Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ
Верхнеуральский районный суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Голубовой М.Ю.,
с участием прокурора Рубашина Н.Н.,
при секретаре Перминовой Ф.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Верхнеуральского района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Межозерного городского поселения, администрации Верхнеуральского муниципального района о признании бездействий незаконными, возложении обязанности.
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Верхнеуральского района Челябинской области обратился в суд с иском в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к администрации Межозерного городского поселения, администрации Верхнеуральского муниципального района о признании бездействий незаконными, возложении обязанности по оборудованию здания библиотеки № 9 необходимыми специальными приспособлениями в соответствии с установленными нормами для беспрепятственного доступа инвалидов и граждан из числа маломобильных групп населения.
Из иска усматривается, что в результате проведенной прокуратурой района проверки соблюдения Федерального закона от 24.11.1995 года № 181 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на территории Межозёрного городского поселения Верхнеуральского муниципального района Челябинской области, в ходе которой обнаружены нарушения в части создания необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов и граждан из числа маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры. Прокурор просит иск удовлетворить и признать бездействия ответчиков незаконными, обязать ответчиков оборудовать здание библиотеки № 9 по адресу: р.п. Межозерный ул. Ленина, 17 необходимыми специальными приспособлениями в соответствии с установленными нормами для беспрепятственного доступа инвалидов и граждан из числа маломобильных групп населения.
В судебном заседании помощник прокурора Рубашин Н.Н. поддержал иск прокурора Верхнеуральского района и просил суд исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Глава администрации Межозерного городского поселения ФИО1 в судебном заседании с иском прокурора района согласился.
Представитель администрации Верхнеуральского муниципального района ФИО2, действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, в судебном заседании не возражала против удовлетворения иска прокурора.
Заслушав прокурора, стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что иск прокурора Верхнеуральского района подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Улучшение условий жизни инвалидов как одной из самых социально уязвимых категорий населения входит в число приоритетных задач, определенных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 мая 2004 г. и 25 апреля 2005 г.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ в редакции 22 декабря 2008 года Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов
- 2 -
Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Согласно положениям вышеназванных норм закона к объектам социальной инфраструктуры отнесены общественные и производственные здания, строения и сооружения, к которым относится и здание библиотеки № 9 по адресу: р.п. Межозерный ул. Ленина, 17 Челябинская область, Верхнеуральский район.
Санитарные нормы и правила 35-01-2001 "Доступность здания и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16 июля 2001 г. N 73, в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам также предусматривают, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема.
Постановлением Правительства Челябинской области № 301-п от 15.12.2010 года утверждена областная целевая программа «Социальная поддержка инвалидов в Челябинской области на 2011-2015 года», основной задачей которой является обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.
На территории Верхнеуральского муниципального района действует целевая программа «Социальная поддержка инвалидов в Верхнеуральском муниципальном районе Челябинской области» на 2012-2015 года, с включением подпрограммы «Формирование доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения в Верхнеуральском муниципальном районе на 2012-2015 года» - далее Подпрограмма. (Утверждена постановлением и.о. главы администрации Верхнеуральского муниципального района ФИО3 № 1320 от 30.12.2011 года). Согласно ответа главы администрации Межозёрного городского поселения № 93 от 07.02.2012 года здание библиотеки № 9 включено в перечень зданий и сооружений мест общего пользования, в которых необходимо оборудовать условия, позволяющие осуществить беспрепятственный доступ для инвалидов и граждан из числа маломобильных групп населения. Указанное здание включено в перечень объёктов, являющихся приложением № 2 к Подпрограмме в которых необходимо обеспечить беспрепятственный доступ граждан из числа маломобильных групп населения.
Доступность для инвалидов различных структур общества и окружающей среды является одной из важнейших предпосылок, условий обеспечения их прав и свобод.
Доступность среды определяется уровнем ее возможного использования.
