О признании бездействий незаконными



Дело № 2-78/2011г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ

Верхнеуральский районный суд Челябинской области в составе судьи Середкиной М.П.,

При секретаре Диденко Е.А.,

С участием прокурора Волкова А.А.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Челябинского природоохранного прокурора в защиту прав и интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ГУП «<данные изъяты>» о признании бездействия незаконным, понуждении к исполнению обязанностей и приостановлении сброса загрязняющих веществ в водный объект,

У с т а н о в и л:

Челябинский природоохранный прокурор в защиту прав и интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, в интересах Росприроднадзора по Челябинской области, Администрации Верхнеуральского муниципального района обратился с иском к Государственному Унитарному предприятию «<данные изъяты>» о признании бездействия незаконным, понуждении к исполнению обязанностей и приостановлении сброса загрязняющих веществ в водный объект.

В судебном заседании прокурор Верхнеуральского района Волков А.А. требования природоохранного прокурора поддержал, просил удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Администрация Верхнеуральского муниципального района в судебное заседание не прибыла без извещения причин. Извещена надлежащим образом.

Управление Росприроднадзора по Челябинской области в судебное заседание не прибыл. Представлены письменный отзыв и заявление о рассмотрении дела без его участия. Судом определено рассмотреть дело в соответствии со ст.167 ГПК РФ без участия указанных лиц.

Представитель ответчика ГУП «<данные изъяты>» ФИО1 исковые требования признала частично, пояснила, что не возражает против признания незаконными действий <данные изъяты> по сбросу в период проверки в ДД.ММ.ГГГГ. в реку <данные изъяты> недостаточно очищенных сточных вод и без разрешения на сброс. Не возражает против удовлетворения требования природоохранного прокурора о проведении рекультивации земельного участка, предоставленного для размещения свалки твердых бытовых отходов с установлением срока рекультивации в 5 лет. В остальной части требования прокурора считает необоснованными:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> имеет разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую природную среду /водные объекты/. Разрешение не отозвано. При проведении проверки установлено превышение концентрации отдельных загрязняющих веществ при сбросе в реку <данные изъяты> однако какого-либо вреда окружающей среде не причинено, поэтому оснований для приостановления или запрещения сброса нет.

- с ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> не осуществляет деятельности по сбору, размещению, транспортировке, использованию отходов 1-4 класса опасности, поскольку <данные изъяты> заключены договоры на осуществление указанной деятельности со специализированными организациями, имеющими лицензии на осуществление указанной деятельности и лицензии на осуществление указанной деятельности <данные изъяты> не требуется.

- программа мониторинга <данные изъяты> разработана. Предписание Управления Росприроднадзора в этой части пансионатом исполнено. Обучение лиц, работающих с отходами 1-4 класса опасности <данные изъяты> произведено, что подтверждается Приказом директора <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении ответственных лиц ФИО2 и ФИО3, прошедших специальную подготовку для работы с отходами 1-4 класса опасности. Указанные требования прокурора просила оставить без удовлетворения.

Заслушав мнения участников процесса, изучив представленные доказательства, суд полагает исковые требования прокурора удовлетворить частично.

В соответствии со ст. 15,42, 58 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду и обязан сохранять природу, соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Отношения граждан и юридических лиц в области охраны окружающей среды регулируются Федеральным законом «Об охране окружающей среды». Ст.3,23,34,51,64-67 предусмотрено, что хозяйственная деятельность органов государственной власти РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических, физических лиц, оказывающих воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов:

- соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду,

- обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека,

- научно-обоснованное сочетание экологических, социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды,

- охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов,

- презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности,

- обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности,

- приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов,

- допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды,

- обеспечение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов и др.

Размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация, ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное воздействие на окружающую среду осуществляются в соответствии с требованиями об охране окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной деятельности для природопользователей устанавливаются нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов. За превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут установленную законом ответственность.

Установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Производственный контроль в области охраны окружающей среды осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов.

