Решение о признании права на меры соцподдержки по оплате ЖКУ



Дело № 2-401 / 2012 г. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 июня 2012 года                 пос. Вурнары ЧР

Вурнарский районный суд Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Константиновой Е.В.,

при секретаре Димитриевой А.Г.,

с участием истицы Кузьминой Л.П.,

представителя ответчика Мирошниченко М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузьминой Любови Павловны к Отделу социальной защиты населения Вурнарского района Чувашской Республики Министерства здравоохранения и социального развития ЧР о признании права на меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг и обязании ответчика назначить ей ежемесячную денежную выплату по оплате жилищно-коммунальных услуг,

УСТАНОВИЛ:

Кузьмина Л.П. обратилась в суд с иском к отделу социальной защиты населения Вурнарского района Чувашской Республики о признании за ней права на меры социальной поддержки по оплате жилищно - коммунальных услуг в соответствии с Законом Чувашской Республики от 08.02.2005 года №1 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг» и обязанииответчика назначить ей ежемесячную денежную выплату по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Требования мотивированы тем, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работала учителем химии в МОУ «<адрес>», то есть в образовательном учреждении, расположенном в сельской местности. Уволена она по собственному желанию с ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ ей назначена досрочная трудовая пенсия по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в ответчику с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг как работнику, проработавшему в расположенном в сельской местности образовательном учреждении более 10 лет. ДД.ММ.ГГГГ ей ответчиком в назначении ежемесячной денежной выплаты отказано со ссылкой на ст.3 Закона Чувашской Республики «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг» по причине того, что дата ее увольнения с должности учителя не совпадает с датой выхода на пенсию. Истица считает отказ ответчика незаконным, поскольку отказ в предоставлении ей мер социальной поддержки по причине перерыва между ее увольнением и назначением трудовой пенсии ущемляет ее законные права и интересы и ставит в неравное положение перед другими педагогическими работниками, проработавшими в сельской местности не менее 10 лет и вышедшими на пенсию непосредственно по окончании работы в образовательном учреждении. Просит признать отказ ответчика в предоставлении мер социальной поддержки незаконным и признать за ней право на меры социальной поддержки по оплате жилищно - коммунальных услуг в соответствии с Законом ЧР от 08.02.2005 года №1 « О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилищно - коммунальных услуг» и обязать отдел социальной защиты населения Вурнарского района назначить ей ежемесячные денежные выплаты по оплате жилищно-коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании истица Кузьмина Л.П. исковые требования поддержала по изложенным в заявлении основаниям и пояснила суду, что она на пенсию вышла не как педагогический работник, а на общих основаниях, поскольку в Управлении пенсионного фонда ей сообщили, что для выхода на пенсию на основании п.п.19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» у неё не хватает педагогического стажа. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работала учителем химии в МОУ «<адрес>», ДД.ММ.ГГГГ она по собственному желанию уволилась с должности учителя, поскольку её признали инвалидом 3-ей группы в связи с ухудшением её здоровья. На момент увольнения она имела более 10 лет педагогического стажа работы. Она поддерживает свои исковые требования и просит их удовлетворить.

Представитель ответчика Мирошниченко М.В. исковые требования не признала и суду пояснила, что в ст. 3 Закона ЧР от 08.02.2005 г. №1 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг» предусмотрено, что меры социальной поддержки по оплате жилья сохраняются за лицами, указанными в с. 1 настоящего Закона, проработавшими не менее 10 лет на селе, вышедшими на пенсию в период работы в этих учреждения и проживающими на селе. Поскольку истице пенсия назначена с ДД.ММ.ГГГГ на общих основаниях, а не в период работы в школе, право на сохранение мер социальной поддержки в соответствии с Законом ЧР от 08.02.2005 года №1 она не имеет. На основании изложенного, представитель ответчика просит в удовлетворении исковых требований Кузьминой отказать.

Представитель третьего лица- Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики на судебное заседание не явился, но в своем заявлении на имя суда просит рассмотреть дело без его участия.

Суд, выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с пунктами "е", "ж", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся социальная защита, включая социальное обеспечение, а также общие вопросы образования, жилищное законодательство.

В силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

В соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 указанного Федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

Сохранение мер социальной поддержки (ранее - льгот) бывшим педагогическим работникам, вышедшим на пенсию и проживающим в сельской местности, было урегулировано постановлением Совета Министров СССР от 04 мая 1971 года N 255 "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности", согласно которому в целях улучшения жилищно-бытовых условий учителей общеобразовательных школ в сельской местности за вышедшими на пенсию педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы каждого из таких работников в школах сельской местности составляет не менее 10 лет.

Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам, Секретариата Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 28 мая 1985 года N 154/12-22 разъяснен порядок сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках).

