об отказе в постановке на учет в качестве нуждающихся в предоставлении субсидии на приобретение жилья программы `Обеспечение жильем молодых семей` на 2002-2010 год,



Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

*** ***

Верхнеуфалейский городской суд *** в составе:

председательствующего судьи Ельцовой Д.Р.,

при секретаре ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Грачева Михаила Павловича, Грачевой Татьяны Александровны к главе Верхнеуфалейского городского округа *** о признании незаконным решения главы Верхнеуфалейского городского округа об отказе в постановке на учет в качестве нуждающихся в предоставлении субсидии на приобретение жилья программы "Обеспечение жильем молодых семей" на 2002-2010 год,

У С Т А Н О В И Л :

Грачев М.П. и Грачева Т.А. обратились в суд с иском к Главе Верхнеуфалейского городского округа *** о признании незаконным решения главы Верхнеуфалейского городского округа об отказе в постановке на учет в качестве нуждающихся в предоставлении субсидии на приобретение жилья программы "Обеспечение жильем молодых семей" на 2002-2010 год, признать Грачева М.П., Грачеву Т.А. нуждающимися в предоставлении субсидии на приобретение жилья, включить Грачева М.П. и Грачеву Т.А. в состав участников программы.

Свои требования обосновали тем, что письмом от *** на заявление от *** глава Верхнеуфалейского городского округа отказал истцам в постановке на учет в качестве нуждающихся в предоставлении субсидии (социальной выплаты) на приобретение (строительство) жилья программы "Обеспечение жильем молодых семей" на 2002-2010 год подпрограммы "Доступное и конформное жилье гражданам России". По тем основаниям, что Грачевым предприняты действия по ухудшению своих жилищных условий.

По мнению истцов, данное решение должностного лица не соответствует закону и нарушает права, а также создает препятствия к осуществлению законных прав истцов на улучшение жилищных условий.

Переезд на постоянное место жительство в связи с изменением семейного положения не попадает под условия п. 3 ст. 26 и исключает отказ в признании молодой семьи нуждающейся в предоставлении субсидии. Грачев М.П. *** переехал на постоянное место жительства по адресу супруги - Грачевой Т.А., брак с которой был заключен ***. *** г. В. Уфалея имеет общую площадь 38,3 кв.м., на каждого члена семьи приходится 7,66 кв. м., что меньше учетной нормы, установленной местным органом самоуправления.

После уточнения исковых требований просили включить в состав участников подпрограммы "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий" в *** на 2009-2010 годы, утвержденной постановлением *** от *** за ***.

В судебном заседании истец Грачев М.П. и представитель Козлов И.А. исковые требования поддержали, просили суд об удовлетворении.

Истица Грачева Т.А. в судебном заседании не участвовала, просила о рассмотрении дела в ее отсутствии.

Представитель ответчика – Администрации Верхнеуфалейского городского округа Рябов П.С. просил признать отказ главы Верхнеуфалейского городского округа законным и обоснованным.

Представители третьих лиц Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства *** и Министерства финансов по *** в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Выслушав объяснения сторон, свидетеля и исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Постановлением Правительства РФ от *** за *** утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы в целях комплексного решения проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающих доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем.

Срок действия программы 2002-2010 годы.

В рамках данной программы действует подпрограмма «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий».

В соответствии с п. 4 программы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий», утвержденной постановлением администрацией Верхнеуфалейского городского округа за *** от *** участником может быть молодая семья, признанная органами местного самоуправления нуждающейся в предоставлении социальной выплаты и соответствующая следующим условиям:

1) возраст каждого из супругов не превышает 35 лет либо неполная семья, состоящая из одного родителя в возрасте до 35 лет и одного и более детей;

2) имеющая собственные средства, достаточные для оплаты расчетной стоимости приобретаемого жилья в части, превышающей размер предоставленной социальной выплаты, либо доход, достаточный для получения ипотечного жилищного кредита (займа) на рыночных условиях.

