о признании бездействия незаконным, возложении обязанности



Дело № 2-291/12 г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ

Верхнеуральский районный суд Челябинской области в составе: председательствующего судьи Селецкой Е.П.,

при секретаре Красюк Л.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Верхнеуральского района в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к <данные изъяты> <данные изъяты> о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Верхнеуральского района обратился в суд с иском <данные изъяты> <данные изъяты> о признании бездействия незаконным, возложении обязанности на <данные изъяты> обязанность исполнить требования законодательства о лицензировании и специальных нормативных актов по созданию необходимых для лицензирования условий; собрать пакет документов, необходимых для лицензирования медицинской деятельности <данные изъяты> направить соответствующую заявку и пакет документов в лицензирующий орган. На <данные изъяты> возложить обязанность по обеспечению своевременного финансирования мероприятий по подготовке учреждения к лицензированию – направить Главе Верхнеуральского муниципального района и в Минсоцотношений Челябинской области документы для осуществления финансирования производства реконструкции помещений <данные изъяты> для расположения медицинских кабинетов.

В иске указал, что бездействие ответчиков выражается в том, что они не обеспечили учреждение <данные изъяты> необходимыми условиями для получения лицензии на медицинскую деятельность.

Пунктом 19 части 2 статьи 22 Закона Российской Федерации № 3266-1 от 10.07.1992 года «Об образовании» предусмотрено, что к компетенции образовательного учреждения относится создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения.

В соответствии с частью 1 статьи 40 Федерального Закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отдельные виды деятельности, представляющие потенциальную опасность для человека, подлежат лицензированию в соответствии с законодательством РФ.

Пунктом 96 части 1 статьи 17 Федерального закона Российской Федерации № 128-ФЗ от 08.08.2001 года «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит лицензированию.

Согласно требованиям статьи 15 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан № 5487-1 от 22.07.1993 года лицензирование медицинской и фармацевтической деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Бездействие <данные изъяты> <данные изъяты> выразившееся в невыполнении требований законодательства о лицензировании медицинской деятельности, нарушают права детей на безопасные условия пребывания в учреждении. Отсутствие в <данные изъяты> лицензии на осуществление медицинской деятельности в медицинском кабинете освобождает данное учреждение от обязанности по соблюдению медицинских технологий, санитарных норм и правил при осуществлении медицинской деятельности; обеспечения контроля за соответствием качества выполняемых медицинских работ (услуг) установленным требованиям (стандартам) и т.д.

Осуществление медицинской деятельности в отсутствие лицензии в детском доме ставит под угрозу жизнь и здоровье не только воспитанников, но и работников данного образовательного учреждения, пользующихся правом на оказание им медицинской помощи.

В судебном заседании помощник прокурора Рубашин Н.Н. иск прокурора Верхнеуральского района поддержал в полном объеме и просил суд его удовлетворить.

Представитель ответчика <данные изъяты> Можарова Н.А., действующая по доверенности, в судебном заседании с иском прокурора не согласилась, пояснив, что бездействия со стороны ответчиков нет. Проводится ряд мероприятий, направленных на получение лицензирования медицинской деятельности в <данные изъяты> а именно :

В ДД.ММ.ГГГГ совместно <данные изъяты> и <данные изъяты> началась работа по осуществлению лицензирования медицинской деятельности <данные изъяты>, первым этапом которого стало проведение котировки на проведение проектно-изыскательных работ по строительству медицинского блока для <данные изъяты>

Итогом данной процедуры, проведенной Управлением экономики и имущества администрации Верхнеуральского муниципального района как уполномоченного органа Администрации Верхнеуральского муниципального района, стало положительное заключение государственной экспертизы Областного государственного автономного учреждения «Управление государственной экспертизы проектной документации, проектов документов территориального планирования и инженерных изысканий <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ на строительство медицинского блока <данные изъяты> по адресу: <адрес>, а также акт приема-передачи документов от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Управлением экономикой и имуществом администрации Верхнеуральского муниципального района и <данные изъяты> для дальнейшей подачи заявления на финансирование строительства в Министерство социальных отношений Челябинской области.

