ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ *** *** Верхнеуфалейский городской суд *** в составе: председательствующего судьи Гуцко Н. И. при секретаре Джиоевой К. В. рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда при участии заявителя Тухватуллина Р.М., представителя заинтересованного лица Ногаева Г. К. гражданское дело по заявлению Тухватуллина Рифката Минниагзамовича об оспаривании отказа Управлением имущественных отношений Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области в предоставлении земельного участка в собственность У С Т А Н О В И Л : Тухватуллин Р. М. обратился в суд с заявлением об оспаривании отказа Управлением имущественных отношений Верхнеуфалейского городского округа *** в предоставлении в собственность бесплатно в порядке приватизации земельного участка по адресу: ***, хутор Кордон, ул. ***. Отказ обоснован тем, что в кадастровой выписке о земельном участке от 23. 09. 201 1 г отсутствуют сведения о кадастровой стоимости земельного участка, а также что земельный участок расположен в пределах охранной зоны озера Иткуль, являющегося памятником природы Челябинской области. Он считает, что данное требование на него не распространяется, т.к. он является собственником жилого дома, расположенного по данному адресу, а спорный земельный участок использует на основании договора аренды. В судебном заседании заявитель на своих требованиях настаивал. Управление имущественных отношений Верхнеуфалйеского городского округа ( представитель Ногаев Г. К. ) исковые требования не признал, указав, что заявитель не имеет права на бесплатную приватизацию земельного участка, а также на его выкуп, т.к. спорный земельный участок расположен в границах памятника природы Челябинской области озера Иткуль и его охранной зоны, а также не определена его кадастровая стоимость. Выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд считает заявленные Тухватуллиным Р. М. требования не подлежащими удовлетворению. Пунктом 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что правой режим земель определяется исходя из принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. В п. 2 ст. 8 Земельного кодекса РФ указано, что категория земель указывается в актах органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов, актов органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков, государственном кадастре недвижимости, документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и иных документах. Оборотоспособность земельных участков представляет собой возможность определять юридическую судьбу земельного участка его собственником в пределах, установленных законом, то есть. распоряжаться им. Все земельные участки в отношении которых существует ограничение из оборота Земельный кодекс Российской Федерации делит на два вида. К первому виду относятся земли, изъятые из оборота. Они не могут быть приватизированы и не могут быть объектами гражданско-правовых сделок ( п. 4 ст. 27 ЗК РФ). Ко второму виду отнесены земли, ограниченные в обороте. К таковым относятся земли в пределах охраняемых природных территорий. Эти земли также не могут быть переданы в частную собственность, однако возможны исключения из этого правила, которые могут устанавливаться федеральным законом ( п. 5 ст. 27 ЗК РФ). Согласно ст. 94 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота, и для которых установлен особый правой режим. В силу положений ст. 95 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых природных территорий относятся, в том числе, земли памятников природы. В судебном заседании установлено, что Тухватуллин Р. М. является собственником жилого строения без права регистрации проживания, расположенное на дачном земельном участке, общей площадью 60 кв. м. по адресу ***, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от *** г. Земельный участок площадью 664 кв. м. по указанному адресу предоставлен Тухватуллину Р. М. в аренду, что подтверждено договором аренды земельного участка *** от *** г для строительства дачи на срок с *** г. *** Тухватуллин Р. М. обратился в Управление имущественных отношений Верхнеуфалейского городского округа в письменной форме о предоставлении в собственность в порядке приватизации земельного участка с кадастровым номером ***, размером 664 кв. м., расположенного по адресу ***. Распоряжением заинтересованного лица от 22 ноября 2011 г № 1433-р заявителю было отказано в выкупе указанного земельного участка в собственность по тем основаниям, что в выданной кадастровой выписке о земельном участке от 23. 09. 201 1 г *** отсутствуют сведения о кадастровой стоимости земельного участка, а также в связи с тем, что данный земельный участок расположен в охранной зоне памятника природы озера Иткуль, находящегося под особой охраной. Рассматривая законность отказа в выкупе спорного земельного участка суд учитывает, что в соответствии с Федеральным законом от 21. 12. 