*** *** Верхнеуфалейский городской суд *** в составе: председательствующего судьи Ельцовой Д.Р., при секретаре Снигиревой Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Управления имущественных отношений Верхнеуфалейского городского округа к Борисову Василию Егоровичу о передаче жилого помещения в собственность Верхнеуфалейского городского округа, У С Т А Н О В И Л : Управление имущественных отношений Верхнеуфалейского городского округа обратилось в суд с иском к Борисову В.Е., в котором просило передать жилое помещение по адресу: ***, г. *** в собственность Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области. Свои требования обосновали следующим. Ответчик являлся участником программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 -2010 гг., утвержденной постановлением правительства РФ от 21 марта 2006 года за № 153. В соответствии с условиями программы 14 сентября 2008 года ответчику был предоставлен государственный жилищный сертификат для приобретения жилья на территории Челябинской области. В соответствии с пп. «в» п. 16.1 данной программы гражданин – участник программы и члены его семьи принимают обязательство о безвозмездном отчуждении жилого помещения в государственную или муниципальную собственность. С условиями программы ответчик был ознакомлен, что подтверждается корешком государственного жилищного сертификата серии *** ***. Обязательство о сдаче (передаче) жилого помещения общей площадью 37 кв. м., расположенное по адресу: *** г. В. *** было заключено между ответчиком и Главой администрации Верхнеуфалейского городского округа было заключено ***. В соответствии с условиями обязательства Борисов В.Е. обязан был освободить и сдать его в двухмесячный срок с даты приобретения им жилого помещения. Ответчиком *** сертификат был реализован, следовательно, указанные действия им должны были быть совершены до ***. До настоящего времени жилое помещение в собственность Верхнеуфалейского городского округа не передано, поэтому истец просит обязать Борисова В.Е. передать спорное жилое помещение в собственность Верхнеуфалейского городского округа. Истец представитель Управления имущественных отношений Верхнеуфалейского городского округа Юдицкая Ю.В. в судебном заседании пояснила, что после получения жилищного сертификата Борисов В.Е. должен был по договору дарения передать жилой дом в собственность Администрации Верхнеуфалейского городского округа, земельный участок следует судьбе дома, поэтому как и дом он должен был быть передан ответчиком в собственность Верхнеуфалейского городского округа. С учетом уточнений просила обязать передать жилой дом и земельный участок в собственность Верхнеуфалейского городского округа. Ответчик Борисов В.Е. в судебном заседании пояснил, что правоустанавливающие документы и домовую книгу на спорный жилой дом передал в администрацию Верхнеуфалейского городского округа. С регистрационного учета он снялся. В настоящее время домом не пользуется, в нем проживают неизвестные ему люди, но хотел бы оставить в собственности жилой дом и земельный участок, для отдыха. Дом находится в ветхом состоянии проживать в нем невозможно. Заинтересованное лицо представитель администрации Верхнеуфалейского городского округа Рябов П.С. в судебном заседании пояснил, что обязательным условием предоставления жилищного сертификата являлось обязательство о передаче в муниципальную собственность жилого помещения, независимо от того, что она является ветхим. Суд, выслушав стороны и исследовав материалы дела, приходит к следующему. В соответствии с п. 2 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ) обеспечение жилой площадью нуждающихся в улучшении жилищных условий лиц из числа получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания, а также инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, вставших на учет до 01 января 2005 года, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Постановлением от 29 декабря 2004 года № 866 Правительство Российской Федерации в отношении указанной категории граждан установило порядок обеспечения их жильем за счет средств федерального бюджета, в рамках которого основной формой такого обеспечения в соответствии с действующим законодательством является предоставление им за счет средств федерального бюджета субсидий на приобретение жилья; право на получение жилищных субсидий удостоверяется государственным жилищным сертификатом. В силу п.п. «е» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. за № 153, право на участие в подпрограмме имеют следующие категории граждан Российской Федерации: граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г., имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета. Согласно п.п. «ж» п. 44 вышеназванных Правил для получения сертификата гражданин - участник подпрограммы представляет в том числе и обязательство о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения по форме согласно приложению N 6 (в 2 экземплярах), - в случаях, указанных в подпунктах "б" и "в" пункта 16.1 Правил, за исключением случаев, когда гражданин предъявит документ, подтверждающий отсутствие у него жилого помещения для постоянного проживания. Обязательство, указанное в подпункте "ж" пункта 44 настоящих Правил, подписывается всеми совершеннолетними членами семьи. Согласие на принятие такого обязательства может быть подтверждено также путем представления письменного документа, удостоверенного в нотариальном или ином установленном законодательством порядке. Исполнение этого обязательства должно осуществляться в 2-месячный срок после приобретения гражданином жилья за счет средств, предоставленной ему социальной выплаты согласно п. 45 вышеназванных Правил. Из материалов дела следует, что ответчик Борисов В.Е. имел право на льготы и компенсации, предусмотренные для категорий граждан, указанных в п. 11 ч.1 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и состоял на учете в списке очередности граждан, пострадавших вследствие аварии на ПО «Маяк», нуждающихся в улучшении жилищных условий. На основании договора купли - продажи от *** жилой *** (ранее *** по ***) г. В. *** площадью 10,7 кв. м. и земельный участок 600 кв. м. принадлежит Борисову В.