о признании бездействия незаконным, возложении обязанности



Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ       

Верхнеуральский районный суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Голубовой М.Ю.,

с участием прокурора Рубашина Н.Н.,

при секретаре Перминовой Ф.И.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Верхнеуральского района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному Бюджетному Учреждению Управлению финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Свердловской области, Федеральному Государственному Учреждению Приволжско-Уральскому территориальному управлению имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,

у с т а н о в и л :

       Прокурор Верхнеуральского района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц (несовершеннолетних) обратился в суд с иском к Военному комиссариату Челябинской области, в котором просил признать бездействие ответчика незаконным, возложить обязанность по устранению нарушения требований пожарной безопасности.

      Затем прокурором неоднократно изменялись исковые требования с привлечением новых ответчиков.

      В исковом заявлении от ДД.ММ.ГГГГ прокурором привлечены к участию в деле в качестве ответчиков Федеральное Бюджетное Учреждение Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Свердловской области, Федеральное Государственное Учреждение Приволжско-Уральского территориального управления имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации.

     Прокурор просит признать бездействие ответчиков в невыполнении требований пожарной безопасности - незаконным, а именно: не все помещения здания военного комиссариата оборудованы автоматической пожарной сигнализацией, помещения гаражей не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией, здание военного комиссариата не оборудовано системой оповещения людей о пожаре, на окнах установлены глухие металлические решетки, на каждом этаже имеется по одному эвакуационному выходу, здание военного комиссариата и гаражи не обеспечены первичными средствами пожаротушения согласно норм, в лестничной клетке не установлены самозакрывающиеся двери с уплотнениями в притворах на 1 и 2 этажах, под лестничным маршем хранятся горючие предметы и материалы, не обработаны огнезащитным

- 2 -

составом деревянные конструкции чердачного помещения, не выполнен план эвакуации людей в случае пожара в соответствии с ГОСТ, на путях эвакуации не обеспечено наличие эвакуационных знаков пожарной безопасности в соответствии с ГОСТ, противопожарный инструктаж с работниками проведён не по специальной программе.

       Просил возложить на ФБУ Управлению финансового обеспечения МО РФ по Свердловской области, ФГУ Приволжско-Уральскому территориальному управлению имущественных отношений МО РФ обязанность в течение 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований пожарной безопасности в здании военного комиссариата по Верхнеуральскому и Нагайбакскому районам а именно: помещения здания военного комиссариата оборудовать автоматической пожарной сигнализацией, помещения гаражей оборудовать автоматической пожарной сигнализацией, здание военного комиссариата оборудовать системой оповещения людей о пожаре, на окнах демонтировать глухие металлические решетки или выполнить их распашными, на первом и втором этажах здания военного комиссариата оборудовать не менее двух эвакуационных выходов, здание военного комиссариата и гаражи обеспечить первичными средствами пожаротушения согласно норм, в лестничной клетке установить самозакрывающиеся двери с уплотнениями в притворах на 1 и 2 этажах, под лестничным маршем убрать горючие предметы и материалы, обработать огнезащитным составом деревянные конструкции чердачного помещения, выполнить план эвакуации людей в случае пожара в соответствии с ГОСТ, на путях эвакуации обеспечить наличие эвакуационных знаков пожарной безопасности в соответствии с ГОСТ, противопожарный инструктаж с работниками провести по специальной программе.

       В обоснование своих требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ ОНД № 14 проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в деятельности отдела военного комиссариата Челябинской области по Верхнеуральскому и Нагайбакскому районам.

      Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ выявлены указанные нарушения требований пожарной безопасности.

       ДД.ММ.ГГГГ начальнику отдела военного комиссариата ФИО1 выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности в срок до ДД.ММ.ГГГГ.                                                                                                                                                                      

      ДД.ММ.ГГГГ ОНД №14 УНД ГУ МЧС России по Челябинской области вновь проведена проверка деятельности отдела военного комиссариата. Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени отделом военного комиссариата нарушения требований пожарной безопасности не устранены.

