Дело № 2-70/2011г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ
Верхнеуральский районный суд Челябинской области в составе судьи Середкиной М.П.,
При секретаре судебного заседания Диденко Е.А.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Егорнова Владимира Николаевича к Администрации Верхнеуральского муниципального района о списании задолженности за коммунальные услуги,
У с т а н о в и л:
Егорнов В.Н. обратился в суд с заявлением о защите от незаконной оплаты за тепло и услуги ЖКХ.
Требования изменил, обратился с иском к Администрации Верхнеуральского муниципального района о списании по суду его долга за тепло в сумме <данные изъяты> рублей с ДД.ММ.ГГГГ. Просил установить оплату за все жилищно-коммунальные услуги в размере <данные изъяты>% от его доходов, подтвердить его право платить за все услуги ЖКХ не более <данные изъяты> % от его дохода, взыскать ущерб и издержки с Администрации Верхнеуральского района за отсутствие разрешения на отключение квартиры от сети теплоснабжения.
В судебном заседании истец Егорнов В.Н. требования поддержал, пояснил, что проживает один в собственной двухкомнатной квартире № <адрес> в доме № <адрес> по ул. <адрес> в г. <адрес>. Квартира отапливается в централизованном порядке от ОАО «<данные изъяты>».
Егорнов В.Н. получает пенсию около <данные изъяты> рублей, а за услуги по отоплению ему ежемесячно приходят счета на <данные изъяты> рублей. Он не в состоянии оплачивать такие суммы за отопление. Против оплаты других коммунальных услуг в установленном размере не возражает. Кроме пенсии доходов не имеет.
ДД.ММ.ГГГГ обращался в Администрацию Верхнеуральского района с заявлением об отключении квартиры от системы отопления, но разрешения не получил. От субсидий он отказался, т.к. предполагал, что после отключения квартиры от теплосети у него не будет необходимости оплачивать услуги отопления. В настоящее время не желает получать никаких субсидий от УСЗН, т.к. считает незаконным взимание такой высокой платы за отопление, которую он не в состоянии платить. Считает, что его таким образом пытаются лишить квартиры.
Представитель Администрации Верхнеуральского муниципального района ФИО1 с иском не согласилась, пояснила, что между Администрацией Верхнеуральского муниципального района и Егорновым В.Н. каких-либо договорных отношений не имеется. Предоставлением услуг ЖКХ Администрация района не занимается. Котельная по улице <адрес> не является собственностью района, находится в собственности Верхнеуральского городского поселения. Решение вопросов по отключению от теплоснабжения не входит в компетенцию Администрации района. В соответствии с Федеральным законом № 131 ФЗ «Об организации местного самоуправления…» ст.15 оплата за предоставленные гражданам услуги ЖКХ не является расходными обязательствами муниципального образования. В иске просила отказать в полном объеме.
Представитель УСЗН ФИО2 пояснила, что Егорнов В.Н. является ветераном труда Федерального значения и реабилитированным. В соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» и по его заявлению от ДД.ММ.ГГГГ ему УСЗН Верхнеуральского района предоставляются льготы на оплату услуг ЖКХ как ветерану труда.
Порядок исчисления льгот установлен Законом Челябинской области № 327 от 2004 года «О мерах социальной поддержки ветеранов Челябинской области» и Постановлением Губернатора Челябинской области № 343 от 10.11.2010 года. В соответствии с указанными нормативными актами для Егорнова В.Н., как одиноко проживающего пенсионера, исчисление льгот производится в размере 50% от величины действующего регионального стандарта на 42 кв.м. жилой площади, что ДД.ММ.ГГГГ для Егорнова В.Н. составляло <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. С изменением стандарта сумма льготы подлежит перерасчету. С ДД.ММ.ГГГГ порядок предоставления льгот изменен, деньги перечисляются ветеранам адресно почтовыми поручениями.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Егорнову перечислено в порядке предоставления льготы ветерана труда <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. В ДД.ММ.ГГГГ перечислено по <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., поскольку услуги в этот период по отоплению не предоставлялись. Льготы ему продолжают выплачиваться независимо от его заявления об отказе от субсидий в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах».
Задолженности перед Егорновым В.Н. по выплатам льгот УСЗН не имеет. Обязанность оплаты услуг ЖКХ лежит на лицах, пользующихся указанными услугами. Оснований для освобождения Егорнова В.Н. от оплаты нет. В иске просила отказать.
Представитель УСЗН ФИО3. пояснила, что гражданам в возмещение расходов за услуги ЖКХ предоставляются субсидии в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 года № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», Постановлением Губернатора Челябинской области № 141 от 18.05.2006 года « О региональных стандартах нормативной площади жилого помещения, используемых для расчета субсидий…», Постановлением Губернатора Челябинской области № 10 от 18.01.2010 года, Постановлением Администрации Верхнеуральского городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ.