Важнейшим условием формирования комфортной среды для жизнедеятельности инвалидов является индивидуальный подход в решении вопросов доступности к объекту социальной инфраструктуры. Учитывая ценный потенциальный вклад инвалидов в общее благосостояние, а также активную деятельность общественных организаций инвалидов, формирование доступной среды жизнедеятельности создаст возможности для полной реализации инвалидами своих прав и свобод, а также будет способствовать полноценному участию инвалидов в жизни муниципального образования.
Инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата не всегда беспрепятственно могут посетить учреждения торговли, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, культуры и искусства, государственные и муниципальные учреждения, вокзалы, учебные заведения, библиотеки. Причина - существующие ограничения, препятствующие доступ к объектам социальной инфраструктуры (не приспособленный
- 3 -
для инвалидов пассажирский транспорт, лестницы, узкие двери, пороги, неровные тротуары).
Правовой основой требований беспрепятственного доступа инвалидов и граждан из числа маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры являются общепризнанные принципы создания равных возможностей, сформулированные в положениях Всемирной программы действий в отношении инвалидов (принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 37/52 от 03.12.1982 года), ст. 7 и 29 Конституции Российской Федерации.
В соответствии с «Параметрами оценки обеспечения равных возможностей для инвалидов» (приложение № 4 к областной подпрограмме «Формирование доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения в Челябинской области» на 2011-2015 года) на объектах социальной инфраструктуры необходимо наличие пандуса шириной не менее 900 миллиметров с углом подъёма 5-8 градусов и специальными поручнями или наличие специальных подъёмно-транспортных устройств, обеспечивающих беспрепятственный доступ.
В судебном заседании установлено, что здание № 17 по ул. Ленина в р.п. Межозерный, которое занимает библиотека № 9, являющегося объектом социальной инфраструктуры, не оборудовано указанными специальными устройствами, что является нарушением Федерального закона от 24.11.1995 года № 181 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления; применительно к зданиям, сооружениям. Помещениям, находящимся в частной собственности – на собственников этих объектов.
Кроме того, Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в российской Федерации» предусматривает, что государственные и муниципальные расходы на создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляется в пределах ассигнований, ежегодно предусмотренных на эти цели в бюджетах всех уровней.
Принятая исполняющим обязанности Главы администрации Верхнеуральского муниципального района районная целевая программа «Социальная поддержка инвалидов в верхнеуральском муниципальном районе» Челябинской области» на 2012-2015 годы предусматривает финансирование мероприятий по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, являющихся муниципальной собственностью за счет средств местного бюджета.
Таким образом, установлено, что обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается на администрацию Межозерного городского поселения, администрацию Верхнеуральского муниципального района.
Суд полагает, что ответчикам следует предоставить 6-месячный срок для исполнения данного судебного решения ввиду необходимости изыскания финансов для проведения работ по оборудованию библиотеки № 9 необходимыми специальными приспособлениями в соответствии с установленными нормами для беспрепятственного доступа инвалидов и граждан из числа маломобильных групп населения.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать бездействие администрации Межозёрного городского поселения, администрации Верхнеуральского муниципального района незаконным, выразившееся в
- 4 -
не обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и граждан из числа маломобильных групп населения в библиотеку № 9, расположенную по адресу: Челябинская область, Верхнеуральский район р.п. Межозерный ул. Ленина, 17 Челябинская область, Верхнеуральский район.
Возложить на администрацию Межозёрного городского поселения, администрацию Верхнеуральского муниципального района обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать здание библиотеки № 9, расположенное по адресу: Челябинская область, Верхнеуральский район р.п. Межозерный ул. Ленина, 17 необходимыми специальными приспособлениями в соответствии с установленными нормами для беспрепятственного доступа инвалидов и граждан из числа маломобильных групп населения.
Решение Верхнеуральского районного суда может быть обжаловано в течение 30 дней со дня принятия решения в апелляционном порядке в Челябинский областной суд через Верхнеуральский районный суд.
Председательствующий : М.Ю. Голубова