Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ *** *** Верхнеуфалейский городской суд *** в составе: председательствующего судьи Гуцко Н. И. При секретаре Джиоевой К. В. С участием прокурора Алифяна Р. К. При участии истца Салтыкова С. М.. заинтересованного лица Салтыковой З.И., представителя ответчика Рябова П. С. Рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Прокурора города Верхнего Уфалея Челябинской области в интересах Салтыкова Сергея Михайловича к Администрации Верхнеуфалейского городского округа об отмене постановления о снятии с регистрационного учета на внеочередное получения жилья, о предоставлении жилого помещения У С Т А Н О В И Л : Прокурор г. Верхнего Уфалея Челябинской области обратился в суд с иском в интересах лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Салтыкова С. М. о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма, ссылаясь на то, что тот имеет право в соответствии с действующим законодательством на внеочередное однократное обеспечение жилым помещением, однако до настоящего времени жилым помещением не обеспечен ( л. д. 3-6). Впоследствии прокурор дополнил иск требованием о признании незаконным и отмене постановления главы Верхнеуфалейского городского округа от *** г *** о снятии Салтыкова С. М. с регистрационного учета на внеочередное получение жилья и восстановлении права истца на внеочередное получение жилья с учетом льготы ( л. д. 52-56). В судебном заседании прокурор Алифян Р. К. на исковых требованиях в интересах Салтыкова С. М. настаивал. Истец Салтыков С. М. исковые требования по указанным основаниям полностью поддержал. Заинтересованное лицо Салтыкова З. И.(бывший опекун истца) иск поддержала, пояснив, что в принадлежавшем ей на праве собственности жилом помещении право Салтыкова С. М. было закреплено незаконно, без ее согласия, чем нарушено ее право собственности. Представитель ответчика Администрации Верхнеуфалейского городского округа Рябов П. С. иск не признал. Считает законным постановление главы Верхнеуфалйесокго городского округа о снятии Салтыкова С. М. с регистрационного учета на внеочередное получение жилья по категории детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, т.к. за ним было закреплено жилье в собственном жилье опекуна. Считает, что по этой причине Салтыков С. М. не имеет права на внеочередное получение жилья. Заинтересованное лицо Управление социальной защиты населения Верхнеуфалейского городского округа в письменном отзыве исковые требования поддержали. Заинтересованные лица Министерство финансов Челябинской области, Министерство социальных отношений Челябинской области в письменных отзывах указали, что ежегодно Верхнеуфалейскому городскому округу выделяются денежные средства на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Регистрация и учет граждан данной категории, а также предоставление жилья осуществляется органами местного самоуправления. С дополнительными исковыми требованиями прокурора ознакомлены, письменного отзыва не предоставили. ( л. д. 20,38) Заинтересованное лицо Управление федерального казначейства Челябинской области Министерства финансов РФ, будучи извещенными о существе спора, в том числе и дополнительными исковыми требованиями, письменного отзыва не представили, представителя не направили. Суд считает неявку заинтересованных лиц не препятствующей рассмотрению дела по существу. Выслушав объяснения участников процесса, свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд считает требования прокурора подлежащими удовлетворению. В соответствии с п. 2 ч. 2 и ч. 5 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям –сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки ( попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21. 12. 1996 г № 159-ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии со ст. 5 указанного Федерального закона РФ дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Согласно ч. 2 ст. 17 Закона Челябинской области от 25. 10. 2007 г № 212-ФЗ « О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оплате труда приемных родителей и социальных гарантиях приемной семье » дети –сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа в возрасте до 23 лет, а также дети, переданные под опеку ( попечительство) на воспитание в приемные семьи, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, в детских домах семейного типа, под опекой ( попечительством) и в приемных семьях, а также в учреждениях всех типов профессионального образования, однократно обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством РФ и Челябинской области. Статьей 3 Закона Челябинской области от 22. 12. 2005 г № 442-ЗО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что органы местного самоуправления районов и городских округов наделены государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в части обеспечения жилой площадью указанной категории граждан. Постановлением Губернатора Челябинской области от 21. 08. 2008 г № 273 утвержден « Порядок обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа жилыми помещениями по договору социального найма», согласно которому дети-сироты обеспечиваются жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления. Ежегодно из областного бюджета на осуществление указанных государственных полномочий муниципальным образованиям Челябинской области выделяется субвенция. Законом Челябинской области от 30. 