 07 мая 2008 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой отечественной войны 1941-1945 годов» предусмотрено завершение обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах».
Согласно подп.4 п.1 ст.14, подп. 3 п.1 ст.15 Федерального закона РФ «О ветеранах» инвалиды войны, участники Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подп. «а» - «ж» и «и» подп.1 п.1 ст.2 Федерального закона, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, которое осуществляется в соответствии с положениями ст.23.2 данного Федерального закона; инвалиды войны, участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
В соответствии с подп..4 п.1, подп.2, 3 п.2 ст.21 Федерального закона РФ «О ветеранах» независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы, супруга погибшего (умершего) инвалида, участника Великой Отечественной войны, не вступившая в повторный брак; нуждающаяся в улучшении жилищных условий, имеет право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем один раз, которое осуществляется в соответствии с положениями ст.23.2 Федерального закона, независимо от ее имущественного положения.
Статьей 23.2 Федерального закона РФ «О ветеранах» предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с ч.1 ст.11 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений» от 17 октября 2005 года №42 к иным категориям граждан, определенным настоящим Законом в соответствии с ч.3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ в целях предоставления по договорам социального найма жилых помещений государственного жилищного фонда Чувашской Республики также относятся: граждане, единственное жилое помещение которых признано в установленном порядке непригодным для проживания и ремонту или реконструкции не подлежит; граждане, указанные в статьях 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона «О ветеранах», признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий.
В соответствии ч.ч.1- 3, 9-10 ст.4 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений» состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право также иные категории граждан, указанные в статье 11 настоящего Закона, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях последующего предоставления им в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан, поданных ими по месту своего жительства; к заявлению о постановке на учет прилагаются: 1) копии документов, удостоверяющих личность заявителя и всех членов его семьи; 2) копия ордера и (или) договора найма (социального найма) жилого помещения, копия домовой книги; 3) выписка из финансового лицевого счета; 4) справка о составе семьи; 5) справки из органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, справки из органа, осуществляющего учет транспортных средств, на всех членов семьи, принимаемых на учет, о наличии (отсутствии) имущества, указанного в статье 8 настоящего Закона; 6) документы, подтверждающие право собственности заявителя и (или) членов его семьи на имущество, указанное в статье 8 настоящего Закона; 7) копия свидетельства о заключении (расторжении) брака; 8) решение об усыновлении (удочерении); 9) копия документа, подтверждающего временное отсутствие члена семьи; граждане, указанные в статье 11 настоящего Закона, одновременно с документами, предусмотренными частью 3 настоящей статьи, представляют документы, подтверждающие отнесение их к иным категориям граждан; представленные гражданами заявления о постановке на учет и документы рассматриваются органом, осуществляющим принятие на учет; решение о принятии на учет либо об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных гражданином документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.
В соответствии с п.п.2, 3, 4 Порядка ведения органами местного самоуправления в Чувашской Республике учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилых помещений, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 12 января 2006 года №2, учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилых помещений ведется органами местного самоуправления поселений; принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку осуществляется решением органа местного самоуправления на основании заявлений граждан, поданных ими по месту жительства, и приложенных к заявлению документов, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку принимаются граждане, имеющие уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного человека менее учетной нормы площади жилого помещения (далее - учетная норма), установленной органом местного самоуправления, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку в форме социальных выплат на строительство (приобретение) жилых помещений в сельской местности принимаются граждане, постоянно проживающие в сельском населенном пункте и зарегистрированные по месту жительства в данном населенном пункте; для постановки на учет гражданином подается заявление по форме согласно приложению к настоящему Порядку, заявление о постановке на учет подписывается всеми совершеннолетними членами семьи, к заявлению прилагаются: 1) копии документов, удостоверяющих личность заявителя и всех членов его семьи, 2) копия ордера и (или) договора найма (социального найма) жилого помещения и (или) копия домовой книги, 3) выписка из финансового лицевого счета, 4) справка о составе семьи, 5) справки из органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, на всех членов семьи, принимаемых на учет, о наличии (отсутствии) жилого помещения.
