о признании бездействия незаконным, возложении обязанности



Дело № 2-547/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ

Верхнеуральский районный суд Челябинской области в составе судьи Середкиной М.П.,

при секретаре Вдовине К.В.,

с участием прокурора Королева И.Н.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Верхнеуральского района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному Учреждению <адрес> Администрации <адрес> о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранения нарушений требований трудового законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения,

у с т а н о в и л :

Прокурор Верхнеуральского района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц (несовершеннолетних), обратился в суд с иском к Муниципальному Учреждению <адрес> о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранения нарушений требований трудового законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения,

В судебном заседании прокурор Королев И.Н. требования поддержал, пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой совместно с главным специалистом-экспертом Роспотребнадзора проведен осмотр помещений муниципального учреждения <адрес> В ходе проверки были установлены нарушения требований трудового законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, составлен Акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ в отдел культуры, молодежной политики и спорта администрации <адрес> внесено представление об устранении нарушений, однако нарушения не устранены.

ДД.ММ.ГГГГ проведена повторная проверка, в ходе которой установлено, что выявленные нарушения не устранены.

Действиями и бездействием МУ <адрес>», выразившимися в несоблюдении требований трудового законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, нарушены права неопределённого круга лиц, в том числе работников <адрес> на работу и пребывание в здании <адрес> в условиях, не отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Просил признать бездействие ответчиков незаконным, возложить обязанность в течение 10 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения требований трудового законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения,

Директор МУ <адрес> Кузнецова Е.Ю. с требованиями прокурора согласилась частично, пояснила, что у <адрес> нет денежных средств для устранения всех выявленных недостатков.

Начальник отдела культуры, молодежной политики и спорта Администрация <адрес> Середа А.А. в судебном заседании с иском согласилась частично. Пояснила, что согласна, что температурный режим в здании филиала <адрес> не соответствует установленным нормам. Однако не может согласиться, что бездействие администрации <адрес> следует признать незаконным, т.к. администрация <адрес> не в состоянии устранить имеющиеся недостатки. Здание <адрес> построено в начале прошлого века. Здание большое, очень высокое. Имеет не отапливаемый подвал. Система теплоснабжения не обеспечивает нужного температурного режима. Температура в помещении в холодное время года от 10 до 14 градусов тепла. Собственником здания является Администрация <адрес>. Неоднократно обращались в <адрес> с просьбой выделить денежные средства для переоборудования теплосистемы, однако у Администрации денег также нет. Аттестация рабочих мест не проводилась.

Представитель Отдела культуры, молодежной политики и спорта <адрес> Зотова К.А. с иском согласилась частично, пояснила, что ни у <адрес>, ни у Отдела культуры, ни у Администрации Верхнеуральского муниципального района нет средств для устранения выявленных недостатков. Отдел Культуры включен в областную программу, возможно в ДД.ММ.ГГГГ. будут выделены денежные средства, которые будут использованы для устранения недостатков.

Представитель Администрации <адрес> Зотова К.А. с иском согласилась частично, пояснила, что выявленные недостатки имеют место, <адрес> о них известно, однако Администрация <адрес> не имеет средств для ремонта <адрес>, изменить ситуацию невозможно. Разрабатывается ведомственная программа в соответствии с Федеральным законом «Об объектах культурного наследия» на 2011-2012 год, возможно в рамках этой программы появится возможность устранить выявленные недостатки.

Заслушав объяснения участников процесса, изучив представленные доказательства, суд полагает требования прокурора удовлетворить.

Согласно Устава, утвержденного начальником отдела культуры, молодежной политики и спорта администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, муниципальное учреждение <адрес> является юридическим лицом. Управление учреждением осуществляет директор, который является единоличным исполнительным органом, заключает с работниками трудовые договоры, заключает коллективный договор, утверждает правила внутреннего распорядка( л.д. 38-42). Учредителем является отдел культуры, молодежной политики и спорта администрации <адрес>.

Суду представлен Акт от ДД.ММ.ГГГГ о проверке помещения ответчика. В ходе проверки установлено, что температура воздуха во всех помещениях проверенного здания не соответствует требованиям СанПин 2.2.4.548-96 «гигиенические требования к микроклимату производственных помещений (л.д. 18 ).

По результатам проверки учредителю МУ <адрес> отделу культуры, молодежной политики и спорта администрации <адрес> прокурором было внесено ДД.ММ.ГГГГ представление с требованием устранить выявленные недостатки. О принятых мерах уведомить прокурора в месячный срок (л.д. 23).

ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района совместно с главным специалистом-экспертом Управления Роспотребнадзора ФИО2 помощником санитарного врача ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>» ФИО1 проведена повторная проверка показателей микроклимата в здании МУ <адрес> расположенном по адресу: <адрес>. В результате указанной проверки установлено, что ранее выявленные недостатки не устранены:

температура воздуха во всех помещениях проверенного здания не соответствует требованиям СанПиН 2.2.4.548-96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений».

