о признании бездействия незаконным, возложении обязанности



Дело № 2-339\11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ

Верхнеуральский районный суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Селецкой Е.П.,

при секретаре Красюк Л.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Верхнеуральского района Челябинской области, предъявленного в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «<адрес>» о признании бездействий незаконными, обязывании произвести устранение нарушений пожарной безопасности,

у с т а н о в и л :

Прокурор Верхнеуральского района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ответчику администрации муниципального образования «<адрес>», в котором просит признать бездействие ответчика, выразившееся в невыполнении требований пожарных - незаконным; обязать ответчика устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно: на территории <адрес>, <адрес>, <адрес> установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара;

- в <адрес>, <адрес>, <адрес> у естественных водоисточников устроить подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием не менее 12х12 м, для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года;

- здание администрации оборудовать автоматической пожарной сигнализацией;

- здание администрации оборудовать системой оповещения людей в случае пожара;

- в здании администрации выполнить двери в лестничной клетке самозакрывающимися с уплотнениями в притворах;

- дверь эвакуационного выхода из здания на 1 этаже выполнить открывающейся не по направлению выхода;

- деревянные конструкции чердачного помещения обработать огнезащитным составом;

- со второго этажа здания администрации выполнить второй эвакуационный выход;

- провести противопожарный инструктаж с работниками администрации по специальной программе.

В обоснование своих требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру Верхнеуральского района поступила информация государственного инспектора ОНД № 14 по пожарному надзору ФИО3 по вопросу нарушения администрацией <адрес> Верхнеуральского муниципального района требований пожарной безопасности.

В ходе проверки установлено следующее: ДД.ММ.ГГГГ заместителем главного государственного инспектора Верхнеуральского муниципального района по пожарному надзору ФИО1 проведена проверка исполнения требований пожарной безопасности в здании администрации и деятельности <адрес> Верхнеуральского муниципального района в области организации и обеспечении пожарной безопасности на территории населенных пунктов поселения. В результате указанной проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности в здании администрации и деятельности <адрес> в области организации и обеспечении пожарной безопасности на территории населенных пунктов поселения. ДД.ММ.ГГГГ заместителем главного государственного инспектора <адрес> ФИО1 составлен акт № проверки соблюдения требований пожарной безопасности.

ДД.ММ.ГГГГ главе <адрес> Верхнеуральского муниципального района ФИО2 выдано предписание № по устранению нарушений требований пожарной безопасности. Срок устранения нарушения требований пожарной безопасности ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно акта № проверки соблюдения требований пожарной безопасности в здании администрации и деятельности <адрес> Верхнеуральского муниципального района в области организации и обеспечении пожарной безопасности на территории населенных пунктов поселения выявлены следующие нарушения:

- в <адрес>, <адрес>, <адрес> не организовано проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;

- на территории <адрес>, <адрес>, <адрес> не установлены средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара;

- водонапорные башни <адрес>, <адрес>, <адрес> не оборудованы приспособлениями для забора воды пожарной технекой в любое время года;

- в <адрес>, <адрес>, <адрес> у естественных водоисточников не устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием не менее 12х12 м, для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года;

- сельские населенные пункты <адрес> с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения не имеют переносную пожарную мотопомпу, с количеством усадеб (участков) от 300 до 1000 –прицепную пожарную мотопомпу, а с количеством усадеб (участков) свыше 1000 – не менее двух прицепных пожарных мотопомп;

- не разработаны мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и степных пожарах на здания и сооружения;

- не рекомендовано населению всех поселков у каждого жилого дома, строения установить емкость (бочку) с водой или иметь огнетушитель;

- здание администрации не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией;

- здание администрации не оборудовано системой оповещения людей в случае пожара;

- в здании администрации не выполнены двери в лестничной клетке самозакрывающимися с уплотнениями в притворах;

- на окнах первого этажа установлены глухие металлические решетки;

- дверь эвакуационного выхода из здания на 1 этаже выполнена открывающейся не по направлению выхода;

- электропроводка в коридоре в распределительной коробке выполнена на скрутках;

- распределительная коробка в коридоре не закрыта крышкой предусмотренной конструкцией;

- деревянные конструкции чердачного помещения не обработаны огнезащитным составом;

- со второго этажа здания администрации не выполнен второй эвакуационный выход;

- противопожарный инструктаж с работниками администрации не проведён по специальной программе.

