о признании бездействий незаконными, возложении обязанности



Дело № 2-321\11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ

Верхнеуральский районный суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Селецкой Е.П.,

при секретаре Красюк Л.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Верхнеуральского района Челябинской области, предъявленного в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному учреждению культуры Культурно-развлекательный центр «<данные изъяты>», администрации муниципального образования «<адрес>» о признании действий и бездействий незаконными, обязывании произвести устранение нарушений пожарной безопасности,

у с т а н о в и л :

Прокурор Верхнеуральского района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ответчикам муниципальному учреждению культуры Культурно-развлекательный центр «<данные изъяты>», администрации муниципального образования «<адрес>», в котором просит признать действие и бездействие ответчиков, выразившееся в невыполнении требований пожарных, а именно:

- здание не оборудовано системой оповещения людей в случае пожара;

- здание не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией;

- в портальном проёме сцены дренчерная установка (водяная завеса) находится в неисправном состоянии;

- на сети внутреннего противопожарного водопровода не установлены насосы-повысители для подачи расчётного количества воды;

- сеть внутреннего противопожарного водопровода находится в неисправном состоянии;

- здание не оборудовано аварийным освещением;

- не обработаны огнезащитным составом деревянные конструкции сценической коробки, горючие декорации, сценическое и выставочное оформление;

- пожарные краны не укомплектованы рукавами, стволами и не проверены на работоспособность;

- двери эвакуационных выходов из зрительного зала и спортзала не имеют свободно открывающихся запоров;

- отсутствуют первичные средства пожаротушения согласно норм;

- не заведён специальный журнал для учёта наличия и состояния первичных средств пожаротушения;

- не выполнен план эвакуации в соответствии с ГОСТ;

- на территории учреждения не выполнено наружное противопожарное водоснабжение;

- противопожарный инструктаж с работниками учреждения проведён не по специальной программе.

В обоснование своих требований прокурор указал, что ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру Верхнеуральского района поступила информация государственного инспектора ОНД № 14 по пожарному надзору ФИО3 по вопросу нарушения Муниципальным учреждением культуры Культурно-развлекательный центр «<данные изъяты>» (далее – МУК КРЦ «<данные изъяты> требований пожарной безопасности.

В ходе проверки установлено следующее. ДД.ММ.ГГГГ заместителем главного государственного инспектора Верхнеуральского муниципального района по пожарному надзору ФИО1 проведена проверка исполнения требований пожарной безопасности в деятельности МУК КРЦ «<данные изъяты>». В результате указанной проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности в деятельности указанного учреждения. ДД.ММ.ГГГГ заместителем главного государственного инспектора <адрес> ФИО1 составлен акт № проверки соблюдения требований пожарной безопасности.

ДД.ММ.ГГГГ директору МУК КРЦ «<данные изъяты>» ФИО2 выдано предписание № по устранению нарушений требований пожарной безопасности. Срок устранения нарушения требований пожарной безопасности ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ ОНД № 14 УНД ГУ МЧС России по Челябинской области проведена проверка. ДД.ММ.ГГГГ составлен акт проверки №. Согласно акту проверки № от ДД.ММ.ГГГГ учреждением до настоящего времени не устранены следующие нарушения требований пожарной безопасности:

- здание не оборудовано системой оповещения людей в случае пожара;

- здание не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией;

- в портальном проёме сцены дренчерная установка (водяная завеса) находится в неисправном состоянии;

- на сети внутреннего противопожарного водопровода не установлены насосы-повысители для подачи расчётного количества воды;

- сеть внутреннего противопожарного водопровода находится в неисправном состоянии;

- здание не оборудовано аварийным освещением;

- не обработаны огнезащитным составом деревянные конструкции сценической коробки, горючие декорации, сценическое и выставочное оформление;

- пожарные краны не укомплектованы рукавами, стволами и не проверены на работоспособность;

- двери эвакуационных выходов из зрительного зала и спортзала не имеют свободно открывающихся запоров;

- отсутствуют первичные средства пожаротушения согласно норм;

- не заведён специальный журнал для учёта наличия и состояния первичных средств пожаротушения;

- не выполнен план эвакуации в соответствии с ГОСТ;

- на территории учреждения не выполнено наружное противопожарное водоснабжение;

- противопожарный инструктаж с работниками учреждения проведён не по специальной программе.

Указанные нарушения требований пожарной безопасности не устранены до настоящего времени в связи отсутствием финансирования. В настоящее время у МУК КРЦ «<данные изъяты>» отсутствуют денежные средства для устранения указанных нарушений требований пожарной безопасности.

Таким образом, незаконные действия и бездействие администрации <адрес>, МУК КРЦ «<данные изъяты>» являются продолжительными (с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время). Предпринятые органом надзорной деятельности меры полностью не изменили сложившуюся ситуацию.