Согласно абз. 3 п. 2 ст. 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

На основании ст. 11 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.

В соответствии с п. 1 ст. 24 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ст. 25 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» условия труда, рабочее место и трудовой процесс не должны оказывать вредное воздействие на человека. Требования к обеспечению безопасных для человека условий труда устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны осуществлять санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по обеспечению безопасных для человека условий труда и выполнению требований санитарных правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации к производственным процессам и технологическому оборудованию, организации рабочих мест, коллективным и индивидуальным средствам защиты работников, режиму труда, отдыха и бытовому обслуживанию работников в целях предупреждения травм, профессиональных заболеваний, инфекционных заболеваний и заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда.

На основании п. 1.2 СанПиН 2.2.4.548-96. настоящие Санитарные правила распространяются на показатели микроклимата на рабочих местах всех видов производственных помещений и являются обязательными для всех предприятий и организаций.

В соответствии с п. 1.4 СанПиН 2.2.4.548-96. руководители предприятий, организаций и учреждений вне зависимости от форм собственности и подчиненности в порядке обеспечения производственного контроля обязаны привести рабочие места в соответствие с требованиями к микроклимату, предусмотренными настоящими Санитарными правилами.

Согласно п. 6.3 СанПиН 2.2.4.548-96. допустимые величины показателей микроклимата на рабочих местах должны соответствовать значениям, приведенным в табл. 2 применительно к выполнению работ различных категорий в холодный и теплый периоды года.

На основании указанной таблицы при выполнении в холодное время года работ категории Iа допустимые величины температуры воздуха – 20,0-21,9 градусов по Цельсию, Iб – 19,0-20,9 градусов по Цельсию. При выполнении в тёплое время года работ категории Iа допустимые величины температуры воздуха – 21,0 - 22,9 градусов по Цельсию, Iб – 20,0 - 21,9 градусов по Цельсию.

Согласно ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

На основании ч. 2 ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

В соответствии со ст. 209 Трудового кодекса РФ аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

В соответствии с ч. 2 ст. 211 Трудового кодекса РФ государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности.

Согласно ч. 1 ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

На основании ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

В соответствии со ст. 219 Трудового кодекса РФ каждый работник имеет право на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда.

В соответствии с п. 1 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 № 569, аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.

На основании п. 5 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет.

В МУ «<адрес>» всего 17 рабочих мест. В МУ <адрес> фактически работает 13 человек в настоящее время. В здании <адрес> по адресу: <адрес>, постоянно работают 6 человек.

В ДД.ММ.ГГГГ в здании <адрес> по <адрес>, <адрес> проведено 57 мероприятий. Указанное здание <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ посетили 960 человек.

Бездействие МУ <адрес> нарушает права работников на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Круг лиц, чьи права нарушены бездействием МУ <адрес> является неопределённым. Указанный круг лиц невозможно индивидуализировать, то есть четко определить, указав в исковом заявлении фамилию, имя, отчество, место жительства каждого из истцов, в связи с возможностью изменения состава работников (увольнение, приём новых работников и т.д.).

Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Действиями и бездействием МУ <адрес> выразившимися в несоблюдении требований трудового законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, нарушены права неопределённого круга лиц, в том числе работников <адрес>, на работу и пребывание в здании <адрес> в условиях, не отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Суд находит необоснованными доводы ответчиков о невозможности устранения выявленных недостатков из-за отсутствии денежных средств. Полагает расценить действия ответчиков по невыполнению требований об устранении недостатков муниципальным учреждением <адрес> выразившихся в не обеспечении допустимых величин температуры воздуха на рабочих местах и в не обеспечении проведения аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда как бездействие.

Суд полагает удовлетворить требование прокурора и признать указанное бездействие ответчика МУ <адрес> незаконным, возложить обязанность на МУ <адрес> в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований трудового законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а именно:

- обеспечить допустимые величины температуры воздуха на рабочих местах в здании муниципального учреждения <адрес>, расположенном по адресу: <адрес>;

- обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

Требования прокурора Верхнеуральского района к Муниципальному Учреждению <адрес> о признании незаконным бездействия по невыполнению требований об устранении нарушений трудового законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, возложении обязанности устранить нарушения – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие муниципального учреждения <адрес> выразившееся в необеспечении допустимых величин температуры воздуха на рабочих местах и в необеспечении проведения аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

Возложить на муниципальное учреждение <адрес> обязанность в течение 12 \двенадцати/ месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований трудового законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а именно:

- обеспечить допустимые величины температуры воздуха на рабочих местах в здании муниципального учреждения <адрес>, расположенном по адресу: <адрес>;

- обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Верхнеуральский районный суд в течение 10 дней.

Судья М.П.Середкина.