11. 2010 г № 19-ЗО « Об областном бюджете на 2011 г» на указанные расходы предусмотрены средства в сумме 119222, 54 тыс. руб. в виде субвенций муниципальным образованиям Челябинской области, в том числе Верхнеуфалейскому городскому округу 3776, 7 тыс. руб. Материалами дела установлено, что Салтыков С. М. *** года рождения относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Его мать ФИО6 лишена родительских прав на основании решения *** городского суда от *** г ( л. д. 93), умерла *** г( л. д. 12). Отец ФИО7 умер *** года ( л. д. 13). Постановлением главы администрации Верхнеуфалейского городского округа от *** г *** Салтыков С. М. поставлен на регистрационный учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с учетом льготы (внеочередное предоставление ) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и включен в список на внеочередное получение жилья по администрации Верхнеуфалейского городского округа ( л. д. 9). В *** г Салтыков С. М. демобилизовался из рядов Российской Армии, до настоящего времени жилым помещением не обеспечен( л. д. 32). Постановлением Главы Верхнеуфалейского городского округа от *** г *** Салтыков С. М. снят с регистрационного учета в улучшении жилищных условий и исключен из списка на внеочередное получение жилья. ( л. д. 42) Причиной явилось наличие закрепленного за ним права на проживание в жилом помещении по адресу *** на основании постановления главы *** от *** г *** « Об учреждении опеки над несовершеннолетним Салтыковым С. М.». Опекуном назначена ФИО6 –бабушка истца ( л. д. 14, 66). Судом установлено, что на момент установления опеки жилое помещение по адресу *** на основании договора на передачу квартиры в собственность граждан *** от *** г принадлежало опекуну истца ФИО6 и ее супругу ФИО8 ( по ? доли в праве каждому ). ( л. д. 44, 61) После смерти супруга Салтыкова З. И. является собственником всего жилого помещения по данному адресу, что подтверждено свидетельством о праве на наследство по закону от *** г и свидетельством о государственной регистрации права на жилое помещение от *** г ( л. д. 70, 73). До постановки на регистрационный учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий Салтыков С. М. зарегистрирован по месту жительства по данному адресу в *** г, что подтверждено справкой регистрирующего органа, а также поквартирной карточкой ( л. д. 67, 77). Из пояснений истца, а также заинтересованного лица Салтыковой З. И. следует, что будучи несовершеннолетними Салтыков С. М., а также его брат ФИО14 *** года рождения и сестра ФИО15 *** года приехали в *** в *** г вместе с родителями из ***. Сначала они проживали по другому адресу в ***, а затем бабушка Салтыкова З. И. забрала детей к себе по причине того, что мать детей пьянствовала, не работала, а отец также жил по другому адресу, уклонялся от воспитания детей. Из пояснений Салтыковой З. И. следует, что в *** г она зарегистрировала детей по своему адресу с целью устройства детей в учебное учреждение, а также с целью обращения в медицинские учреждения ( справка о регистрации от *** г). Указанные обстоятельства подтвердили также ФИО9 - специалист администрации ***, производившая регистрацию детей, а также свидетель ФИО10 –специалист отдела опеки и попечительства УСЗН. Кроме того, ФИО10 пояснила, что до *** г за детьми закреплялось жилые помещения без учета того, кому оно принадлежит и без учета того, что могут нарушаться права собственников жилья. Опекунам не разъяснялись последствия закрепления жилья за несовершеннолетними опекаемыми детьми, говорилось, что жилье необходимо для оформления льгот и социального обеспечения. Аналогичная позиция отражена в письме Управления социальной защиты населения Верхнеуфалейского городского округа в Администрацию городского округа от *** г. В нем отражено, что закреплением жилья за опекаемым ребенком в доме опекуна были нарушены права собственников жилья на распоряжение своим имуществом. Закрепление жилья за опекаемым Салтыковым С. М. не было отменено до получения жилья. (л. д. 43) В *** г Салтыкова З. И. оформила опеку над несовершеннолетними детьми, в том числе за истцом. В *** г ФИО6 была лишена родительских прав в отношении детей Салтыковых, в том числе истца Салтыкова С. М. ФИО6 умерла *** г, отец ФИО7 умер *** г. До настоящего времени Салтыков С. М. зарегистрирован в жилом помещении своей бабушки Салтыковой З. И., работает в ***, собственного жилья не имеет. Прокурор в обоснование иска пояснил, что постановление главы *** от *** г *** о закреплении права на проживание за несовершеннолетним ФИО11, Салтыковым С. М. и ФИО12 по адресу *** является незаконным, т.к. нарушены права опекуна, который является собственником жилого помещения. Суд считает доводы прокурора обоснованными. При этом суд руководствуется тем, что в соответствии с жилищным законодательством жилое помещение может принадлежать гражданам на праве собственности или на праве пользования. В силу ст. ст. 30, 31 ЖК РФ собственник вправе распоряжаться по своему усмотрению принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом, а также вселить в принадлежащее ему жилое помещение супруга, детей и родителей, которые являются членами его семьи, а также других родственников, нетрудоспособных иждивенцев и в исключительных случаях других граждан, которые могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов его семьи. Указанные лица имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. В случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется. В силу ч. 2 ст. 20 ГК РФ место жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей -родителей, усыновителей или опекунов. В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24. 