Данными нормативными актами установлено, что предоставление субсидий носит заявительный характер. На основании его заявления субсидия начислялась до ДД.ММ.ГГГГ. Размер ее исчисляется как для одиноко проживающего пенсионера на <данные изъяты> кв. м жилой площади, при доле оплаты <данные изъяты>% от его дохода, т.е. его пенсии, с учетом регионального стандарта стоимости услуг ЖКХ для улицы <адрес> в г. <адрес>- <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.
С ДД.ММ.ГГГГ субсидии истцу не начисляются в связи с его заявлением об отказе от субсидий. Егорнову не может быть установлена оплата услуг ЖКХ в размере <данные изъяты>% от его пенсии, поскольку согласно Постановления Губернатора № 10 от 18.01.2010 года прожиточный минимум для пенсионеров составляет <данные изъяты> руб., а размер пенсии Егорнова В.Н. в ДД.ММ.ГГГГ составлял более <данные изъяты>. рублей, т.е. значительно больше и его доля расходов должна составлять не менее <данные изъяты> % от дохода. В иске просила отказать.
Представитель ОАО «<данные изъяты>» ФИО4 с иском не согласилась, пояснила, что оплата за отопление в квартирах многоквартирного дома по ул. <адрес> начисляется в соответствии с Тарифами, утвержденными Государственным комитетом «Единый тарифный орган по Челябинской области», Постановлением № 48/139 от 29.12.2009 года Гос. Комитета «Единый тарифный орган Челябинской области, Постановлением Правительства РФ № 109 от 2004 года «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии», Постановлением Главы администрации Верхнеуральского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ, которыми установлен норматив потребления услуг теплоснабжения населением, порядок ценообразования.
В соответствии с указанными нормативными актами стоимость услуг отопления на ул. <адрес> в г. <адрес> составляет /<данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. за 1 кв.м х <данные изъяты> кв. м общей отапливаемой площади/ = <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. Эта сумма и выставляется по счетам Егорнову В.Н. ежемесячно для оплаты. Собственник жилого помещения обязан оплачивать коммунальные услуги, в том, числе услуги отопления, в полном объеме. За возмещением расходов Егорнову В.Н. следует обратиться УСЗН.
С ДД.ММ.ГГГГ Егорнов не оплачивает услуги отопления. На ДД.ММ.ГГГГ у него был долг в размере <данные изъяты> рублей и долг продолжает увеличиваться, т.к. оплата не поступает. УСЗН не вправе предоставить субсидии при наличии долга. Поставщик предлагал Егорнову В.Н. заключить договор на погашение долга, что предоставило бы возможность получить субсидию, приглашали его для этого, но Егорнов В.Н. отказался от заключения такого договора.
С заявлением об отключении от сети отопления Егорнов В.Н. в ОАО «<данные изъяты>» не обращался. В иске просила отказать.
Представитель Администрации г. Верхнеуральска в судебное заседание не прибыл без извещения причин. Извещен надлежащим образом. Неявка судом признана неуважительной, определено рассмотреть дело в его отсутствие в соответствии со ст.167 ГПК РФ.
Заслушав объяснения участников процесса, изучив представленные доказательства, суд полагает исковые требования Егорнова В.Н. оставить без удовлетворения.
В соответствии со ст.39 ГПК РФ истец вправе изменить свои исковые требования. Изменение требований не противоречит закону, не нарушает интересов других лиц, принято судом.
В процессе рассмотрения дела истцу Егорнову В.Н. разъяснялось право пользоваться помощью адвоката или представителя, разъяснялось право и обязанность уточнить свои исковые требования, о чем имеется запись в протоколе судебного заседания /л.д. 106 /. Истец об уточнении требований не заявил, суд в соответствии со ст.196 ГПК РФ полагает рассмотреть дело по заявленным истцом требованиям.
Судом установлено, что квартира <адрес> в доме <адрес> по улице <адрес> в г. <адрес>, принадлежит Егорнову В.Н. на праве собственности /л.д. 116 /. Квартира в установленном законом порядке подключена к системе теплоснабжения, т.е. в соответствии со ст. 540 ГК РФ договор энергоснабжения считается заключенным /л.д.141 /. Поставщиком тепловой энергии является ОАО «<данные изъяты>», поставляющий теплоэнергию в спорную квартиру из котельной по ул. <адрес> в г. <адрес>. Котельная и теплосети по ул. <адрес> является собственностью Верхнеуральского городского поселения. /л.д.46 /вспорную квартиру. Между Администрацией г. Верхнеуральска и ОАО «<данные изъяты>» заключен договор № ДД.ММ.ГГГГ аренды котельной для подачи теплоэнергии. Договор не прекращен и не расторгнут /л.д. 47 /.
