РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ *** *** Верхнеуфалейский городской суд *** в составе: председательствующего судьи Гуцко Н.И. при секретаре Джиоевой К. В. с участием истицы Андреевой С. В., представителей ответчика Кулябиной М. М., Буториной Т. Н. рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело Андреевой Светланы Викторовны к Государственному учреждению Управлению пенсионного фонда РФ в *** об оспаривании отказа в выплате средств по государственному сертификату на материнский ( семейный ) капитал на строительство объекта индивидуального жилищного строительства без привлечения строительной организации УСТАНОВИЛ: Андреева С. В. обратилась в суд с иском к ГУ Управлению пенсионного фонда РФ в *** об оспаривании отказа в выплате средств по государственному сертификату на материнский (семейный) капитал на строительство объекта индивидуального жилищного строительства - жилого дома по адресу ***. Отказ ответчика обусловлен тем, что разрешение на строительство не соответствует установленной законодательством форме. Отказ считает необоснованным, т.к. новая форма разрешения на строительство не была утверждена на момент выдачи. Просила обязать ответчика выплатить ей средства по государственному сертификату на материнский ( семейный) капитал на строительство объекта индивидуального жилищного строительства без привлечения строительной организации. В судебном заседании истица на своих требованиях настаивала. Представители ответчика Кулябина М. М., Буторина Т. Н. иск не признали, подтвердив, что отказ истице в выдаче средств по государственному сертификату на материнский ( семейный) капитал на строительство объекта индивидуального жилищного строительства без привлечения строительной организации обусловлен тем, что разрешение на строительство не соответствует новой форме. Кроме того, считают, что с заявлением установленной формы о выплате средств по государственному сертификату на материнский ( семейный) капитал истица к ним не обращалась. Заинтересованное лицо Администрация Верхнеуфалейского городского округа в лице отдела архитектуры не возражало против удовлетворения исковых требований Андреевой С. В., подтвердив законность выдачи ей разрешения на строительство жилого дома от 29. 06. 2006 г и срока его действия до 30. 06. 2016 г. Выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям: Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29 декабря 2006г № 256-ФЗ устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь. В соответствии с п. п. 1 ч. 1 ст. 3 указанного закона, право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении ( усыновлении) ребенка ( детей), имеющего гражданство РФ, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства: женщин, родивших( усыновивших) второго ребенка, начиная с 1 января 2007 г. В соответствии с п. 2 Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский ( семейный ) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский ( семейный) капитал, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г ( далее Правил) сертификат является именным документом, подтверждающим право на дополнительные меры государственной поддержки, предусмотренные Федеральным законом « О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Государственным сертификатом на материнский (семейный) капитал серии МК ***, выданном ***. 2007 г удостоверено, что Андреева С. В. имеет право на получение материнского ( семейного) капитала в соответствии с Федеральным законом « О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в размере 250 000 рублей. Из материалов дела следует, что Андреева С. В. *** обратилась в ГУ Управление пенсионного фонда РФ в *** с заявлением ( письменным обращением) о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала на строительство объекта индивидуального жилищного строительства, без привлечения строительной организации, находящегося по адресу ***. В соответствии с пунктом 1.1 части 1 ст. 10 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29.12.2006 № 256 -Ф3 ( в редакции Федеральных законов от 25.12.2008 № 288-ФЗ, от 28.07.2010 № 241-ФЗ), часть средств материнского (семейного) капитала в сумме, не превышающей 50 процентов размера средств материнского ( семейного ) капитала, полагающихся лицу, получившему сертификат, на дату подачи им заявления о распоряжении лица, получившего сертификат, может быть выдана в соответствии с п.2 ч.1 ст. 10 (путем перечисления указанных средств на банковский счет лица, получившего сертификат) на строительство, реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемые гражданами без привлечения организации, осуществляющей строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства, в том числе по договору строительного подряда, при представлении засвидетельствованных в установленном законном порядке (нотариально): копий документов лица, получившего сертификат, или его супруга (супруги), подтверждающих право собственности на земельный участок, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком, право аренды земельного участка либо право безвозмездного срочного