      Помощник прокурора Верхнеуральского района Рубашин Н.Н. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований к ФБУ

- 3 -

Управлению финансового обеспечения МО РФ по Свердловской области, ФГУ Приволжско-Уральскому территориальному управлению имущественных отношений МО РФ настаивал по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Просил обязать ответчиков в течение 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований пожарной безопасности.

Представитель ответчика ФБУ Управления финансового обеспечения МО РФ по Свердловской области в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно, надлежащим образом. Суд полагает дело рассмотреть без него в соответствии ст. 167 ГПК РФ. Представил в суд отзыв, из которого следует, что он не является ответчиком по делу, просил в иске отказать.

Представитель ответчика ФГУ Приволжско-Уральского территориального управления имущественных отношений МО РФ в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно, надлежащим образом. Об отложении дела не просил. Суд полагает дело рассмотреть без него в соответствии ст. 167 ГПК РФ.

Представитель третьего лица - военного комиссариата Челябинской области ФИО1 в суд не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно, надлежащим образом. Определено дело рассмотреть без его участия.

       Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ОНД № 14 проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в деятельности отдела военного комиссариата Челябинской области по Верхнеуральскому и Нагайбакском районам.      Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:

      - не все помещения здания военного комиссариата оборудованы автоматической пожарной сигнализацией, помещения гаражей не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией, здание военного комиссариата не оборудовано системой оповещения людей о пожаре, на окнах установлены глухие металлические решетки, на каждом этаже имеется по одному эвакуационному выходу, здание военного комиссариата и гаражи не обеспечены первичными средствами пожаротушения согласно норм, в лестничной клетке не установлены самозакрывающиеся двери с уплотнениями в притворах на 1 и 2 этажах, по лестничным маршем хранятся горючие предметы и материалы, не обработаны огнезащитным составом деревянные конструкции чердачного помещения, не выполнен план эвакуации людей в случае пожара в соответствии с ГОСТ, на путях эвакуации не обеспечено наличие эвакуационных знаков пожарной безопасности в соответствии с ГОСТ, противопожарный инструктаж с работниками проведён не по специальной программе (л.д.11-12).

      ДД.ММ.ГГГГ начальнику отдела военного комиссариата ФИО1 выдано предписание по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности в срок до ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.13).

- 4 -

Проверка в порядке контроля ДД.ММ.ГГГГ, показала, что выявленные нарушения не устранены. (л.д.15).

        В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ (ред. от 18.07.2011) «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

На основании ч. ч. 2 и 3 ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;

Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 38 ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

Согласно п. 4 Правил пожарной безопасности в РФ (далее - ППБ 01-03), утв. Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313, руководители организации и индивидуальные предприниматели на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений.

В соответствии с п. 10 ППБ 01-03 собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности.

На основании п. 3 ППБ 01-03 наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

Согласно п. 4, п. 9 таблицы 1 обязательного приложения к НПБ 110-03 здание отделения военного комиссариата как здание общественного и административно-бытового назначения, гаражи подлежат защите автоматической установкой пожарной сигнализации.

- 5 -

В соответствии с п. 15 таблицы 2 п. 5.1. НПБ 104-03 учреждения органов управления, проектно-конструкторские организации, НИИ, информационные центры и другие административные здания должны быть оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара.

На основании п. 40 ППБ 01-03 в зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается устанавливать глухие решетки на окнах и приямках у окон подвалов, за исключением случаев, специально оговоренных в нормах и правилах, утвержденных в установленном порядке; устраивать в лестничных клетках и поэтажных коридорах кладовые (чуланы), а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель и другие горючие материалы.

Согласно п. 6.13* СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», принятые и введенные в действие Постановлением Минстроя РФ от 13 февраля 1997 г. № 18-7, не менее двух эвакуационных выходов должны иметь этажи зданий класса Ф1.1; Ф1.2; Ф2.1; Ф2.2; Ф3; Ф4.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» здания (сооружения, строения, пожарные отсеки и части зданий, сооружений, строений - помещения или группы помещений, функционально связанные между собой) по классу функциональной пожарной опасности в зависимости от их назначения, а также от возраста, физического состояния и количества людей, находящихся в здании, сооружении, строении, возможности пребывания их в состоянии сна подразделяются на: Ф4 - здания научных и образовательных учреждений, научных и проектных организаций, органов управления учреждений, в том числе: Ф4.3 - здания органов управления учреждений, проектно-конструкторских организаций, информационных и редакционно-издательских организаций, научных организаций, банков, контор, офисов.