В соответствии с ч.ч.3, 4 ст.49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ; указанным гражданам могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями, в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ.
Согласно ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ, ч.1 ст.3 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений» гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, также признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности, перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со ст.50 Жилищного кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях; учетная норма устанавливается органом местного самоуправления, размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом; федеральными законами, указами Президента РФ, законами субъектов РФ, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные учетные нормы.
Согласно ч.ч.1- 5 ст.52 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев; состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст.49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства; с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет; решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.
Согласно ст.ст.127, 53 Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 01 марта 2005 года, граждане, имеющие в личной собственности жилой дом (часть дома), квартиру, пользуются ими для личного проживания и проживания членов их семей, они вправе вселять в дом, квартиру других граждан, а также сдавать их внаем на условиях и в порядке, устанавливаемых законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР; члены семьи собственника жилого дома, квартиры (статья 53), проживающие совместно с ним, вправе пользоваться наравне с ним помещениями в доме, квартире, если при их вселении не было оговорено иное, к членам семьи собственника жилого дома (части дома), квартиры относятся супруг, их дети и родители, другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя, если они проживают совместно с нанимателем и ведут с ним общее хозяйство.
В соответствии с ч.1-3 ст.31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника, другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи; члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи, члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность; дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи собственника жилого помещения несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
Как указано в п.п.11, 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из следующего: членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника, для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки; в силу части 2 статьи 31 ЖК РФ члены семьи собственника жилого помещения имеют равное с собственником право пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи, таким соглашением, в частности, в пользование членам семьи собственника могут быть предоставлены отдельные комнаты в квартире собственника, установлен порядок пользования общими помещениями в квартире, определен размер расходов члена семьи собственника на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и т.д.
В соответствии с п.12 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года №47, жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.
ДД.ММ.ГГГГ в администрацию <данные изъяты> сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики поступило заявление Алексеевой А.А. о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и имеющей право на государственную поддержку в соответствии с законом Чувашской Республики от 17.10.2005 года №42 «О регулировании жилищных отношений», Федерального закона №5 «О ветеранах» от 12.01.1995 года, ст.51 Жилищного кодекса РФ, в связи с отсутствием собственного жилья и проживанием у дочери. К заявлению были приложены: копии паспортов на 3 человека, справка с военкомата, справки с БТИ на 3 человека, справки с регистрационной палаты на 3 человека, копия страхового свидетельства, справка о составе семьи, копия удостоверения, выписка из похозяйственной книги, копия техпаспорта на жилой дом (л.д.11).
ДД.ММ.ГГГГ за № временно исполняющим обязанности главы администрации <данные изъяты> сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики Ивановым Л.Е. вынесено постановление о принятии вдову участника Великой Отечественной войны Алексееву А.А., проживающую в <адрес>, <адрес> составом семьи из 3 человек в доме общей площадью 47,49 кв.м., на учет в качестве в качестве нуждающейся в жилом помещении (л.д. 12).
Постановлением временно исполняющего обязанности главы администрации <данные изъяты> сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики Иванова Л.Е. от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отмене постановлений о постановке на учет граждан на улучшение жилищных условий» вдове участника Великой Отечественной войны Алексеевой А.А., проживающей в <адрес>, <адрес> составом семьи из 3 человек в доме общей площадью 47,49 кв.м., отказано в принятии на учет в качестве в качестве нуждающейся в жилом помещении в связи с тем, что учетная норма на территории сельского поселения составляет 12 кв.м., на каждого члена семьи Алексеевой А.А. превышение составляет 3,83 кв.м. (л.д.15).
Иванова М.М. является дочерью Алексеевой А.А., что подтверждается и повторным свидетельством о ее рождении серии «ЛГ» №, выданным ДД.ММ.ГГГГ (л.д.55).
Постановлением главы <данные изъяты> сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ учетная норма площади жилого помещения по сельскому поселению утверждена в размере 12 кв.м. общей площади на каждого члена семьи (л.д.56).
Согласно ст.55 Жилищного кодекса РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных ст.56 Жилищного кодекса РФ оснований снятия их с учета.
