о восстановлении на работе



                                      Р Е Ш Е Н И Е

                   ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  

             Г. Верхний Уфалей 6  сентября 2010 г

            Верхнеуфалейский городской суд ... в составе: председательствующего судьи Гуцко Н. И.

При секретаре Джиоевой К. В.

С участием прокурора Алифяна Р. К.

Рассмотрел в открытом судебном заседании в  помещении суда

С участием истицы Усковой В.Н., представителя истицы ФИО4, представителя ответчика ФИО3       

гражданское дело по иску Усковой Веры Николаевны к  Администрации Верхнеуфалейского городского округа о восстановлении на работе, оплате времени вынужденного прогула, возмещении морального вреда

                                                У С Т А Н О В И Л :

  Ускова В. Н. обратилась в  суд с иском к  Главе Верхнеуфалейского городского округа о  восстановлении на работе, указывая, что работала заместителем главы администрации Верхнеуфалейского городского округа с 14. 06. 1994 по 20. 07. 2010 г., уволена в связи с сокращением штата по п. 2  ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации. Считает увольнение незаконным, т.к. фактически сокращения ее должности не было, а имело место преобразование ее должности заместителя главы администрации городского округа в  должность заместителя главы городского округа, на которую принят другой работник, по сравнению с которым она имела преимущественное право на оставление на работе. При увольнении ей были предложены не все имеющиеся вакантные должности. Просила восстановить ее на работе в должности заместителя главы городского округа, взыскать заработную плату за время вынужденного прогула, компенсацию морального вреда 30 000 руб.     

Позднее истица сменила ответчика, предъявив иск к  Администрации Верхнеуфалейского городского округа.

В судебном заседании Ускова В. Н.и ее представитель ФИО4 исковые требования поддержали, уточнив их требованием о восстановлении в прежней должности заместителя главы администрации Верхнеуфалейского городского округа по социальным вопросам.

            Представитель ответчика ФИО3 исковые требования не признал, Считает, что при сокращении и увольнении Усковой В. Н. были соблюдены все предусмотренные действующим законодательством требования. Оснований для восстановления ее в должности не имеется. Соответственно, не имеется оснований для удовлетворения требований по взысканию заработной платы, взысканию морального вреда

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего отказать Усковой В. Н. в  исковых требованиях, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям..

В судебном заседании установлено, что Ускова В. Н. работала в администрации Верхнеуфалейского городского округа на основании распоряжения главы администрации ... от Дата обезличена года Номер обезличенР в должности заместителя главы администрации Верхнеуфалейского городского округа по социальным вопросам в период с Дата обезличена года по Дата обезличена года (  л. ...).Трудовой договор  Номер обезличен от 01. 01. 2006 г  (  л. ...). Распоряжением и.о. главы Верхнеуфалейского городского округа ФИО6 от Дата обезличена года Номер обезличен - л/с была уволена в связи с сокращением штата работников администрации Верхнеуфалейского городского округа, то есть по п.2 ч.1 ст.81 Трудового кодекса Российской Федерации.(  л. ...) Глава Верхнеуфалейского городского округа ФИО7 распоряжение и.о. главы Верхнеуфалейского городского округа ФИО6 Номер обезличен -л/с от Дата обезличена года об увольнении истицы по выходу на работу не отменил.

Истица считает, что издание распоряжения Номер обезличен - л/с от Дата обезличена года об ее увольнении и  само увольнение с работы осуществлено незаконно в нарушение статей 81, 179, 180 Трудового кодекса Российской Федерации.

Проверяя доводы истицы, суд установил, что Дата обезличена года, согласно распоряжения главы Верхнеуфалейского городского округа Номер обезличен - р от Дата обезличена года(  л. ...)   она была уведомлена, что в   связи с проведением мероприятий по оптимизации штатной численности муниципальных служащих замещающих должности муниципальной службы в администрации Верхнеуфалейского городского округа, фактическим упразднением должности главы администрации (сити-менеджера)- лица, нанятого по контракту, соответственно необходимостью упразднения должности заместителя главы администрации Верхнеуфалейского городского округа по социальным вопросам, руководствуясь - реестром должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления, Уставом Верхнеуфалейского городского округа, будет проведено мероприятие по сокращению численности (штата) муниципальных служащих администрации Верхнеуфалейского городского округа и Дата обезличена года будет сокращена должность муниципальной службы - заместитель главы администрации Верхнеуфалейского городского округа по социальным вопросам, которую занимала истица.