пользования земельным участком, предназначенным для индивидуального жилищного строительства, на котором осуществляется строительство (реконструкция) объекта индивидуального жилищного строительства; копии разрешения на строительство, выданного лицу, получившему сертификат, или его супругу (супруге); копии свидетельства о праве собственности лица, получившего сертификат, или его супруга (супруги) на объект индивидуального жилищного строительства в случае его реконструкции; письменного обязательства лица (лиц), на которое (которых) оформлено разрешение на строительство, в течении шести месяцев после получения кадастрового паспорта объекта индивидуального жилищного строительства оформить жилое помещение, построенное ( реконструированное) с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, в общую собственность лица, получившего сертификат, его супруга (супруги),детей ( в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей). В соответствии с ч.1.2 ст. 10 Федерального закона « О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29.12.2006 № 256-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 25.12.2008 № 288-Ф, от 28.07.2010 № 241-ФЗ) часть средств материнского (семейного) капитала, оставшаяся в результате распоряжения ими в соответствии с частью 1.1 настоящей статьи, может быть использована на те же цели не ранее чем по истечению шести месяцев со дня предыдущего направления части средств материнского (семейного) капитала при представлении лицом, получившим сертификат, документа органа, уполномоченного на выдачу разрешения на строительство, подтверждающего проведение основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства (монтаж фундамента, возведение стен и кровли) или проведение работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, в результате которых общая площадь жилого помещения (жилых помещений) реконструируемого объекта увеличивается не менее чем на учетную норму площади жилого помещения, устанавливаемую в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Выдача указанного документа осуществляется по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. В целях реализации данного Закона постановлением Правительства РФ от 12.12.2007 № 862 (в редакции постановлений Правительства РФ от 13.01.2009 № 20, от 27.11.2010 № 937 )утверждены Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий (далее Правила). В соответствии с п. 2 Правил, лица, получившие государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, вправе использовать средства (часть средств) материнского (семейного) капитала на строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемые гражданами без привлечения организации, выполняющей строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства, путем перечисления указанных средств на банковский счет лица, получившего сертификат. В случае направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на строительство объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемое гражданами без привлечения строительной организации, владелец государственного сертификата представляет документы, предусмотренные пунктами 6 и 10 Правил, в том числе разрешение на строительство объекта жилищного строительства. Для направления средств материнского капитала на строительство индивидуального жилого помещения по адресу ***,без привлечения организации - подрядчика, истицей в Пенсионный Фонд *** помимо заявления *** были предъявлены следующие документы : сертификат на материнский (семейный) капитал документы, удостоверяющий личность владельца сертификата и его регистрацию по месту жительства копия документа, подтверждающего право собственности владельца сертификата на земельный участок, который предназначен для индивидуального жилищного строительства, на котором ведется строительство объекта индивидуального жилищного строительства копия разрешения на строительство, выданного владельцу материнского сертификата. Ответчиком письмом от *** № А-18-04/9843 истице был дан письменный ответ о том, что предоставленное ею разрешение на строительство, выданное Главой администрации *** *** -по форме, установленной градостроительным кодексом от 17.05.1998 г. № 73-Ф3 не может быть принято к рассмотрению, т.к. на момент выдачи этого разрешения на строительство ( ***) уже была утверждена новая форма разрешения на строительство и что исполнительный орган власти обязан был выдать истице разрешение на строительство по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 24.11.2005 № 698. В связи с этим УПФР в городе Верхнем Уфалее не приняло ее заявление о распоряжении средствами материнского капитала на улучшение жилищных условий - строительство объекта индивидуального жилищного строительства по адресу *** рекомендовало обратиться в отдел архитектуры администрации Верхнеуфалейского городского округа с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства по форме утвержденной постановлением Правительства РФ от 24.11.2005 г. № 698, взамен ранее выданного разрешения на строительство, выданного (по оценке УПФР г. Верхнего Уфалея) по форме установленной в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса от 07.05.1998 г. № 73-Ф3 Следуя данной рекомендации, истица *** г.