В дальнейшем копии указанных документов были направлены в Министерство социальных отношений Челябинской области (далее по тексту – Минсоотношений) для осуществления финансирования на указанный выше объект строительства.

Вместе с тем, согласно поручения от ДД.ММ.ГГГГ Первого заместителя <адрес> ФИО8, проверки муниципальных образовательных учреждений <данные изъяты> <адрес> и <адрес> комиссией Минсоцотношений, а также письма и справки Минсоцотношений Главе Верхнеуральского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ указывается, что «необходимо расположить на первом этаже здания <данные изъяты> 5 помещений общей площадью 47 кв.м. Исходя из данной потребности, считаем возможным в результате переустройства имеющихся помещений <данные изъяты> добавить к существующему медицинскому кабинету (11,3 кв.м.) переоборудованные под размещение медицинского блока помещения (общей площадью 38,3 кв.м.)». То есть без осуществления строительства медицинского блока.

На основании рекомендации Минсоцотношений <данные изъяты> обратилось в муниципальное учреждение «Управление инженерного обеспечения и строительства <адрес>» с целью сообразности переустройства помещений здания <данные изъяты> по адресу: <адрес>. В ответ на обращение муниципальное учреждение «Управление инженерного обеспечения и строительства <адрес>» исх. От ДД.ММ.ГГГГ сообщило, что ДД.ММ.ГГГГ были определены помещения для расположения кабинетов медицинского назначения, для производства реконструкции требуется составление проектно-сметной документации организацией, имеющей СРО».

После этого директор <данные изъяты> обратился ДД.ММ.ГГГГ в ООО <данные изъяты> для предоставления коммерческого предложения по изготовлению проектно-сметной документации по объекту: медицинский блок в здании <данные изъяты> По имеющейся информации данное заключение будет составлено примерно к середине ДД.ММ.ГГГГ., и в том случае, если по его результатам будет утверждено составление проектно-сметной документации на реконструкцию помещений здания <данные изъяты> то будут приниматься меры по обращению к Главе Верхнеуральского муниципального района и Минсоцотношений на финансирование указанных мероприятий, поскольку в соответствии с абз.2. п. 24 Положения осуществление <данные изъяты> функций по исполнению отдельных государственных полномочий производится за счет субвенций федерального и регионального фондов компенсаций.

Таким образом, <данные изъяты> совместно с <данные изъяты> совершило все необходимые действия для разрешения данного вопроса. В связи с этим <данные изъяты> просит суд не признавать свои действия незаконным бездействием.

Представитель ответчика директор <данные изъяты> ФИО9 поддержала доводы, изложенные представителем <данные изъяты>, пояснив, что работа проводилась и будет проводиться в дальнейшем. Для полного решения указанной проблемы необходим определенный срок. Просит суд определить в судебном решении срок – 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу для получения лицензии на медицинскую деятельность в <данные изъяты>

Представитель третьего лица Министерства социальных отношений Челябинской области в суд не явился, представлен письменный отзыв по делу с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства. ( л.д. 69-71)

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд полагает, что иск прокурора Верхнеуральского района подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Пунктом 19 части 2 статьи 22 Закона Российской Федерации № 3266-1 от 10.07.1992 года «Об образовании» предусмотрено, что к компетенции образовательного учреждения относится создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения.

В соответствии с частью 1 статьи 40 Федерального Закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отдельные виды деятельности, представляющие потенциальную опасность для человека, подлежат лицензированию в соответствии с законодательством РФ.

Пунктом 96 части 1 статьи 17 Федерального закона Российской Федерации № 128-ФЗ от 08.08.2001 года «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит лицензированию.