По мнению истицы фактически никакого сокращения численности (штата) муниципальных служащих администрации городского округа, в том числе сокращения должности заместителя главы администрации городского округа по социальным вопросам произведено не было. При этом обоснует тем, что согласно решения Номер обезличен от 08. 04. 2010 г  «Об утверждении структуры управления администрацией Верхнеуфалейского городского округа, отраслевыми (функциональными) и территориальными органами администрации Верхнеуфалейского городского округа, муниципальными предприятиями и учреждениями» администрация Верхнеуфалейского городского округа сохранена, как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления и в структуру управления администрацией Верхнеуфалейского городского округа вошли должности первого заместителя главы, заместителя главы по экономическому развитию и финансам и заместителя главы по социальным вопросам  (  л. ...). То есть в связи с принятием новой структуры управления администрацией Верхнеуфалейского городского округа ничего не изменилось, как она работала до ее принятия в администрации Верхнеуфалейского городского округа, так и осталась там же работать и после ее принятия. В соответствии с новой структурой управления администрацией Верхнеуфалейского городского округа произошло лишь изменение названия должностей заместителей, если раньше занимаемая ею должность именовалась « заместитель главы администрации Верхнеуфалейского городского округа по социальным вопросам», то согласно новой структуры данная должность стала называться « заместитель главы по социальным вопросам».

Кроме того указала, что Дата обезличена года Собранием депутатов ... было принято решение Номер обезличен «Об утверждении реестра должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления Верхнеуфалейского городского округа. Согласно реестра должностей муниципальной службы, такие должности, как первый заместитель главы городского округа и заместитель главы городского округа исключены из перечня Номер обезличен должностей муниципальной службы в исполнительно-распорядительном органе -администрации Верхнеуфалейского городского округа, а включены в перечень Номер обезличен должностей муниципальной службы, учреждаемых на пять лет для непосредственного обеспечения исполнения пятилетнего срока полномочий главы Верхнеуфалейского городского округа.

Истица с этим не согласна, т.к. в соответствии с Уставом Верхнеуфалейского городского округа, утвержденным решением Собрания депутатов Верхнеуфалейского городского округа от Дата обезличена года Номер обезличен и новой структурой управления администрацией Верхнеуфалейского городского округа была упразднена лишь должность – главы администрации (сити-менеджера). В тоже время в соответствии с п.5 статьи 27, п.1 ст.28 и п.З ст.32 Устава Верхнеуфалейского городского округа - глава городского округа возглавляет администрацию городского округа, а подчиненные ему первый заместитель главы городского округа и заместитель главы городского округа, согласно должностным обязанностям исполняют функции исполнительно- распорядительного органа, то есть администрации Верхнеуфалейского городского округа. Они состоят в штате и получают заработную плату в администрации Верхнеуфалейского городского округа. Фактически первый заместитель главы городского округа и заместитель главы городского округа обеспечивают исполнение полномочий главы Верхнеуфалейского городского округа, работая в исполнительно- распорядительном органе - администрации Верхнеуфалейского городского округа и поэтому данные должности муниципальной службы также относятся к должностям муниципальной службы в исполнительно-распорядительном органе администрации Верхнеуфалейского городского округа.

 Истица считает, что сокращение должности заместителя главы администрации Верхнеуфалейского городского округа по социальным вопросам было произведено мнимое. Об этом свидетельствует тот факт, что Дата обезличена года в администрацию Верхнеуфалейского городского округа параллельно занимаемой ею должности - заместителя главы администрации Верхнеуфалейского городского округа по социальным вопросам был принят «новый» заместитель главы округа (  ФИО8 )  в функциональные     (должностные)     обязанности, которого вошли

обязанности, которые она выполняла по занимаемой ею должности. Истица считает данные действия главы Верхнеуфалейского городского округа свидетельствовали об его намерениях уволить именно ее с занимаемой должности, еще до принятия им распоряжения Номер обезличен - р о сокращении должности заместителя главы администрации Верхнеуфалейского городского округа по социальным вопросам, которую она занимала.

