о признании бездействия незаконным, возложении обязанности



Дело № 2-398\11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ

Верхнеуральский районный суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Селецкой Е.П.,

при секретаре Красюк Л.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Верхнеуральского района Челябинской области, предъявленного в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному общеобразовательному учреждению <адрес> администрации муниципального образования «<адрес>» о признании бездействий незаконными, обязывании произвести устранение нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения,

у с т а н о в и л :

Прокурор Верхнеуральского района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц (несовершеннолетних), обратился в суд с иском к ответчикам муниципальному общеобразовательному учреждению <адрес> администрации муниципального образования «<адрес>», в котором просит признать бездействие ответчиков, выразившееся в не выполнении требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения о проведении капитального ремонта в помещении МОУ <адрес> - незаконным; обязать ответчиков устранить нарушения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения а именно:

- провести капитальный ремонт аварийных участков кровли над помещениями спортивных залов МОУ <адрес>;

- провести капитальный ремонт туалетов МОУ <адрес>;

- оборудовать вытяжную вентиляцию в туалетах на первом этаже МОУ <адрес>;

- установить умывальники в трёх помещениях начальных классов, медицинском кабинете МОУ <адрес>;

- оборудовать классные доски софитами в восьми учебных классах;

- обеспечить горячим и холодным водоснабжением помещение медицинского кабинета, учебные помещения начальных классов, кабинеты физики, химии, черчения, рисования, мастерские трудового обучения;

- обеспечить наличие металлического мусоросборника с закрывающейся крышкой на территории МОУ <адрес>;

- организовать производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

В обоснование своих требований прокурор указал, что ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру Верхнеуральского района поступила информация главного государственного санитарного врача по <адрес> и <адрес> <адрес>м по вопросу нарушения МОУ <адрес> требований санитарного законодательства. В ходе проведенной проверки установлено следующее. Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Челябинской области ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ проведены проверки исполнения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в деятельности МОУ <адрес>, в результате которых выявлены названные нарушения.

ДД.ММ.ГГГГ директору МОУ <адрес> ФИО1 выдано предписание № об устранении нарушений санитарного законодательства. Указанное предписание не исполнено в полном объёме, в связи с чем в отношении ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении. ДД.ММ.ГГГГ Самойлова Л.Т. мировым судьёй привлечена к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района совместно с главным специалистом-экспертом территориального одела Управления Роспотребнадзора по Челябинской области проведена проверка исполнения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в деятельности МОУ <адрес>, в ходе которой выявлены следующие нарушения.

В нарушение ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ (ред. от 28.09.2010) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч. 1 ст. 51 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 (ред. от 02.02.2011) «Об образовании» раздевальные для мальчиков и девочек, душевые, уборные для мальчиков и девочек, комната для инструктора при спортивных залах МОУ <адрес> находятся в антисанитарном состоянии из-за систематических потёков воды с кровли. Требуется капитальный ремонт аварийных участков кровли над спортивными залами и помещений спортзалов.

В нарушение ст. 28 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч. 1 ст. 51 Закона РФ «Об образовании», п. 2.5.9. СанПиН 2.4.2.1178-02 Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 25.11.2002, санитарно-техническое состояние санитарных узлов для мальчиков и для девочек неудовлетворительное, кабинами с дверями не оборудованы, требуется проведение капитального ремонта туалетов и замена санитарных приборов. В санузле на первом этаже стойкий запах аммиака, отсутствует вентиляция.

В нарушение п. 2.3.24 СанПиН 2.4.2.1178-02 в трёх помещениях начальных классов, медицинском кабинете МОУ <адрес> отсутствуют умывальники.

В нарушение п. 2.6.2 СанПиН 2.4.2.1178-02 классные доски оборудованы софитами в 2 из 10 учебных классов.

В нарушение п. 2.7.5 СанПиН 2.4.2.1178-02 холодным и горячим водоснабжением душевые пищеблока, помещение медицинского кабинета, учебные помещения начальных классов, кабинеты физики, химии, черчения, рисования, мастерские трудового обучения не обеспечены.

В нарушение п. 2.11.11 СанПиН 2.4.2.1178-02 на территории участка МОУ <адрес> металлические мусоросборники с закрывающимися крышками отсутствуют, мусор собирать некуда. На территории, непосредственно примыкающей к школе, обнаружена несанкционированная свалка.

