Дело № 2-354\11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ
Верхнеуральский районный суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Селецкой Е.П.,
при секретаре Красюк Л.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Верхнеуральского района Челябинской области, предъявленного в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному учреждению культуры «<адрес>», администрации муниципального образования «<адрес>» о признании действий и бездействий незаконными, обязывании произвести устранение нарушений пожарной безопасности,
у с т а н о в и л :
Прокурор Верхнеуральского района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ответчикам муниципальному учреждению культуры «<адрес>», администрации муниципального образования «<адрес>», в котором просит признать действие и бездействие ответчиков, выразившееся в невыполнении требований пожарных, а именно: здание не оборудовано системой оповещения людей в случае пожара, здание не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией, портальный проём сцены не защищён дренчерной установкой (водяной завесой), на сети внутреннего противопожарного водопровода не установлены насосы-повысители для подачи расчётного количества воды, сеть внутреннего противопожарного водопровода находится в неисправном состоянии, здание не оборудовано аварийным освещением, не обработаны огнезащитным составом деревянные конструкции сценической коробки, горючие декорации, сценическое и выставочное оформление, пожарные краны не укомплектованы рукавами, стволами и не проверены на работоспособность, в комнате сторожа эксплуатируется участок временной электропроводки в ветхо-аварийном состоянии, электропроводка в комнате сторожа выполнена на скрутках между собой, электропроводка в кабинете директора заклеена горючими материалами (обоями), электропроводка в дискозале выполнена на скрутках между собой, находится в ветхо-аварийном состоянии, электропроводка в распределительных коробках выполнена на скрутках между собой, распределительные коробки не закрыты крышками, предусмотренными конструкцией, вторая дверь основного эвакуационного выхода из здания наружу закрыта на замок, двери эвакуационных выходов на первом этаже здания закрыты на замки, учреждение не обеспечено первичными средствами пожаротушения согласно норм, в лестничных клетках не установлены самозакрывающиеся двери с уплотнителями в притворах, не проведено испытание наружных пожарных лестниц, на путях эвакуации не обеспечено наличие эвакуационных знаков пожарной безопасности в соответствии с ГОСТ, не выполнен план эвакуации в соответствии с ГОСТ, противопожарный инструктаж проведён не по специальной программе - незаконным; обязать ответчиков устранить указанные нарушения требований пожарной безопасности.
В обоснование своих требований прокурор указал, что ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру Верхнеуральского района поступила информация государственного инспектора ОНД № 14 по пожарному надзору ФИО2 по вопросу нарушения Муниципальным учреждением культуры «<адрес> требований пожарной безопасности.
В ходе проверки установлено следующее. ДД.ММ.ГГГГ заместителем главного государственного инспектора Верхнеуральского муниципального района по пожарному надзору ФИО1 проведена плановая проверка исполнения требований пожарной безопасности в деятельности <адрес>. В результате указанной проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности в деятельности указанного учреждения. ДД.ММ.ГГГГ заместителем главного государственного инспектора Верхнеуральского района ФИО1 составлен акт № проверки соблюдения требований пожарной безопасности.
ДД.ММ.ГГГГ директору <адрес> ФИО4 выдано предписание № по устранению нарушений требований пожарной безопасности. Срок устранения нарушения требований пожарной безопасности ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ государственными инспекторами ОНД № 14 по пожарному надзору ФИО3, ФИО2 проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ составлен акт проверки №. Согласно указанному акту <адрес> допущены следующие нарушения требований пожарной безопасности:
- здание не оборудовано системой оповещения людей в случае пожара;
- здание не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией;
- портальный проём сцены не защищён дренчерной установкой (водяной завесой);
- на сети внутреннего противопожарного водопровода не установлены насосы-повысители для подачи расчётного количества воды;
- сеть внутреннего противопожарного водопровода находится в неисправном состоянии;
- здание не оборудовано аварийным освещением;
- не обработаны огнезащитным составом деревянные конструкции сценической коробки, горючие декорации, сценическое и выставочное оформление;
- пожарные краны не укомплектованы рукавами, стволами и не проверены на работоспособность;
- в комнате сторожа эксплуатируется участок временной электропроводки в ветхо-аварийном состоянии;
- электропроводка в комнате сторожа выполнена на скрутках между собой;
- электропроводка в кабинете директора заклеена горючими материалами (обоями);
- электропроводка в дискозале выполнена на скрутках между собой, находится в ветхо-аварийном состоянии;
- электропроводка в распределительных коробках выполнена на скрутках между собой;
- распределительные коробки не закрыты крышками, предусмотренными конструкцией;
- вторая дверь основного эвакуационного выхода из здания наружу закрыта на замок;
- двери эвакуационных выходов на первом этаже здания закрыты на замки;
- учреждение не обеспечено первичными средствами пожаротушения согласно норм;
- в лестничных клетках не установлены самозакрывающиеся двери с уплотнителями в притворах;
- не проведено испытание наружных пожарных лестниц;
- на путях эвакуации не обеспечено наличие эвакуационных знаков пожарной безопасности в соответствии с ГОСТ;
- не выполнен план эвакуации в соответствии с ГОСТ;
- противопожарный инструктаж проведён не по специальной программе.
