Дело № 2-33/12 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ г.Верхнеуральск Верхнеуральский районный суд Челябинской области в составе судьи Середкиной М.П., При секретаре судебного заседания Вдовине К.В., Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Потапова Ивана Андреевича к Администрации Верхнеуральского муниципального района о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в аренду земельного участка, У с т а н о в и л: Потапов И.А. обратился в суд с заявлением в порядке ст.254-258 ГПК РФ на действия Администрации Верхнеуральского муниципального района, отказавшей ДД.ММ.ГГГГ за № Потапову И.А. в предоставлении в аренду земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного в <адрес>, в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок находится на территории земель лесного государственного фонда. Заявитель Потапов И.А. в судебное заседание не прибыл без извещения причин. Извещен надлежащим образом. Неявка судом признана неуважительной, определено рассмотреть дело в его отсутствие в соответствии со ст.167 ГПК РФ. Ответчик Администрация Верхнеуральского муниципального района, привлеченные к участию в деле Управление лесами по Челябинской области, Министерство по радиационной и экологической безопасности (Областное Государственное Учреждение «Особо охраняемые природные территории Челябинской области»), Верхнеуральское (Карагайское ) лесничество, Управление Росреестра, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Челябинской области, Администрация Карагайского сельского поселения в судебное заседание не прибыли. Извещены надлежащим образом. Суд определил рассмотреть дело в соответствии со ст.167 ГПК РФ без их участия. Изучив представленные доказательства, суд полагает заявленные требования Потапова И.А. оставить без удовлетворения. В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: - Нарушены права и свободы гражданина; - Созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; - На гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Из оглашенных в судебном заседании объяснений представителя ответчика Администрации Верхнеуральского муниципального района ФИО1, данных ранее в судебном заседании, следует, что на основании решения Совета депутатов Карагайского сельского поселения об утверждении Генерального плана о расширении границ сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Верхнеуральского муниципального района вынесено Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ «<данные изъяты>». ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Верхнеуральского муниципального района в газете «Красный Уралец», официальном издании Администрации, было опубликовано объявление о предоставлении земельных участков на территории Карагайского сельского поселения, в том числе и спорного земельного участка. Потаповым И.А. было подано заявление на предоставление земельного участка в <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м для ведения личного подсобного хозяйства. Потаповым И.А. проведены кадастровые работы. Участок поставлен на кадастровый учет на основании Постановления Администрации № без текстового описания границ. В процессе рассмотрения заявления Потапова И.А. земельной комиссией было установлено, что Постановление № № «<данные изъяты>...» вынесено с нарушением Положения о порядке предоставления земельных участков. Участок, на который поступило заявление Потапова И.А., находится на землях государственного лесного фонда и распоряжение ими не входит в полномочия Администрации муниципального района, поэтому ДД.ММ.ГГГГ за № ему было отказано в предоставлении участка в аренду. Кроме того, был нарушен порядок предоставления земельных участков, установленный Положением о порядке предоставления земельных участков, утвержденным Решением Собрания депутатов Верхнеуральского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ. По протесту прокурора Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ Администрации района было отменено ДД.ММ.ГГГГ. Считает отказ Потапову И.А. в предоставлении земельного участка в аренду обоснованным, заявленное требование просила оставить без удовлетворения (л.д.6-7 т.2 ). Из заявления от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ Потапова И.А. в Администрацию Верхнеуральского муниципального района следует, что он обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении ему в аренду сроком на <данные изъяты> лет для ведения личного подсобного хозяйства земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного в <адрес>, с кадастровым номером № Заявление зарегистрировано в Администрации за вх. № и № (л.д.8, 33 т.1 ). ДД.ММ.ГГГГ № Администрацией Верхнеуральского муниципального района отказано Потапову И.А. в предоставлении указанного земельного участка в связи с тем, что указанный участок находится на территории земель лесного государственного фонда (л.