Согласно требованиям статьи 15 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан № 5487-1 от 22.07.1993 года лицензирование медицинской и фармацевтической деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 года № 30 (далее Положение о лицензировании медицинской деятельности), медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной амбулаторно-клинической помощи, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно приложению. В свою очередь указанное Приложение к Положению о лицензировании медицинской деятельности включает работы (услуги) по диетологии, медицинским осмотрам (предварительным, периодическим), сестринскому делу.

В судебном заседании установлено, что необходимые для лицензирования медицинской деятельности условия в <данные изъяты> не созданы, лицензия на осуществление медицинской деятельности до настоящего времени не получена.

Однако, суд считает, что ответчики не допустили бездействия, так как ими выполнен ряд мероприятий, направленных на разрешение вопроса по лицензированию медицинской деятельности <данные изъяты>

Согласно п. 7 Устава <данные изъяты> от имени муниципального образования – Верхнеуральский район, функции Учредителя возложены на <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ в адрес руководителя <данные изъяты> направлено представление об устранении нарушений федерального законодательства в части отсутствия лицензирования медицинской деятельности ряда социальных учреждений, в том числе <данные изъяты> По результатам рассмотрения представления прокурора руководителем <данные изъяты> предоставлен ответ за исх. от ДД.ММ.ГГГГ о том, что предоставлено финансовое обеспечение, объявлена и проведена котировка на проектирование медицинского блока, после проведения конкурса начнется строительства медицинского блока. ( л.д. 24)

ДД.ММ.ГГГГ директором <данные изъяты> ФИО9 дополнительно представлены сведения о том, что смета объекта капитального строительства «Медицинский блок <данные изъяты>» получила положительное заключение государственной экспертизы. ( л.д. 27)

Итогом данной процедуры, проведенной Управлением экономики и имущества администрации Верхнеуральского муниципального района как уполномоченного органа Администрации Верхнеуральского муниципального района, стало положительное заключение государственной экспертизы Областного государственного автономного учреждения «Управление государственной экспертизы проектной документации, проектов документов территориального планирования и инженерных изысканий <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ на строительство медицинского блока <данные изъяты> по адресу: <адрес>, а также акт приема-передачи документов от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Управлением экономикой и имуществом администрации Верхнеуральского муниципального района и <данные изъяты> для дальнейшей подачи заявления на финансирование строительства в Министерство социальных отношений <адрес>.

В дальнейшем копии указанных документов были направлены в Министерство социальных отношений <адрес> (далее по тексту – Минсоотношений) для осуществления финансирования на указанный выше объект строительства.

Вместе с тем, согласно поручения от ДД.ММ.ГГГГ Первого заместителя <адрес> ФИО8, проверки муниципальных образовательных учреждений <данные изъяты> <адрес> и <адрес> комиссией Минсоцотношений, а также письма и справки Минсоцотношений Главе Верхнеуральского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ указывается, что «необходимо расположить на первом этаже здания <данные изъяты> 5 помещений общей площадью 47 кв.м. Исходя из данной потребности, считаем возможным в результате переустройства имеющихся помещений <данные изъяты> добавить к существующему медицинскому кабинету (11,3 кв.м.) переоборудованные под размещение медицинского блока помещения (общей площадью 38,3 кв.м.)». То есть без осуществления строительства медицинского блока. ( л.д. 43-48)

На основании рекомендации Минсоцотношений <данные изъяты> обратилось в муниципальное учреждение «Управление инженерного обеспечения и строительства <адрес>» с целью сообразности переустройства помещений здания <данные изъяты> по адресу: <адрес>. В ответ на обращение муниципальное учреждение «Управление инженерного обеспечения и строительства <адрес>» исх. от ДД.ММ.ГГГГ сообщило, что ДД.ММ.ГГГГ были определены помещения для расположения кабинетов медицинского назначения, для производства реконструкции требуется составление проектно-сметной документации организацией, имеющей СРО». ( л.д. 50)