Помощник прокурора Верхнеуральского района Бритова Т.В. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Просила обязать ответчиков в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований пожарной безопасности.

Представитель ответчика МУК КРЦ «<данные изъяты>», директор ФИО4, действующая на основании приказа, в судебном заседании с иском согласилась, суду пояснила, что выявленные нарушения будут устранены в течение нескольких месяцев, так как собственных денежных средств у них нет, финансирование осуществляет <адрес>.

Заместитель главы администрации МО « <адрес>» ФИО5 действующий по доверенности, в судебном заседании пояснил, что для устранения указанных нарушений требований пожарной безопасности необходимо несколько месяцев, так как выявленные нарушения требуют значительных финансовых вложений, которых в настоящее время в администрации поселения нет.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит иск прокурора Верхнеуральского района подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ (ред. от 29.12.2010) «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

На основании ч. ч. 2 и 3 ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;

Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

В соответствии с п. 4 Правил пожарной безопасности в РФ (далее - ППБ 01-03), утв. Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313, руководители организации и индивидуальные предприниматели на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений.

Согласно п. 10 ППБ 01-03 собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности.

На основании п. 3 ППБ 01-03 наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

В соответствии с п. 16 ППБ 01-03 в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре.

Согласно п. 14 «Норм Пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (далее - НПБ 110-03), утв. Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 315, перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией, представлен в обязательном приложении.

На основании п. 9 таблицы 1 обязательного приложения к НПБ 110-03 здание МУК КРЦ «Спектр» как здание общественного и административно-бытового назначения подлежит защите автоматической установкой пожарной сигнализации.

В соответствии п. 5.1 Норм пожарной безопасности «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03), утв. Приказом МЧС РФ от 20.06.2003 N 323 (ред. от 07.02.2008), тип СОУЭ для зданий определяется по таблице 2. Допускается использование более высокого типа СОУЭ для зданий при соблюдении условия обеспечения безопасной эвакуации людей.

Из п. 9 указанной таблицы следует, что зрелищные учреждения оборудуются 1, 2, 3 типами систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

В соответствии с п. 2.1.15 «ВППБ 13-01-94. Правила пожарной безопасности для учреждений культуры Российской Федерации» (введены в действие Приказом Минкультуры РФ от 01.11.1994 № 736) в залах учреждений культуры вместимостью менее 800 человек, где не имеется противопожарного занавеса, портальный проем должен защищаться дренчерной установкой (водяной завесой).

Согласно п. 9.11 ВППБ 13-01-94 сеть внутреннего противопожарного водопровода должна быть только кольцевой. Если городской водопровод не обеспечивает подачи расчетного количества воды и необходимого напора у пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода, то должны устанавливаться насосы-повысители.

На основании п. 89 ППБ 01-03 сети противопожарного водопровода должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения. Проверка их работоспособности должна осуществляться не реже двух раз в год (весной и осенью).

В соответствии с п. 4.3 ВППБ 13-01-94 электроснабжение учреждений культуры должно осуществляться не менее чем от двух независимых друг от друга источников питания.

Согласно п. 4.4 ВППБ 13-01-94 для питания аварийного освещения учреждений культуры должны быть установлены аккумуляторные батареи, рассчитанные на работу аварийного освещения не менее 1 часа. Аварийное освещение должно включаться одновременно для всего здания автоматически при выключении рабочего освещения.

На основании п. 150 ППБ 01-03 деревянные конструкции сценической коробки (колосники, подвесные мостики, рабочие галереи и т.п.), горючие декорации, сценическое и выставочное оформление, а также драпировки в зрительных и экспозиционных залах, фойе, буфетах должны быть обработаны огнезащитными составами. У руководителя учреждения должен быть соответствующий акт организации, выполнившей эту работу, с указанием даты пропитки и срока ее действия.

В соответствии с п. 91 ППБ 01-03 пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода должны быть укомплектованы рукавами и стволами. Пожарный рукав должен быть присоединен к крану и стволу. Необходимо не реже одного раза в год производить перекатку рукавов на новую скатку.

Согласно п. 108 ППБ 01-03 Помещения, здания и сооружения необходимо обеспечивать первичными средствами пожаротушения в соответствии с приложением № 3.

На основании п. 2.11 СНиП 2.04.02-84, утв. Постановлением Госстроя СССР от 27 июля 1984 г. № 123, противопожарный водопровод должен предусматриваться в населенных пунктах, на объектах народного хозяйства и, как правило, объединяться с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом.