д. 11 т.1 ). В судебном заседании установлено, что на основании решения Совета депутатов Карагайского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ за № <данные изъяты> (л.д. 81 т.1) принято Постановление Администрацией Верхнеуральского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ «<данные изъяты> », в том числе и спорного земельного участка, расположенного в <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м для ведения личного подсобного хозяйства (л.д. 36-37 т.1). Из кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером № следует, что участок на основании указанного Постановления № поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ и отнесен к категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования для: для ведения личного подсобного хозяйства. Местоположение участка установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир: дом. Участок находится примерно в <адрес>. Почтовый адрес ориентира: <адрес> (л.д. 34 т.1). Из письменного отзыва ФГБУ «Федеральная кадастровая палата» по Челябинской области следует, что спорный участок поставлен учреждением «Федеральная кадастровая палата» на кадастровый учет и отнесен к категории земель населенных пунктов на основании Постановления Администрации Верхнеуральского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ «<данные изъяты>, включенному в состав приложения межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ, послужившего основанием для осуществления государственного кадастрового учета спорного земельного участка (л.д. 56-57 т.1 ). Указанные обстоятельства подтверждаются Решением ФБУ «Кадастровая палата» по Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ об осуществлении спорного участка на кадастровый учет на основании межевого плана без номера от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 216 ), межевым планом спорного участка от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 214-236 ). Из представленного заявителем кадастрового плана территории от ДД.ММ.ГГГГ № кадастрового номера кадастрового квартала № ( л.д.97) видно, что спорный участок находится на указанной территории под порядковым номером № Сведения о земельном участке носят временный характер (л.д.90-95). Определить местоположение спорного земельного участка из представленной заявителем карты территории не представляется возможным. (л.д. 90-114). ДД.ММ.ГГГГ за № (л.д. 116 т.1) на основании протеста прокурора от ДД.ММ.ГГГГ решение Совета депутатов Карагайского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ отменено как незаконное. В связи с его отменой ДД.ММ.ГГГГ за № Администрацией района отменено Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ «<данные изъяты>» (л.д. 85 т.1). Из представленной заявителем суду публикации от ДД.ММ.ГГГГ в газете «Красный Уралец» являющейся официальным печатным источником Администрации Верхнеуральского муниципального района (л.д. 40) следует, что Администрацией объявлено о предоставлении земельных участков из земель населенных пунктов, в том числе о предоставлении спорного земельного участка. Сведений об официальной публикации о наличии свободных земельный участков суду не представлено, что свидетельствует о нарушении Положения о порядке предоставления земельных участков, утвержденного Решением Собрания депутатов Верхнеуральского муниципального района (л.д. 240-256 т.1). Из оглашенных в судебном заседании объяснений представителя Управления лесами в Челябинской области ФИО2 ( доверенность л.д. 162 т.1 ), просившего оставить заявленное требование без удовлетворения, следует, что заявленный Потаповым И.А. земельный участок, расположенный в <адрес>, находится на землях государственного лесного фонда. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 с представителем Потапова И.А. ФИО3, представителем лесничества, Главой Карагайского сельского поселения выезжали на место нахождения спорного участка, убедились, что истребуемый Потаповым И.А. земельный участок находится в <данные изъяты> выделе, имеющем площадь <данные изъяты> га. Это земли Гослесфонда. Указанное обстоятельство подтверждается картой лесоустройства, имеющейся в лесничестве и картой, представленной Управлением Росреестра. Между сведениями лесничества и сведениями Управления Росреестра нет противоречий. Администрация Верхнеуральского муниципального района не вправе распоряжаться землями Гослесфонда, поэтому Потапову И.А. правомерно отказано Администрацией в предоставлении земельного участка в аренду для ведения личного подсобного хозяйства (л.д. 8 т.2 ). Из оглашенных объяснений представителя ЧОБУ «Верхнеуральское лесничество» ФИО4 ( доверенность л.д.163 т.1 ) следует, что он дал аналогичные объяснения, просил заявление оставить без удовлетворения (л.