2001 г № 178-ФЗ « О приватизации государственного и муниципального имущества» под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и ( или) юридических лиц. В предоставленной заявителем в Управление имущественных отношений выписке из государственного земельного кадастра ( от 23 сентября 201 1 г ***) отсутствуют сведения о кадастровой стоимости земельного участка. Согласно ст. 2 Федерального закона от 25 октября 2001 г № 137 –ФЗ « О введении в действие Земельного кодекса РФ « выкупная стоимость земельного участка в городах с населением до 500 тыс. человек составляет от 3-х до 10-кратного размера ставки земельного налога за единиц у площади земельного участка. Согласно «Положения о земельном налоге на территории Верхнеуфалейского городского округа «, утвержденного решением Собрания депутатов Верхнеуфалейского городского округа от 07. 11. 2008 г *** ставка земельного налога устанавливается в размере 0, 3% от кадастровой стоимости земельного участка. Следовательно, требование Управления имущественных отношений о предоставлении заявителем кадастровой стоимости земельного участка обоснованны и необходимы при расчете выкупной стоимости земельного участка. Согласно ст. 25-27 ФЗ от 14 марта 1995 г № 33-ФЗ « Об особо охраняемых природных территориях» памятники природы могут быть федерального и регионального значения. В соответствии с решением исполнительного комитета Челябинского областного Совета народных депутатов от 6 октября 1987 г № 361 « О памятниках природы» озеро Иткуль имеет правой статус памятника природы Челябинской области. Постановлением Правительства Челябинской области от 18 декабря 2008 г № 414-П « О положениях о памятниках природы Челябинской области» озеро Иткуль Челябинской области определен особый режим охраны памятника природы озера Иткуль. Памятник природы озеро Иткуль расположен на территориях Верхнеуфалейского городского округа и Снежинского городского округа. В соответствии с материалами согласования границ памятника природы озера Иткуль и его охранной зоны территория *** находится в границах Верхнеуфалейского городского округа с обозначением квартала ***, о чем свидетельствует выкопировка картографического материла. В указанных материалах исходя из масштаба 1: 25000 ( в одном сантиметре 250 метров) земельный участок истца расположен на расстоянии 180 м метров от уреза воды озера Иткуль, следовательно он входит в границы охранной зоны территории памятника природы. В соответствии с п. 1 ст. 18 « Положения о памятнике природы Челябинской области озере Иткуль», утвержденного постановлением правительства Челябинской области от 18. 12. 2008 г № 414-П, граница охранной зоны памятника природы озера Иткуль составляет расстояние не менее 100 м от границы памятника природы озера Иткуль и колеблется в пределах от 100 метров до 2625 м метров. В границах памятника природы озера Иткуль, а также на территории охранной зоны запрещается отвод земельных участков и предоставление в аренду участков под новое строительство, включая коллективные сады, жилищное и хозяйственное строительство. Заявитель считает, что ограничений по предоставлению в собственность ранее отведенных и выделенных земельных участков на территории хутора Кордон данным Положением не предусмотрено. Суд не может с этим согласиться, т.к. в соответствии с п. 5 ст. 58 Федерального закона № 7-ФЗ « Об охране окружающей среды « земли в границах территорий, на которых расположены природные объекты, имеющие особое рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящиеся под особой охраной, не подлежат приватизации. Бесплатное предоставление земельного участка невозможно, т.к. в соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона « 137-ФЗ от 25 октября 2001 г « О введении в действие Земельного кодекса РФ» граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 г № 1305-1 « О собственности в СССР», но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными ст. 36 Земельного кодекса РФ. В соответствии с п. 9. 1 ст. 3 Федерального закона № 137-ФЗ от 25 октября 2001 г « О введении в действие Земельного кодекса РФ» если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного ( бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность. Спорный земельный участок заявителю был предоставлен на основании договора аренды на срок с 20. 04. 2006 по 20. 04. 2016 г. В связи с изложенным суд пришел к выводу, что Администрацией Верхнеуфалейского городского округа Тухватулллину Р. М. обоснованно отказано в предоставлении земельного участка в собственность возмездно или безвозмездно в порядке приватизации, поскольку он не имеет на это право. Заявленные Тухватуллиным Р. М. требования удовлетворению не подлежат. На основании ст. ст. 194-198, 256 ГПК РФ, Р Е Ш И Л : Тухватуллину Рифкату Минниагзамовичу в заявлении о признании недействительным распоряжения Управления имущественных отношений Верхнеуфалейского городского округа от *** ***-р об отказе в выкупе земельного участка площадью 664 кв. м., с кадастровым номером *** расположенного по адресу ***, хутор Кордон, *** недействительным и обязывании предоставления ему в собственность указанного земельного участка безвозмездно в порядке приватизации отказать. Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме через Верхнеуфалейский городской суд. Ешение может быть обжаловагно в Челябинский областной суд в течение 10 дней со дня принятия в окрончатепльной форме через ерхнеуфалйеский городской суд. Ре Судья: Н. И. Гуцко