о возложении обязанности по оборудованию здания



Дело № 2-344\12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ

Верхнеуральский районный суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Селецкой Е.П.,

при секретаре Красюк Л.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Верхнеуральского района Челябинской области, предъявленного в интересах неопределенного круга лиц, к ОГУП <данные изъяты>, индивидуальному предпринимателю ФИО1 о возложении обязанности по оборудованию здания необходимыми специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов и граждан из числа маломобильных групп населения,

У С Т А Н О В И Л :

Прокуратурой Верхнеуральского района на основании обращения ФИО2, проведена проверка соблюдения Федерального закона от 24.11.1995 года № 181 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на территории Верхнеуральского муниципального района Челябинской области, в ходе которой обнаружены нарушения в части создания необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов и граждан из числа маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры.

Проведенной проверкой установлено, что здание, находящееся по адресу: <адрес>, в котором расположен аптечный пункт ОГУП <данные изъяты> филиала «Магнитогорский» не обеспечено специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов и граждан из числа маломобильных групп населения.

В судебном заседании помощник прокурора Рубашин Н.Н. поддержал иск прокурора Верхнеуральского района и просил суд его удовлетворить в полном объеме.

Представитель ОГУП <данные изъяты> филиал «Магнитогорский» ФИО3 в судебном заседании с иском прокурора согласился, пояснил, что ОГУП <данные изъяты> арендует помещение в здании по <адрес> в <адрес>, подтвердил, что у здания имеется единственный вход, ведущий в различные помещения. Переоборудовать указанный вход с установлением пандусов невозможно ввиду отсутствия технической возможности. К тому же подъезд к указанному зданию инвалиду-колясочнику вообще невозможен ввиду того, что здание расположено на пригорке и к нему ведут лестницы, по которым инвалиду затруднительно вообще подъехать к указанному зданию. Пояснил, что ответчик не возражает приобрести и устанавливать по мере необходимости мобильный пандус, который может быть использован при первой необходимости, установив звонок-вызов работника аптеки. Установление названных мобильных пандусов практикуется в <адрес> в зданиях, где технически невозможно установить стационарные пандусы для инвалидов-колясочников.

Ответчик индивидуальный предприниматель ФИО1 в суд не явилась, о дате рассмотрения дела по существу извещена надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не просила. ( л.д. 52)

    Представитель администрации МО « <адрес> » в суд не явился, о дате рассмотрения дела извещен надлежащим образом ( л.д.53-54 ), о причинах неявки суд не известил. Представлено письменное заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации.

    Суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.

Заслушав стороны, исследовав матери алы дела, суд считает, что иск прокурора Верхнеуральского района подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

    Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Улучшение условий жизни инвалидов как одной из самых социально уязвимых категорий населения входит в число приоритетных задач, определенных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 мая 2004 г. и 25 апреля 2005 г.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Согласно положениям вышеназванных норм закона к объектам социальной инфраструктуры отнесены общественные и производственные здания, строения и сооружения, к которым относится и здание – по <адрес> в <адрес>, в котором расположен аптечный пункт Областного государственного унитарного предприятия « <данные изъяты>

Помещение, в котором расположен аптечный пункт, находится в собственности индивидуального предпринимателя ФИО1 на основании Свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.

Между ИП ФИО1 и Областным государственным унитарным предприятием <данные изъяты> заключен договор аренды нежилого помещения общей площадью 96,4 кв.м., расположенного в здании по <адрес> в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ с правом пролонгации его на тот же срок. ( л.д. 10-11)

Из пояснений представителя ответчика ФИО3 следует, что договор аренды считается продленным и в настоящее время аптечный склад располагается в указанном здании.

Санитарные нормы и правила 35-01-2001 "Доступность здания и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16 июля 2001 г. N 73, в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам также предусматривают, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема.

Постановлением Правительства Челябинской области № 301-п от 15.12.2010 года утверждена областная целевая программа «Социальная поддержка инвалидов в Челябинской области на 2011-2015 года», основной задачей которой является обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.

На территории Верхнеуральского муниципального района действует целевая программа «Социальная поддержка инвалидов в Верхнеуральском муниципальном районе Челябинской области» на 2012-2015 года, с включением подпрограммы «Формирование доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения в Верхнеуральском муниципальном районе на 2012-2015 года» - далее Подпрограмма. (Утверждена постановлением и.о. главы администрации Верхнеуральского муниципального района ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ).

Доступность для инвалидов различных структур общества и окружающей среды является одной из важнейших предпосылок, условий обеспечения их прав и свобод.

Доступность среды определяется уровнем ее возможного использования.

Важнейшим условием формирования комфортной среды для жизнедеятельности инвалидов является индивидуальный подход в решении вопросов доступности к объекту социальной инфраструктуры. Учитывая ценный потенциальный вклад инвалидов в общее благосостояние, а также активную деятельность общественных организаций инвалидов, формирование доступной среды жизнедеятельности создаст возможности для полной реализации инвалидами своих прав и свобод, а также будет способствовать полноценному участию инвалидов в жизни муниципального образования.

Инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата не всегда беспрепятственно могут посетить учреждения торговли, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, культуры и искусства, государственные и муниципальные учреждения, вокзалы, учебные заведения, библиотеки. Причина - существующие ограничения, препятствующие доступ к объектам социальной инфраструктуры (не приспособленный для инвалидов пассажирский транспорт, лестницы, узкие двери, пороги, неровные тротуары).

Правовой основой требований беспрепятственного доступа инвалидов и граждан из числа маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры являются общепризнанные принципы создания равных возможностей, сформулированные в положениях Всемирной программы действий в отношении инвалидов (принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 37/52 от 03.12.1982 года), ст. 7 и 29 Конституции Российской Федерации.

В соответствии с «Параметрами оценки обеспечения равных возможностей для инвалидов» (приложение № 4 к областной подпрограмме «Формирование доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения в Челябинской области» на 2011-2015 года) на объектах социальной инфраструктуры необходимо наличие пандуса шириной не менее 900 миллиметров с углом подъёма 5-8 градусов и специальными поручнями или наличие специальных подъёмно-транспортных устройств, обеспечивающих беспрепятственный доступ.

В судебном заседании установлено, что здание по <адрес> в <адрес>, в котором расположено помещение аптечного склада, являющегося объектом социальной инфраструктуры, не оборудовано указанными специальными устройствами, что является нарушением Федерального закона от 24.11.1995 года № 181 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Суд полагает, что ответчикам следует предоставить 3-месячный срок для исполнения данного судебного решения ввиду необходимости изыскания финансов для проведения работ по оборудованию здания, в котором расположен аптечный пункт, принадлежащий ОГУП « <данные изъяты> филиал Магнитогорский необходимыми специальными приспособлениями в соответствии с установленными нормами для беспрепятственного доступа инвалидов и граждан из числа маломобильных групп населения.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Обязать Областное государственное унитарное предприятие <данные изъяты> филиал «Магнитогорский», индивидуального предпринимателя ФИО1 в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать здание, в котором расположен аптечный пункт, по адресу: <адрес>, необходимыми специальными приспособлениями в соответствии с установленными нормами для беспрепятственного доступа инвалидов и граждан из числа маломобильных групп населения в аптечный пункт.

    Решение Верхнеуральского районного суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через Верхнеуральский районный суд в месячный срок со дня принятия решения.

    Председательствующий : Е.П. Селецкая