До настоящего времени администрацией <адрес> Верхнеуральского муниципального района не устранены следующие нарушения требований пожарной безопасности:

- на территории <адрес>, <адрес> не установлены средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара;

- в <адрес>, <адрес> <адрес> у естественных водоисточников не устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием не менее 12х12 м, для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года;

- здание администрации не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией;

- здание администрации не оборудовано системой оповещения людей в случае пожара;

- в здании администрации не выполнены двери в лестничной клетке самозакрывающимися с уплотнениями в притворах;

- дверь эвакуационного выхода из здания на 1 этаже выполнена открывающейся не по направлению выхода;

- деревянные конструкции чердачного помещения не обработаны огнезащитным составом;

- со второго этажа здания администрации не выполнен второй эвакуационный выход;

- противопожарный инструктаж с работниками администрации не проведён по специальной программе.

Таким образом, незаконные действия и бездействие администрации Кирсинского сельского Верхнеуральского муниципального района поселения являются продолжительными (с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время). Предпринятые органом надзорной деятельности меры полностью не изменили сложившуюся ситуацию.

Помощник прокурора Верхнеуральского района Королев И.Н. в судебном заседании изменил исковые требования с учетом устраненных нарушений. Настаивал на удовлетворении измененных исковых требований настаивал по основаниям. Просил обязать ответчика в течение 8 (восьми) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно:

- на территории <адрес>, <адрес> установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара;

- в <адрес>, <адрес> у естественных водоисточников устроить подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием не менее 12х12 м, для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года;

- здание администрации <адрес> оборудовать автоматической пожарной сигнализацией;

- здание администрации <адрес> оборудовать системой оповещения людей в случае пожара;

- деревянные конструкции чердачного помещения здания администрации <адрес> обработать огнезащитным составом;

Представитель ответчика администрации МО « <адрес>» ФИО5, действующий на основании Распоряжения об исполнении обязанностей Главы поселения, в судебном заседании пояснил, что для устранения оставшихся нарушений пожарной безопасности необходимы значительные материальные вложения. В бюджете, заложенном на ДД.ММ.ГГГГ год, таких расходных статей нет, следовательно необходимо определить больший период для их устранения.

Представитель третьего лица Отдела надзорной деятельности № по пожарному надзору Верхнеуральского муниципального района в судебное заседание не явился, о дате рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил. Суд определил рассмотреть дело в отсутствии третьего лица в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит иск прокурора Верхнеуральского района подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ (ред. от 29.12.2010) «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

На основании ч. ч. 2 и 3 ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;

Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

В соответствии с п. 4 Правил пожарной безопасности в РФ (далее - ППБ 01-03), утв. Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313, руководители организации и индивидуальные предприниматели на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений.

Согласно п. 10 ППБ 01-03 собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности.

На основании п. 3 ППБ 01-03 наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

В соответствии с п. 114 ППБ 01-03 на территории сельских населенных пунктов, блок-контейнерных зданий, дачных и садоводческих поселков должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны.

В соответствии с п. 94 ППБ 01-03 при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах на органы местного самоуправления).

На основании п. 9 таблицы 1 обязательного приложения к НПБ 110-03 здание администрации Кирсинского сельского поселения как здание общественного и административно-бытового назначения подлежит защите автоматической установкой пожарной сигнализации.

На основании п. 15 таблицы 2 п. 5.1. НПБ 104-03 учреждения органов управления, проектно-конструкторские организации, НИИ, информационные центры и другие административные здания должны быть оборудованы СОУЭ людей в случае пожара.

