о признании бездействия незаконным, возложении обязанности



Дело № 2-495\11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ

Верхнеуральский районный суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Селецкой Е.П.,

при секретаре Красюк Л.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Верхнеуральского района Челябинской области, предъявленного в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «<адрес> о признании бездействий незаконными, обязывании произвести устранение нарушений пожарной безопасности,

у с т а н о в и л :

Прокурор Верхнеуральского района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ответчику администрации муниципального образования «<адрес>», в котором просит признать бездействие ответчика, выразившееся в невыполнении требований пожарных - незаконным; обязать ответчика устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно:

- на территории <адрес> установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара;

- водонапорные башни в <адрес> оборудовать приспособлениями для забора воды пожарной техникой в любое время года;

- в <адрес> у естественных водоисточников устроить подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года;

- сельские населенные пункты <адрес> с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения обеспечить переносной пожарной мотопомпой, с количеством усадеб (участков) от 300 до 1000 – прицепной пожарной мотопомпой, а с количеством усадеб (участков) свыше 1000 – двумя прицепными пожарными мотопомпами;

- здание администрации <адрес> по адресу: <адрес>, оборудовать автоматической пожарной сигнализацией;

- здание администрации <адрес> по адресу: <адрес>, оборудовать системой оповещения людей в случае пожара;

- деревянные конструкции чердачного помещения администрации <адрес> по адресу: <адрес>, обработать огнезащитным составом.

В обоснование своих требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру Верхнеуральского района поступила информация начальника ОНД № 14 УНД ГУ МЧС России по Челябинской области ФИО2 по вопросу нарушения администрацией <адрес> Верхнеуральского муниципального района требований пожарной безопасности.

В ходе проверки установлены нарушения требований пожарной безопасности в деятельности администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ прокурором района главе <адрес> внесено представление об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности. ДД.ММ.ГГГГ представлен ответ главы <адрес>, из которого следует, что меры по устранению нарушений законодательства не приняты.

ДД.ММ.ГГГГ заместителем главного государственного инспектора Верхнеуральского муниципального района по пожарному надзору ФИО1 проведена плановая проверка исполнения требований пожарной безопасности в деятельности <адрес> Верхнеуральского муниципального района. В результате указанной проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности в деятельности <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ заместителем главного государственного инспектора Верхнеуральского района ФИО1 составлен акт проверки соблюдения требований пожарной безопасности.

ДД.ММ.ГГГГ главе <адрес> Верхнеуральского муниципального района ФИО3 выдано предписание по устранению нарушений требований пожарной безопасности. Срок устранения нарушения требований пожарной безопасности ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ ОНД № 14 проведена проверка в порядке контроля исполнения требований предписания. Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени администрацией <адрес> Верхнеуральского муниципального района не устранены следующие нарушения требований пожарной безопасности:

- на территории <адрес> не установлены средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара;

- водонапорные башни в <адрес> не оборудованы приспособлениями для забора воды пожарной техникой в любое время года;

- в <адрес> у естественных водоисточников не устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года;

- сельские населенные пункты <адрес> с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения не имеют переносную пожарную мотопомпу, с количеством усадеб (участков) от 300 до 1000 – прицепную пожарную мотопомпу, а с количеством усадеб (участков) свыше 1000 – не менее двух прицепных пожарных мотопомп;

- здание администрации <адрес> не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией;

- здание администрации <адрес> не оборудовано системой оповещения людей в случае пожара;

- деревянные конструкции чердачного помещения администрации <адрес> не обработаны огнезащитным составом.

Таким образом, бездействие администрации <адрес> Верхнеуральского муниципального района Челябинской области поселения является продолжительными (с апреля 2010 года по настоящее время). Предпринятые органом надзорной деятельности, прокуратурой района меры полностью не изменили сложившуюся ситуацию.

Помощник прокурора Верхнеуральского района Королев И.Н. в судебном заседании исковые требования поддержал, настаивал на удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в иске. Просил обязать ответчика в течение 8 ( восьми ) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, то есть до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно:

- на территории <адрес> установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара;

- водонапорные башни в <адрес> оборудовать приспособлениями для забора воды пожарной техникой в любое время года;

- в <адрес> у естественных водоисточников устроить подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года;

- сельские населенные пункты <адрес> с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения обеспечить переносной пожарной мотопомпой, с количеством усадеб (участков) от 300 до 1000 – прицепной пожарной мотопомпой, а с количеством усадеб (участков) свыше 1000 – двумя прицепными пожарными мотопомпами;

- здание администрации <адрес> по адресу: <адрес>, оборудовать автоматической пожарной сигнализацией;

- здание администрации <адрес> по адресу: <адрес>, оборудовать системой оповещения людей в случае пожара;

- деревянные конструкции чердачного помещения администрации <адрес> по адресу: <адрес>, обработать огнезащитным составом.

Представитель ответчика администрации МО <адрес> ФИО3 в судебном заседании пояснила, что выявленные правонарушения будут устранены при наличии денежных средств. С иском прокурора согласна. Пояснила, что в будущем намерены устранить все имеющиеся нарушения при наличии материального обеспечения.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит иск прокурора Верхнеуральского района подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ (ред. от 29.12.2010) «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:

создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;

оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;

организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре.