Согласно ч.ч.1, 2 ст.56 Жилищного кодекса РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: 1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета, 2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма, 3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, 4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения, 5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, 6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет; решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений, решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.
В соответствии с п.п.11, 12 Порядка ведения органами местного самоуправления в Чувашской Республике учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилых помещений, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 12 января 2006 года №2, право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении и имеющего право на государственную поддержку сохраняется за гражданином до получения государственной поддержки на строительство (приобретение) жилого помещения, за исключением следующих случаев: 1) утраты оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и имеющим право на государственную поддержку (если общая площадь на каждого члена семьи составляет более учетной нормы, установленной органом местного самоуправления), 2) выезда на другое постоянное место жительства, 3) выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в жилом помещении и наличии права на государственную поддержку, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет, 4) подачи ими заявления о снятии с учета; решение о снятии с учета гражданина в качестве нуждающегося в жилом помещении и имеющего право на государственную поддержку принимается органом местного самоуправления, о чем гражданин должен быть извещен в письменной форме с указанием основания снятия с учета.
Неправомерным действием должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, является также неправильная оценка фактических обстоятельств при рассмотрении заявления о постановке на учет.
Решение по вопросу о принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях либо об отказе в принятии их на учет, относится к компетенции органа местного самоуправления. По представленным в администрацию <данные изъяты> сельского поселения Вурнарского района и суду документам Алексеева А.А. является членом семьи собственника жилого <адрес> <адрес> Чувашской Республики- своей дочери Ивановой М.М., с момента постройки дома по настоящее время она проживает в указанном доме, не признанном непригодным для проживания, не приобретшей или утратившей право пользования указанным жилым домом она не признана. Общая площадь жилого дома, в котором совместно проживают Алексеева А.А., ее дочь Иванова М.М. и зять Иванов В.Ф., больше учетной нормы площади жилого помещения на каждого члена семьи, действующей на территории <данные изъяты> сельского поселения Вурнарского района с ДД.ММ.ГГГГ. Какого- либо соглашения о том, что Алексеевой А.А. в доме своей дочери Ивановой М.М. в пользование предоставлена только комната площадью 9 кв.м., суду не представлено. Постановлением временно исполняющего обязанности главы администрации <данные изъяты> сельского поселения Вурнарского района № от ДД.ММ.ГГГГ Алексеева А.А. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении была принята неправомерно, без учета ее жилищных условий. Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ временно исполняющий обязанности главы администрации <данные изъяты> сельского поселения Вурнарского района фактически отменил свое незаконно принятое постановление № от ДД.ММ.ГГГГ и снял Алексееву А.А. с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении. Не указание в постановлении № от ДД.ММ.ГГГГ основания снятия истца с учета- неправомерного действия при ее постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, снятие истца с учета по истечении с ДД.ММ.ГГГГ 30 рабочих дней, что предусмотрено ч.ч.1, 2 ст.56 Жилищного кодекса РФ, при данных обстоятельствах не могут явиться основанием для признания данного постановления № незаконным.
В <адрес> централизованного водоснабжения и канализации не имеется. Отсутствие в доме Ивановой М.М., в которой проживает истец, водопровода и канализации, туалета, не является основанием для постановки истца на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Алексеевой А.А. в администрацию <данные изъяты> сельского поселения Вурнарского района представлены документы, не подтверждающие ее право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении.
При таких обстоятельствах суд считает постановление временно исполняющего обязанности главы администрации <данные изъяты> сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № законным, постановление принято в пределах полномочий главы администрации, на основании представленных вместе с заявлением Алексеевой А.А. документов, и необходимым отказать в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Алексеевой <данные изъяты> в иске к администрации <данные изъяты> сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики о признании постановления главы администрации <данные изъяты> сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным и возложении на администрацию <данные изъяты> сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики обязанности поставить ее, как вдову участника Великой Отечественной войны, на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики с подачей жалобы в Вурнарский районный суд Чувашской Республики в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Вурнарского районного суда О.А.Филиппов