На ДД.ММ.ГГГГ за Егорновым В.Н. за услуги теплоснабжения возник долг у в <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. /л.д.69 /. Отапливаемая площадь квартиры истца составляет <данные изъяты> кв.м.
В соответствии с Постановлением № 48/139 от 24.12.2009 года Государственного Комитета «Единый Тарифный Орган Челябинской области» утверждены тарифы на тепловую энергию для Верхнеуральского района с ДД.ММ.ГГГГ /л.д. 55-58 /. Стоимость за 1 Гкал./ с НДС / - <данные изъяты> руб<данные изъяты> коп.
Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ Главы Администрации Верхнеуральского района установлен норматив потребления услуг теплоснабжения для населения для котельных на смешанном топливе 0,0452 Гкал на 1 кв. м.
На основании указанных тарифов расчет платежей для квартиры Егорнова В.Н. составляет:
<данные изъяты> руб.<данные изъяты>.х <данные изъяты> = <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. за 1 кв. м отапливаемой площади.
<данные изъяты> руб.<данные изъяты> коп. х <данные изъяты> кв.м = <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. – стоимость отопления квартиры Егорнова В.Н. в месяц.
Аналогичная сумма выставляется ОАО «<данные изъяты>» истцу для оплаты за отопление. Суд не усматривает оснований считать размеры оплаты за отопление, предъявляемые истцу, необоснованными незаконными.
Из изложенного следует, что Администрация Верхнеуральского района не является поставщиком тепловой энергии для Егорнова В.Н., каких-либо обязательств и договорных отношений с Егорновым В.Н. относительно услуг ЖКХ не имеет.
Согласно ст.153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилье и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возлагается на собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
В соответствии со ст.159, 160 Жилищного Кодекса РФ отдельные категории граждан имеют право на возмещение части расходов на коммунальные услуги за счет средств соответствующих бюджетов.
На основании ст.22 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда, определяются законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации. Согласно ст.13 указанного Закона при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка ему предоставляется по одному основанию по выбору ветерана.
Егорнов В.Н. является Ветераном труда, что подтверждается его удостоверением /л.д. 40/ и в соответствии с его заявлением в УСЗН Верхнеуральского района от ДД.ММ.ГГГГ ему предоставляется компенсация части расходов на оплату услуг ЖКХ в виде льгот и субсидий.
В соответствии с Постановлением Правительства Челябинской области от 21.01.2010 года № 4-п, в редакции Постановлений № 75 от 18.03.2010 года, № 342-П от 17.12.2010 года, в соответствии с графиком перехода муниципальных образований Челябинской области к системе денежных выплат по оплате жилья и коммунальных услуг, до ДД.ММ.ГГГГ льгота предоставлялась путем перечисления денежных средств поставщикам услуг. С ДД.ММ.ГГГГ порядок предоставления льгот изменен, денежные средства на возмещение расходов по оплате услуг ЖКХ перечисляются адресно, в том числе и Егорнову В.Н., почтовыми поручениями.
Порядок расчета льгот установлен Постановлением Губернатора Челябинской области № 343 от 10.11.2010 года, Постановлением Губернатора № 307 от 23.11.2009 года, Законом области № 327 от 30.11.2004 года.
Согласно ст.4 Закона Области № 327 оплата жилого помещения и коммунальных услуг для ветерана труда производится в размере 50% от величины регионального стандарта стоимости услуг ЖКХ в расчете на одного ветерана в месяц.
Для Егорнова при предоставлении услуг отопления указанная сумма составляла в ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. в месяц. Указанные суммы перечислялись истцу, что им не оспаривалось в судебном заседании, подтверждается объяснениями представителя УСЗН ФИО2 справками УСЗН о размерах предоставленных льгот. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Егорнову В.Н. выплачено льгот в сумме <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. /л.д. 81 /. Порядок и размеры начисления льгот истцом не оспариваются.
В соответствии со ст.20 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 года № 761 в возмещение расходов за услуги ЖКХ гражданам предоставляются субсидии.
Предоставление субсидий носит заявительный характер. Размер субсидий исчисляется помесячно, и зависит от размеров расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов нормативной площади жилого помещения и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан в совокупном доходе семьи в соответствии с формулой, установленной ст.23 указанных правил.
Егорнову В.Н. на основании его заявления от ДД.ММ.ГГГГ, заявления от ДД.ММ.ГГГГ УСЗН предоставлялись субсидии за оплату услуг ЖКХ.