В соответствии со ст. 34 ФЗ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

На основании ч. ч. 2 и 3 ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;

Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

В соответствии с п. 4 Правил пожарной безопасности в РФ (далее - ППБ 01-03), утв. Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313, руководители организации и индивидуальные предприниматели на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений.

Согласно п. 10 ППБ 01-03 собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности.

На основании п. 3 ППБ 01-03 наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

В соответствии с п. 114 ППБ 01-03 на территории сельских населенных пунктов, блок-контейнерных зданий, дачных и садоводческих поселков должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны.

Согласно п. 95 ППБ 01-03 водонапорные башни должны быть приспособлены для отбора воды пожарной техникой в любое время года.

В соответствии с п. 94 ППБ 01-03 при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах на органы местного самоуправления).

На основании п. 31 ППБ 01-03 сельские населенные пункты, садоводческие товарищества и дачно-строительные кооперативы с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу, с количеством усадеб (участков) от 300 до 1000 - прицепную пожарную мотопомпу, а с количеством усадеб (участков) свыше 1000 - не менее двух прицепных пожарных мотопомп.

На основании п. 9 таблицы 1 обязательного приложения к НПБ 110-03 здание администрации <адрес> как здание общественного и административно-бытового назначения подлежит защите автоматической установкой пожарной сигнализации.

На основании п. 15 таблицы 2 п. 5.1. НПБ 104-03 учреждения органов управления, проектно-конструкторские организации, НИИ, информационные центры и другие административные здания должны быть оборудованы СОУЭ людей в случае пожара.

В соответствии с п. 10.1 раздела 2 МДС 21-1.98 в зданиях всех степеней огнестойкости, кровлю, стропила и обрешетку чердачных покрытий допускается выполнять из материалов групп Г1 – Г4. при этом стропила и обрешетку чердачных покрытий следует подвергать огнезащитной обработке.

Бездействием администрации <адрес> Верхнеуральского муниципального района, выразившемся в несоблюдении вышеуказанных требований пожарной безопасности, нарушены права неопределённого круга лиц на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара (ч. 1 ст. 41 Конституции РФ, ст. ст. 1, 2 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, ст. 34 Федерального закона «О пожарной безопасности»).

Правила пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 г., устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица, в установленном законом порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

Из материалов дела следует, что заместителем главного государственного инспектора Верхнеуральского муниципального района по пожарному надзору ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ была проведена плановая проверка с целью надзора за выполнением обязательных требований пожарной безопасности в здании администрации и деятельности <адрес> в области организации и обеспечении пожарной безопасности на территории населенных пунктов поселения совместно с главой администрации сельского поселения ФИО3, по результатам которой установлено, что нарушены требования пожарной безопасности в здании администрации и деятельности <адрес> в области организации и обеспечении пожарной безопасности на территории населенных пунктов сельского поселения. Главе <адрес> ФИО3 было вынесено предписание по устранению нарушений требований пожарной безопасности. Срок устранения нарушения требований пожарной безопасности - ДД.ММ.ГГГГ.

Доказательств того, что ответчиком предприняты все необходимые меры для устранения выявленных недостатков в ходе рассмотрения дела суду не предоставлено. Указанный факт подтверждается представленным Актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ за , согласно которого следует, что в результате повторной проверки выполнения Предписания ГПН от ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> выявлены невыполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ.


Бездействие ответчика по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности нарушает права неопределенного круга лиц на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

При таких обстоятельствах, суд считает, что исковые требования прокурора Верхнеуральского района о признании бездействий администрации муниципального образования <адрес> незаконными, об обязывании ответчика выполнить требования пожарных об устранении нарушения требований пожарной безопасности подлежат удовлетворению в полном объеме.

При этом суд считает, что срок для устранения выявленных нарушений пожарной безопасности следует продлить с 8 месяцев до 10 месяцев, так как для устранения данных нарушений необходимы значительные материальные затраты.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 198 ГПК РФ,

р е ш и л :

Иск прокурора Верхнеуральского района к администрации муниципального образования <адрес> о признании бездействий незаконными, обязывании устранить нарушения требований пожарной безопасности, - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования <адрес> по невыполнению требований пожарных, указанных в предписании от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать администрацию муниципального образования <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения требований пожарной безопасности :

- на территории <адрес> установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара;

- водонапорные башни в <адрес> оборудовать приспособлениями для забора воды пожарной техникой в любое время года;

- в <адрес> у естественных водоисточников устроить подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года;

- сельские населенные пункты <адрес> с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения обеспечить переносной пожарной мотопомпой, с количеством усадеб (участков) от 300 до 1000 – прицепной пожарной мотопомпой, а с количеством усадеб (участков) свыше 1000 – двумя прицепными пожарными мотопомпами;

- здание администрации <адрес> по адресу: <адрес>, оборудовать автоматической пожарной сигнализацией;

- здание администрации <адрес> по адресу: <адрес>, оборудовать системой оповещения людей в случае пожара;

- деревянные конструкции чердачного помещения администрации <адрес> по адресу: <адрес>, обработать огнезащитным составом.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через Верхнеуральский районный суд.

Председательствующий: Селецкая Е.П.