04. 2008 г № 48-ФЗ « Об опеке и попечительстве» подопечные не имеют права собственности на имущество опекунов или попечителей. Подопечные вправе пользоваться имуществом своих опекунов или попечителей с их согласия. Частью 1 ст. 8 Федерального закона от 21. 12. 1996 г № 159-ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. а также дети, находящиеся под опекой ( попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, на период службы в рядах Вооруженных Сил РФ, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание виде лишения свободы. Поскольку жилое помещение по адресу ***, в котором проживал несовершеннолетний Салтыков С. М., принадлежало на праве долевой собственности гражданам, не связанным с ним семейными отношениями, права собственности несовершеннолетнего Салтыкова С. М. на жилое помещение ( его долю) не имеется, а также не имелось у его матери и отца, которые в соответствии с жилищным законодательством должны были обеспечивать в том числе жилищные права своих несовершеннолетних детей ( в том числе Салтыкова С. М.), суд пришел к выводу, что у администрации Верхнеуфалейского городского округа не имелось основания для закрепления за несовершеннолетним Салтыковым С. М. указанного жилого помещения, т. е. распоряжения тем самым чужим правом собственности, поскольку указанные действия администрации фактически нарушают права несовершеннолетнего на получение жилья во внеочередном порядке по окончанию службы в Вооруженных Силах РФ, а кроме того, нарушают права собственника жилого помещения Салтыковой З. И., предусмотренные ст. 209 ГК РФ. Суд считает, что администрация Верхнеуфалейского городского округа неправомерно распорядилась чужой собственностью, фактически лишила Салтыкова С. М. права, гарантированного ст. 8 Федерального закона « О дополнительных гарантиях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», на получение во внеочередном порядке жилого помещения, поскольку после службы в Вооруженных Силах РФ, он, имея закрепленное жилое помещение, был снят с учета на внеочередное получение жилья с учетом данной льготы. Суд также учитывает, что сестре истца ФИО11 *** года рождения постановлением главы администрации Верхнеуфалйеского городского округа было предоставлено жилое помещение по договору социального по адресу *** ( л. д. 71, 78,). Она получила жилье вне очереди по льготной категории лиц, относящихся к детям –сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, что подтверждено соответствующим списком ( л. д. 79). Она также состояла на учете граждан, нуждающихся в жилом помещении, с учетом данной льготы и при аналогичных обстоятельствах ( л. д. 80). С учетом изложенного, суд считает постановление главы Верхнеуфалейского городского округа от *** г *** о снятии с регистрационного учета в улучшении жилищных условий Салтыкова С. М. незаконным и подлежащим отмене, а право Салтыкова С. М. на внеочередное получение жилого помещения подлежит восстановлению. Следовательно, Салтыков С. М. должен быть восстановлен в списке очередности на внеочередное предоставление жилья с учетом льготы. Кроме того, указанные обстоятельства свидетельствуют о необходимости предоставления Салтыкову С. М. ответчиком жилого помещения в соответствии с действующим законодательством. В соответствии с постановлением Собрания депутатов Верхнеуфалейского городского округа от *** г *** норма предоставления площади жилых помещений по договорам социального найма составляет не менее 29 кв. м. на одиноко проживающего гражданина. Таким образом, суд пришел к выводу о необходимости полного удовлетворения заявленных прокурором исковых требований в интересах Салтыкова С. М. Истец поддержал указанный прокурором срок внеочередного предоставления жилого помещения ***, поэтому суд считает возможным указать в решении этот срок. На основании ст. 194-198 ГПК РФ Р Е Ш И Л : Признать незаконным и отменить постановление главы Верхнеуфалейского городского округа от *** г *** о снятии Салтыкова Сергея Михайловича *** года рождения с регистрационного учета на внеочередное получение жилья по категории лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей и обязать Администрацию Верхнеуфалейского городского округа восстановить его в списке на внеочередное получение жилья. Обязать Администрацию Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области в срок до *** предоставить Салтыкову Сергею Михайловичу, относящегося к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, расположенное на территории Верхнеуфалейского городского округа, во владение и пользование, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее нормы предоставления. Решение может быть обжаловано либо на него может быть принесено представление прокурором в Челябинский областной суд в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме через Верхнеуфалейский городской суд. Судья: Н. И. Гуцко