В соответствии со ст.35,39,44 Водного Кодекса РФ предусматривается, что поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующей требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты, разрабатываемых на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, микроорганизмов, и других показателей качества воды, и содержание которых в сбросах сточных вод не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

Водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать причинения вреда окружающей среде, содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и др.

Пользование водным объектом – р. <данные изъяты> в мкр. «<данные изъяты>» осуществляется <данные изъяты> на основании Решения Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области, зарегистрированного в государственном водном реестре ДД.ММ.ГГГГ за № на срок до ДД.ММ.ГГГГ /л.д.307-310/

Разрешением № на сброс загрязняющих веществ <данные изъяты> был разрешен сброс загрязняющих веществ в реку <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Разрешением № <данные изъяты> на сброс загрязняющих веществ в окружающую природную среду / водные объекты/ <данные изъяты> разрешен сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод или дренажных вод в водные объекты - реку <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с перечнем количества загрязняющих веществ, разрешенных к сбросу /л.д. 303-306/.

При проведении проверки Росприроднадзором ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> пользовался водным объектом реки <данные изъяты> на сброс загрязняющих веществ в отсутствие Разрешения на сброс и с превышениями установленных значений показателей сброса отдельных видов химических веществ. Так в соответствии с Актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что <данные изъяты> осуществлялся сброс сточных вод в реку <данные изъяты> с превышением содержания предельно-допустимого значения:

- в ДД.ММ.ГГГГ – ион аммония в <данные изъяты> раза, фосфатов в <данные изъяты> раза.

-в ДД.ММ.ГГГГ – БПК полн. в <данные изъяты> раза, ион аммония в <данные изъяты> раза, фосфатов в <данные изъяты> раза, нефтепродуктов в <данные изъяты> раза и т.д. /л.д. 20 /.

Указанными действиями <данные изъяты> нарушены ст. 35, 56 Водного Кодекса, запрещающие превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты при сбросе радиоактивных веществ, пестицидов и других отравляющих веществ.

Требования прокурора о признании указанных действий <данные изъяты> незаконными подлежит удовлетворению.

В то же время суд полагает оставить без удовлетворения требования прокурора о прекращении <данные изъяты> сброса в реку <данные изъяты> недостаточно очищенных сточных вод и о приостановлении сброса загрязняющих веществ в реку <данные изъяты> до устранения нарушений природоохранного законодательства, поскольку из Акта проверки Росприроднадзора следует, что существенного вреда окружающей среде действиями <данные изъяты> не причинено. Сведений о причинении ущерба водному объекту, окружающей среде прокурором не представлено. Из оглашенных судом объяснений представителя Росприроднадзора ФИО4 в судебном заседании и письменного отзыва Росприроднадзора следует, что аммоний и фосфор, выявленные при проверке в количестве, превышающем установленные нормативы сброса, разлагаются естественным путем без необратимых последствий для водной системы. Выявленные превышения установленных значений загрязняющих веществ в соответствии со ст.41 Водного Кодекса и ст.14.1 Приказа Министерства Природы № от ДД.ММ.ГГГГ не являются основанием для прекращения или приостановления сброса при наличии Разрешения на сброс. Разрешение на сброс № <данные изъяты>, выданное на основании Приказа Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> на срок действия от ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не отменено. Оснований для приостановления или прекращения сброса загрязняющих веществ в реку <данные изъяты> <данные изъяты> судом не установлено.

Требование прокурора в этой части следует оставить без удовлетворения.

В соответствии с федеральными законами № 7-ФЗ от 10.01.2001 года «Об охране окружающей среды» ст.30, ст.9 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 года № 89-ФЗ, лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов осуществляется в соответствии с ФЗ от 8.08.2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

В соответствии с п.74 ч.1 ст.17 указанного Федерального закона деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-4 класса опасности подлежит лицензированию /не подлежит лицензированию деятельность по накоплению отходов 1-5 класса опасности, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов 5 класса опасности / в редакции ФЗ-309 от 30.12.2008 г./.