д. 7 т.2 ). Из оглашенных объяснений представителя Министерства по радиационной и экологической безопасности Челябинской области Областного Государственного Учреждения «Особо охраняемые природные территории Челябинской области ФИО5 следует, что на территории Карагайского сельского поселения расположен государственный заказник «<данные изъяты>». Его границы рядом с границами земель гослесфонда. Спорный участок находится на землях гослесфонда, в границы заказника не входит. Считает отказ Администрации в предоставлении Потапову И.А. земельного участка обоснованным, не подлежащим удовлетворению (л.д. 8т.2 ). Из оглашенных судом объяснений Главы Карагайской сельской администрации ФИО6 следует, что он хорошо знает земли Карагайского сельского поселения. Карты границ <адрес> в Администрации не имеется, есть только карта поселения. ДД.ММ.ГГГГ выезжал на место нахождения спорного земельного участка вместе с представителем заявителя, представителями Управления лесами и лесничества. Согласен, что спорный участок находится на землях гослесфонда, является федеральной собственностью, которой Администрация Верхнеуральского муниципального района распоряжаться не вправе. Считает, что Потапову И.А. обоснованно отказано в предоставлении участка в аренду. Просил требование оставить без удовлетворения (л.д. 7-8 т.2 ). Управлением Росреестра суду представлен письменный отзыв, из которого усматривается, что спорный земельный участок Потапову И.А. Администрацией района был предоставлен с нарушениями действующего законодательства: так объявление о наличии свободного земельного участка Администрацией не публиковалось. ДД.ММ.ГГГГ сразу было опубликовано объявление о предоставлении свободных земельный участков, в том числе и спорного участка. На дату публикации объявления ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении свободных земельных участков, земельный участок, требуемый Потаповым И.А., не был сформирован, он был сформирован только ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается кадастровым паспортом (л.д. 34 т.1 ). Процедура постановки участка на кадастровый учет проведена с нарушением действующего законодательства – без текстового описания местоположения границ и списков координат характерных точек границ населенного пункта, без предоставления таких сведений в Управление Росреестра. Кроме того, согласно карты земель Верхнеуральского района, имеющейся в Управления Росреестра по Верхнеуральскому району, спорный земельный участок находится на территории Карагайского (Верхнеуральского ) лесничества, т.е. на территории государственного лесного фонда. Администрация Верхнеуральского муниципального района не вправе распоряжаться указанными землями и Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ «<данные изъяты>» вынесено необоснованно, а потому и было отменено по протесту прокурора (л.д.59-60 т.1 ). Правовое регулирование ведения гражданами личного подсобного хозяйства осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 7.07.2003 года № 112 –ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», иными правовыми актами. Порядок предоставления земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства указанным федеральным законом не регламентирован. Ст. 34 Земельного Кодекса РФ предусмотрен общий порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, в том числе и для целей ведения личного подсобного хозяйства. В соответствии со ст.34 ч.1 Земельного Кодекса РФ органы местного самоуправления обязаны принять акт, устанавливающий порядок предоставления земельных участков, уполномочить специальный орган на управление и распоряжение земельными участками, обеспечить подготовку информации о предоставляемых земельных участках. По смыслу п.2,3,4 ст.34 ЗК РФ гражданин должен обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении земельного участка с указанием цели использования земельного участка, его предполагаемых размеров и местоположения, испрашиваемого права. На основании данного заявления Администрация выдает заявителю Схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории. Из изложенного следует, что право выбора земельного участка принадлежит не заявителю, а органу местного самоуправления, а потому претендовать на конкретный земельный участок заявитель не вправе вне зависимости от того выполнены ли в отношении этого участка кадастровые работы и осуществлен ли его кадастровый учет. Решением № от ДД.ММ.ГГГГ Собрания депутатов Верхнеуральского района определен уполномоченный орган по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена – Администрация Верхнеуральского муниципального района (л.д.237 ). В соответствии со ст. 34 ч.1 ЗК РФ Решением собрания депутатов утверждено Положение № от ДД.ММ.ГГГГ о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, согласно которого Администрация муниципального района опубликовывает в средствах массовой информации информацию о наличии свободных земельных участков, после чего землеустроительная организация в месячный срок обеспечивает изготовление границ земельного участка и утверждает его. После этого в двухнедельный срок Администрация принимает решение о предоставлении участка в аренду с приложением проекта его границ (л.