Решение о признании незаконным зааключение межведомственной комиссии о признани пригодным для проживания и обязании ответчика поставить на учет в качесвте нуждающейся в улучшени жилищных условий



Дело № 2-117 / 2012 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 июля 2012 года                   пос. Вурнары ЧР

Вурнарский районный суд Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Константиновой Е.В.,

при секретаре Димитриевой А.Г.,

с участием представителя истицы Ананьевой Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к администрациям Вурнарского района Чувашской Республики и Калининского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики о признании незаконным заключение межведомственной комиссии при администрации Вурнарского района от ДД.ММ.ГГГГ о признании жилого <адрес> д. <адрес> Чувашской Республики пригодным для проживания, и обязании администрации Калининского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики поставить Ананьеву Н.Е. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий,

УСТАНОВИЛ:

Гр. Ананьева Н.Е. обратилась в суд с иском к администрации Вурнарского района и администрации Калининского сельского поселения Вурнарского района ЧР о признании незаконным заключение межведомственной комиссии при администрации Вурнарского района от ДД.ММ.ГГГГ о признании жилого <адрес> д. <адрес> пригодным для постоянного проживания, об обязании ответчика поставить Ананьеву Н.Е. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Исковые требования мотивированы тем, что истица является вдовой инвалида Великой Отечественной войны ФИО3, умершего в 1988 году. Сама она является инвали<адрес> группы по зрению. Она проживает в частном бревенчатом жилом доме, 1960 года постройки. По оценке МУП «Вурнарское БТИ» износ дома составляет 66 %, межведомственная комиссия администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ дом, принадлежащий истице, признала пригодным для проживания, процент износа указал также 66%. В результате комплексного технического обследования жилого дома независимой организацией ООО «Новострой», проведенного по инициативе истицы, физический износ дома определен 68%. Истица указывает, что в доме невозможно жить, она постоянно мерзнет, простывает и болеет. Дом старый, стены и пол холодные, чувствуются сквозняки - особенно когда ветреная погода. Истица считает, что она имеет правона льготы, предусмотренные ст. 21 ФЗ "О ветеранах", как вдова участника ВОВ. С заключением межведомственной комиссии администрации Вурнарского района от ДД.ММ.ГГГГ истица не согласна. Согласно п.2.2 Положения по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденного приказом Минкоммунхоза РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ , к непригодным для постоянного проживания жилым домам относятся деревянные дома и дома со стенами из местных материалов, а также мансарды с физическим износом свыше 65%. Дом умершего мужа истицы имеет большой процент износа, в нем нет горячей воды, санузла, ванной комнаты, поскольку в доме жить не возможно, в зимнее время она проживает у дочери в г. <адрес>

На судебном заседании истица Ананьева Н.Е. не участвовала, в заявлении, представленном на имя суда, она просила дело рассмотреть в её отсутствие, свои исковые требования поддерживает.

Представитель истицы Ананьева Т.Н. исковые требования Ананьевой Н.Е. полностью поддержала и на судебном заседании показала, что действительно дом, где проживает истица, в настоящее время находится в ветхом состоянии. В зимнее время там жить невозможно, и мать проживает в холодное время у неё. Поэтому заключение межведомственной комиссии, которым её дом признан пригодным для проживания, по её мнению, незаконно. В настоящее время по её ходатайству проведена строительно-техническая экспертиза для решения пригодности или непригодности её жилого дома для проживания. В результате экспертизы физический износ её дома определен в 72, 65%, экспертами дом признан находящимся в ветхом и аварийном состоянии, непригодном для проживания. С этим заключением экспертов она полностью согласна и просит признать вышеуказанное заключение межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и обязать ответчика поставить её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Представитель ответчика администрации Вурнарского района в судебном заседании не явился, из администрации поступило заявление с просьбой о рассмотрении дела без участия её представителя.

Представитель ответчика администрации Калининского сельского поселения Вурнарского района также не явился на судебное заседание, глава администрации ФИО7 просит рассмотреть дело в отсутствие её представителя.

Выслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, которых, по мнению сторон, достаточно для принятия решения по делу и не требуется представления дополнительных доказательств, суд приходит к следующему.