Согласно проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение / в дальнейшем ПНООЛР /, утвержденного Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Челябинской области ДД.ММ.ГГГГ за №, <данные изъяты> в своей структуре имеет свалку ТБО для захоронения отходов / мусор от уборки территории и помещений учебно-воспитательных учреждений, обтирочный материал, загрязненный маслами, отработанные фильтры, пропитанные ГСМ, отходы от уборки территории и помещений культурно- спортивных учреждений и зрелищных мероприятий, мусор от уборки бытовых помещений, отходы /осадки/ при механической и биологической очистке сточных вод /после заключения СЭС/.

В соответствии с вышеназванным ПНООЛР № регистрации <данные изъяты> Лимиты на размещение отходов <данные изъяты> были выделены со сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ. Согласно указанных Лимитов было предусмотрено размещение отходов 3-5 класса опасности на собственном объекте размещения отходов – на свалке ТБО, при условии оформления паспортов на опасные отходы, регистрации свалки ТБО в государственном реестре объектов размещения отходов, представления на согласование в Управление проекта ведения мониторинга на объекте размещения отходов, обустройства свалки БТО в соответствии с действующими нормативными документами.

Указанные требования <данные изъяты> не выполнены:

В судебном заседании установлено, что согласно Акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ в ДД.ММ.ГГГГ отходы 3-5 класса опасности, образующиеся в результате хозяйственной деятельности <данные изъяты>, вывозились собственным транспортом <данные изъяты> на собственную свалку ТБО для размещения и частичного уничтожения /л.д. 22, 156, 172-174/ /.

Так в ДД.ММ.ГГГГ. согласно отчета <данные изъяты> /л.д. 164, 172-174 / <данные изъяты> образовано <данные изъяты> отходов, на свалке ТБО было размещено <данные изъяты> отходов, что подтверждается Актом проверки Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ /л.д. 22-26 /, отчетами <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ расчетами оплаты за размещение отходов <данные изъяты> /л.д.22 /.

В ДД.ММ.ГГГГ отходы 3-го класса опасности – масла моторные отработанные, трансмиссионные отработанные хранились в здании котельной в металлической емкости, использовались в хозяйственной деятельности. Лом черных металлов хранился навалом в гараже, использовался в хозяйственной деятельности <данные изъяты>, что также установлено Актом проверки Росприронадзора от ДД.ММ.ГГГГ /л.д. 22 /.

Отходы 1 и 2 класса опасности на период проверки ДД.ММ.ГГГГ находились на хранении <данные изъяты> в незначительном количестве :

- <данные изъяты> – 1 класс опасности в количестве <данные изъяты>,

- <данные изъяты> – 2 класс опасности - в количестве <данные изъяты>., что подтверждается Актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.22/

Лицензии у <данные изъяты> на деятельность по сбору, использованию, транспортировке, размещению отходов 1-4 класса опасности не имеется.

Представитель <данные изъяты> ФИО1 указанные обстоятельства не оспаривала.

Таким образом суд установил, что ДД.ММ.ГГГГ. <данные изъяты> осуществлял деятельность по сбору, использованию, хранению, транспортировке и размещению отходов 1-4 класса опасности без лицензии на занятие указанной деятельностью и без установленных Лимитов.

За указанное нарушение <данные изъяты> как юридическое лицо Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования привлечено к административной ответственности по ст. 8.2. КоАП РФ привлечено к административной ответственности, назначено наказание в виде штрафа в сумме <данные изъяты> рублей. /л.д.56 /.

Сведений о признании указанного Постановления незаконным суду не представлено.

Суд полагает обоснованным требование прокурора признать незаконными действия ГУП «<данные изъяты> по сбору, использованию, транспортировке, размещению отходов 1-4 класса опасности в отсутствие лицензии на указанный вид деятельности, полагает признать указанные действия <данные изъяты> незаконными.

Суд полагает обоснованным и подлежащим удовлетворению требование прокурора в срок до ДД.ММ.ГГГГ обучить лиц, допущенных к обращению с отходами 1-4 класса опасности на предприятии, на право работы с отходами 1-4 класса опасности, с получением свидетельств / сертификатов / на право работы с опасными отходами.