После этого директор <данные изъяты> обратился ДД.ММ.ГГГГ в ООО <данные изъяты> для предоставления коммерческого предложения по изготовлению проектно-сметной документации по объекту: медицинский блок в здании <данные изъяты> ( л.д. 49)

Из представленного ответа ООО <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что стоимость работ составляет <данные изъяты>. ( л.д. 73)

ДД.ММ.ГГГГ директор <данные изъяты> ФИО9 обратилась к Главе Верхнеуральского района с заявлением о выделении <данные изъяты> для проведения проектно-сметных работ по объекту « Медицинский блок в здании <данные изъяты> ( л.д. 74 )

При таких обстоятельствах суд считает, что требование прокурора о признании незаконным бездействия ответчиков по невыполнению требований законодательства о лицензировании медицинской деятельности не подлежит удовлетворению, так как по мнению суда ответчики не бездействуют.

Суд принимает довод истца и согласен с тем, что отсутствие в <данные изъяты> лицензии на осуществление медицинской деятельности в медицинском кабинете освобождает данное учреждение от обязанности по соблюдению медицинских технологий, санитарных норм и правил при осуществлении медицинской деятельности; обеспечения контроля за соответствием качества выполняемых медицинских работ (услуг) установленным требованиям (стандартам) и т.д.

Осуществление медицинской деятельности в отсутствие лицензии в детском доме ставит под угрозу жизнь и здоровье не только воспитанников, но и работников данного образовательного учреждения, пользующихся правом на оказание им медицинской помощи.

Суд считает, что требование прокурора о возложении обязанности на ответчиков по проведению работы по лицензированию медицинской деятельности подлежит удовлетворению.

Представители ответчиков в судебном заседании согласились с указанными исковыми требованиями о возложении на них обязанностей и пояснили, что данную работу необходимо проводить и она будет проведена в установленный в судебном решении срок.

Суд учитывая, что для выполнения указанных требований закона необходим значительный промежуток времени, считает возможным установить ответчикам 6-месячный срок с момента вступления в законную силу судебного акта для исполнения возложенных на них обязанностей.

Суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора в части возложения на ответчиков обязанностей подлежат удовлетворению, а именно на ответчика <данные изъяты> следует возложить обязанность по исполнению требования законодательства о лицензировании и специальных нормативных актов по созданию необходимых для лицензирования условий; собрать пакет документов, необходимых для лицензирования медицинской деятельности <данные изъяты> направить соответствующую заявку и пакет документов в лицензирующий орган ; на <данные изъяты> следует возложить обязанность по обеспечению своевременного финансирования мероприятий по подготовке учреждения к лицензированию – направить Главе Верхнеуральского муниципального района и в Министерство социальных отношений <адрес> документы для осуществления финансирования производства реконструкции помещений <данные изъяты> для расположения медицинских кабинетов.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск прокурора Верхнеуральского района в интересах неопределенного круга лиц к <данные изъяты>, <данные изъяты> о признании бездействия незаконным, возложении обязанности удовлетворить частично.

Обязать ответчика <данные изъяты> в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу исполнить требования законодательства о лицензировании и специальных нормативных актов по созданию необходимых для лицензирования условий; собрать пакет документов, необходимых для лицензирования медицинской деятельности <данные изъяты> направить соответствующую заявку и пакет документов в лицензирующий орган ;

Обязать ответчика <данные изъяты> в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу обеспечить своевременное финансирование мероприятий по подготовке учреждения к лицензированию – направить Главе Верхнеуральского муниципального района и в Министерство социальных отношений <адрес> документы для осуществления финансирования производства реконструкции помещений <данные изъяты> для расположения медицинских кабинетов.

В удовлетворении остальной части иска прокурору Верхнеуральского района Челябинской области отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в апелляционном порядке через Верхнеуральский районный суд в течение месяца со дня принятии решения.

Председательствующий : Е.П. Селецкая