Таким образом, незаконные действия и бездействие администрации <адрес> являются продолжительными (с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время). Предпринятые органом надзорной деятельности меры полностью не изменили сложившуюся ситуацию.
Помощник прокурора Верхнеуральского района Королев И.Н. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Просил обязать ответчиков в течение 8 (восьми) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований пожарной безопасности.
Представитель ответчика <адрес>», директор ФИО4, действующая на основании приказа, в судебном заседании с иском согласилась, суду пояснила, что для устранения выявленных нарушений необходимо время и финансовые возможности, а так как собственных денежных средств у них нет, финансирование осуществляет <адрес>.
Представитель ответчика администрации МО « <адрес>» Ткачев С.М., в судебном заседании пояснил, что выявленные нарушения требований пожарной безопасности имеют место, для их устранения необходимо заложить в бюджет следующего года денежные средства и при их поступлении устранить выявленные нарушения. Просил суд предоставить для устранения нарушений не 8 месяцев, а 12 месяцев.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит иск прокурора Верхнеуральского района подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ (ред. от 29.12.2010) «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
На основании ч. ч. 2 и 3 ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;
Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Согласно ст. 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.
В соответствии с п. 4 Правил пожарной безопасности в РФ (далее - ППБ 01-03), утв. Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313, руководители организации и индивидуальные предприниматели на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений.
Согласно п. 10 ППБ 01-03 собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности.
На основании п. 3 ППБ 01-03 наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
В соответствии с п. 16 ППБ 01-03 в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре.
В соответствии п. 5.1 Норм пожарной безопасности «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03), утв. Приказом МЧС РФ от 20.06.2003 N 323 (ред. от 07.02.2008), тип СОУЭ для зданий определяется по таблице 2. Допускается использование более высокого типа СОУЭ для зданий при соблюдении условия обеспечения безопасной эвакуации людей.
Из п. 9 указанной таблицы следует, что зрелищные учреждения оборудуются 1, 2, 3 типами систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Согласно п. 14 «Норм Пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (далее - НПБ 110-03), утв. Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 315, перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией, представлен в обязательном приложении.
На основании п. 9 таблицы 1 обязательного приложения к НПБ 110-03 здание МУК КДЦ как здание общественного и административно-бытового назначения подлежит защите автоматической установкой пожарной сигнализации.
В соответствии с п. 2.1.15 «ВППБ 13-01-94. Правила пожарной безопасности для учреждений культуры Российской Федерации» (введены в действие Приказом Минкультуры РФ от 01.11.1994 N 736) в залах учреждений культуры вместимостью менее 800 человек, где не имеется противопожарного занавеса, портальный проем должен защищаться дренчерной установкой (водяной завесой).
Согласно п. 9.11 ВППБ 13-01-94 сеть внутреннего противопожарного водопровода должна быть только кольцевой. Если городской водопровод не обеспечивает подачи расчетного количества воды и необходимого напора у пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода, то должны устанавливаться насосы-повысители.
На основании п. 89 ППБ 01-03 сети противопожарного водопровода должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения. Проверка их работоспособности должна осуществляться не реже двух раз в год (весной и осенью).
В соответствии с п. 4.3 ВППБ 13-01-94 электроснабжение учреждений культуры должно осуществляться не менее чем от двух независимых друг от друга источников питания.
Согласно п. 4.4 ВППБ 13-01-94 для питания аварийного освещения учреждений культуры должны быть установлены аккумуляторные батареи, рассчитанные на работу аварийного освещения не менее 1 часа. Аварийное освещение должно включаться одновременно для всего здания автоматически при выключении рабочего освещения.