В силу ч.3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть третья в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 250-ФЗ)

Согласно п.4 ч.1 ст. 11 Закона Чувашской Республики от 17.10.2005 N 42 "О регулировании жилищных отношений" к иным категориям граждан, определенным настоящим Законом в соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации в целях предоставления по договорам социального найма жилых помещений государственного жилищного фонда Чувашской Республики, относятся граждане, указанные в статьях 14, 16 и 21 Федерального закона "О ветеранах", признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 1 января 2005 года, и граждане, указанные в статьях 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона "О ветеранах", признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Мера социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями граждан, указанных в пункте 4 части 1 статьи 11 настоящего Закона, осуществляется в форме однократного предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда ЧР по договору социального найма либо единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилых помещений, определяемой ежегодно законом Чувашской Республики.

Истица обосновывает свое право состоять в очереди на улучшение жилищных условий, как лицо, имеющее право на меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», т.е. отнесением ее к специально указанной в федеральном законе категории граждан.

Согласно ч.1 ст. 2 Закона «О ветеранах», ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.

Согласно представленной справке Отдела военного комиссариата Чувашской Республики по <адрес>м от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3, 1917 года рождения, действительно проходил военную службу в составе 50 огнеметной роты. Ранен ДД.ММ.ГГГГ осколком в верхнюю п. правого предплечья. Признан негодным с исключением с учета. Заболевание связано с ранением на фронте Отечественной войны. 50 отдельная огнеметная рота входила в состав действующей армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (пер. 35 стр.20). Справка выдана на основании свидетельства о болезни от ДД.ММ.ГГГГ (дело №ДД.ММ.ГГГГ год стр.8) (л.д.8).

Из свидетельства о заключении брака серии

Гр. ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ р., умер ДД.ММ.ГГГГ в д. <адрес> ЧАССР (л.д.55).

Согласно удостоверения серии ВВ от ДД.ММ.ГГГГ Ананьева Н.Е. имеет права и льготы, установленные ст.20 ФЗ «О ветеранах» (л.д. 10).

Из материалов дела видно, что Ананьева Н.Е. является собственником индивидуального жилого дома общей площадью 45,24 кв.м. и земельного участка общей площадью 5000 кв. м., расположенных по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права серии и от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12,13).

Согласно технического паспорта жилого дома, составленного на ДД.ММ.ГГГГ, выданного МУП «Вурнарское БТИ», видно, что домовладение, расположенное по адресу: Чувашская Республика, де<адрес> ЧР, состоит из жилого бревенчатого дома общей площадью 45,24 кв.м., 1960 года постройки, процент износа жилого дома составляет 66 % на 2011 год, инвентарный номер , инвентаризационная стоимость 89871 рублей. Право собственности в МУП «Вурнарское БТИ» не зарегистрирован (л.д. 14-31).

Из материалов дела видно, что ДД.ММ.ГГГГ Ананьева Н.Е., вдова умершего участника ВОВ, обратилась в администрацию Калининского сельского поселения Вурнарского района ЧР с заявлением о принятии её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и имеющей право на государственную поддержку в соответствии с ФЗ «О ветеранах» и представила пакет документов, предусмотренных законом.

В соответствии с п.1 подп.4 ст.21 Закона РФ «О ветеранах» одной из мер социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий является обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Федеральным законом от 21 декабря 2009 года №327-ФЗ в подп.4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона «О ветеранах» внесено изменение, согласно которому в отношении членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны отменено ранее действовавшее ограничение по времени принятия на учет для целей улучшения жилищных условий. В настоящее время согласно ст. 21 п.1 подп.4 ФЗ «О ветеранах» члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны имеют право на однократное обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета независимо от времени принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Таким образом, члены семей погибших (умерших) участников ВОВ подлежат обеспечению жильем как иные категории граждан. Необходимым условием для обеспечения жильем Ананьевой Н.Е. является нуждаемость в жилых помещениях.

Согласно ч. 2 ст. 52 ЖК РФ, состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 ЖК РФ категории граждане, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

В силу п.3 ч.1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Согласно ч.4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006г № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Оценку соответствия жилых домов (жилых помещений) установленным требованиям проводит межведомственная комиссия, которая по результатам своей работы принимает решение в виде заключения о признании жилых домов (жилых помещений) пригодными либо непригодными для проживания, либо пригодными для проживания после проведения капитального ремонта (пункты 42 - 48 Положения).