Согласно указанным разъяснениям право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением сохраняется за педагогическими работниками, перешедшими на пенсию, если общий стаж работы в сельских образовательных учреждениях составляет не менее 10 лет при условии, что на момент перехода на пенсию они пользовались этими льготами, т.е. вышеуказанное постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 года в качестве условия получения названной льготы после прекращения трудовых обязанностей предусматривает пользование ею на момент перехода на пенсию. Указанные льготы сохраняются и в случае, если ко дню оставления работы в образовательных учреждениях, находящихся в сельской местности, работники имели право перейти на пенсию, но по каким-либо причинам не воспользовались этим правом.

После принятия Закона РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании» положения указанных выше актов, касающиеся предоставления жилищно-коммунальных льгот педагогическим работникам в сельской местности, вышедшим на пенсию, сохраняли свое действие и применялись и после принятия указанного Закона.

В соответствии с абзацем третьим пункта 5 статьи 55 данного Закона (в редакции от 29 декабря 2010 года N 439-ФЗ) педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 29 декабря 2010 года N 439-ФЗ нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца третьего пункта 5 статьи 55, не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу указанного Федерального закона, вступившего в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования (опубликован в "Российской газете" - 31.12.2010).

С учетом положений вышеизложенных федеральных правовых актов принят Закон Чувашской Республики от 08.02.2005 года за №1 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг" (в ред. от 15.09.2011 года).

Согласно ст. 1 указанного Закона, педагогическим работникам образовательных учреждений, находящихся в ведении Чувашской Республики и органов местного самоуправления, установлены меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг.

В силу ст. 3 Закона, меры социальной поддержки по оплате жилья, отопления и энергоснабжения сохраняются за лицами, указанными в статье 1 настоящего Закона, проработавшими не менее 10 лет в учреждениях, расположенных на территориях сельских поселений, а также сельских населенных пунктов, входящих в состав городского поселения и не являющихся сельскими поселениями, и поселков городского типа (рабочих поселков), вышедшими на пенсию в период работы в этих учреждениях и проживающими в сельских поселениях, а также сельских населенных пунктах, входящих в состав городского поселения и не являющихся сельскими поселениями, и поселках городского типа (рабочих поселках).

Порядок предоставления указанных мер социальной поддержки регламентирован Правилами предоставления в 2011 - 2013 годах средств из республиканского бюджета Чувашской Республики на социальную поддержку по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельных категорий граждан, имеющих на это право согласно Закону Чувашской Республики "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг", утвержденными постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 24.12.2010 N 500 (в ред. от 14.09.2011 года).

Отделом социальной защиты населения Вурнарского района Чувашской Республики в предоставлении мер социальной поддержки Кузьминой Л.П. отказано по тем мотивам, что на нее не распространяется положение ст.3 Закона Чувашской Республики «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг», поскольку ей пенсия на общих основаниях назначена с ДД.ММ.ГГГГ, а не в период работы в школе, т.е. на момент назначения пенсии она не являлась педагогическим работником (л.д.10).

Как установлено судом, и подтверждается записями в трудовой книжке (л.д.6-8), Кузьмина Л.П. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала учительницей химии в <адрес>, приказом от ДД.ММ.ГГГГ уволена по собственному желанию по ст.80 Трудового кодекса РФ; иных сведений о занятости истицы в трудовой книжке не имеется.

С ДД.ММ.ГГГГ Кузьминой Л.П. назначена пенсии по старости в соответствии со ст. 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ), т.е. на общих основаниях, что видно из копии удостоверения и сообщения УПФ РФ в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9).

Судом установлено, что Кузьмина Л.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована и проживает по адресу: Чувашская Республика, д. <адрес><адрес> (л.д. 4).

Таким образом, согласно вышеуказанного федерального законодательства, для сохранения права пользования льготами на момент выхода на пенсию педагогические работники должны этими льготами пользоваться. Это же условие содержится и в законе ЧР от ДД.ММ.ГГГГ.

Как установлено на суде и видно из материалов дела, истица Кузьмина Л.П. не относится к пенсионерам из числа педагогических работников, поскольку вышла на пенсию по общим основаниям. На момент выхода на пенсию она не пользовалась мерами социальной поддержки, предоставляемыми педагогам.

С учетом изложенного, суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований Кузьминой Л.П.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требования Кузьминой Любови Павловны к Отделу социальной защиты населения Вурнарского района Чувашской Республики Министерства здравоохранения и социального развития ЧРо признании за ней права на меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг и обязании ответчика назначить ей ежемесячную денежную выплату по оплате жилищно-коммунальных услуг отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики с подачей апелляционной жалобы через Вурнарский районный суд ЧР в течение месяца со дня его принятия.

Председательствующая       Е.В. Константинова