На основании п. 108 ППБ 01-03 помещения, здания и сооружения необходимо обеспечивать первичными средствами пожаротушения в соответствии с приложением № 3.

Согласно п. 6.18* СНиП 21-01-97* лестничные клетки, как правило, должны иметь двери с приспособлениями для самозакрывания и с уплотнением в притворах.

В соответствии с п. 10.1 раздела 2 МДС 21-1.98 в зданиях всех степеней огнестойкости, кровлю, стропила и обрешетку чердачных покрытий допускается выполнять из материалов групп Г1 - Г4., при этом стропила и обрешетку чердачных покрытий следует подвергать огнезащитной обработке.

На основании п. 16 ППБ 01-03 в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации

- 6 -

людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре.

Согласно п. 51 ППБ 01-03 при эксплуатации эвакуационных путей и выходов должно быть обеспечено соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности).

В соответствии с п. 6 Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утв. Приказом МЧС России от 12.12.2007 № 645, противопожарный инструктаж проводится администрацией (собственником) организации по специальным программам обучения мерам пожарной безопасности работников организаций (далее - специальные программы) и в порядке, определяемом администрацией (собственником) организации (далее - руководитель организации).

На основании п. 18 Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» первичный противопожарный инструктаж проводится по программе, разработанной с учетом требований стандартов, правил, норм и инструкций по пожарной безопасности. Программа проведения вводного инструктажа утверждается руководителем структурного подразделения организации или лицом, ответственным за пожарную безопасность структурного подразделения.

Согласно п. 51 Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» специальные программы разрабатываются и утверждаются администрациями (собственниками) организаций.

В соответствии с п. 53 Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» согласование специальных программ иных организаций осуществляется структурными подразделениями соответствующих территориальных органов МЧС России, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора.

На основании п. 5 Положения о Министерстве обороны РФ, утв. Указом Президента РФ от 16.08.2004 № 1082 (ред. от 08.07.2011), Минобороны России осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты).

Кроме этого, согласно Распоряжения Министерства имущественных отношений РФ от 25.09.2003г № 4271-р, выданного на основании обращения Минобороны России от ДД.ММ.ГГГГ имущество было закреплено на праве оперативного управления за Челябинской квартирно-эксплуатационной частью района. (л.д.282).

Право оперативного управления и зачисления имущества, согласно Перечня недвижимого имущества (за ) на баланс ФГКЭУ «Челябинская

- 7 -

КЭЧ района» подтверждается Распоряжением Федерального Агентства по Управлению государственным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ , выданного на основании обращения руководства ФГКЭУ «Челябинская КЭЧ района» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.283).

Согласно приказа Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ правопреемником ФГУП «Челябинская КЭЧ района» является ФГУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ. На его балансе находится здание отдела военного комиссариата Челябинской области по г. Верхнеуральску и Нагайбакскому району. (л.д.335-340).

Согласно объяснению ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ в отделе военного комиссариата постоянно работают 21 человек. Призывная комиссия проводится в здании отдела военного комиссариата. В 2011 году отдел военного комиссариата посетило 900 призывников и 500 человек, которые поставлены на первоначальный воинский учёт. (л.д.17).

Бездействием ФГУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, выразившееся в несоблюдении вышеуказанных требований пожарной безопасности, нарушены права неопределённого круга лиц на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара (ч. 1 ст. 41 Конституции РФ, ст. ст. 1, 2 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, ст. 34 Федерального закона «О пожарной безопасности»).

        Согласно п. 10 ППБ 01-03 собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности.

        На основании п. 3 ППБ 01-03 наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

         На день рассмотрения дела судом сведений об устранении недостатков не представлено. Суд полагает удовлетворить требование прокурора и признать бездействие ФГУ Приволжско-Уральскому территориальному управлению имущественных отношений МО РФ по несоблюдению требований пожарной безопасности незаконным.