Согласно п. 5 подпрограммы признание молодых семей в качестве нуждающихся в предоставлении социальной выплаты осуществляется по следующим основаниям:

1) члены молодой семьи не являются нанимателями жилых помещений по договору социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилых помещений;

2) члены молодой семьи являются нанимателями жилых помещений по договору социального найма или членами семьи нанимателя жилых помещений по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилых помещений и обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, установленной органом местного самоуправления;

3) молодая семья проживает в жилом помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, что подтверждено заключением о признании жилого помещения непригодным для проживания.

Признание молодой семьи нуждающейся в предоставлении социальной выплаты осуществляется органом местного самоуправления на основании определенных п. 6 указанной программы документов, предоставленных лицом, пожелавшим принять участие.

В п. 8 программы закреплены основания для отказа в признании молодой семьи нуждающейся в предоставлении социальной выплаты, в том числе и то, что молодая семья в течение последних пяти лет совершила действия по ухудшению жилищных условий, в результате чего не может быть признана нуждающейся в предоставлении социальной выплаты (кроме случаев переезда на постоянное место жительства в связи с изменением семейного положения).

В судебном заседании установлено, что Грачева Т.А. *** обратилась к главе Верхнеуфалейского городского округа с заявлением о признании ее семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в целях участия в подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий», указав в составе своей семьи мужа Грачева Михаила Павловича, *** года рождения и сына ФИО4, *** года рождения.

Письмом глава Верхнеуфалейского городского округа от *** за *** семье Грачевой Т.А. отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилья по программе «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» на основании того, что супруг Грачев М.П. был зарегистрирован по адресу: ***32 и является членом семьи собственника жилого помещения на договора безвозмездной передачи квартиры в собственность граждан от *** за ***, общей площадью 60,3 кв. м., на каждого члена семьи приходится 15,1 кв. м. При регистрации по месту жительства в *** г. В. Уфалея, он ухудшил свои жилищные условия. Таким образом, на заявителя и членов ее семьи приходится по 12,33 кв.м., что более учетной нормы 9 кв. м. на одного человека.

Согласно справки, выданной администрацией Верхнеуфалейского городского округа от *** за *** Грачева Т.А., ее муж Грачев М.П. и сын ФИО4 зарегистрированы по месту жительства в ***, вместе с ними зарегистрированы отец Грачевай Т.А. - ФИО9, и ее бабушка ФИО3.

В соответствии со справкой, выданной Государственным унитарным предприятием «Областной центр технической инвентаризации» по *** по состоянию на *** *** имеет общую площадь 38,2 кв.м., в том числе жилую 23,8 кв.м.. На каждого члена семьи приходится 7,64 кв. м. (38,2 : 5), что ниже учетной нормы 9 кв.м., установленной решением Собрания депутатов Верхнеуфалейского городского округа от *** за ***.

Указанный жилой дом принадлежит ФИО3 на основании свидетельства о праве на наследство по закону, выданного нотариусом Верхнеуфалейской государственной нотариальной конторы *** за ***.

В судебном заседании установлено, что супруги Грачевы заключили брак ***, что следует из свидетельства о заключении брака серии I-ИВ *** от ***.

В семье Грачевых *** рождается сын ФИО4, что подтверждено свидетельством о рождении серии II - ИВ *** выданным *** отделом ЗАГС администрации муниципального образования Чебаркульский городской округ ***.

Согласно поквартирной карточке Грачев М.П. был зарегистрирован по адресу: ***32 с 1999 года по ***. Кроме истца в квартире зарегистрированы родители истца: ФИО10, Грачева З.П., а также сестра ФИО12.

Согласно письму от *** *** г. В. Уфалея передана в собственность граждан ***, собственником истец Грачев М.П. не является.

В соответствии с п. 8 программы и согласно ст. 53 Жилищного кодекса РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее, чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В соответствии с правовой позицией, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от *** ***-O-O по делу «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО13 на нарушение его конституционных прав статьей 53 Жилищного кодекса РФ», ограничения в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях по смыслу ст. 53 ЖК РФ должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

При этом применение статьи ст. 53 ЖК РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Из пояснений истца Грачева М.П. следует, что после регистрации брака и по настоящее время молодая семья проживает в ***. Указанное подтверждено показаниями свидетеля ФИО14, являющейся соседкой истцов.