            Однако суд не может согласиться с указанными доводами истицы, и учитывает, что до выборов, прошедших в марте 2010 года, Глава Верхнеуфалейского городского округа являлся председателем Собрания депутатов, имел своих заместителей как председатель Собрания депутатов, которые в свою очередь входили в состав Собрания депутатов – самостоятельного органа местного самоуправления (юридического лица) и назначались (избирались) на должности заместителей из числа избранных на местных выборах депутатов. ..., как и его заместители, получал денежное вознаграждение по штатному расписанию Собрания депутатов, а администрацию Верхнеуфалейского городского округа возглавлял сити-менеджер – Глава администрации, лицо, нанятое по контракту.

            После выборов Дата обезличена года, вступил в силу Устав Верхнеуфалейского городского округа, изменивший структуру органов местного самоуправления (ст. ..., ранее их было 8, сейчас 4, включая ...), структуру администрации Верхнеуфалейского городского округа (п. 4 ст. ...) и статус ... (п. 5 ст ...), который возглавил администрацию Верхнеуфалейского городского округа.

            ФИО9 Собрания депутатов от 29. 04. 2010 г.  Номер обезличен был утвержден новый Реестр должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления, согласно которому, утверждены должности муниципальной службы, учреждаемые на пять лет для непосредственного обеспечения исполнения пятилетнего срока полномочий ... (  л. ...).  

            Учитывая, что ... возглавил местную администрацию и был включен в штатное расписание администрации Верхнеуфалейского городского округа, должности, учрежденные на пять лет, также вошли в состав администрации (распоряжение ... от 30. 05. 2010 г Номер обезличенр)(  л. ...). На вновь введенные на определенный срок должности были приняты три заместителя Главы Верхнеуфалейского городского округа по срочному трудовому договору(  в том числе ФИО8)  

            Таким образом, ФИО9 городского округа (распоряжение от 19. 05. 2010 г.  Номер обезличенр) о сокращении должности заместителя Главы администрации по социальным вопросам обусловлено упразднением института Главы администрации (сити-менеджера, лица нанятого по контракту и возглавлявшего местную администрацию). Соответственно, нет Главы администрации, нет и не может быть и должности заместителя несуществующего Главы администрации, следовательно, решение обоснованное.

            Кроме того, заслуживает внимания довод ответчика о том, что вопросы социальной защиты населения, а Ускова В. Н. замещала должность заместителя Главы администрации по социальным вопросам, относятся к государственным полномочиям, финансируемым на 100 % из федерального бюджета. Указанные средства, поступая в местный бюджет, минуя администрацию Верхнеуфалейского городского округа, перечисляются специально созданному органу- Управлению социальной защиты населения, которое неподконтрольно (неподотчетно) Усковой В. Н., а подчиняются непосредственно Главе Верхнеуфалейского городского округа, о чем свидетельствует должностная инструкция Усковой В. Н. и структура администрации от 25. 05. 2006 г. Номер обезличен.Таким образом, должность заместителя Главы администрации по социальным вопросам и фактически, и юридически утратила свой фактический статус и  была сокращена.  

            С указанным распоряжением от 19. 05. 2010 г.  Номер обезличенр Ускова В. Н. ознакомлена Дата обезличена года письменно.

            Дата обезличена года Усковой В. Н. было вручено уведомление о прекращении с ней трудового договора о предстоящем 20. 07. 2010 г. увольнении по п. 2 ст. 81 Трудового Кодекса РФ (имеется отметка в получении). В тот же день, 19. 05. 2010 года, были отправлены сообщения о предстоящем увольнении Усковой В. Н.:

- выборному органу первичной профсоюзной организации от 19. 05. 2010 г. Номер обезличен (имеется отметка о получении);

- ГУ «Верхнеуфалейский городской Центр занятости населения» от 19. 05. 2010 г.  Номер обезличен (имеется отметка о получении).