          Из отзыва ФБУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Свердловской области» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в соответствии с указом Президента российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О военно-административном делении Российской Федерации» на Федеральное бюджетное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Свердловской области» не возложены обязанности по надлежащему

- 8 -

финансированию военных объектов, дислоцированных на территории Центрального военного округа, в том числе военного комиссариата Челябинской области, поэтому оно является ненадлежащим ответчиком по делу. (л.д.305-307). Данное обстоятельство также подтверждается приказом Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О реорганизации федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства обороны российской Федерации, выпиской из приказа начальника аппарата Министра Обороны Российской Федерации - заместителя Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 308-312).

         Учитывая, что ФБУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Свердловской области» не является надлежащим ответчиком, суд полагает удовлетворить исковые требования прокурора в части.

Суд полагает признать незаконным бездействие ФГУ «Приволжско-Уральского территориального управления имущественных отношений» МО РФ и возложить на него обязанность в течение 8 месяцев со дня вступления решения в законную силу устранить нарушения требований пожарной безопасности по адресу: <адрес>, а именно:

-все помещения здания военного комиссариата оборудовать автоматической пожарной сигнализацией;

-помещения гаражей оборудовать автоматической пожарной сигнализацией;

-здание военного комиссариата оборудовать системой оповещения людей о пожаре;

-на окнах здания военного комиссариата демонтировать глухие металлические решётки или выполнить их распашными;

-на первом и втором этажах здания военного комиссариата оборудовать не менее двух эвакуационных выходов;

-здание военного комиссариата и гаражи обеспечить первичными средствами пожаротушения согласно норм;

-в лестничной клетке установить самозакрывающиеся двери с уплотнениями в притворах на 1 и 2 этажах;

-под лестничным маршем убрать горючие предметы и материалы;

-обработать огнезащитным составом деревянные конструкции чердачного помещения;

-выполнить план эвакуации людей в случае пожара в соответствии с ГОСТ;

-на путях эвакуации обеспечить наличие эвакуационных знаков пожарной безопасности в соответствии с ГОСТ;

-противопожарный инструктаж с работниками провести по специальной программе.

- 9 -

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р е ш и л :

        Исковые требования прокурора Верхнеуральского района о признании бездействия незаконным и возложении обязанности на ФГУ «Приволжско-Уральского территориального управления имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации», ФБУ «Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Свердловской области» удовлетворить в части.

        Признать бездействие Федерального Государственного Учреждения «Приволжско-Уральского территориального управления имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации незаконным.

       Возложить обязанность на Федеральное Государственное Учреждение «Приволжско-Уральского территориального управления имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации в течение 8 месяцев со дня вступления решения в законную силу устранить нарушения требований пожарной безопасности в здании военного комиссариата по Верхнеуральскому и Нагайбакскому районам по адресу: <адрес>, а именно:

-все помещения здания военного комиссариата оборудовать автоматической пожарной сигнализацией;

-помещения гаражей оборудовать автоматической пожарной сигнализацией;

-здание военного комиссариата оборудовать системой оповещения людей о пожаре;

-на окнах здания военного комиссариата демонтировать глухие металлические решётки или выполнить их распашными;

-на первом и втором этажах здания военного комиссариата оборудовать не менее двух эвакуационных выходов;

-здание военного комиссариата и гаражи обеспечить первичными средствами пожаротушения согласно норм;

-в лестничной клетке установить самозакрывающиеся двери с уплотнениями в притворах на 1 и 2 этажах;

-под лестничным маршем убрать горючие предметы и материалы;

-обработать огнезащитным составом деревянные конструкции чердачного помещения;

-выполнить план эвакуации людей в случае пожара в соответствии с ГОСТ;

-на путях эвакуации обеспечить наличие эвакуационных знаков пожарной безопасности в соответствии с ГОСТ;

-противопожарный инструктаж с работниками провести по специальной программе.

         В остальной части иска отказать.

- 10 -

       Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через Верхнеуральский районный суд.

Председательствующий:                                       М.Ю. Голубова