В соответствии со ст.15 федерального закона № 89-ФЗ от 1998 года «Об отходах производства и потребления» лица, допущенные к работе с отходами 1-4 класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную Свидетельствами / сертификатами/ на право работы с такими отходами.

Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении ответственных лиц за охрану окружающей среды на предприятии» назначен ответственным за природоохранную деятельность в целом на предприятии ФИО3 Ответственным за накопление, и размещение ТБО, учет образования, размещения и сдачу отработанных аккумуляторов, масляных фильтров, отработанных шин, обтирочного материала, отработанных ртутьсодержащих ламп, за работу очистных сооружений и водопроводных сетей, за накопление, хранение и сдачу медицинских отходов назначен ФИО2 Суду представлены Свидетельство о повышении квалификации на имя ФИО3, свидетельствующее о том, что он с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ повышал свою квалификацию по программе «Обеспечение экологической безопасности при работах в области обращения с опасными отходами» в объеме 112 часов /л.д. 185 / Представлен Сертификат, свидетельствующий о том, что ФИО3 допущен к аттестации на соответствие квалификации «Специалист системы управления обеспечения экологической безопасности» /л.д. 187./. Аналогичные документы представлены на ФИО2 / л.д.187-188 /.

Доводы представителя ответчика о прохождении указанными лицами надлежащего обучения для работы с опасными отходами суд находит необоснованными, поскольку в указанных документах не содержится сведений о праве на работу с отходами 1-4 класса опасности. Суд полагает, что <данные изъяты> к обращению с опасными отходами допущены лица, не имеющие профессиональной подготовки, подтвержденной сертификатами на право работы с отходами 1-4 класса опасности.

Требование прокурора подлежит удовлетворению.

Требования прокурора о разработке программы мониторинга состояния окружающей среды на территории объекта размещения отходов, о проведении рекультивации земельного участка под свалкой ТБО суд находит обоснованными, подлежащими удовлетворению:

Согласно ст.11,12 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, сооружений и иных объектов, осуществлении иной деятельности, связанной с обращением с отходами, обязаны проводить мониторинг состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами. Собственники объектов размещения отходов, а также лица во владении или пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания их эксплуатации обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством РФ.

Проведение мониторинга состояния окружающей среды на территории объекта размещения отходов предусмотрено также ст.63 Федерального закона № 7-ФЗ от 2002 г. «Об охране окружающей среды», Положением об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды / государственного экологического мониторинга/ утвержденного Постановлением от 31.03.2003 года.

Согласно Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение /ПНООЛР/, разработанного и утвержденного Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ за № <данные изъяты> в своей структуре имеет свалку твердых бытовых отходов /ТБО / для захоронения отходов / мусор от уборки территории и помещений учебно-воспитательных учреждений, обтирочный материал, загрязненный маслами, отработанные фильтры, пропитанные ГСМ, отходы от уборки территории и помещений культурно- спортивных учреждений и зрелищных мероприятий, мусор от уборки бытовых помещений, отходы /осадки/ при механической и биологической очистке сточных вод /после заключения СЭС/.

Земельный участок под существующей свалкой, расположенный по адресу <адрес>, мкр. «<адрес>», участок №, для размещения и частичного уничтожения бытовых и производственных отходов / кадастровый номер № общей площадью <данные изъяты> кв.м передан ГУП <данные изъяты>» в бессрочное пользование Постановлением Главы администрации Верхнеуральского района от ДД.ММ.ГГГГ № с изменениями Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно кадастрового Плана /л.д. 26/ объект расположен на землях особо охраняемых территорий.

Из характеристики объекта размещения отходов на ДД.ММ.ГГГГ, представленной <данные изъяты>, свалка эксплуатируется с ДД.ММ.ГГГГ, представляет собой специально отведенный земельный участок, который в соответствии со ст.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» должен быть оборудован для размещения и уничтожения отходов, указаны виды отходов, разрешенных к размещению. Свалка ТБО <данные изъяты> имеет обваловку, по периметру свалки вырыт ров, имеется ограждение. На указанную свалку ТБО в течение ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> с помощью собственного транспорта все отходы от хозяйственной деятельности 3-5 класса опасности без лицензии и учета Лимитов вывозились для размещения и частичного уничтожения.