В период, после предупреждения о предстоящем сокращении, Ускова В.Н. в полном объеме пользовалась правами, предоставленными ей трудовым законодательством. Так, согласно утвержденного графика отпусков, она с Дата обезличена года по Дата обезличена года находилась в ежегодном оплачиваемом отпуске.

            С распоряжением об увольнении истица ознакомлена письменно, копию распоряжения получила на руки. Трудовая книжка выдана в день увольнения Дата обезличена г., о чем свидетельствует отметка в журнале передвижения трудовых книжек. Полный расчет с Усковой В. Н. произведен также в день увольнения (копия платежной ведомости от 20. 07. 2010 г. л. ...).

Также истица указывала на то, что, если посчитать, что должность заместителя главы администрации Верхнеуфалейского городского округа по социальным вопросам и должность заместителя главы округа разные должности, то при сокращении занимаемой ею должности и увольнении ее с работы были нарушены требования ст. 179 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой при сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией. Истица считает, что при сокращении она имела преимущественное право на замещение должности заместителя главы округа по следующим основаниям, т.к. она имела стаж муниципальной службы в данной должности 16 лет; опыт руководящей работы 23 года; классный чин - действительный муниципальный советник 1 класса;  неоднократно поощрялась за безупречную работу и особые достижения в работе в виде грамот различного уровня  (  л. ...). В то время, как ФИО8, принятый на должность заместителя главы округа с должностными обязанностями заместителя главы округа по социальным вопросам: не имеет стажа муниципальной службы, ни одного дня; не имеет опыта руководящей работы; до поступления на высшую руководящую муниципальную должность не имел никакого классного чина.

Суд не может с  этим согласиться, т.к. должность заместителя главы Верхнеуфалейского городского округа по социальным вопросам, которую занимает ФИО10Н., является иной не только по наименованию, но исходя из пояснений представителя ответчика с иными функциональными обязанностями  (  окончательно не разработанными на день рассмотрения дела ), имеющей иной размер должностного оклада (  л. ...). При увольнении истицы с работы вопрос о преимущественном праве оставлении на работе не мог рассматриваться, т.к. ФИО8 занимал должность заместителя главы округа, т.е. иную должность.

 Проверяя порядок увольнения по инициативе работодателя, суд принимает во внимание, что в  соответствии со ст. 180 Трудового кодекса Российской Федерации при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с ч.З ст.81 Трудового кодекса Российской Федерации.

Администрация считает, что до и после ежегодного оплачиваемого отпуска Усковой В. Н. были письменно предложены все имеющиеся в администрации Верхнеуфалейского городского округа вакансии, от которых она отказалась, в том числе по должностям:

- заведующей хозяйством (предложения от Дата обезличена года Номер обезличен; от Дата обезличена года Номер обезличен; от Дата обезличена г.  Номер обезличен) (  л. ..., 122,126)  

- заместителя начальника юридического отдела (предложения от Дата обезличенаг Номер обезличен; от Дата обезличена г.  Номер обезличен) (  л. ..., 124);

- 2 вакансии уборщика служебных помещений (предложения от Дата обезличена г. Номер обезличен; от Дата обезличена г.  Номер обезличен)(  л. ..., 125).

 Истица согласилась, что перечисленные должности ей предлагалась, но в нарушение требований ч.З ст.81 Трудового кодекса Российской Федерации не по всем, соответствующим ее квалификации вакантным должностям, имеющимся в данной местности, в частности ей не были предложены вакантные должности управляющего Управлением социальной защиты населения Верхнеуфалейского городского округа и управляющего Управлением образования Верхнеуфалейского городского округа.

 Согласно ст. 32 п. 4 Устава Верхнеуфалейского городского округа в структуру администрации городского округа входят комитеты, отделы, комиссии, отдельные работники  (  служащие)  не вошедшие в указанные подразделения, которые подчинены непосредственно главе городского округа, а также отраслевые  (  функциональные)   и территориальные органы администрации. Руководители отраслевых  (  функциональных)   и территориальных органов администрации городского округа назначаются на должность главой городского округа.( л. ...)