обратилась к Главе Верхнеуфалейского городского округа ФИО7 с заявлением о выдаче ей разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства - по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 24. 11.2005 г. № 698, взамен ранее выданного разрешения на строительство. На данное заявление *** получила письменный ответ об отказе в выдаче нового разрешения на строительство индивидуального жилого дома по ***- (по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 24.11.2005 г. № 698 « О форме разрешения на строительство и форме разрешения на ввод в эксплуатацию») взамен ранее выданного разрешения *** от ***Администрация Верхнеуфалейского городского округа пояснила, что ранее выданное истице разрешение на строительство было оформлено в соответствии Порядка выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости на территории ***, утвержденного постановлением Губернатора Челябинской области от 22.03.2004 г. № 123. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24. 11. 2005 _№698 « О форме разрешения на строительство и форме разрешения на ввод в эксплуатацию» в июне 2006 года оформить разрешение на строительство по новой форме было невозможно в связи с тем, что не было инструкции о порядке заполнения формы, которая была разработана и утверждена приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 19.11..2006г.***.Администрация Верхнеуфалейского городского округа пояснила, что срок действия разрешения *** до ***, а по общему правилу, нормативные правовые акты обратной силы не имеют и распространяют свое действие на отношения, возникшие после вступления их в силу. ГУ Управление пенсионного фонда РФ в *** считает, что истица не обращалась к ним с заявлением по установленной ( бланочной) форме с заявлением о распоряжении средствами материнского ( семейного ) капитала. Она *** обратилась с «письменным обращением о рассмотрении вопроса о приеме заявления» о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала на строительство жилого помещения без привлечения организации-подрядчика, приложив необходимые документы. Суд считает доводы ответчика о том, что истица не обращалась с письменным заявлением о выдаче средств материнского ( семейного) капитала несостоятельными. Как следует из объяснения истицы, она дважды обращалась в ГУ Управление пенсионного фонда РФ в *** по данному вопросу : сначала устно в октябре 2011 г, затем письменно в ноябре 2011 г. Однако бланка заявления ей не было предложено, а под диктовку работника пенсионного фонда ею было написано « письменное обращение о приеме заявления» о распоряжении средствами материнского ( семейного) капитала, нотариального заверения копий документов от нее требовали. Данное обстоятельство подтверждено в судебном заседании представителями ответчика, из которых следует, что такое заявление было принято от истицы потому, чтобы официально не отказывать ей в заявлении о распоряжении средствами материнского капитала. Оценивая эти доводы сторон, суд учитывает, что «письменное обращение истицы» содержало все необходимые реквизиты заявления: наименование Пенсионного органа, фамилию, имя, отчество заявителя, его адрес, а также содержало просьбу о рассмотрении вопроса о распоряжении средствами материнского ( семейного) капитала на строительство объекта индивидуального жилищного строительства без привлечения строительной организации. К нему были приложены копии необходимых документов. Данное обращение было рассмотрено ответчиком по-существу, дана оценка представленным документам и рассмотрен вопрос о праве истицы на распоряжение средствами материнского капитала, дан письменный ответ, из которого однозначно следует, что ей отказано в распоряжении этими средствами. Поэтому суд рассматривает письменное обращение истицы как заявление в уполномоченный орган о производстве необходимых действий - выдаче разрешения на распоряжение средствами материнского ( семейного) капитала на строительство объекта индивидуального жилищного строительства без привлечения строительной организации.. В обоснование отказа в выдаче истице разрешения на распоряжение средствами материнского ( семейного) капитала ответчиком также указано, что при рассмотрении письменного обращения Андреевой С. В. и приложенных к нему документов, ими был установлен факт, что представленное ею разрешение на строительство, выданное главой администрации Верхнеуфалейского городского округа 29.06.2006 г. по форме, установленной Градостроительным кодексом от 07.05.1998 №73-Ф3, не соответствует новой форме разрешения на строительство. Рассматривая данный довод ответчика, суд принимает во внимание, что порядок выдачи разрешения на строительство определен ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ. Форма разрешения на строительство утверждена постановлением Правительства РФ от 24.11.2005 № 698 «О форме разрешения на строительство и форме разрешения на ввод объекта в эксплуатацию».