В соответствии с вышеназванным ПНООЛР № регистрации <данные изъяты> Лимиты на размещение отходов <данные изъяты> были выделены со сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ. Согласно указанных Лимитов было предусмотрено размещение отходов 3-5 класса опасности на собственном объекте размещения отходов – на свалке ТБО, при условии оформления паспортов на опасные отходы, регистрации свалки ТБО в государственном реестре объектов размещения отходов, представления на согласование в Управление проекта ведения мониторинга на объекте размещения отходов, обустройства свалки БТО в соответствии с действующими нормативными документами.

В судебном заседании установлено, что отходы хозяйственной деятельности <данные изъяты> в ДД.ММ.ГГГГ вывозились на указанную свалку транспортом <данные изъяты> что подтверждается Актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ /л.д. 26 /. Указанное обстоятельство не оспаривала в суде представитель ответчика.6 /. дтверждается Актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ /л.д. деятельности <данные изъяты> в ДД.ММ.ГГГГ вывозились на указанную свалку,

Требования ПНООЛР и Лимитов на размещение отходов <данные изъяты> выполнены не были: программа мониторинга объекта размещения отходов / свалки ТБО / не разработана, мониторинг состояния окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду не ведется, результатов мониторинга суду не представлено. Указанные обстоятельства подтверждаются Актом проведения проверки от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.25-26/, предписанием об устранении недостатков № от ДД.ММ.ГГГГ /л.д. 193 /.

Доводы представителя ответчика о наличии у <данные изъяты> программы мониторинга /л.д.191 / суд находит несостоятельными. В соответствии со ст. 63 ФЗ -7 «Об охране окружающей среды», Постановление Правительства РФ от 31.03.2003 г. № 177 «Об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды / государственного экологического мониторинга /» мониторинг представляет собой комплексную систему наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния окружающей среды. «Программа ведения мониторинга» от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.191 /, представленная суду <данные изъяты>, представляет по мнению суда перечень мероприятий, планируемых <данные изъяты> в области охраны окружающей среды и не соответствует требованиям названных законодательных актов.

Суд полагает требование прокурора в этой части удовлетворить, обязать ГУП «<данные изъяты>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать программу ведения мониторинга состояния окружающей среды на территории объекта размещения отходов - земельном участке с кадастровым № под существующей свалкой, расположенной по адресу <адрес>, мкр. «<адрес>», участок №, переданном ГУП <данные изъяты>» в бессрочное пользование Постановлением Главы Администрации Верхнеуральского района Постановлением Главы администрации Верхнеуральского муниципального района Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ. №.

С ДД.ММ.ГГГГ деятельность <данные изъяты> по сбору, использованию, транспортировке, размещению отходов 1-4 класса опасности прекращена, что подтверждается Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ директора <данные изъяты> «О запрете вывоза твердых бытовых отходов» с ДД.ММ.ГГГГ, которым запрещен вывоз ТБО на свалку <данные изъяты> /л.д.183 /.

ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> заключен договор <данные изъяты> со специализированной организацией МУП «<данные изъяты>» <адрес> «Об оказании услуг по вывозу /траспортировке/ и последующему размещению твердых бытовых отходов» на срок до ДД.ММ.ГГГГ /л.д.203-205 /. ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> заключен с МУП «<данные изъяты>» аналогичный договор <данные изъяты> со сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ/ л.д.301-302 /. ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ заключены договоры с ООО «<данные изъяты>» на вывоз аккумуляторов и др./л.д. 107-108/, Договор от ДД.ММ.ГГГГ. с ООО «<данные изъяты>» на вывоз отработанных масел /л.д. 148-149 /.

