о признании части нормативно-правового акта противоречащим действующему законодательству



Дело № 2-480\12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ

Верхнеуральский районный суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Селецкой Е.П.,

при секретаре Красюк Л.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело заявлению прокурора Верхнеуральского района Челябинской области, предъявленного в интересах неопределенного круга лиц, о признании нормативно-правового акта, принятого Собранием депутатов Верхнеуральского муниципального района, противоречащим действующему законодательству,

У С Т А Н О В И Л :

     Прокурор Верхнеуральского района Челябинской области обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Собранию депутатов Верхнеуральского муниципального района о признании нормативно-правового акта, принятого Собранием депутатов Верхнеуральского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении Положения « О порядке назначения выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должность муниципальной службы Верхнеуральского района» незаконным и противоречащим действующему федеральному законодательству, и его отмене. Так же просит суд признать п.1 Решения Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ об отклонении протеста прокурора Верхнеуральского района незаконным отменить его. В обоснование своих требований указал следующее.

Решением Собрания депутатов Верхнеуральского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение «О порядке назначения выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должность муниципальной службы Верхнеуральского района». Согласно п.1 ст. 22 указанного Положения выплата муниципальной пенсии прекращается в случае выезда на постоянное место жительства за пределы Челябинской области.

На основании ст. 24 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 21.11.2011) "О муниципальной службе в Российской Федерации" в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Федеральным законом № 166-ФЗ от 15.12.2012 «О государственном пенсионном обеспечении в российской Федерации» не предусмотрены основания прекращения выплаты пенсии в связи с выездом за пределы определенной обозначенной территории.

В соответствии со ст. 12 Закона Челябинской области от 29.03.2007 N 104-ЗО (ред. от 29.03.2012) "О регулировании государственной гражданской службы Челябинской области" государственное пенсионное обеспечение гражданских служащих осуществляется в соответствии с федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах, в том числе и муниципальной пенсии.

Прекращение, как начисление, так и выплата трудовых пенсий гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы района, субъекта, Российской Федерации, является ограничением конституционного права на социальное обеспечение, гарантированного статьей 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации.

Прокурором Верхнеуральского района принесён протест от ДД.ММ.ГГГГ на пп. 1 п. 1 Решения совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении положения о порядке назначения выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности…».

Согласно ответа Собрания депутатов Верхнеуральского района от ДД.ММ.ГГГГ протест прокурора отклонён.

Пункт 1 Решения Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ об отклонении указанного выше протеста не основан на законе и противоречит действующему законодательству.

    Помощник прокурора Усков А.А. в судебном заседании заявление прокурора Верхнеуральского района поддержал в полном объеме и просил суд его удовлетворить. Пояснил, что в названном положении ущемляются права граждан, получаемых надбавку к трудовой пенсии выехавших за пределы Челябинской области.

Представитель Собрания депутатов Верхнеуральского муниципального района Прохорова О.В., действующая по доверенности ( л.д.58 ) в судебном заседании с заявлением прокурора Верхнеуральского района не согласилась и просила суд оставить его без удовлетворения. Представленный письменный отзыв на заявление прокурора Верхнеуральского района поддержала.( л.д. 59). Пояснила в судебном заседании, что пп. 1 п. 1 Решения совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении положения о порядке назначения выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности…» не ущемляет прав граждан, так как указанная категория граждан получает трудовую пенсию, назначенную в соответствии с федеральным законом « О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 года № 166-ФЗ и « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ. Принятое Советом депутатов Положение не противоречит ни одному федеральному закону, права граждан не нарушаются. Пояснила, что при выезде гражданина, получающего муниципальную пенсию ( надбавку), за пределы Челябинской области, органам местного самоуправления затруднительно отследить переход получателя пенсии на пенсию иного вида, прохождения им государственной (муниципальной) службы за пределами Челябинской области, смерти получателя пенсии. Просила суд отказать в удовлетворении заявления прокурора.

    

    Представитель администрации Верхнеуральского муниципального района в суд не явился, представлен письменный отзыв ( л.д.54-57 ) Из представленного письменного отзыва усматривается, что администрация Верхнеуральского района не согласна с заявлением прокурора, считает его необоснованным и не подлежащим удовлетворению.

    Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что заявление прокурора Верхнеуральского района не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

    В судебном заседании установлено, что подпунктом 1 пункта 1 решения Собрания депутатов Верхнеуральского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ утверждено положение о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы. (л.д.11-14)

В соответствии с ФЗ от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» для муниципальных служащих предусмотрена гарантия в виде пенсионного обеспечения за выслугу лет.

В силу п.4. ст. 7 ФЗ от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ условия предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и актами органов местного самоуправления.