Оснований не доверять показаниям свидетеля у суда нет, данные показания соответствуют другим собранным по делу доказательствам.

Доводы истца о том, что он снялся с регистрационного учета из *** г. В. *** *** с целью воссоединения с семьей, так как его семейное положение изменилось, по мнению суда, нашли свое подтверждение. Доказательств того, что Грачев М.П. является членом семьи собственника *** г. В. ***, в судебном заседании не добыто.

Суд полагает, что действия истца Грачева М.П. по снятию с регистрационного учета из *** г. В. ***, принадлежащей его родителям на праве собственности, не могут быть признаны умышленными и недобросовестными и служить препятствием для признания его семьи нуждающейся в жилом помещении. Грачев М.П. не является нанимателем либо членом семьи нанимателя жилых помещений по договорам социального найма.

Учитывая изложенное, суд приходит к мнению о том, что отказ в признании нуждающимися в улучшении жилищных условий в целях участия в подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий», является незаконным.

Принимая во внимание общеправовой принцип правовой определенности, предполагающий стабильность правового регулирования и исполнимость вынесенных судебных решений, указанный в постановлении Конституционного суда РФ от *** ***-П, суд пришел к мнению о том, что решение суда об удовлетворении требований Грачевых и признании их семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме «Оказания молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» программы по реализации национального проекта «Доступное и комфортное жильё гражданам России» в Верхнеуфалейском городском округе» с момента обращения ***, не обеспечивает исполнимость судебного акта.

Согласно ст.255 Гражданского процессуального кодекса РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Постановлением Правительства РФ от *** *** утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы в целях комплексного решения проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающих доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем. Срок действия программы 2002-2010 годы.

Постановлением *** от *** за *** - П утверждена областная целевая программа «Доступное и комфортное жильё - гражданам России» в *** на 2009-2010 годы срок реализации программы 2009-2010 годы, финансирование программы за счет федерального бюджета, областного и местных бюджетов и внебюджетных источников, объемы финансирования в 2009 и 2010 годах определены в программе.

В соответствии с п. 7 ст. 30 Областной целевой программы формирование списков (основного и резервного) молодых семей-претендентов на участие в подпрограмме в планируемом году и предоставление их государственному заказчику подпрограммы заканчивается 15 сентября года, предшествующего планируемому.

Поскольку действие программы заканчивается в 2010 году, формирование списков молодых семей-участников подпрограммы закончено ***. Согласно п. 22 программы Муниципальное образование Верхнеуфалейский городской округ формирование списков (основного и резервного состава) молодых семей претендентов закончило ***. Финансирование в 2011 году не предусмотрено.

Грачева Т.А. обратилась к главе Верхнеуфалейского городского округа с заявлением ***, то есть после формирования списков, в связи с чем, не могла стать участником данной подпрограммы, поскольку сроки формирования списков участников на 2010 год - последний год действия подпрограммы, истекли.

При таких обстоятельствах решение администрации об отказе в признании заявителя и её семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий для целей участия в подпрограмме «Оказания молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий», не может быть расценено как нарушающее права и свободы заявителя, создающее препятствия к осуществлению ею прав и свобод.

При указанных обстоятельствах, решение главы Верхнеуфалейского городского округа от *** за ***, выраженное письмом не порождает правовых последствий для Грачевых.

Оснований для удовлетворения требований Грачева М.П. и Грачевой Т.А., суд не усматривает, так как отсутствует нарушение их прав и законных интересов.

В настоящее время органами местного самоуправления не продлены сроки действия вышеназванной программы.

На основании ст. ст. 194-198 ГПК РФ

Р Е Ш И Л :

Грачеву Михаилу Павловичу и Грачевой Татьяне Александровне в удовлетворении требований о признании незаконным решения Главы Верхнеуфалейского городского округа от *** об отказе в постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, признании их семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий и включении их в состав участников подпрограммы Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий на 2008-2010 год программы «Доступное и комфортное жилье гражданам России», отказать.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 суток со дня принятия его в окончательной форме.

Судья: Д.Р. Ельцова