На основании п. 150 ППБ 01-03 деревянные конструкции сценической коробки (колосники, подвесные мостики, рабочие галереи и т.п.), горючие декорации, сценическое и выставочное оформление, а также драпировки в зрительных и экспозиционных залах, фойе, буфетах должны быть обработаны огнезащитными составами. У руководителя учреждения должен быть соответствующий акт организации, выполнившей эту работу, с указанием даты пропитки и срока ее действия.
В соответствии с п. 91 ППБ 01-03 пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода должны быть укомплектованы рукавами и стволами. Пожарный рукав должен быть присоединен к крану и стволу. Необходимо не реже одного раза в год производить перекатку рукавов на новую скатку.
Согласно п. 57 ППБ 01-03 проектирование, монтаж, эксплуатацию электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием необходимо осуществлять в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике.
На основании п. 60 ППБ 01-03 при эксплуатации действующих электроустановок запрещается использовать приемники электрической энергии (электроприемники) в условиях, не соответствующих требованиям инструкций организаций-изготовителей, или приемники, имеющие неисправности, которые в соответствии с инструкцией по эксплуатации могут привести к пожару, а также эксплуатировать электропровода и кабели с поврежденной или потерявшей защитные свойства изоляцией.
В соответствии с п. 2.1.21. Правил устройства электроустановок (ПУЭ). Шестое издание (утв. Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР 05.10.1979) (ред. от 20.06.2003) соединение, ответвление и оконцевание жил проводов и кабелей должны производиться при помощи опрессовки, сварки, пайки или сжимов (винтовых, болтовых и т.п.) в соответствии с действующими инструкциями, утвержденными в установленном порядке.
Согласно п. 2.1.37 ПУЭ при открытой прокладке защищенных проводов (кабелей) с оболочками из сгораемых материалов и незащищенных проводов расстояние в свету от провода (кабеля) до поверхности оснований, конструкций, деталей из сгораемых материалов должно составлять не менее 10 мм. При невозможности обеспечить указанное расстояние провод (кабель) следует отделять от поверхности слоем несгораемого материала, выступающим с каждой стороны провода (кабеля) не менее чем на 10 мм.
На основании п. 52 ППБ 01-03 двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания, за исключением дверей, открывание которых не нормируется требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.
Запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать людям, находящимся внутри здания (сооружения), возможность свободного открывания запоров изнутри без ключа.
В соответствии с п. 108 ППБ 01-03 Помещения, здания и сооружения необходимо обеспечивать первичными средствами пожаротушения в соответствии с приложением № 3.
В соответствии с п. 6.18* СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», принятые и введенные в действие Постановлением Минстроя РФ от 13 февраля 1997 г. № 18-7, лестничные клетки, как правило, должны иметь двери с приспособлениями для самозакрывания и с уплотнением в притворах.
Согласно п. 41 ППБ 01-03 наружные пожарные лестницы и ограждения на крышах (покрытиях) зданий и сооружений должны содержаться в исправном состоянии и не реже одного раза в пять лет подвергаться эксплуатационным испытаниям.
На основании п. 51 ППБ 01-03 при эксплуатации эвакуационных путей и выходов должно быть обеспечено соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности).
В соответствии с п. 6 Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утв. Приказом МЧС России от 12.12.2007 № 645, противопожарный инструктаж проводится администрацией (собственником) организации по специальным программам обучения мерам пожарной безопасности работников организаций (далее - специальные программы) и в порядке, определяемом администрацией (собственником) организации (далее - руководитель организации).
Согласно п. 18 Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» первичный противопожарный инструктаж проводится по программе, разработанной с учетом требований стандартов, правил, норм и инструкций по пожарной безопасности. Программа проведения вводного инструктажа утверждается руководителем структурного подразделения организации или лицом, ответственным за пожарную безопасность структурного подразделения.
На основании п. 51 Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» специальные программы разрабатываются и утверждаются администрациями (собственниками) организаций.
В соответствии с п. 53 Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» согласование специальных программ иных организаций осуществляется структурными подразделениями соответствующих территориальных органов МЧС России, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора.
Из объяснений директора <адрес> ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ следует, в <адрес> фактически работает 25 работников. В ДД.ММ.ГГГГ году в <адрес> посетило 1 500 человек. В <адрес> проводятся дискотеки один раз в неделю. В <адрес> ведётся 5 спортивных секций, народный хор «<данные изъяты> детская фольклорная группа «<данные изъяты>», ансамбль «<данные изъяты> театральный кружок «<данные изъяты> театр марионеток, кружок «<данные изъяты>». В <адрес> имеется библиотека с читальным залом.