В соответствии с п. 6 Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утв. Приказом МЧС России от 12.12.2007 № 645, противопожарный инструктаж проводится администрацией (собственником) организации по специальным программам обучения мерам пожарной безопасности работников организаций (далее - специальные программы) и в порядке, определяемом администрацией (собственником) организации (далее - руководитель организации).

Согласно п. 18 Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» первичный противопожарный инструктаж проводится по программе, разработанной с учетом требований стандартов, правил, норм и инструкций по пожарной безопасности. Программа проведения вводного инструктажа утверждается руководителем структурного подразделения организации или лицом, ответственным за пожарную безопасность структурного подразделения.

На основании п. 51 Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» специальные программы разрабатываются и утверждаются администрациями (собственниками) организаций.

В соответствии с п. 53 Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» согласование специальных программ иных организаций осуществляется структурными подразделениями соответствующих территориальных органов МЧС России, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора.

Согласно п. 1.5. Устава МУК КРЦ «<данные изъяты>», утв. постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, учредителем учреждения является администрация <адрес>.

Бездействиями администрации <адрес>, МУК КРЦ «<данные изъяты>», выразившимися в несоблюдении вышеуказанных требований пожарной безопасности, нарушены права неопределённого круга лиц на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара (ч. 1 ст. 41 Конституции РФ, ст. ст. 1, 2 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, ст. 34 Федерального закона «О пожарной безопасности»).

Правила пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 г., устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица, в установленном законом порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

Как установлено в ходе рассмотрения дела и подтверждается представленными доказательствами учредителем МУК КРЦ «<данные изъяты>» является администрация МО «<адрес>».

Из материалов дела следует, что заместителем главного государственного инспектора Верхнеуральского муниципального района по пожарному надзору ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка с целью надзора за выполнением обязательных требований пожарной безопасности в деятельности МУК КРЦ «<данные изъяты>»совместно с директором ФИО2, по результатам которой установлено, что нарушены требования пожарной безопасности в деятельности МУК КРЦ «<данные изъяты>». ДД.ММ.ГГГГ директору МУК КРЦ «<данные изъяты>» ФИО2 было вынесено предписание по устранению нарушений требований пожарной безопасности. Срок устранения нарушения требований пожарной безопасности ДД.ММ.ГГГГ.

Доказательств того, что ответчиками предприняты все необходимые меры для устранения выявленных недостатков в ходе рассмотрения дела суду не предоставлено.


Бездействие ответчиков по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности нарушает права детей на безопасные условия пребывания в учреждении, ставит под угрозу их безопасность.

При таких обстоятельствах, суд считает, что исковые требования прокурора Верхнеуральского района о признании бездействий муниципального учреждения культуры Культурно-развлекательный центр «<данные изъяты>», администрации муниципального образования «<адрес> незаконными, об обязывании ответчиков устранить нарушения требований пожарной безопасности - подлежат удовлетворению в полном объеме.

При этом суд считает, что срок для устранения выявленных нарушений пожарной безопасности следует продлить с 6 месяцев до 10 месяцев, так как для устранения данных нарушений необходимы значительные материальные затраты.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 198 ГПК РФ,

р е ш и л :

Иск прокурора Верхнеуральского района к муниципальному учреждению культуры Культурно-развлекательный центр «<данные изъяты> администрации муниципального образования «<адрес>» о признании бездействий незаконными, обязывании устранить нарушения требований пожарной безопасности, - удовлетворить.

Признать незаконными бездействие муниципального учреждения культуры Культурно-развлекательный центр «<данные изъяты>», администрации муниципального образования «<адрес>» по невыполнению требований пожарных в соответствии с нормами пожарной безопасности.

Обязать муниципальное учреждение культуры Культурно-развлекательный центр «<данные изъяты>», администрацию муниципального образования «<адрес>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно:

- здание учреждения оборудовать системой оповещения людей в случае пожара;

- здание учреждения оборудовать автоматической пожарной сигнализацией;

- в портальном проёме сцены дренчерную установку (водяную завесу) привести в исправное состояние;

- на сети внутреннего противопожарного водопровода установить насосы-повысители для подачи расчётного количества воды;

- сеть внутреннего противопожарного водопровода привести в исправное состояние;

- здание учреждения оборудовать аварийным освещением;

- обработать огнезащитным составом деревянные конструкции сценической коробки, горючие декорации, сценическое и выставочное оформление;

- пожарные краны укомплектовать рукавами, стволами и проверить на работоспособность;

- обеспечить учреждение первичными средствами пожаротушения согласно норм;

- выполнить планы эвакуации в соответствии с ГОСТ;

- на территории учреждения выполнить наружное противопожарное водоснабжение;

- противопожарный инструктаж с работниками учреждения провести по специальной программе.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через Верхнеуральский районный суд.

Председательствующий: Селецкая Е.П.