В нарушение п. 14.1 СП 2.3.6.1079-01, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 06.11.2001, п. 1.5., 2.1. СП 1.1.1058-01, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 10.07.2001, п. 14.2. СанПиН 2.4.5.2409-08, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ от 23.07.2008 N 45, МОУ <адрес> не организован производственный контроль.

В МОУ <адрес> фактически работает 34 работника, обучается 141 ребёнок.

Незаконное бездействие администрации <адрес>, МОУ <адрес> являются продолжительным (с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время). Предпринятые органом надзорной деятельности меры полностью не изменили сложившуюся ситуацию.

Бездействие администрации <адрес>, МОУ <адрес>, выразившееся в необеспечении надлежащего санитарного состояния, нарушают права детей на безопасные условия пребывания в учреждении, ставят под угрозу их безопасность, жизнь и здоровье.

Бездействием администрации <адрес>, МОУ <адрес> нарушены права учащихся на условия, гарантирующие охрану и укрепление их здоровья (ч. 1 ст. 51 Закона РФ «Об образовании»).

Помощник прокурора Верхнеуральского района Королев И.Н. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Просил обязать ответчиков в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований санитарного законодательства.

Представитель ответчика МОУ <адрес>, директор ФИО1., действующая на основании приказа, в судебном заседании с иском согласилась в части, суду пояснила, что выявленные нарушения имеют место, для их устранения необходимы значительные материальные затраты, финансирования из бюджета <адрес> нет, так как затраты данные не были заложены в статьи бюджета <адрес>. Просит суд определить не 6 месяцев для устранения недостатков, а 10 месяцев.

Представитель ответчика администрации МО « <адрес>» - Зотова К.А., действующая по доверенности, с иском согласилась, пояснила, что действительно в бюджете <адрес> не заложены указанные статьи расходов денежных средств, в связи с чем отсутствует финансирование. Бюджет на ДД.ММ.ГГГГ год будет планироваться в ДД.ММ.ГГГГ года, поэтому необходим более длительный срок для устранения выявленных нарушений.

Представитель третьего лица Управления образования администрации <адрес> - Селедкова И.В., действующая по доверенности, с иском согласилась, пояснив, что предписания государственного санитарного врача не исполнены ввиду отсутствия денег у МОУ <адрес>.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит иск прокурора Верхнеуральского района подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. 2 ст. 2 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

В соответствии со ст. 11 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:

выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;

разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;

обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;

осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

На основании п. 1 ст. 28 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 32 Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 (ред. от 02.02.2011) «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относятся материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

На основании п. 2.5.9 СанПиН 2.4.2.1178-02 в туалетных, помещениях кухни, душевых и мастерских оборудуется вытяжная вентиляция.

Согласно п. 2.3.24 СанПиН 2.4.2.1178-02 в помещениях начальных классов, лабораториях, учебных кабинетах, мастерских, помещениях медицинского назначения, учительской, комнате технического персонала обязательно устанавливаются умывальники.

В соответствии с п. 2.6.2. СанПиН 2.4.2.1178-02 классная доска оборудуется софитами и освещается двумя установленными параллельно ей зеркальными светильниками типа ЛПО-30-40-122(125). Указанные светильники размещаются выше верхнего края доски на 0,3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской.

На основании п. 2.7.5 СанПиН 2.4.2.1178-02 холодным и горячим водоснабжением обеспечиваются производственные помещения пищеблока, душевые, умывальные, кабины гигиены девочек, помещения медицинского кабинета.

Учебные помещения начальных классов, кабинеты физики, химии, черчения, рисования, мастерские трудового обучения должны быть обеспечены холодным и горячим водоснабжением.

Согласно п. 2.11.11 СанПиН 2.4.2.1178-02 на территории участка проводят ежедневную уборку. Мусор собирают в металлические мусоросборники с закрывающимися крышками.

В соответствии с п. 14.1 СП 2.3.6.1079-01 во всех организациях, независимо от форм собственности, организуется производственный контроль. Производственный контроль осуществляется в соответствии с санитарными правилами "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. СП 1.1.1058-01".

На основании п. 1.5. СП 1.1.1058-01 юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе: осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

Согласно п. 2.1. СП 1.1.1058-01 производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (далее - производственный контроль) проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с осуществляемой ими деятельностью по обеспечению контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

В соответствии с п. 14.2. СанПиН 2.4.5.2409-08 юридические лица, независимо от организационных правовых форм, и индивидуальные предприниматели, деятельность которых связана с организацией и (или) обеспечением горячего питания, с целью реализации профилактических мероприятий, направленных на охрану здоровья обучающихся, обеспечивают организацию производственного контроля, включающего лабораторно-инструментальные исследования.