Расчет субсидий производился в соответствии с п. 2 Положения о порядке назначения ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан на оплату жилья и коммунальных услуг…», утвержденного Постановлением Правительства Челябинской области от 21.01.2010 г. № 4-П с последующими изменениями и дополнениями, Постановлением Губернатора Челябинской области от 18.05.2006 г. № 141 «О региональных стандартах нормативной площади жилого помещения, используемых для расчета субсидий…», которыми для Егорнова, как одиноко проживающего пенсионера, установлен стандарт площади <данные изъяты> кв.м, максимально допустимая доля расходов – <данные изъяты>%.
Постановлением Администрации Верхнеуральского городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг по Верхнеуральскому городскому поселению, установлен стандарт для ул. <адрес> – <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. /л.д. 132-134 /.
Расчет субсидий: /стандарт <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. - /размер пенсии <данные изъяты> руб.<данные изъяты> коп. х <данные изъяты> %/= <данные изъяты> руб<данные изъяты> коп.
Указанная сумма начислялась Егорнову В.Н. в качестве субсидий с ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ по <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., т.к. отсутствовало отопление. Всего истцу перечислено субсидий с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. /л.д.129/. Истцом указанное обстоятельство не оспаривается.
Задолженности УСЗН перед Егорновым В.Н. по выплате субсидий не установлено.
Средний размер пенсии Егорова В.Н. в течение ДД.ММ.ГГГГ составлял <данные изъяты> руб<данные изъяты> коп. /л.д.130-131 /, что выше прожиточного минимума. В соответствии с Постановлением Губернатора Челябинской области № 141 от 18.05.2006 года п.2 требования Егорнова В.Н. о начислении ему и подтверждении его права на оплату за услуги ЖКХ в размере <данные изъяты>% от размера его пенсии как единственного источника доходов, суд находит необоснованными. Требования удовлетворению не подлежат.
Письменным заявлением в УСЗН Верхнеуральского района от ДД.ММ.ГГГГ Егорнов В.Н. от предоставления субсидий отказался /л.д.87 /, в связи с чем начисление субсидий ему с ДД.ММ.ГГГГ прекращено.
Суд считает не подлежащим удовлетворению требование истца о списании за счет Администрации Верхнеуральского муниципального района его долга за услуги ЖКХ. Администрация района не является собственником теплосетей, поставкой услуг ЖКХ не занимается, каких-либо договорных и обязательственных отношений ни с ОАО «<данные изъяты>», ни с Егорновым В.Н. не имеет. Права распоряжения денежными средствами ОАО «<данные изъяты>» Администрация района не имеет. В силу ст.15 Федерального закона № 131-ФЗ «Об организации местного самоуправления…» Администрация, как муниципальное образование, не имеет полномочий на оплату услуг ЖКХ, предоставляемых гражданам. Требование следует оставить без удовлетворения.
В силу вышеизложенного суд полагает оставить без удовлетворения требование о взыскании с Администрации района ущерба и издержек за не предоставление разрешения на отключение квартиры от сети теплоснабжения в ДД.ММ.ГГГГ. Размер ущерба и издержек истцом не определен. Доказательств вины Администрации района в причинении ущерба Егорнову В.Н. судом не представлено. В силу ст.26 ЖК РФ переустройство жилого помещения проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения. Администрация района не является собственником теплосетей по ул. <адрес> и не имеет права распоряжения указанным имуществом, в том числе права предоставлять разрешение об отключении квартиры Егорнова В.Н. от теплосети.
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом № 190-ФЗ от 27.07.2010 года «О теплоснабжении» запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных источников тепловой энергии.
Суд полагает разъяснить, что вопросы установки приборов учета тепла и расхода топлива следует разрешать с Администрацией г. Верхнеуральска и ОАО «<данные изъяты>».
Из всего изложенного суд приходит к выводу, что в соответствии со ст.153, 160 Жилищного Кодекса граждане, проживающие в жилых помещениях и потребляющие услуги ЖКХ, обязаны их своевременно оплачивать. Компенсация расходов осуществляется за счет средств соответствующего бюджета в установленном законом порядке на основании заявлений граждан, имеющих право на получение компенсаций.
Суд полагает необходимым разъяснить Егорнову В.Н., что для получения компенсаций за расходы по оплате услуг ЖКХ ему необходимо обратиться в Управление социальной защиты населения по Верхнеуральскому району с письменным заявлением о предоставлении установленных ему законом льгот и субсидий.
Руководствуясь сь.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Егорнова Владимира Николаевича к Администрации Верхнеуральского муниципального района о списании долга за коммунальные услуги, установлении оплаты за все услуги ЖКХ в размере <данные изъяты>% от его дохода, о подтверждении его права на оплату услуг ЖКХ в размере <данные изъяты>%, взыскании ущерба и издержек за не предоставление Администрацией Верхнеуральского муниципального района разрешения на отключение квартиры от системы централизованного отопления оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Верхнеуральский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения по ДД.ММ.ГГГГ включительно.
Судья М.П.Середкина.