Предметом указанных договоров является оказание услуг <данные изъяты> специализированными предприятиями по обеспечению регулярного вывоза /транспортировки/ и последующему размещению на территории городской левобережной свалки <адрес> отходов 3-5 классов опасности, образуемых на объектах <данные изъяты> в согласованных объемах накопления. Все указанные предприятия имеют лицензии на сбор, транспортировку, размещение, использование отходов 1-4 класса опасности /л.д.116-120, 149-151 /.

Для временного накопления отходы складируются на территории <данные изъяты> в контейнерах для сбора отходов на специально отведенных местах /л.д. 66, 203-205 /, что подтверждается Актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ. Лицензия для временного накопления отходов законом не предусмотрена.

Из изложенного следует, что у <данные изъяты> в связи с прекращением деятельности по сбору, использованию, транспортировке, размещению отходов 1-4 класса опасности нет обязанности на получение лицензии на занятие указанной деятельностью.

Требование прокурора обязать <данные изъяты> в срок до ДД.ММ.ГГГГ получить лицензию на занятие указанной деятельностью удовлетворению не подлежит.

Однако в соответствии со ст.11,12 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники объектов размещения отходов, а также лица во владении или пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания их эксплуатации обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством РФ.

Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ администрации Верхнеуральского района <данные изъяты> передан в бессрочное пользование для размещения свалки твердых бытовых отходов / далее- ТБО / земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв.м, кадастровый номер № Фактическая площадь свалки составляет <данные изъяты> га. Свалка представляет собой котлован, обнесенный земляным валом высотой около <данные изъяты>, обнесена забором из колючей проволоки. На въезде на свалку установлены ворота. Свалка ТБО является объектом размещения отходов, на котором осуществляется захоронение отходов, образующихся в <данные изъяты>. Свалка размещена на землях, отнесенных к особо охраняемым территориям. С прекращением ее эксплуатации и в соответствии с Федеральными законами № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» ст.11,12, указанный земельный участок подлежит приведению в первоначальное состояние.

Суд полагает удовлетворить требование прокурора, обязать <данные изъяты>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести рекультивацию земельного участка, на котором размещается свалка ТБО ГУП <данные изъяты>».

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

Исковые требования Челябинского природоохранного прокурора в защиту прав и интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц в интересах истцов Управления Росприроднадзора по Челябинской области, Администрации Верхнеуральского муниципального района Челябинской области к Государственному унитарному предприятию «<данные изъяты>» удовлетворить частично.

Признать незаконными действия Государственного унитарного предприятия «<данные изъяты>» по сбросу в реку <данные изъяты> недостаточно очищенных сточных вод и деятельность по сбору, использованию, транспортировке, размещению отходов 1-4 класса опасности в отсутствие лицензии на указанный вид деятельности.

Обязать ГУП «<данные изъяты>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать программу ведения мониторинга состояния окружающей среды на территории объекта размещения твердых бытовых отходов- земельном участке с кадастровым номером № под существующей свалкой, расположенной в <адрес>, мкрн. «<адрес>», участок №, переданный ГУП «<данные изъяты> в бессрочное пользование Постановлением Главы Администрации Верхнеуральского района № от ДД.ММ.ГГГГ с изменениями, внесенными Постановлением Главы Администрации Верхнеуральского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать ГУП «<данные изъяты>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести рекультивацию указанного земельного участка.

Обязать ГУП «<данные изъяты>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ обучить лиц, допущенных к обращению с отходами 1-4 класса опасности на предприятии, на право работы с отходами 1-4 класса опасности, с получением свидетельств / сертификатов/ на право работы с опасными отходами.

Требования о прекращении сброса ГУП «<данные изъяты>» в реку <данные изъяты> недостаточно очищенных сточных вод посредством ввода в эксплуатацию очистных сооружений канализации с применением наилучших существующих технологий очистки сточных вод от загрязняющих веществ, о приостановлении сброса загрязняющих веществ в водный объект реку <данные изъяты> до устранения нарушений природоохранного законодательства, требование обязать получить лицензию на деятельность по сбору, размещению, использованию, транспортировке отходов 1-4 класса опасности оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Верхнеуральский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья М.П.Середкина.