На основании п. 1.1. Устава МОУ <адрес>, утв. приказом руководителя Управления образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, учредителем школы является Управление образования <адрес> <адрес>.

В судебном заседании установлено, что <адрес> является юридическим лицом – некоммерческой организацией, созданной в форме муниципального бюджетного учреждения, имеет самостоятельный баланс, владеет обособленным имуществом и отвечает по своим обязательствам находящимся в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных средств субсидиарную ответственность по обязательствам школы несёт собственник имущества.

Согласно п. 3.2. Устава МОУ <адрес> имущество школы находится в муниципальной собственности <адрес> и закрепляется за ней на праве оперативного управления учредителем.

Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ, ответа главного государственного санитарного врача от ДД.ММ.ГГГГ, объяснениям ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени не устранены указанные нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и об образовании. Указанные нарушения имеют место в связи отсутствием у МОУ <адрес> денежных средств, достаточных для их устранения.

Как установлено в ходе рассмотрения дела и подтверждается представленными доказательствами учредителем МОУ <адрес> является Управления образования <адрес>

Из материалов дела следует, что территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ проведены проверки исполнения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в деятельности МОУ <адрес> совместно с директором ФИО1 по результатам которой были выявлены нарушения санитарного законодательства, в результате чего ДД.ММ.ГГГГ директору ФИО1 было вынесено предписание по устранению нарушений требований санитарного законодательства. Указанное предписание не исполнено в полном объеме, в связи с чем в отношении ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 мировым судьей привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

С целью контроля исполнения ранее выданного предписания ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района совместно с главным специалистом экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора была проведена проверка исполнения санитарного законодательства МОУ <адрес>, в ходе которой были установлены аналогичные нарушения требований санитарного законодательства.

Доказательств того, что ответчиками предприняты все необходимые меры для устранения выявленных недостатков в ходе рассмотрения дела суду не предоставлено.


Бездействие ответчиков по устранению выявленных нарушений требований санитарного законодательства нарушает права детей на безопасные условия пребывания в учреждении, ставит под угрозу их безопасность.

При таких обстоятельствах, суд считает, что исковые требования прокурора Верхнеуральского района о признании бездействий муниципального образовательного учреждения <адрес>, администрации муниципального образования «<адрес>» незаконными, об обязывании ответчиков выполнить требования санитарного законодательства подлежат удовлетворению в полном объеме.

При этом, суд считает, что для устранения выявленных многочисленных нарушений санитарного законодательства в здании СОШ <адрес> ответчикам недостаточно шестимесячного срока ввиду того, что для их устранения необходимы значительные материальные затраты. Суд считает возможным определить срок для устранения выявленных нарушений – 10 месяцев с момента вступления в законную силу судебного решения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 198 ГПК РФ,

р е ш и л :

Иск прокурора Верхнеуральского района к муниципальному образовательному учреждению <адрес>, администрации муниципального образования «<адрес>» о признании бездействий незаконными, обязывании устранить нарушения требований санитарного законодательства о проведении капитального ремонта в помещении МОУ <адрес>, - удовлетворить.

Признать незаконными бездействие муниципального образовательного учреждения <адрес>, администрации муниципального образования «<адрес>» по невыполнению требований санитарного законодательства.

Обязать муниципальное образовательное учреждение <адрес>, администрацию муниципального образования «<адрес>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения требований санитарного законодательства, а именно:

- провести капитальный ремонт аварийных участков кровли над помещениями спортивных залов в здании МОУ <адрес>;

- провести капитальный ремонт туалетов МОУ <адрес>;

- оборудовать вытяжную вентиляцию в туалетах на первом этаже МОУ <адрес>;

- установить умывальники в трёх помещениях начальных классов, медицинском кабинете МОУ <адрес>;

- оборудовать классные доски софитами в восьми учебных классах;

- обеспечить горячим и холодным водоснабжением помещение медицинского кабинета, учебные помещения начальных классов, кабинеты физики, химии, черчения, рисования, мастерские трудового обучения;

- обеспечить наличие металлического мусоросборника с закрывающейся крышкой на территории МОУ <адрес>;

- организовать производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через Верхнеуральский районный суд.

Председательствующий: Селецкая Е.П.