Действиями и бездействием администрации <адрес>, выразившимися в несоблюдении вышеуказанных требований пожарной безопасности, нарушены права неопределённого круга лиц на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара (ч. 1 ст. 41 Конституции РФ, ст. ст. 1, 2 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, ст. 34 Федерального закона «О пожарной безопасности»).
Правила пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 г., устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица, в установленном законом порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Как установлено в ходе рассмотрения дела и подтверждается представленными доказательствами учредителем <адрес>» является администрация МО «<адрес>».
Из материалов дела следует, что заместителем главного государственного инспектора Верхнеуральского муниципального района по пожарному надзору ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка с целью надзора за выполнением обязательных требований пожарной безопасности в деятельности <адрес> совместно с директором ФИО4, по результатам которой установлено, что нарушены требования пожарной безопасности в деятельности <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ директору <адрес> ФИО4 было вынесено предписание по устранению нарушений требований пожарной безопасности. Срок устранения нарушения требований пожарной безопасности ДД.ММ.ГГГГ.
Доказательств того, что ответчиками предприняты все необходимые меры для устранения выявленных недостатков в ходе рассмотрения дела суду не предоставлено.
Бездействие ответчиков по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности нарушает права детей на безопасные условия пребывания в учреждении, ставит под угрозу их безопасность.
При таких обстоятельствах, суд считает, что исковые требования прокурора Верхнеуральского района о признании бездействий муниципального учреждения культуры «<адрес>», администрации муниципального образования «<адрес> незаконными, об обязывании ответчиков устранить нарушения требований пожарной безопасности - подлежат удовлетворению в полном объеме.
Суд считает, что ответчикам следует предоставить срок для устранения нарушения требований пожарной безопасности – 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда ввиду того, что нарушений выявлено много и для их устранения требуются значительные финансовые затраты.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 198 ГПК РФ,
р е ш и л :
Иск прокурора Верхнеуральского района к муниципальному учреждению культуры «<адрес>», администрации муниципального образования «<адрес>» о признании бездействий незаконными, обязывании устранить нарушения требований пожарной безопасности, - удовлетворить.
Признать незаконными бездействие муниципальное учреждение культуры «<адрес>», администрации муниципального образования «<адрес>» по невыполнению требований пожарных в соответствии с нормами пожарной безопасности
Обязать муниципальное учреждение культуры «<адрес>», администрации муниципального образования «<адрес>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
- оборудовать здание учреждения системой оповещения людей в случае пожара;
- оборудовать здание учреждения автоматической пожарной сигнализацией;
- в портальном проёме сцены дренчерную установку (водяную завесу) привести в исправное состояние;
- на сети внутреннего противопожарного водопровода установить насосы-повысители для подачи расчётного количества воды;
- сеть внутреннего противопожарного водопровода привести в исправное состояние;
- здание учреждения оборудовать аварийным освещением;
- обработать огнезащитным составом деревянные конструкции сценической коробки, горючие декорации, сценическое и выставочное оформление;
- пожарные краны укомплектовать рукавами, стволами и проверить на работоспособность;
- в комнате сторожа прекратить эксплуатацию участка временной электропроводки, находящейся в ветхо-аварийном состоянии;
- электропроводку в комнате сторожа выполнить на специальных зажимах между собой;
- от электропроводки в кабинете директора убрать горючие материалы (обои) на расстоянии 1 сантиметра;
- электропроводку в дискозале выполнить на специальных зажимах между собой, прекратить её эксплуатацию в ветхо-аварийном состоянии;
- электропроводку в распределительных коробках выполнить на специальных зажимах между собой;
- распределительные коробки закрыть крышками, предусмотренными конструкцией;
- на вторую дверь основного эвакуационного выхода из здания установить внутренний легко открывающийся запор;
- на двери эвакуационных выходов на первом этаже здания установить внутренние легко открывающиеся замки;
- обеспечить учреждение первичными средствами пожаротушения согласно норм;
- в лестничных клетках установить самозакрывающиеся двери с уплотнителями в притворах;
- провести испытание наружных пожарных лестниц;
- на путях эвакуации обеспечить наличие эвакуационных знаков пожарной безопасности в соответствии с ГОСТ;
- выполнить план эвакуации в соответствии с ГОСТ;
- провести противопожарный инструктаж по специальной программе.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через Верхнеуральский районный суд.
Председательствующий: Селецкая Е.П.