Решение принимается большинством голосов членов комиссии.

Принятое решение может быть оспорено заинтересованным лицом в суде (пункты 49, 52 Положения).

В соответствии со ст. 8 Положения орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодным (непригодным) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.

При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения (п. 43).

Согласно пункту 33 вышеуказанного Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан, в частности вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельных его частей эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.

Межведомственная комиссия произвела выезд по месту жительства истицы, о чем был составлен акт обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что обследуемый одноэтажный бревенчатый жилой <адрес> расположен в д. <адрес>, Чувашской Республики, по <адрес>, год постройки - 1960, имеет 66 % процентов физического износа. Инженерные коммуникации отсутствуют. Отоплением газовым котлом. Забор воды производится из шахтного дворового колодца, туалет-уборная дворовая. Оценка результатов проведенного инструментального контроля и других видов контроля и исследований не проводилась. По результатам обследования жилого дома - дом признан пригодным для проживания (л.д.32-33).

Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом, расположенный по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, д. <адрес>, признан пригодным для проживания (л.д.34).

В связи с тем, что одним из оснований для признания жилого помещения непригодным для проживания является ухудшение в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными частями эксплуатационных характеристик, приводящее к снижению до допустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований, а для определения вышеуказанных обстоятельств для решения вопроса о незаконности заключения межведомственной комиссии о признании дома пригодным для постоянного проживания требуются специальные познания, на судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ по ходатайству представителя истицы Ананьевой Т.Н. назначена строительно - техническая экспертиза.

Согласно заключению независимой строительно - технической эксперты ООО «ПГС - Проект» от 2012 г., жилой <адрес> в д. <адрес> имеет основания для признания его несоответствующим установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства от 28 января 2006 года за №47, требованиям, непригодным для проживания, поскольку в ходе экспертизы установлено, что указанное жилое помещение находится в ветхом и аварийном состоянии и не соответствует предъявляемым «Требованиям, которым должно отвечать жилое помещение» по пунктам 10-16 (раздел

ООО ПГС - Проект имеет свидетельство об аккредитации от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно свидетельству о допуске к определенному виду или видам работ № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «ПГС - Проект» имеет право осуществлять работы по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений.

Заключение экспертов суд находит аргументированным и объективным, не вызывающим сомнений. Из представленных суду документов следует, что эксперт имеет достаточную квалификацию для производства указанной строительно-технической экспертизы и дачи заключения.

В соответствии с п. 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Согласно п.2.2 Положения по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденного приказом Минкоммунхоза РСФСР от 05.11.1985 №529, к непригодным для постоянного проживания жилым домам относятся деревянные дома и дома со стенами из местных материалов с физическим износом свыше 65%.

Таким образом, жилой <адрес> в д. <адрес>, соответствует категории непригодности, установленной ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ и Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47 «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

При таких обстоятельствах суд считает заключение межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о признании жилого дома Ананьевой Н.Е. пригодным для проживания, незаконным, и признает, что истица Ананьева Н.Е., как вдова участника Великой Отечественной войны, имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, поскольку является нуждающейся в жилом помещении, т.е. исковые требования истицы подлежат удовлетворению.

Таким образом, Ананьева Н.Е. имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, поскольку является нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В связи с этим требование о восстановлении нарушенного права путем возложения на ответчика обязанности поставить истца в очередь нуждающихся в жилом помещении в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, и, руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО4 удовлетворить.

Признать заключение межведомственной комиссии при администрации Вурнарского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ о признании жилого <адрес>, д. <адрес> Чувашской Республики пригодным для проживания, незаконным

Признать, что Ананьева Н.Е. имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, как нуждающаяся в жилом помещении.

Обязать администрацию Калининского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики поставить ФИО4, как вдову участника Великой Отечественной войны, на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики с подачей апелляционной жалобы через Вурнарский районный суд ЧР в месячный срок со дня его принятия.

Председательствующая:      Е.В. Константинова