Согласно структуры органов местного самоуправления, утвержденной решением Собрания депутатов Верхнеуфалейского городского округа от 29. 04. 2010 г Номер обезличен Управление социальной защиты населения и  Управление образования являются отраслевыми  (функциональными )  органами администрации Верхнеуфалейского городского округа ( наделенные правами юридического лица) (  л. ...).  

   Дата обезличена г  были прекращены трудовые договоры с  управляющими Управления образования ФИО12 и  Управления социальной защиты населения ФИО11  (  л. ..., 310). В  период срока предупреждения истицы о предстоящем сокращении на должности управляющих указанными управлениями были приняты новые работники( л. ..., 312).

Работодателем по отношению к   истице и  указанным работникам является глава округа, который указанные вакантные должности истице не предложил. 

Допущенное нарушение требований ст. 81 ч.3,180 Трудового кодекса Российской Федерации является основанием для признания незаконным увольнения Усковой В. Н. по сокращению штатов Истица подлежит восстановлению на работе в прежней должности заместителя главы администрации Верхнеуфалейского городского округа по социальным вопросам.

            В соответствии со ст.211 ТК РФ решение суда о  восстановлении Усковой В. Н. на работе подлежит немедленному исполнению.

Согласно ст. 232, 233, 234 ТК РФ работодатель обязан возместить работнику заработок, не полученный работником в  случае незаконного лишения возможности трудиться, к  каковым относится неполучение заработка вследствие незаконного увольнения..

В соответствии с  ч.1, 2  ст. 394 ТК РФ работнику подлежит выплата среднего заработка за время вынужденного прогула в случае незаконного увольнения.

В связи с незаконностью увольнения администрация Верхнеуфалейского городского округа должна выплатить истице заработную плату за все время вынужденного прогула со дня увольнения до дня восстановления на работе в размере 16169, 66 руб, исходя из расчета : среднемесячного заработка 39287, 38 руб, среднедневного заработка 1870, 83 руб (  л. ...)  за период с  21. 07. 2010 по 06. 09. 2010г (34 рабочих дня) и за вычетом выплаченного ей выходного пособия при увольнении 47438, 56 руб(  л. ...).  

            Рассматривая требования истицы о возмещении ей причиненного ответчиком морального вреда в размере 30 000 руб, суд учитывает, что статьей 394 ТК РФ предусмотрена возможность взыскания по требованию работника денежной компенсации морального вреда, причиненного незаконным увольнением.

Учитывая степень и длительность нравственных страданий истицы вызванных с невозможностью продолжать трудовую деятельность, суд считает возможным взыскать с  Администрации Верхнеуфалейского городского округа в пользу истицы в возмещение морального вреда 2000 ( две тысячи)  рублей.

Судебные издержки истица не понесла, т. к. в  соответствии со ст. 89 п. 1 пп. 1  ГПК РФ она освобождены от уплаты государственной пошлины.

 В соответствии со ст. 333.36 п. 1, пп. 19 Налогового кодекса РФ Администрация ВУГО как орган местного самоуправления освобождена от уплаты госпошлины.  

На основании ст. ст. 194-198 ГПК РФ

                                                            Р Е Ш И Л :

     Ускову Веру Николаевну восстановить на работе в   должности заместителя главы администрации Верхнеуфалейского городского округа.   

Взыскать с  Администрации Верхнеуфалейского городского округа в пользу Усковой Веры Николаевны средний заработок за время вынужденного прогула за период с 21. 07. 2010 по 06. 09. 2010 г 16169 руб 66 коп, в возмещение морального вреда 2000 руб 00 коп, всего 18169 руб 66 коп ( восемнадцать тысяч сто шестьдесят девять рублей 66 копеек).

ФИО9 в  части восстановления Усковой В.Н. на работе подлежит немедленному исполнению. 

ФИО9 может быть обжаловано в  кассационном порядке либо на него может быть принесено представление прокурора, участвовавшего в  процессе, в  ... суд в  течение 10 дней со дня принятия решения в  окончательной форме.

            Судья:                                                               Н. И. Гуцко