В соответствии с ч.1 ст. 8 Федерального закона № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» формы разрешения на строительство, принятые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, действовали до установления Правительством Российской Федерации формы разрешения на строительство. На день выдачи истице Администрацией городского округа разрешения на строительство -29 июня 2006 г - новая форма разрешения уже была утверждена, но инструкция о порядке заполнения формы разрешения на строительство была разработана и утверждена Приказом Министерства регионального развития РФ № 120 от 19.11.2006 г. На момент выдачи разрешения на строительство действовал Порядок выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости на территории Челябинской области, утвержденной постановлением Губернатора Челябинской области от 22.03.2004 № 123. Постановлением Губернатора Челябинской области от 27.04.2005 г. № 161 «О признании утратившим силу постановления Губернатора Челябинской области от 22.03.2004 г. № 123» утратило силу постановление Губернатора Челябинской области от 22.03.2004 № 123, за исключением пункта 20 Порядка выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости на территории Челябинской области. Постановлением Губернатора Челябинской области от 22.12.2005 г. № 454 «О внесении изменения в постановление Губернатора Челябинской области от 27.04.2005 г. № 161» в соответствии с постановлением Правительства РФ от 24.11.2005 № 698 «О форме разрешения на строительство и форме разрешения на ввод объекта в эксплуатацию», внесены в п. 1 Постановления Губернатора Челябинской области от 27.04.2005 г. № 161 «О признании утратившим силу постановления Губернатора Челябинской области от 22.03.2004 г. № 123» следующие изменения: исключены слова «, за исключением п. 20 Порядка выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости на территории Челябинской области, утвержденного указанным постановлением. Таким образом, постановлением Губернатора Челябинской области от 22.12.2005 г. № 454 отменен Порядок выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости на территории Челябинской области, утвержденной постановлением Губернатора Челябинской области от 22.03.2004 № 123. Ответчик считает, что представленное Андреевой С. В. разрешение на строительство по старой форме, не может быть принято к рассмотрению, так как не соответствует форме документа, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24.11.2005 № 698. Однако суд считает это требование ответчика формальным. Сравнивая разрешение на строительство объекта недвижимости, выданное истице Андреевой С. В. 29. 06. 2006 г ( по старой форме) и форму Разрешения на строительство, утвержденной постановлением Правительства РФ от 24. 11. 2005 г № 698 ( по новой форме), судом установлено, что в обеих формах содержатся одинаковые реквизиты: наименование органа местного самоуправления, осуществляющего выдачу разрешения на строительство, фамилия, имя, отчество лица, которому выдается разрешение, наименование объекта капитального строительства, его адрес, срок действия разрешения на строительство. В новой форме разрешения на строительство помимо указания о строительстве объекта недвижимости указано на его реконструкцию и этап строительства. Таким образом, в разрешении на строительство Андреевой С. В. от ***, содержатся все основные реквизиты, необходимые ответчику -пенсионному органу- для того, чтобы удостовериться в целевом использовании средств материнского ( семейного ) капитала. Кроме того, суд учитывает, что разрешение на строительство Андреевой С.В. от 29. 06. 2006 г, уполномоченным на его выдачу органом - Администрацией Верхнеуфалейского городского округа не отменено, напротив, письмом от 05. 12. 2011 г подтвержден срок его действия до 30. 06. 2016 г. Оценив доводы сторон и представленные ими доказательства, суд пришел к выводу, что отказ ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в *** в выплате истице средств по государственному сертификату на материнский (семейный) капитал на строительство объекта индивидуального жилищного строительства без привлечения строительной организации является незаконным, поэтому оно обязано выплатить ей денежные средства по государственному сертификату серия МК-1, *** на материнский капитал на строительство объекта индивидуального жилищного строительства находящегося по адресу *** На основании изложенного, исковые требования прокурора Андреевой С. В. являются законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению. На основании ст. ст. 194-198 ГПК РФ РЕШИЛ: Обязать Государственное учреждение Управление пенсионного фонда РФ в *** выплатить Андреевой Светлане Викторовне денежные средства по государственному сертификату серии МК *** *** на материнский ( семейный) капитал на строительство объекта индивидуального жилищного строительства, находящегося по адресу ***. Взыскать с ГУ Управления пенсионного фонда в *** в пользу Андреевой Светланы Викторовны в возмещение судебных расходов 200 рублей. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в через Верхнеуфалейский городской суд течение месяца со дня принятия в окончательной форме. Судья Н. И. Гуцко