Е., право собственности зарегистрировано в БТИ ***. В указанном жилом помещении согласно домовой книге никто не зарегистрирован. Согласно выписке из реестра жилищного индивидуального фонда Верхнеуфалейского городского округа от *** за *** спорное домовладение имеет 71 % износа и признано непригодным для постоянного проживания. Борисову В.Е. *** был выдан государственный жилищный сертификат серии *** о выделении субсидии в размере 1 203 300 руб. 00 коп. за счет средств федерального бюджета на приобретение жилого помещения на территории ***. В судебном заседании установлено, что ответчик, именуемый должником, *** заключил с Главой администрации Верхнеуфалейского городского округа обязательство о сдаче (передаче) жилого помещения состоящего из двух комнат в *** г. *** области в двухмесячный срок с даты приобретения им жилого помещения посредством государственного жилищного сертификата, освободив его со всеми совместно проживающими с ним членами семьи. Ответчик Борисов В.Е. и член семьи ФИО5 приобрели в равных долях каждому двухкомнатную квартиру по адресу: *** г. В. Уфалей ***, общей площадью 45 кв.м., что подтверждено договорам купли - продажи от ***, право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права серии *** от ***. Из пояснений представителя Управления имущественных отношений следует, что данное обязательство ответчиком Борисовым В.Е. не исполнено, так как дом и земельный участок не переданы в собственность Верхнеуфалейского городского округа. В соответствии со ст.ст. 11, 12 Гражданского кодекса РФ и ст.3 ГПК РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд, при этом способ защиты нарушенного права лицо, обратившееся с суд, избирает самостоятельно. Управление имущественных отношений Верхнеуфалейского городского округа просит возложить на Борисова В.Е. обязанность по передаче жилого дома и земельного участка по адресу: *** г. *** в муниципальную собственность, путем возложения обязанности заключения договора дарения с Комитетом по управлению имуществом Верхнеуфалейского городского округа. В соответствии со ст. 572 ГК РФ договор дарения двухсторонняя сделка, согласно которой одна сторона - даритель передает в собственность другой стороне – одаряемому, имущество. Как установлено в судебном заседании ответчик Борисов В.Е. не желает дарить жилой дом. В соответствии со ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом. Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме перечисленных в нем случаев; при этом перечень указанных случаев, когда изъятие имущества осуществляется против воли собственника, является исчерпывающим. Поскольку Правила устанавливают порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 -2010 годы, а не изъятия имущества у собственника путем заключения договора дарения. В п. 2 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" также отсутствуют основания прекращения права собственности собственника, предложенного истцом. Из текста обязательства от *** следует, что сторонами не определен порядок передачи жилого помещения, принадлежащего Борисову В.Е. в муниципальную собственность, а также отсутствует условия передачи. Кроме того, данное обязательство содержит указание на передачу именно жилого помещения. Представитель Управления имущественных отношений просит возложить обязанность по передачи и земельного участка по адресу: *** г. В. Уфалей ***, свои требования обосновал, тем, что земельный участок должен следовать судьбе дома. По мнению суда, данное требование не основано на законе, так как из материалов дела усматривается, что Борисовым В.Е. было принято на себя обязательство сдать принадлежащее ему жилое помещение, обязательств по передаче земельного участка, на котором расположен жилой дом, ответчик на себя не принимал. Земельный участок может быть самостоятельным объектом гражданских правоотношений. Согласно ст. 44 ЗК РФ право собственности на земельный участок подлежит прекращению при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном законом. При указанных обстоятельствах, суд приходит к мнению о том, что Борисов В.Е. не высказывал волеизъявления на передачу принадлежащего ему земельного участка Главе Верхнеуфалейского городского округа посредством принятия на себя обязательства сдать данный участок после реализации сертификата, от своего права собственности на данный участок не отказывался, а земельный участок может быть изъят лишь принудительно в порядке, установленном законом. Подпрограммой «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 -2010 годы одновременной обязанности лица сдать земельный участок при предоставлении ему субсидии на приобретение жилого помещения не предусмотрено. В силу положений статей 55, 49 Земельного кодекса РФ принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только по основаниям, установленным Земельным кодексом РФ, в том числе: выполнение международных обязательств РФ, размещение объектов государственного или муниципального значения, иные обстоятельства в установленных федеральными законами, законами субъектов (применительно к участкам из земель, находящихся в собственности субъектов РФ или муниципальной собственности) случаях. Принудительное отчуждение земельного участка по названным основаниям может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда. В настоящем случае установленных законом оснований для принудительного изъятия земельного участка для муниципальных нужд не имеется, истцами не ставится вопрос о компенсации ответчику стоимости принадлежащего ему земельного участка. Согласно ст. 35 Конституции РФ, право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Передача участка ответчика в муниципальную собственность в безвозмездном порядке повлечет за собой нарушение закрепленного конституцией РФ права собственности Борисова В.Е., а также, по мнению суда, приведет к неосновательному обогащению истца, что является недопустимым. При указанных обстоятельствах, суд приходит к мнению, что в удовлетворении требований Управления имущественных отношений следует отказать в полном объеме. На основании ст. ст. 194-198 ГПК РФ Р Е Ш И Л : В удовлетворении исковых требований Управления имущественных отношений Верхнеуфалейского городского округа *** к Борисову Василию Егоровичу о передаче жилого помещения с земельным участком по адресу: *** г. В. Уфалей *** в собственность Верхнеуфалейского городского округа ***, отказать. Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме через Верхнеуфалейский городской суд. Судья: Д.Р. Ельцова