д.240 ). Аналогичный порядок установлен и Положением № от ДД.ММ.ГГГГ о Порядке предоставления земельных участков на территории Верхнеуральского муниципального района. (л.д. 247 ). Сведений об опубликовании Администрацией информации о спорном участке как о свободном земельном участке, суду не представлено. Таким образом, суд установил, что спорным земельным участком Администрация распорядилась с нарушением установленного Положение порядка: без опубликования информации о наличии спорного участка как свободного земельного участка, без формирования земельного участка в соответствии с действующим земельным законодательством на дату опубликования информации о предоставлении в аренду спорного земельного участка ДД.ММ.ГГГГ, т.к. постановка участка на кадастровый учет была произведена только ДД.ММ.ГГГГ. Постановка на кадастровый учет произведена с нарушением ст.19 Федерального закона № 221 от 14.07.2007 года «О государственном кадастре недвижимости», п. 13 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ за № 42 от 4.02.2010 г., которыми установлено требование о внесении в государственный кадастр недвижимости: - текстового описания границ населенного пункта, списка координат характерных точек границ населенного пункта в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости, - утвержденного Генерального плана, - изданных органами государственной власти субъекта РФ документов, подтверждающих установление или изменение границ населенного пункта, - согласование границ со смежными участками, - представления карты со схемой расположения земельных участков в Управление Росреестра. Указанные требования при постановке спорного земельного участка на кадастровый учет не выполнены, координаты участка установлены относительно ориентира – жилого дома по <адрес> в <адрес>. В Постановлении № от ДД.ММ.ГГГГ Администрации Верхнеуральского района «<данные изъяты>», на основании которого произведена постановка на кадастровый учет земельного участка как земель населенного пункта, также не содержится текстового описания местоположения границ земельных участков <адрес>. Постановление Администрацией отмененоДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 85 ). Нарушение порядка предоставления в аренду земельного участка является основанием к отказу в предоставлении земельного участка. Суду Управлением Росреестра представлена выкопировка из карты земель Карагайского сельского поселения (л.д.27 т.1). Согласно условных обозначений следует, что спорный земельный участок входит в состав земель государственного лесного фонда. Управлением лесами по Челябинской области представлена выкопировка из карты земель Верхнеуральского (Карагайского) лесничества (л.л. 23, 261 т.1 ), из которой видно, что земельный участок, заявленный Потаповым И.А. для предоставления в аренду, находится на землях государственного лесного фонда. Указанное обстоятельство подтверждается Актом совместного натурального обследования лесных участков от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что испрашиваемый земельный участок находится на землях лесного фонда Карагайского участкового лесничества ЧОБУ «Верхнеуральское лесничество» Главного Управления лесами Челябинской области на основании материалов лесоустройства лесохозяйственного регламента, утвержденного на основании государственного контракта № от ДД.ММ.ГГГГ на оказание услуг по разработке лесохозяйственного регламента лесничеств Главного управления лесами Челябинской области филиалом ФГУП «<данные изъяты>» «<данные изъяты>», плана лесного насаждения ДД.ММ.ГГГГ и карт Управления Росреестра (л.д. 260-263 т.1, л.д. 23, 27 т.1 ). В соответствии со ст.11 Земельного Кодекса РФ органами местного управления осуществляется управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Из изложенного суд пришел к выводу, что отказ за № от ДД.ММ.ГГГГ Администрации Верхнеуральского района предоставить в аренду Потапову И.А. для ведения личного подсобного хозяйства земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный в <адрес> кадастровый номер №, является правомерным. Суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований, полагает заявление Потапова И.А. оставить без удовлетворения. Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Заявление Потапова Ивана Андреевича к Администрации Верхнеуральского муниципального района о признании незаконным отказа от ДД.ММ.ГГГГ за № в предоставлении в аренду на <данные изъяты> лет земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв.м для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного в <адрес>, кадастровый номер № обязать Администрацию Верхнеуральского района принять решение о предоставлении указанного земельного участка в аренду Потапову Ивану Андреевичу, оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Верхнеуральский районный суд в течение 30 дней путем подачи апелляционной жалобы. Судья М.П.Середкина.