Дело № 2-847/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ Верхнеуральский районный суд Челябинской области в составе: председательствующего судьи Голубовой М.Ю., при секретаре Перминовой Ф.И. с участием прокурора Рубашина Н.Н., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Верхнеуральского района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> Верхнеуральского муниципального района Челябинской области о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным, у с т а н о в и л : Прокурор Верхнеуральского района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации <адрес> Верхнеуральского муниципального района Челябинской области о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным. В судебном заседании прокурор Рубашин Н.Н. требования поддержал, пояснил, что при осуществлении надзора за исполнением законодательства Российской Федерации о дорожной деятельности, выявлены нарушения в указанной сфере. Согласно ответа Главы администрации <адрес> улично-дорожная сеть общего и не общего пользования в границах поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог, не оформлена в собственность надлежащим образом, не включена в реестр муниципальной собственности, не определена балансовая принадлежность улично-дорожной сети в границах поселения, в связи с чем в бюджете поселения денежных средств на содержание улично-дорожной сети не предусмотрено, из-за чего установленные федеральным законодательством требования о безопасности дорожного движения и требования о содержании автомобильных дорог не исполняются. В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.03г «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. - 2 - Муниципальное образование является публично-правовым образованием и действует как субъект права для решения стоящих перед ним задач. Муниципальная собственность – одно из обязательных условий осуществления местного самоуправления. Состав муниципального имущества обусловлен вопросами местного значения, для решения которых оно используется. В условиях непринятия в муниципальную собственность вышеуказанных автомобильных дорог муниципальное образование «<адрес> сельское поселение» не в состоянии в полной мере решать вопросы местного значения по содержанию автомобильных дорог общего пользования в границах поселения. Отсутствие регистрации права собственности на указанные дороги, отсутствие сведений об этих дорогах в реестре муниципальной собственности, не позволяет органам местного самоуправления предусматривать и расходовать бюджетные средства на содержание дорог, заключать сделки с организациями. Бездействие администрации <адрес> сельского поселения Верхнеуральского муниципального района Челябинской области нарушает права граждан и юридических лиц, пользующихся улично-дорожной сетью общего и не общего пользования в границах поселения, на безопасное движение, в части своевременного содержания, ремонта и обеспечение предметами сервиса. Прокурор просил признать незаконным бездействие администрации <адрес> сельского поселения Верхнеуральского муниципального района Челябинской области, обязать зарегистрировать право собственности установленным порядком, включить в реестр муниципальной собственности поселения улично-дорожную сеть общего и не общего пользования в границах поселения: <адрес>: 1. <адрес>, протяженностью 1 км 700 м; 2. <адрес>, протяженностью 2 км 100 м; 3. <адрес>, протяженностью 700 м; 4. <адрес>, протяженностью 700 м; 5. <адрес>, протяженностью 400 м; 6. ул. МТС, протяженностью 300 м; 7. <адрес>, протяженностью 700 м; 8. <адрес>, протяженностью 500 м; <адрес>: 1. <адрес>, протяженностью 700 м; 2. <адрес>, протяженностью 800 м; д. Ложкина 1. <адрес>, протяженностью 500 м, 2. <адрес>, протяженностью 700 м; 3. <адрес>, протяженностью 500 м. - 3 - Установить срок для устранения нарушений 1 год. В судебном заседании Глава администрации <адрес> сельского поселения ФИО3 с иском согласился. Просил продлить срок для устранения нарушений до двух лет. Судом установлено, что в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.03г «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 50 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003г «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» определено, что в собственности поселений могут находится автомобильные дороги общего пользования, мосты и иные транспортные инженерные сооружения в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения. В соответствии с п. 8 ст. 6 Федерального закона № 254 от 14.11.2007 года «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Согласно ч. 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. В соответствии с ч. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами. Статья 13 Федерального закона от 08.11.2007г № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» устанавливает - 4 - полномочия органов местного самоуправления, в том числе использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения, утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели. В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995г № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. В соответствии с ч. 4 ст. 6 ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. В соответствии с п. 1 ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003г «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Муниципальное образование является публично-правовым образованием и действует как субъект права для решения стоящих перед ним задач. Муниципальная собственность – одно из обязательных условий осуществления местного самоуправления. Состав муниципального имущества обусловлен вопросами местного значения, для решения которых оно используется. В условиях непринятия в муниципальную собственность - 5 - вышеуказанных автомобильных дорог муниципальное образование «<адрес> сельское поселение» не в состоянии в полной мере решать вопросы местного значения по содержанию автомобильных дорог общего пользования в границах поселения. Отсутствие регистрации права собственности на указанные дороги, отсутствие сведений об этих дорогах в реестре муниципальной собственности, не позволяет органам местного самоуправления предусматривать и расходовать бюджетные средства на содержание дорог, заключать сделки с организациями. Бездействие администрации <адрес> сельского поселения Верхнеуральского муниципального района Челябинской области нарушает права неопределенного круга граждан и юридических лиц, пользующихся улично-дорожной сетью общего и не общего пользования в границах поселения, на безопасное движение, в части содержания, своевременного ремонта и обеспечения предметами сервиса. Суд полагает удовлетворить требование прокурора и признать бездействие Администрации <адрес> сельского поселения, незаконным. Обязать зарегистрировать право собственности установленным порядком, включить в реестр муниципальной собственности поселения улично-дорожную сеть общего и не общего пользования в границах поселения. Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд Р е ш и л : Исковые требования прокурора Верхнеуральского района Челябинской области удовлетворить. Признать бездействие администрации <адрес> сельского поселения Верхнеуральского муниципального района Челябинской области незаконным, обязать зарегистрировать право собственности в установленном законом порядке, включить в реестр муниципальной собственности поселения следующую улично-дорожную сеть общего и не общего пользования в границах поселения <адрес>: 1. <адрес>, протяженностью 1 км 700 м; 2. <адрес>, протяженностью 2 км 100 м; 3. <адрес>, протяженностью 700 м; 4. <адрес>, протяженностью 700 м; 5. <адрес>, протяженностью 400 м; 6. ул. МТС, протяженностью 300 м; 7. <адрес>, протяженностью 700 м; 8. <адрес>, протяженностью 500 м; <адрес>: 1. <адрес>, протяженностью 700 м; 2. <адрес>, протяженностью 800 м; - 6 - д. Ложкина 1. <адрес>, протяженностью 500 м, 2. <адрес>, протяженностью 700 м; 3. <адрес>, протяженностью 500 м. Установить срок для устранения нарушений 1 год. Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Верхнеуральский районный суд в течение 10 дней. Судья М.Ю. Голубова