Следовательно, в силу п. 5 ст. 1 ФЗ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, п.4. ст. 7 ФЗ от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ, предусматривающего распространение в полном объеме на муниципального служащего прав государственного гражданского служащего в области пенсионного обеспечения осуществляется на основе законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ и актов органов местного самоуправления и по своей правовой природе, так как и доплаты к пенсии (пенсии за выслугу лет) государственным гражданским служащим, является дополнительным обеспечением, предоставляемым за счет средств соответствующих бюджетов субъектов РФ помимо пенсии, назначаемой на общих основаниях.

Пунктом 3 Положения о порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы установлено, что пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии.

Следовательно, законодатель субъекта РФ либо орган местного самоуправления вправе вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы в данном субъекте РФ, дополнительного обеспечения ( в виде ежемесячной доплаты либо пенсии за выслугу лет) к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, в том числе корректировать правила исчисления таких выплат, и такое изменение, осуществленное с учетом конституционных принципов равенства и социальной справедливости, право граждан на социальное обеспечение, в том числе конституционное право на получение государственной пенсии в установленных законом случаях и размерах.

Частью 9 ст. 34, ч. 2 ст. 53 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», законодателем четко регламентировано, что финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований, а так же органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, муниципальных служащих и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.

В силу ст. 86 Бюджетного Кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления... При этом, расходные обязательства муниципального образования, указанные в абзацах втором и четвертом пункта 1 настоящей статьи устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

Таким образом, установление подпунктом 1 пункта 22 Положения о порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы, основания прекращения выплаты пенсии за выслугу лет при выезде на постоянное место жительства за пределы Челябинской области, направлено на граждан, относящимся к одной и той же категории - муниципальным служащим Верхнеуральского района, равных прав на прекращение выплаты пенсии при наличии указанного основания, а так же в связи с отсутствием у администрации Верхнеуральского района возможности отследить переход получателя пенсии на пенсию иного вида, прохождения им государственной (муниципальной) службы за пределами Челябинской области, смерти получателя пенсии.

Таким образом, основания прекращения выплаты пенсии в связи с выездом на постоянное место жительства за пределы Челябинской области не может рассматриваться как нарушающее права граждан на пенсионное обеспечение.

К тому же, суд принимает во внимание пояснение представителя Собрания депутатов Верхнеуральского муниципального района, что органам местного самоуправления затруднительно отследить переход получателя пенсии на пенсию иного вида, прохождения им государственной (муниципальной) службы за пределами Челябинской области, смерти получателя пенсии.

Прокуратурой Верхнеуральского района на решение Собрания депутатов района принесен протест от ДД.ММ.ГГГГ на подпункт 1 пункта 1 Решения Собрания депутатов района от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении о порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы».( л.д.44 )

Решением Собрания депутатов района от ДД.ММ.ГГГГ отказано в удовлетворении протеста прокуратуры Верхнеуральского района в связи с тем, что Положение о порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы не нарушает права граждан на дополнительное пенсионное обеспечение, а так же порядок, размеры и условия выплаты пенсии за выслугу лет, в соответствии с п. 4 ст. 7 ФЗ от 15.1.2001 г. № 166-ФЗ, устанавливаются органами местного самоуправления определяются самостоятельно за счет собственных средств бюджета и в пределах финансовой возможности.( л.д. 45-46, оборот л.д. 46)

Суд считает, что ограничений прав граждан, которым прекращается выплата муниципальной пенсии ( надбавки к трудовой пенсии ) при выезде за пределы Челябинской области, не имеется, так как они являются получателями трудовой пенсии, назначенной в соответствии с федеральным законодательством о пенсионном обеспечении. При этом, конституционное право на социальное обеспечение данных граждан так же не нарушается.

Суд считает, что Собрание депутатов Верхнеуральского муниципального района, рассмотрев внесенный протест прокурора в соответствии с действующим законодательством рассмотрел его и принял решение о его отклонении.

При таких обстоятельствах, суд считает, что правовых оснований для удовлетворения заявления прокурора Верхнеуральского района о признании нормативно-правового акта, принятого Собранием депутатов Верхнеуральского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении Положения « О порядке назначения выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должность муниципальной службы Верхнеуральского района» незаконным и о признании п.1 Решения Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ об отклонении протеста прокурора Верхнеуральского района незаконным, не имеется.

    

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

                    Р Е Ш И Л :

    Прокурору Верхнеуральского района отказать в удовлетворении заявления о признании нормативно-правового акта, принятого Собранием депутатов Верхнеуральского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении Положения « О порядке назначения выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должность муниципальной службы Верхнеуральского района» незаконным и о признании п.1 Решения Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ об отклонении протеста прокурора Верхнеуральского района незаконным.

    

    Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через Верхнеуральский районный суд в апелляционном порядке в месячный срок с момента вынесения мотивированного решения, изготовленного в окончательной форме.

    Председательствующий : Е.П. Селецкая