В соответствии с п. 10.1 раздела 2 МДС 21.1.-98 в зданиях всех степеней огнестойкости, кровлю, стропила и обрешетку чердачных покрытий допускается выполнять из материалов групп Г1 – Г4. при этом стропила и обрешетку чердачных покрытий следует подвергать огнезащитной обработке.

Согласно п. 6.13* СНиП 21-01-97 не менее 2-х эвакуационных выходов должны иметь этажи зданий класса: Ф1.1; Ф1.2; Ф2.1; Ф3; Ф4. Согласно п. 5.21 вышеуказанного СНиП учреждения органов управления относятся к классу Ф4.3.

Действиями и бездействием администрации <адрес> Верхнеуральского муниципального района, выразившимися в несоблюдении вышеуказанных требований пожарной безопасности, нарушены права неопределённого круга лиц на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара (ч. 1 ст. 41 Конституции РФ, ст. ст. 1, 2 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, ст. 34 Федерального закона «О пожарной безопасности»).

Правила пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 г., устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица, в установленном законом порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

Из материалов дела следует, что заместителем главного государственного инспектора Верхнеуральского муниципального района по пожарному надзору ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка с целью надзора за выполнением обязательных требований пожарной безопасности на объектах надзора на территории, в здании администрации и деятельности <адрес> совместно с заместителем главы администрации сельского поселения ФИО4, по результатам которой установлено, что нарушены требования пожарной безопасности в здании администрации и деятельности <адрес> в области организации и обеспечении пожарной безопасности на территории населенных пунктов сельского поселения. Главе <адрес> ФИО2 было вынесено предписание по устранению нарушений требований пожарной безопасности. Срок устранения нарушения требований пожарной безопасности ДД.ММ.ГГГГ.

Доказательств того, что ответчиком предприняты все необходимые меры для устранения выявленных недостатков в ходе рассмотрения дела суду не предоставлено.


Бездействие ответчика по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности нарушает права неопределенного круга лиц на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

При таких обстоятельствах, суд считает, что исковые требования прокурора Верхнеуральского района о признании бездействий администрации муниципального образования «<адрес>» незаконными, об обязывании ответчика выполнить требования пожарных об устранении нарушения требований пожарной безопасности подлежат удовлетворению в полном объеме.

При этом суд считает, что срок для устранения выявленных нарушений пожарной безопасности следует продлить с 8 месяцев до 10 месяцев, так как для устранения данных нарушений необходимы значительные материальные затраты.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 198 ГПК РФ,

р е ш и л :

Иск прокурора Верхнеуральского района к администрации муниципального образования «<адрес>» о признании бездействий незаконными, обязывании устранить нарушения требований пожарной безопасности, - удовлетворить.

Признать незаконными бездействие администрации муниципального образования «<адрес>» по невыполнению требований пожарных об установке на территории <адрес>, <адрес> средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара;

- устройстве в <адрес>, <адрес> у естественных водоисточников устроить подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием не менее 12х12 м, для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года;

- оборудовании здания администрации <адрес> автоматической пожарной сигнализацией;

- оборудовании здания администрации <адрес> системой оповещения людей в случае пожара;

- обработке деревянных конструкций чердачного помещения здания администрации <адрес> огнезащитным составом;

Обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения требований пожарной безопасности :

- на территории <адрес>, <адрес> <адрес> установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара;

- в <адрес>, <адрес> у естественных водоисточников устроить подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием не менее 12х12 м, для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года;

- здание администрации <адрес> оборудовать автоматической пожарной сигнализацией;

- здание администрации <адрес> оборудовать системой оповещения людей в случае пожара;

- деревянные конструкции чердачного помещения здания <адрес> обработать огнезащитным составом;

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через Верхнеуральский районный суд.

Председательствующий: Селецкая Е.П.