о возложении обязанности по оборудованию здания



Дело № 2-343\12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ

Верхнеуральский районный суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Селецкой Е.П.,

при секретаре Красюк Л.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Верхнеуральского района Челябинской области, предъявленного в интересах неопределенного круга лиц, к ОГУП <данные изъяты> о возложении обязанности по оборудованию здания необходимыми специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов и граждан из числа маломобильных групп населения,

У С Т А Н О В И Л :

Прокуратурой Верхнеуральского района на основании обращения ФИО1, проведена проверка соблюдения Федерального закона от 24.11.1995 года № 181 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на территории Верхнеуральского муниципального района Челябинской области, в ходе которой обнаружены нарушения в части создания необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов и граждан из числа маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры.

Проведенной проверкой установлено, что здание, находящееся по адресу: <адрес>, в котором расположена аптека ОГУП <данные изъяты> филиала «Магнитогорский» не обеспечено специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов и граждан из числа маломобильных групп населения.

В судебном заседании помощник прокурора Рубашин Н.Н. поддержал иск прокурора Верхнеуральского района и просил суд его удовлетворить в полном объеме.

Представитель ОГУП <данные изъяты> филиала «Магнитогорский» ФИО2 в судебном заседании с иском прокурора согласился и просил суд увеличить срок для создания необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов и граждан из числа маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры ввиду того, что ОГУП является бюджетным учреждением и для выполнения указанных работ необходимо выделение денежных средств. В связи с этим просит суд предоставить 6 месяцев для установления специальных приспособлений –пандусов для беспрепятственного доступа инвалидов в Аптеку . Так же пояснил, что в настоящее время на перилах, ведущих в помещение Аптеки , имеется кнопка вызова. В случае посещения инвалида-колясочника аптеки, после нажатия кнопки-вызова, работник аптеки, выйдя на улицу к посетителю, произведет его обслуживание.

    Представитель администрации МО « <адрес> » в суд не явился, о дате рассмотрения дела извещен надлежащим образом ( л.д.21 ), о причинах неявки суд не известил. Представлено письменное заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации (л.д.22).

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителей 3-го лица в силу ст. 167 ГПК РФ.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что иск прокурора Верхнеуральского района подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

    Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Улучшение условий жизни инвалидов как одной из самых социально уязвимых категорий населения входит в число приоритетных задач, определенных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 мая 2004 г. и 25 апреля 2005 г.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Согласно положениям вышеназванных норм закона к объектам социальной инфраструктуры отнесены общественные и производственные здания, строения и сооружения, к которым относится и здание – <адрес> в <адрес>, в котором расположена Аптека .

Помещение, в котором расположена Аптека , находится в собственности Субъекта Российской Федерации – Челябинской области и в хозяйственном ведении Областного государственного унитарного предприятия <данные изъяты> на основании Свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.10)

Санитарные нормы и правила 35-01-2001 "Доступность здания и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16 июля 2001 г. N 73, в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам также предусматривают, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема.

Постановлением Правительства Челябинской области № 301-п от 15.12.2010 года утверждена областная целевая программа «Социальная поддержка инвалидов в Челябинской области на 2011-2015 года», основной задачей которой является обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.

На территории Верхнеуральского муниципального района действует целевая программа «Социальная поддержка инвалидов в Верхнеуральском муниципальном районе Челябинской области» на 2012-2015 года, с включением подпрограммы «Формирование доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения в Верхнеуральском муниципальном районе на 2012-2015 года» - далее Подпрограмма. (Утверждена постановлением и.о. главы администрации Верхнеуральского муниципального района ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ).

Из объяснений заведующей аптекой <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что входы в аптеку по <адрес>, аптечный пункт по <адрес>, принадлежащие ОГУП <данные изъяты> филиал «Магнитогорский», не оборудованы специальными приспособлениями для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов для покупки необходимых лекарственных средств и иных медицинских препаратов.

Доступность для инвалидов различных структур общества и окружающей среды является одной из важнейших предпосылок, условий обеспечения их прав и свобод.

Доступность среды определяется уровнем ее возможного использования.

Важнейшим условием формирования комфортной среды для жизнедеятельности инвалидов является индивидуальный подход в решении вопросов доступности к объекту социальной инфраструктуры. Учитывая ценный потенциальный вклад инвалидов в общее благосостояние, а также активную деятельность общественных организаций инвалидов, формирование доступной среды жизнедеятельности создаст возможности для полной реализации инвалидами своих прав и свобод, а также будет способствовать полноценному участию инвалидов в жизни муниципального образования.

Инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата не всегда беспрепятственно могут посетить учреждения торговли, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, культуры и искусства, государственные и муниципальные учреждения, вокзалы, учебные заведения, библиотеки. Причина - существующие ограничения, препятствующие доступ к объектам социальной инфраструктуры (не приспособленный для инвалидов пассажирский транспорт, лестницы, узкие двери, пороги, неровные тротуары).

Правовой основой требований беспрепятственного доступа инвалидов и граждан из числа маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры являются общепризнанные принципы создания равных возможностей, сформулированные в положениях Всемирной программы действий в отношении инвалидов (принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 37/52 от 03.12.1982 года), ст. 7 и 29 Конституции Российской Федерации.

В соответствии с «Параметрами оценки обеспечения равных возможностей для инвалидов» (приложение № 4 к областной подпрограмме «Формирование доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения в Челябинской области» на 2011-2015 года) на объектах социальной инфраструктуры необходимо наличие пандуса шириной не менее 900 миллиметров с углом подъёма 5-8 градусов и специальными поручнями или наличие специальных подъёмно-транспортных устройств, обеспечивающих беспрепятственный доступ.

В судебном заседании установлено, что здание по <адрес> в <адрес>, в котором расположено помещение Аптеки , являющегося объектом социальной инфраструктуры, не оборудовано указанными специальными устройствами, что является нарушением Федерального закона от 24.11.1995 года № 181 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Суд полагает, что ответчикам следует предоставить 6-месячный срок для исполнения данного судебного решения ввиду необходимости изыскания финансов для проведения работ по оборудованию здания, в котором расположена Аптека необходимыми специальными приспособлениями в соответствии с установленными нормами для беспрепятственного доступа инвалидов и граждан из числа маломобильных групп населения.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Обязать Областное государственное унитарное предприятие <данные изъяты> филиал «Магнитогорский» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать здание аптеки , расположенное по адресу: <адрес>, необходимыми специальными приспособлениями в соответствии с установленными нормами для беспрепятственного доступа инвалидов и граждан из числа маломобильных групп населения.

    Решение Верхнеуральского районного суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через Верхнеуральский районный суд в месячный срок со дня принятия решения.

    Председательствующий : Е.П. Селецкая